Методическая разработка на тему сахарный диабет

Всемирный День борьбы с сахарным диабетом проводится ежегодно в большинстве стран мира 14 ноября – в день рождения канадского врача и физиолога Фредерика Бантинга, который вместе с врачом Чарльзом Бестом сыграл решающую роль в открытии в 1922 году инсулина — лекарства, спасающего жизнь людям, больным диабетом.

Колоссальные экономические расходы и социальный ущерб, связанные с ростом распространенности СД и диабетических осложнений, высокой инвалидизацией и смертностью при этом заболевании, послужили причиной принятия в декабре 2006 года Резолюции Организации Объединенных Наций (ООН), заявившей о всемирной угрозе СД и призывающей к развитию национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике диабета и его осложнений. С 2007 года Всемирный день борьбы с диабетом отмечается под эгидой ООН.

Логотипом Всемирного дня диабета является синий круг. Во многих культурах круг символизирует жизнь и здоровье, а синий цвет обозначает небо, которое объединяет все народы, и цвет флага ООН. Синий круг — это международный символ осведомленности о диабете, означает единство мирового диабетического сообщества в борьбе с эпидемией диабета.

Целью нашего сегодняшнего мероприятия является повышение осведомлённости о диабете, а также акцентирование внимания на образ жизни при сахарном диабете, а главное на том, как можно предотвратить развитие болезни.

Этот день напоминает людям о проблеме сахарного диабета и необходимости объединения усилий государственных и общественных организаций, врачей и пациентов для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Как минимум 25% людей, страдающих диабетом, не знают о своем заболевании. Они спокойно занимаются делами, не обращают внимания на симптомы, а в это время диабет постепенно разрушает их организм. Это заболевание называют тихим убийцей. Начальный период игнорирования диабета может закончиться инфарктом, отказом почек, зрение падает или возникают проблемы с ногами. Реже случается так, что диабетик впадает в кому из-за повышенного сахара в крови, проходит через реанимацию, а потом начинает лечиться.

Тема Всемирного Дня борьбы с сахарным диабетом 2017 года – «Женщины и сахарный диабет – наше право на здоровое будущее».

По данным Международной диабетической федерации на 31 декабря 2016 года, в мире порядка 415 миллионов людей в возрасте от 20 до 79 лет больны диабетом, причем половина из них не знает о своем диагнозе.

Согласно данным Государственного (Федерального) регистра больных СД, на 31 декабря 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано 4,348 миллиона человек с диабетом (3% населения РФ), из них 94% имеют СД 2 типа, а 6% — СД 1 типа, но, учитывая, что фактическая распространенность сахарного диабета больше регистрируемой в 2-3 раза, предполагается, что число больных сахарным диабетом в России превышает 10 млн. человек.

В Российской Федерации за последние 15 лет общая численность пациентов СД возросла на 2,3 миллиона человек.

По данным регистра сахарного диабета в Московской области в 2016 году зарегистрировано 243193 больных СД

Во всем мире обеспокоены увеличением СД у женщин, особенно репродуктивного возраста, развитием СД во время беременности — гестационный сахарный диабет (ГСД).

Гестационный сахарный диабет является серьезным угрозой для здоровья матери и ребенка. У многих женщин с ГСД беременность и роды протекают с осложнениями, такие как высокое кровяное давление, большой вес при рождении младенцев и осложненные роды. У значительного число женщин с ГСД в дальнейшем развивается СД 2 типа, что приводит к дальнейшим осложнениям.

Сахарный диабет – группа заболеваний эндокринной системы, развивающихся из-за недостатка или отсутствия в организме инсулина (гормон), в результате чего значительно увеличивается уровень глюкозы (сахара) в крови (гипергликемия).

Сахарный диабет является в основном хроническим заболеванием. Он характеризуется нарушением обмена веществ – жировой, углеводный, белковый, водно-солевой и минеральный. При сахарном диабете нарушаются функции поджелудочной железы, которая собственно и вырабатывает инсулин.

Инсулин – белковый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, основной функцией которого является участие в процессах обмена веществ — переработке и преобразования сахара в глюкозу, а дальнейшей транспортировке глюкозы в клетки. Кроме того, инсулин регулирует уровень сахара в крови.

Как развивается сахарный диабет

Гормон инсулин превращает сахар в глюкозу, которая является энергетическим веществом, необходимым для нормальной работы клеток организма. Когда происходит сбой в выработке поджелудочной железой инсулина, начинаются нарушения в процессах обмена веществ. Глюкоза не доставляется в клетки, и оседает в крови. Клетки в свою очередь, голодая, начинают давать сбой, что внешне проявляется в виде второстепенных заболеваний (болезни кожи, кровеносной системы, нервной и других систем). В это же время, происходит значительное увеличение глюкозы в крови (гипергликемия). Качество и действие крови ухудшаются. Весь этот процесс и называется сахарным диабетом.

Чем вреден высокий уровень сахара в крови?

Высокий уровень сахара в крови способен вызвать дисфункцию практически всех органов, вплоть до летального исхода. Чем выше уровень сахара в крови, тем очевиднее результат его действия, которое выражается в:

— ожирении;
— гликозилировании (засахаривании) клеток;
— интоксикации организма с поражением нервной системы;
— поражении кровеносных сосудов;
— развитии второстепенных заболеваний, поражающих головной мозг, сердце, печени, легких, органов ЖКТ, мышц, кожи, глаз;
— проявлениях обморочных состояний, комы;

Норма сахара в крови

Натощак: 3,3-5,5 ммоль/л.
Через 2 часа после углеводной нагрузки: менее 7,8 ммоль/л

Симптомы сахарного диабета

Сахарный диабет в большинстве случаев развивается постепенно, и лишь изредка происходит стремительное развитие болезни, сопровождающееся повышением уровня глюкозы до критического уровня с различными диабетическими комами.

Первые признаки сахарного диабета

— постоянное чувство жажды;
— постоянная сухость во рту;
— повышенное выделение мочи (повышенный диурез);
— повышенная сухость и сильный зуд кожи;
— повышенная предрасположенность заболеваниям кожи, гнойнички;
— длительное заживление ран;
— резкое снижение или увеличение массы тела;
— повышенная потливость;
— мышечная слабость.

Признаки сахарного диабета

— частые головные боли, обморочные состояния, потеря сознания;
— ухудшение зрения;
— боли сердца;
— онемение ног, боль в ногах;
— снижение чувствительности кожи, особенно на стопах;
— отеки лица и голеней;
— увеличение печени;
— длительное заживление ран;
— повышенное артериальное давление;
— пациент начинает издать запах ацетона.

Причины сахарного диабета

Причин сахарного диабета может быть достаточно много, поэтому выделим наиболее значимые:

— наследственность;
— возраст (чем старше человек, тем больше вероятности заболеть);
— ожирение;
— нервное перенапряжение;
— заболевания, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин: рак поджелудочной железы, панкреатит и др.;
— вирусные инфекции: гепатит, ветряная оспа, краснуха, грипп и др.

Кроме того, сахарный диабет может развиться на фоне:

— гиперфункции надпочечников (гиперкортицизм);
— опухолей органов ЖКТ;
— повышения уровня гормонов, блокирующих инсулин;
— цирроза печени;
— гипертиреоза;
— плохой усвояемости углеводов;
— кратковременного повышения уровня сахара в крови.

Читайте также:  Кровь в рвоте при сахарном диабете

Классификация сахарного диабета

В связи с тем, что сахарный диабет имеет много различных этиологий, признаков, осложнений, и конечно же, вида лечения, специалисты создали достаточно объемную формулу классификации данного заболевания. Рассмотрим виды, типы и степени сахарного диабета.

По этиологии:

Сахарный диабет 1-го типа (инсулинозависимый диабет, ювенильный диабет). Чаще всего, данный тип диабета наблюдается у молодых лиц, чаще худых. Протекает тяжело. Причина кроется в антителах, вырабатываемых самим организмом, которые блокируют β-клетки, вырабатывающие в поджелудочной железе инсулин.

II. Сахарный диабет 2-го типа (инсулинонезависимый диабет). Чаще всего, диабетом 2 типа страдают тучные люди от 40 лет. Причина кроется в переизбытке питательных веществ в клетках, из-за чего они теряют чувствительность к инсулину.

Также известен достаточно большой список других форм диабета.

III. Другие формы диабета:

А. Генетические нарушения b-клеток
В. Генетические дефекты действия инсулина
С. Заболевания эндокринных клеток поджелудочной железы:
1. травма или панкреатэктомия;
2. панкреатит;
3. неопластический процесс;
4. кистозный фиброз;
5. фиброкалькулёзная панкреатопатия;
6. гемохроматоз;
7. иные заболевания.
D. Эндокринопатии:
1. синдром Иценко-Кушинга;
2. акромегалия;
3. глюкоганома;
4. феохромацитома;
5. соматостатинома;
6. гипертиреоз;
7. альдостерома;
8. иные эндокринопатии.
E. Диабет как следствие побочного действия медикаментов и токсических веществ.
F. Диабет как осложнение инфекционных заболеваний:
1. краснуха;
2. цитомегаловирусная инфекция;
3. другие инфекционные заболевания.

IV. Гестационный сахарный диабет. Уровень сахара в крови повышается на фоне беременности. Часто проходит внезапно, после родов.

Диагностика.

Для диагностики сахарного диабета установлены следующие методы и анализы:

— измерение уровня глюкозы в крови (определение гликемии);
— измерение суточных колебаний уровня гликемии (гликемический профиль);
— измерение уровня инсулина в крови;
— тест на толерантность к глюкозе;
— анализ крови на концентрацию гликозилированного гемоглобина;
— биохимический анализ крови;
— анализ мочи для определения уровня лейкоцитов, глюкозы и белка;
— УЗИ брюшных органов;
— проба Реберга.

Лечение сахарного диабета

Перед началом лечения, необходимо провести точную диагностику организма, т.к. от этого зависит положительный прогноз выздоровления.

Лечение диабета направлено на:

— снижение уровня сахара в крови;
— нормализацию обмена веществ;
— предупреждение развития осложнений диабета.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой диабета.

Правило № 1 «Предупреждён-значит вооружен».

Периодически контролируйте уровень глюкозы в крови.

Наследственная предрасположенность играет весьма важную роль. Если среди ваших родственников есть диабетики — следите за своим состоянием и чаще сдавайте кровь на сахар. Также людям, входящим в группу риска, необходимо контролировать потребление углеводов.

Правило № 2.

— Следите за весом! Избыточный вес — наиболее распространенная причина диабета 2-го типа.  Борьба с малоподвижным образом жизни! Максимально возможная активность.

Следующие пункты непосредственно вытекают из предыдущего.

— Просто добавь воды.

2 литра воды (речь идет об обычной чистой воде без газов, а не о чае, соках и кофе) в день поддержит ваше здоровье. Она запускает сложные реакции нашего организма и способствует выработке инсулина. Выпитый утром натощак стакан воды и в течение дня перед каждым приёмом пищи помогут снизить уровень глюкозы в крови.

— Питание со знанием
Фастфуд, редкие перекусы, множество консервов, колбас и животных жиров не слишком хорошо сказываются на внешнем виде человека и, что важнее, на здоровье. Для профилактики диабета нужно исключить по возможности из рациона легкие (простые) углеводы, питайтесь 5−6 раз в день небольшими порциями и налегайте на овощи и фрукты. Больше кушайте капусты, моркови, редиса, свёклы и цитрусовых. Помните о том, что лишний вес в несколько раз увеличивает ваши шансы заболеть диабетом.

Нынешнее «ленивое» время, когда мир захватили телевидение, интернет, сидячая работа, все большее число людей все меньше и меньше двигаются. К сожалению, это не лучшим образом сказывается на здоровье. Сахарный диабет, гипертония, геморрой, сердечная недостаточность, ухудшение зрения, болезни позвоночника – лишь малая часть недугов, в которых косвенно, а иногда и прямо виновен малоподвижный образ жизни.

Правило № 3— «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»

При физической активности глюкоза не застаивается в крови. Но даже если у вас нет времени на тренировки в спортзале 3 раза в неделю, вы можете заниматься физической активностью и по пути на работу или на учёбу. Больше ходите пешком (минимум 30 минут в день) и по лестнице, в обеденный перерыв сделайте несколько приседаний.

Правило № 4.

—Долой стрессы!

Сложные жизненные обстоятельства, горы работы, жизненные заботы, назойливый коллега и докучливые соседи не должны трогать ни одну струнку вашей души. Спокойствие — залог здоровья всего организма. Отсутствие стрессов напрямую влияет на профилактику диабета: как только человек начинает нервничать, повышается артериальное давление и возникает риск сердечно-сосудистых заболеваний, от которых, в свою очередь, зависит и уровень сахара в крови. Так что улыбайтесь, слушайте хорошую музыку, читайте книги любимых авторов и общайтесь только с приятными людьми. 

Будьте здоровы!

Источник

Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателя

к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: «Сестринское дело»

Составили:

преподаватель педиатрии:

Ушакова Ф.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК педиатрии

Протокол № _____

от «___» _____________ г.

Председатель ЦМК

____________

2010

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Специальность: «Сестринское дело».

Место проведения занятия: кабинет доклиники.

Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).

Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.

        Целевые задачи:

        Студенты должны

Уметь:

  1. Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
  2. Выявить проблемы пациента и его окружающих.
  3. Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
  4. Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
  5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
  6. Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
  7. Провести промывание желудка ребенку.
  8. Набрать и ввести нужную дозу инсулина.

Оснащение занятия

  1. Тестовые задачи.
  2. Ситуационные задачи.
  3. Методическое пособие для учащихся.
  4. Инсулиновые препараты.
  5. Инсулиновые шприцы.
  6. Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.

Хронокарта

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Читайте также:  Грецкий орех при диабете рецепты

Методическая разработка к практическому занятию по теме:

«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»

Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен

Уметь:

  • собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
  • подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
  • собрать суточную мочу на сахар
  • определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
  • составить меню больному сахарным диабетом
  • ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
  • обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
  • провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы  
  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
  • расшифровать углеводную кривую.

Знать:

Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.

Оснащение занятия:

        На каждого студента:

  1. Методическое пособие.
  2. Бланк направления.
  3. Шприцы.
  4. Иглы.
  5. Лотки.
  6. Ватные шарики.
  7. Пинцеты.
  8. Препараты инсулина.

        На двух студентов:

  1. Стеклянная мерная посуда.
  2. Фантом для п/к инъекций.
  3. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.

        На бригаду:

  1. Видеодвойка.
  2. Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
  3. Глюкометр.
  4. Шприц-ручка для введения инсулина.

Хронокарта

Организационный момент

5 мин.

Актуализация темы

5 мин.

Контроль исходного уровня

20 мин.

Изучение нового материала

60 мин.

Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры)

60 мин.

Отработка практических навыков

90 мин.

Решение профессиональных задач

25 мин.

Подведение итогов, задание на дом

5 мин.

ВСЕГО

270 мин.

Литература для студентов

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
  2. Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие –  Мн.: Высш. шк., 2000 г.
  4. Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

Литература для преподавателя

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
  2. Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
  3. Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.

План занятия

  1. Организационный момент:
  • отметить отсутствующих
  • ознакомить студентов с планом занятия
  1. Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
  • каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
  • после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
  1. Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
  • преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
  1. Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
  • преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
  • преподаватель контролирует и корректирует их действия
  • рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
  1. Решение ситуационных задач:
  • каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
  1. Подведение итогов занятия:  
  • преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия

Литература для студентов:

Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал

Литература для преподавателя:

«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского

Мотивация 

Уважаемый студент!

        Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:

        Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.  

        Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.

Информационный блок

  1. Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
  2. Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
  1. Виды инсулинов.
  2. Памятки для больных, примерное меню.
  3. Уход при сахарном диабете.
  4. Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.

Алгоритмы манипуляций

  1. Выполнение инъекции инсулина.
  2. Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
  3. Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
  4. ООД сбора мочи на сахар.
  5. Образец заполнения бланка направления.
  6. Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.

Методический блок

  1. Мотивация.
  2. Цели занятия.
  3. Оснащение занятия.
  4. План занятия.
  5. Хронокарта.
  6. Литература.

Хронокарта занятия

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Читайте также:  Алгоритм при комах сахарного диабета

Литература для студентов:

  1. «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
  2. Рецептурный справочник под редакцией Машковского.  
  3. «Детские болезни» Святкиной.

Литература для преподавателя:

  1. «Детские болезни» Н.Шабалова.
  2. «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.

Схема ООД сбора мочи на сахар

Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением

Цель действия

План действия

Теоретическое обоснование

Критерий

Примечание

1.

Подготовка посуды для сбора мочи

Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию

2.

Подготовка больного

Подмывание не требуется

3.

Сбор мочи

Предупредите больного:

  1. Первую утреннюю порцию мочи выливайте в унитаз.
  2. Со следующей порции собирайте за сутки до последнего дня всю мочу (например с 700-700).
  3. Через сутки измерьте всю мочу в мл, запишите в направлении.
  4. Перемешайте всю мочу стеклянной палочкой.
  5. Отлейте в баночку на 200 мл, закройте крышкой.
  6. Отнесите в лабораторию.

Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче

Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты

Примеры выписки рецептов

  1. Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.

Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml

 D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет

  1. Моносуинсулин для подкожного введения.

Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды

  1. Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.

Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет

  1. Суспензия инсулина – ультралонг.

Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном

Приложение № 3

Вопросы по теме: «Сахарный диабет»

(для выявления уровня знаний)

  1. К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
  2. Какие типы сахарного диабета выделяют?
  3. Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
  4. Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
  5. Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
  6. Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
  7. Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
  8. Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
  9. Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
  10. Какие симптомы характерны для диабетической комы?
  11. Какие причины вызывают ее?
  12. Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
  13. Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
  14. Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
  15. Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?

Уход при сахарном диабете

Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни»

  1. Обеспечивается право пациента на информацию
  2. Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.)

  1. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса»)

  1. Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  1. профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы

5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  1. профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка

  1. профилактика развития коматозных состояний

7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  1. гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний

  1. при сахарном диабете снижен иммунитет – это часто болеющие дети (ЧБД)

Уважаемые студенты!

        Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».

        На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.

        Критерии оценки данного тестового задания:

До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»

От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»

От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»

Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»

Ситуации к разыгрыванию ролей

        Бригада делится попарно.

        В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).

Ситуация № 1

        У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.

Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.

Ситуация № 2

        Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.

        Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.

Ситуация № 3

         Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.

        Обучите маму сбору мочи на сахар.

Ситуация № 4

        Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Объясните маме, как хранить инсулин.

Ситуационная № 5

        Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.

Ситуация № 6

        Вы – фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.

        Задание студенту в роли больного – опишите симптомы начинающейся диабетической комы и назовите ее возможные причины.

        Задание студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 7

        У ребенка 7 лет, больного сахарным диабетом, начинается гипогликемическая кома.

        Студенту в роли больного – опишите признаки начинающейся гипогликемической комы и назовите возможные причины ее возникновения.

        Студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 8

        У ребенка 10 лет с сахарным диабетом ухудшается самочувствие. Дифференциальная диагностика затруднена.

        Студенту № 1 – провести дифференциальную диагностику между комами, возникающими при сахарном диабете.

        Студенту № 2 – составить алгоритм неотложной помощи при затруднении дифференциальной диагностики.

Источник