Методическая разработка на тему сахарный диабет
Всемирный День борьбы с сахарным диабетом проводится ежегодно в большинстве стран мира 14 ноября – в день рождения канадского врача и физиолога Фредерика Бантинга, который вместе с врачом Чарльзом Бестом сыграл решающую роль в открытии в 1922 году инсулина — лекарства, спасающего жизнь людям, больным диабетом.
Колоссальные экономические расходы и социальный ущерб, связанные с ростом распространенности СД и диабетических осложнений, высокой инвалидизацией и смертностью при этом заболевании, послужили причиной принятия в декабре 2006 года Резолюции Организации Объединенных Наций (ООН), заявившей о всемирной угрозе СД и призывающей к развитию национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике диабета и его осложнений. С 2007 года Всемирный день борьбы с диабетом отмечается под эгидой ООН.
Логотипом Всемирного дня диабета является синий круг. Во многих культурах круг символизирует жизнь и здоровье, а синий цвет обозначает небо, которое объединяет все народы, и цвет флага ООН. Синий круг — это международный символ осведомленности о диабете, означает единство мирового диабетического сообщества в борьбе с эпидемией диабета.
Целью нашего сегодняшнего мероприятия является повышение осведомлённости о диабете, а также акцентирование внимания на образ жизни при сахарном диабете, а главное на том, как можно предотвратить развитие болезни.
Этот день напоминает людям о проблеме сахарного диабета и необходимости объединения усилий государственных и общественных организаций, врачей и пациентов для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Как минимум 25% людей, страдающих диабетом, не знают о своем заболевании. Они спокойно занимаются делами, не обращают внимания на симптомы, а в это время диабет постепенно разрушает их организм. Это заболевание называют тихим убийцей. Начальный период игнорирования диабета может закончиться инфарктом, отказом почек, зрение падает или возникают проблемы с ногами. Реже случается так, что диабетик впадает в кому из-за повышенного сахара в крови, проходит через реанимацию, а потом начинает лечиться.
Тема Всемирного Дня борьбы с сахарным диабетом 2017 года – «Женщины и сахарный диабет – наше право на здоровое будущее».
По данным Международной диабетической федерации на 31 декабря 2016 года, в мире порядка 415 миллионов людей в возрасте от 20 до 79 лет больны диабетом, причем половина из них не знает о своем диагнозе.
Согласно данным Государственного (Федерального) регистра больных СД, на 31 декабря 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано 4,348 миллиона человек с диабетом (3% населения РФ), из них 94% имеют СД 2 типа, а 6% — СД 1 типа, но, учитывая, что фактическая распространенность сахарного диабета больше регистрируемой в 2-3 раза, предполагается, что число больных сахарным диабетом в России превышает 10 млн. человек.
В Российской Федерации за последние 15 лет общая численность пациентов СД возросла на 2,3 миллиона человек.
По данным регистра сахарного диабета в Московской области в 2016 году зарегистрировано 243193 больных СД
Во всем мире обеспокоены увеличением СД у женщин, особенно репродуктивного возраста, развитием СД во время беременности — гестационный сахарный диабет (ГСД).
Гестационный сахарный диабет является серьезным угрозой для здоровья матери и ребенка. У многих женщин с ГСД беременность и роды протекают с осложнениями, такие как высокое кровяное давление, большой вес при рождении младенцев и осложненные роды. У значительного число женщин с ГСД в дальнейшем развивается СД 2 типа, что приводит к дальнейшим осложнениям.
Сахарный диабет – группа заболеваний эндокринной системы, развивающихся из-за недостатка или отсутствия в организме инсулина (гормон), в результате чего значительно увеличивается уровень глюкозы (сахара) в крови (гипергликемия).
Сахарный диабет является в основном хроническим заболеванием. Он характеризуется нарушением обмена веществ – жировой, углеводный, белковый, водно-солевой и минеральный. При сахарном диабете нарушаются функции поджелудочной железы, которая собственно и вырабатывает инсулин.
Инсулин – белковый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, основной функцией которого является участие в процессах обмена веществ — переработке и преобразования сахара в глюкозу, а дальнейшей транспортировке глюкозы в клетки. Кроме того, инсулин регулирует уровень сахара в крови.
Как развивается сахарный диабет
Гормон инсулин превращает сахар в глюкозу, которая является энергетическим веществом, необходимым для нормальной работы клеток организма. Когда происходит сбой в выработке поджелудочной железой инсулина, начинаются нарушения в процессах обмена веществ. Глюкоза не доставляется в клетки, и оседает в крови. Клетки в свою очередь, голодая, начинают давать сбой, что внешне проявляется в виде второстепенных заболеваний (болезни кожи, кровеносной системы, нервной и других систем). В это же время, происходит значительное увеличение глюкозы в крови (гипергликемия). Качество и действие крови ухудшаются. Весь этот процесс и называется сахарным диабетом.
Чем вреден высокий уровень сахара в крови?
Высокий уровень сахара в крови способен вызвать дисфункцию практически всех органов, вплоть до летального исхода. Чем выше уровень сахара в крови, тем очевиднее результат его действия, которое выражается в:
— ожирении;
— гликозилировании (засахаривании) клеток;
— интоксикации организма с поражением нервной системы;
— поражении кровеносных сосудов;
— развитии второстепенных заболеваний, поражающих головной мозг, сердце, печени, легких, органов ЖКТ, мышц, кожи, глаз;
— проявлениях обморочных состояний, комы;
Норма сахара в крови
Натощак: 3,3-5,5 ммоль/л.
Через 2 часа после углеводной нагрузки: менее 7,8 ммоль/л
Симптомы сахарного диабета
Сахарный диабет в большинстве случаев развивается постепенно, и лишь изредка происходит стремительное развитие болезни, сопровождающееся повышением уровня глюкозы до критического уровня с различными диабетическими комами.
Первые признаки сахарного диабета
— постоянное чувство жажды;
— постоянная сухость во рту;
— повышенное выделение мочи (повышенный диурез);
— повышенная сухость и сильный зуд кожи;
— повышенная предрасположенность заболеваниям кожи, гнойнички;
— длительное заживление ран;
— резкое снижение или увеличение массы тела;
— повышенная потливость;
— мышечная слабость.
Признаки сахарного диабета
— частые головные боли, обморочные состояния, потеря сознания;
— ухудшение зрения;
— боли сердца;
— онемение ног, боль в ногах;
— снижение чувствительности кожи, особенно на стопах;
— отеки лица и голеней;
— увеличение печени;
— длительное заживление ран;
— повышенное артериальное давление;
— пациент начинает издать запах ацетона.
Причины сахарного диабета
Причин сахарного диабета может быть достаточно много, поэтому выделим наиболее значимые:
— наследственность;
— возраст (чем старше человек, тем больше вероятности заболеть);
— ожирение;
— нервное перенапряжение;
— заболевания, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин: рак поджелудочной железы, панкреатит и др.;
— вирусные инфекции: гепатит, ветряная оспа, краснуха, грипп и др.
Кроме того, сахарный диабет может развиться на фоне:
— гиперфункции надпочечников (гиперкортицизм);
— опухолей органов ЖКТ;
— повышения уровня гормонов, блокирующих инсулин;
— цирроза печени;
— гипертиреоза;
— плохой усвояемости углеводов;
— кратковременного повышения уровня сахара в крови.
Классификация сахарного диабета
В связи с тем, что сахарный диабет имеет много различных этиологий, признаков, осложнений, и конечно же, вида лечения, специалисты создали достаточно объемную формулу классификации данного заболевания. Рассмотрим виды, типы и степени сахарного диабета.
По этиологии:
Сахарный диабет 1-го типа (инсулинозависимый диабет, ювенильный диабет). Чаще всего, данный тип диабета наблюдается у молодых лиц, чаще худых. Протекает тяжело. Причина кроется в антителах, вырабатываемых самим организмом, которые блокируют β-клетки, вырабатывающие в поджелудочной железе инсулин.
II. Сахарный диабет 2-го типа (инсулинонезависимый диабет). Чаще всего, диабетом 2 типа страдают тучные люди от 40 лет. Причина кроется в переизбытке питательных веществ в клетках, из-за чего они теряют чувствительность к инсулину.
Также известен достаточно большой список других форм диабета.
III. Другие формы диабета:
А. Генетические нарушения b-клеток
В. Генетические дефекты действия инсулина
С. Заболевания эндокринных клеток поджелудочной железы:
1. травма или панкреатэктомия;
2. панкреатит;
3. неопластический процесс;
4. кистозный фиброз;
5. фиброкалькулёзная панкреатопатия;
6. гемохроматоз;
7. иные заболевания.
D. Эндокринопатии:
1. синдром Иценко-Кушинга;
2. акромегалия;
3. глюкоганома;
4. феохромацитома;
5. соматостатинома;
6. гипертиреоз;
7. альдостерома;
8. иные эндокринопатии.
E. Диабет как следствие побочного действия медикаментов и токсических веществ.
F. Диабет как осложнение инфекционных заболеваний:
1. краснуха;
2. цитомегаловирусная инфекция;
3. другие инфекционные заболевания.
IV. Гестационный сахарный диабет. Уровень сахара в крови повышается на фоне беременности. Часто проходит внезапно, после родов.
Диагностика.
Для диагностики сахарного диабета установлены следующие методы и анализы:
— измерение уровня глюкозы в крови (определение гликемии);
— измерение суточных колебаний уровня гликемии (гликемический профиль);
— измерение уровня инсулина в крови;
— тест на толерантность к глюкозе;
— анализ крови на концентрацию гликозилированного гемоглобина;
— биохимический анализ крови;
— анализ мочи для определения уровня лейкоцитов, глюкозы и белка;
— УЗИ брюшных органов;
— проба Реберга.
Лечение сахарного диабета
Перед началом лечения, необходимо провести точную диагностику организма, т.к. от этого зависит положительный прогноз выздоровления.
Лечение диабета направлено на:
— снижение уровня сахара в крови;
— нормализацию обмена веществ;
— предупреждение развития осложнений диабета.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой диабета.
Правило № 1 «Предупреждён-значит вооружен».
Периодически контролируйте уровень глюкозы в крови.
Наследственная предрасположенность играет весьма важную роль. Если среди ваших родственников есть диабетики — следите за своим состоянием и чаще сдавайте кровь на сахар. Также людям, входящим в группу риска, необходимо контролировать потребление углеводов.
Правило № 2.
— Следите за весом! Избыточный вес — наиболее распространенная причина диабета 2-го типа. Борьба с малоподвижным образом жизни! Максимально возможная активность.
Следующие пункты непосредственно вытекают из предыдущего.
— Просто добавь воды.
2 литра воды (речь идет об обычной чистой воде без газов, а не о чае, соках и кофе) в день поддержит ваше здоровье. Она запускает сложные реакции нашего организма и способствует выработке инсулина. Выпитый утром натощак стакан воды и в течение дня перед каждым приёмом пищи помогут снизить уровень глюкозы в крови.
— Питание со знанием
Фастфуд, редкие перекусы, множество консервов, колбас и животных жиров не слишком хорошо сказываются на внешнем виде человека и, что важнее, на здоровье. Для профилактики диабета нужно исключить по возможности из рациона легкие (простые) углеводы, питайтесь 5−6 раз в день небольшими порциями и налегайте на овощи и фрукты. Больше кушайте капусты, моркови, редиса, свёклы и цитрусовых. Помните о том, что лишний вес в несколько раз увеличивает ваши шансы заболеть диабетом.
Нынешнее «ленивое» время, когда мир захватили телевидение, интернет, сидячая работа, все большее число людей все меньше и меньше двигаются. К сожалению, это не лучшим образом сказывается на здоровье. Сахарный диабет, гипертония, геморрой, сердечная недостаточность, ухудшение зрения, болезни позвоночника – лишь малая часть недугов, в которых косвенно, а иногда и прямо виновен малоподвижный образ жизни.
Правило № 3— «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»
При физической активности глюкоза не застаивается в крови. Но даже если у вас нет времени на тренировки в спортзале 3 раза в неделю, вы можете заниматься физической активностью и по пути на работу или на учёбу. Больше ходите пешком (минимум 30 минут в день) и по лестнице, в обеденный перерыв сделайте несколько приседаний.
Правило № 4.
—Долой стрессы!
Сложные жизненные обстоятельства, горы работы, жизненные заботы, назойливый коллега и докучливые соседи не должны трогать ни одну струнку вашей души. Спокойствие — залог здоровья всего организма. Отсутствие стрессов напрямую влияет на профилактику диабета: как только человек начинает нервничать, повышается артериальное давление и возникает риск сердечно-сосудистых заболеваний, от которых, в свою очередь, зависит и уровень сахара в крови. Так что улыбайтесь, слушайте хорошую музыку, читайте книги любимых авторов и общайтесь только с приятными людьми.
Будьте здоровы!
Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
Методическая разработка для преподавателя
к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»
Специальность: «Сестринское дело»
Составили:
преподаватель педиатрии:
Ушакова Ф.И.
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК педиатрии
Протокол № _____
от «___» _____________ г.
Председатель ЦМК
____________
2010
Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Специальность: «Сестринское дело».
Место проведения занятия: кабинет доклиники.
Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).
Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
Целевые задачи:
Студенты должны
Уметь:
- Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
- Выявить проблемы пациента и его окружающих.
- Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
- Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
- Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
- Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
- Провести промывание желудка ребенку.
- Набрать и ввести нужную дозу инсулина.
Оснащение занятия
- Тестовые задачи.
- Ситуационные задачи.
- Методическое пособие для учащихся.
- Инсулиновые препараты.
- Инсулиновые шприцы.
- Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.
Хронокарта
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Методическая разработка к практическому занятию по теме:
«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»
Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен
Уметь:
- собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
- подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
- собрать суточную мочу на сахар
- определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
- составить меню больному сахарным диабетом
- ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
- обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
- провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы
- оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
- расшифровать углеводную кривую.
Знать:
Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.
Оснащение занятия:
На каждого студента:
- Методическое пособие.
- Бланк направления.
- Шприцы.
- Иглы.
- Лотки.
- Ватные шарики.
- Пинцеты.
- Препараты инсулина.
На двух студентов:
- Стеклянная мерная посуда.
- Фантом для п/к инъекций.
- Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.
На бригаду:
- Видеодвойка.
- Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
- Глюкометр.
- Шприц-ручка для введения инсулина.
Хронокарта
Организационный момент | 5 мин. |
Актуализация темы | 5 мин. |
Контроль исходного уровня | 20 мин. |
Изучение нового материала | 60 мин. |
Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры) | 60 мин. |
Отработка практических навыков | 90 мин. |
Решение профессиональных задач | 25 мин. |
Подведение итогов, задание на дом | 5 мин. |
ВСЕГО | 270 мин. |
Литература для студентов
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
- Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
- Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие – Мн.: Высш. шк., 2000 г.
- Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
Литература для преподавателя
- Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
- Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
- Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.
План занятия
- Организационный момент:
- отметить отсутствующих
- ознакомить студентов с планом занятия
- Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
- каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
- после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
- Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
- преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
- Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
- преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
- преподаватель контролирует и корректирует их действия
- рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
- Решение ситуационных задач:
- каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
- Подведение итогов занятия:
- преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия
Литература для студентов:
Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал
Литература для преподавателя:
«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского
Мотивация
Уважаемый студент!
Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:
Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.
Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.
Информационный блок
- Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
- Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
- Виды инсулинов.
- Памятки для больных, примерное меню.
- Уход при сахарном диабете.
- Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.
Алгоритмы манипуляций
- Выполнение инъекции инсулина.
- Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
- Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
- ООД сбора мочи на сахар.
- Образец заполнения бланка направления.
- Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.
Методический блок
- Мотивация.
- Цели занятия.
- Оснащение занятия.
- План занятия.
- Хронокарта.
- Литература.
Хронокарта занятия
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Литература для студентов:
- «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
- Рецептурный справочник под редакцией Машковского.
- «Детские болезни» Святкиной.
Литература для преподавателя:
- «Детские болезни» Н.Шабалова.
- «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.
Схема ООД сбора мочи на сахар
Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением
№ | Цель действия | План действия | Теоретическое обоснование | Критерий | Примечание |
1. | Подготовка посуды для сбора мочи | Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию | |||
2. | Подготовка больного | Подмывание не требуется | |||
3. | Сбор мочи | Предупредите больного:
| Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче | Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты |
Примеры выписки рецептов
- Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.
Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml
D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет
- Моносуинсулин для подкожного введения.
Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды
- Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.
Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет
- Суспензия инсулина – ультралонг.
Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном
Приложение № 3
Вопросы по теме: «Сахарный диабет»
(для выявления уровня знаний)
- К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
- Какие типы сахарного диабета выделяют?
- Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
- Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
- Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
- Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
- Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
- Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
- Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
- Какие симптомы характерны для диабетической комы?
- Какие причины вызывают ее?
- Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
- Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
- Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
- Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?
Уход при сахарном диабете
Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.
План сестринских вмешательств | Обоснование |
1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни» |
|
2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.) |
|
3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса») |
|
4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина |
|
5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина |
|
6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка |
|
7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек |
|
8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний |
|
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».
На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.
Критерии оценки данного тестового задания:
До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»
От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»
От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»
Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»
Ситуации к разыгрыванию ролей
Бригада делится попарно.
В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).
Ситуация № 1
У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.
Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.
Ситуация № 2
Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.
Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.
Ситуация № 3
Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.
Обучите маму сбору мочи на сахар.
Ситуация № 4
Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Объясните маме, как хранить инсулин.
Ситуационная № 5
Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.
Ситуация № 6
Вы – фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.
Задание студенту в роли больного – опишите симптомы начинающейся диабетической комы и назовите ее возможные причины.
Задание студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.
Ситуация № 7
У ребенка 7 лет, больного сахарным диабетом, начинается гипогликемическая кома.
Студенту в роли больного – опишите признаки начинающейся гипогликемической комы и назовите возможные причины ее возникновения.
Студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.
Ситуация № 8
У ребенка 10 лет с сахарным диабетом ухудшается самочувствие. Дифференциальная диагностика затруднена.
Студенту № 1 – провести дифференциальную диагностику между комами, возникающими при сахарном диабете.
Студенту № 2 – составить алгоритм неотложной помощи при затруднении дифференциальной диагностики.