Курсовая школа пациентов с сахарным диабетом
Сестринский процесс при сахарном диабете
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Сахарный диабет – это группа метаболических (обменных) заболеваний,
характеризующихся гипергликемией, которая является результатом дефектов
секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Заболеваемость
сахарным диабетом постоянно растет. В промышленных развитых странах она
составляет 6-7% всего населения. Сахарный диабет занимает третье место после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Сахарный диабет – глобальная медико-социальная и гуманитарная проблема XXI века, затронувшая сегодня все
мировое сообщество. Еще двадцать лет назад количество людей во всем мире с
диагнозом «сахарный диабет» не превышало 30 миллионов. За время жизни одного
поколения заболеваемость диабетом возросла катастрофически. Сегодня диабетом
более 285 миллионов человек, а к 2025 году, по прогнозу Международной федерации
диабета (МФД), их число увеличится до 438 миллионов. При этом диабет неуклонно
молодеет, поражая все больше людей трудоспособного возраста.
Сахарный диабет – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание,
которое требует медицинской помощи на протяжении всей жизни больного и является
одной из главных причин преждевременной смертности. По данным Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), каждые 10 секунд в мире умирает 1 больной
сахарным диабетом, то есть ежегодно умирает около 4 миллионов больных – больше,
чем от СПИДа и гепатита.
Диабет характеризуется развитием серьезных осложнений: сердечнососудистой
и почечной недостаточности, потери зрения, гангрены нижних конечностей.
Смертность от болезней сердца и инсультов у больных сахарным диабетом в 2-3
раза, поражение почек в 12-15 раз, слепота в 10 раз, ампутация нижних
конечностей почти в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
В декабре 2006 года Организация Объединенных Наций приняла специальную
резолюцию № 61/225 по сахарному диабету, в которой признала диабет тяжелым
хроническим заболеванием, представляющим серьезную угрозу не только для
благополучия отдельных людей, но и для экономического и социального благосостояния
государств и всего мирового сообщества.
Диабет – болезнь чрезвычайно затратная. Прямые затраты на борьбу с
диабетом и его осложнениями составляют в развитых странах не менее 10-15 % от
бюджетов здравоохранения. При этом 80 % затрат уходят на борьбу с осложнениями
диабета.
Системный подход к борьбе с диабетом – отличительная черта российской
государственной политики в области здравоохранения. Однако ситуация такова, что
рост заболеваемости в России, как и в мире в целом, сегодня опережает все
принимаемые меры.
Официально в стране зарегистрировано около 3 миллионов больных, однако по
результатам контрольно-эпидемиологических исследований их число не менее 9-10
миллионов. Это означает, что на одного выявленного больного приходится 3-4
невыявленных. Кроме того, около 6 миллионов россиян находятся в состоянии
преддиабета.
По оценкам экспертов, на борьбу с диабетом в России, тратится около 280
миллиардов рублей ежегодно. Эта сумма составляет приблизительно 15% от общего
бюджета здравоохранения.
Предмет изучения:
Сестринский процесс при сахарном диабете.
Объект исследования:
Сестринский процесс при сахарном диабете.
Цель исследования:
Изучение сестринского процесса при сахарном диабете.
Задачи:
Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:
· этиологию и предрасполагающие факторы сахарного диабета;
· принципы оказания первичной медицинской помощи при сахарном
диабете;
· методы обследований и подготовку к ним;
· принципы лечения и профилактики данного заболевания
(манипуляции, выполняемые медицинской сестрой).
Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:
· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при
осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией;
· основные результаты обследования и лечения описываемых
больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
Методы исследования:
· научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной
теме;
· эмпирический – наблюдение, дополнительные методы
исследования:
организационный (сравнительный, комплексный) метод;
субъективный метод клинического обследования пациента (сбор
анамнеза);
объективные методы обследования пациента (физикальные,
инструментальные, лабораторные);
· биографические (анализ анамнестических сведений, изучение
медицинской документации);
· психодиагностический (беседа).
Практическое значение курсовой работы:
Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество
сестринской помощи.
сахарный диабет болезнь кома
.
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
Заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью
инсулина в организме и характеризующееся в связи с этим нарушением всех видов
обмена веществ и в первую очередь обмена углеводов.
Выделяют два типа сахарного диабета:
инсулиннезависимый (диабет II
типа) ИЗСД
Сахарный диабет I типа
чаще развивается у молодых людей, а II типа – у пожилых.
1.1 Этиология
Сахарный диабет чаще всего возникает вследствие относительной инсулиновой
недостаточности, реже – абсолютной.
Главной причиной развития инсулинзависимого сахарного диабета является
органическое или функциональное поражение β-клеток островкового аппарата
поджелудочной железы, что приводит к недостаточности синтеза инсулина. Эта
недостаточность может возникнуть после резекции поджелудочной железы, что , при
склерозе сосудов и вирусном поражении поджелудочной железы, панкреатите, после
психических травм, при употреблении продуктов, содержащих токсические вещества,
непосредственно поражающие β-клетки и пр. Диабет II типа – инсулиннезависимый – может
быть вызван изменением функции (гиперфункцией) других эндокринных желез,
вырабатывающих гормоны, обладающие контринсулярным свойством. К этой группе
относятся гормоны коры надпочечников, щитовидной железы, гипофизарные гормоны
(тиреотропный, соматотропный, кортикотропный), глюкагон. Диабет этого типа
может развиться при болезнях печени, когда начинает вырабатываться в избытке
инсулиназа – ингибитор (разрушитель) инсулина. Важнейшими причинами развития
инсулиннезависимого сахарного диабета являются ожирение и сопутствующие ему
метаболические нарушения. У лиц с ожирением сахарный диабет развивается в 7-10
раз чаще, чем у людей с нормальной массой тела.
1.2 Патогенез
В
патогенезе сахарного диабета выделяют два основных звена:
<#”577047.files/image001.gif”>
ذèٌ. 1. ؤèàلهٍè÷هٌêàے
ٌٍîïà
دذبثخئإحبإ
3
ذèٌ. 2. أëêîىهًٍ
دذبثخئإحبإ
4
ذèٌ. 3. دîىïîâàے
èيٌَëèيîٍهًàïèے
دذبثخئإحبإ
5
زàلë. 2. صèىè÷هٌêèé ٌîٌٍàâ è
êàëîًèéيîٌٍü نèهٍè÷هٌêîمî ٌٍîëà ¹9
صèىè÷هٌêèé ٌîٌٍàâ | تàëîًèéيîٌٍü | |
َمëهâîنû | 300 – 350 م | 90 – 100 م |
وèًû | 75 – 80 م | |
êàëîًèè | 2300 – 1500 êêàë | |
يàًٍèے | 12 م | |
ٌâîلîنيàے | 1,5 ë |
زàلë. 3. ذهêîىهينَهىûه
è èٌêë÷àهىûه
ïًîنَêٍû è لëنà نëے
نèهٍû ¹ 9.
ذàçًهّàهٌٍے | بٌêë÷àهٌٍے |
رَïû | |
èç ًàçيûُ îâîùهé, ùè, لîًù, ٌâهêîëüيèê, îêًîّêà | êًهïêèه, وèًيûه |
صëهل è ىَ÷يûه èçنهëèے | |
ذوàيîé, لهëêîâî-îًٍَلےيîé, لهëêîâî-ïّهيè÷يûé, ïّهيè÷يûé èç ىَêè 2-مî ٌîًٍà ُëهل, â | èçنهëèے èç ٌنîليîمî è ٌëîهيîمî ٍهٌٍà |
جےٌî è ïٍèِà | |
حهوèًيûه | |
جîëîêî | |
خâîùè | |
تàًٍîôهëü | |
دëîنû, | |
رâهوèه ôًَêٍû è ےمîنû êèٌëî-ٌëàنêèُ ٌîًٍîâ | âèيîمًàن <https://edimka.ru/text/produkti/grape>, |
ذàçىهùهيî يà Allbest.ru
Школа здоровья для пациента с сахарным диабетом.
План.
Занятие № 1 Что такое диабет: классификация, причины и механизмы развития.
Занятие № 2 Основные осложнения сахарного диабета, их профилактика.
Занятие № 3 Лечебное питание при сахарном диабете.
Занятие № 4 Неотложные состояния при сахарном диабете
Занятие № 5 Физические нагрузки при сахарном диабете, самоконтроль уровня глюкозы в крови,как правильно сдать анализы
Занятие № 6 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Заключительное занятие. Оценка результатов анкетирования и обучения в школе.
Занятие № 1 Что такое диабет: классификация, причины и механизмы развития.
Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся повышенным уровнем сахара (глюкозы) крови.
Наличиедиабета означает, что в Вашем организме инсулин не вырабатывается вообще или вырабатывается в количествах, недостаточных. Вашему организму.
Инсулин — это гормон, который продуцируется клетками поджелудочной железы и поступает в кровь.
Инсулин — это «швейцар», позволяющий сахару (глюкозе, образующейся при переваривании пищи) войти в клетки, где он превращается в энергию для нужд организма.
Инсулин такжепредотвращает выброс печенью большого количества сахара в кровь. При диабете возникают проблемы по использованию и контролю уровня сахара в организме. Когда сахар не может войти в клетку, его содержание в крови возрастает, провоцируя появление симптомов диабета. Через некоторое время высокий уровень сахара в крови может привести к осложнениям диабета, таким, как инфекции, кровоизлияния вовнутренних органах, расстройства функций почек, инсульт, ишемическая болезнь сердца (стенокардия), поражение ступней ног.
Существуют три основных типа диабета.
Сахарный диабет 1 типа
Сахарный диабет 1 типа называют инсулинзависимым (ИЗСД). ИЗСД возникает, когда ?-клетки поджелудочной железы прекращают вырабатывать инсулин. Люди с диабетом 1 типа обычно моложе 30 лет, худощавы, заболевание возникает у нихвнезапно и быстро приводит к ухудшению состояния — кетоацидозу. Никто точно не знает причину появления диабета 1 типа, но врачи уверены в том, что на появление ИЗСД влияют следующие факторы:
-семейная предрасположенность к ИЗСД;
-вирусы, поражающие поджелудочную железу;
-проблема с защитными силами организма (иммунной системой), которые разрушают клетки поджелудочной железы, продуцирующие инсулин.
Симптомысахарного диабета 1 типа включают в себя:
-повышенную жажду;
-потерю веса;
-слабость.
– частые позывы к мочеиспусканию, в т. ч. по ночам;
– ребенок может потеть во время сна;
– неутолимый голод и при этом необъяснимое похудение;
– раздражительность, истерики, колебания настроения;
– утомляемость, слабость;
– расплывчатое зрение;
– у женщин — грибковые вагинальные инфекции (молочница), которые с трудомподдаются лечению.
К сожалению, в большинстве случаев больные диабетом 1 типа и их близкие игнорируют перечисленные симптомы до тех пор, пока не разовьется кетоацидоз. Это острое осложнение, которое требует неотложной медицинской помощи. Симптомы
– сухая кожа, явное обезвоживание;
– частое глубокое дыхание;
– запах ацетона изо рта;
– вялость или потеря сознания;
– Боли в животе;
– Возможны тошнота,рвота, понос;
– Шумное, глубокое, учащенное дыхание.
Если у Вас сахарный диабет 1 типа, то основу лечения составляют регулярные инъекции инсулина, дозы которого подбираются индивидуально с учётом Вашего питания, физических нагрузок. Увеличивать или уменьшать дозы инсулина Вы сможете сами после обучения в «Школе диабета». При этом Вы должны контролировать уровень сахара в крови от 3 до 8 раз всутки.
Сахарный диабет 2 типа
Сахарный диабет 2 типа, называемый инсулиннезависимым сахарным диабетом (ИНСД), встречается наиболее часто.
Фактически 90% людей с диабетом имеют диабет этого типа.
Если у Вас диабет 2 типа, клетки поджелудочной железы производят недостаточное количество инсулина и/или Ваш организм не может адекватно реагировать на тот инсулин, который…
Историческая справка о школах диабета
Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.
В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.
Организация работы школы «Сахарный диабет»
Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:
Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:
1. пациенты СД 1–го типа;
2. пациенты с СД 2–го типа;
3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;
4. дети и подростки, больные СД и их родственники;
5. беременные, больные СД.
Цели школы диабета:
1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;
2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;
3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.
Задачи школы диабета:
1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;
2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;
3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;
4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;
5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].
В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:
1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;
2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;
3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;
4. обучение пациента уходу за стопами;
5. обучение пациента методам самоконтроля;
6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].