Методичка по сахарному диабету у детей

Методичка по сахарному диабету у детей thumbnail

Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателя

к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: «Сестринское дело»

Составили:

преподаватель педиатрии:

Ушакова Ф.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК педиатрии

Протокол № _____

от «___» _____________ г.

Председатель ЦМК

____________

2010

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Специальность: «Сестринское дело».

Место проведения занятия: кабинет доклиники.

Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).

Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.

        Целевые задачи:

        Студенты должны

Уметь:

  1. Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
  2. Выявить проблемы пациента и его окружающих.
  3. Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
  4. Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
  5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
  6. Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
  7. Провести промывание желудка ребенку.
  8. Набрать и ввести нужную дозу инсулина.

Оснащение занятия

  1. Тестовые задачи.
  2. Ситуационные задачи.
  3. Методическое пособие для учащихся.
  4. Инсулиновые препараты.
  5. Инсулиновые шприцы.
  6. Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.

Хронокарта

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Методическая разработка к практическому занятию по теме:

«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»

Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен

Уметь:

  • собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
  • подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
  • собрать суточную мочу на сахар
  • определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
  • составить меню больному сахарным диабетом
  • ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
  • обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
  • провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы  
  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
  • расшифровать углеводную кривую.

Знать:

Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.

Оснащение занятия:

        На каждого студента:

  1. Методическое пособие.
  2. Бланк направления.
  3. Шприцы.
  4. Иглы.
  5. Лотки.
  6. Ватные шарики.
  7. Пинцеты.
  8. Препараты инсулина.

        На двух студентов:

  1. Стеклянная мерная посуда.
  2. Фантом для п/к инъекций.
  3. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.

        На бригаду:

  1. Видеодвойка.
  2. Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
  3. Глюкометр.
  4. Шприц-ручка для введения инсулина.

Хронокарта

Организационный момент

5 мин.

Актуализация темы

5 мин.

Контроль исходного уровня

20 мин.

Изучение нового материала

60 мин.

Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры)

60 мин.

Отработка практических навыков

90 мин.

Решение профессиональных задач

25 мин.

Подведение итогов, задание на дом

5 мин.

ВСЕГО

270 мин.

Литература для студентов

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
  2. Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие –  Мн.: Высш. шк., 2000 г.
  4. Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

Литература для преподавателя

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
  2. Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
  3. Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.

План занятия

  1. Организационный момент:
  • отметить отсутствующих
  • ознакомить студентов с планом занятия
  1. Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
  • каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
  • после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
  1. Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
  • преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
  1. Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
  • преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
  • преподаватель контролирует и корректирует их действия
  • рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
  1. Решение ситуационных задач:
  • каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
  1. Подведение итогов занятия:  
  • преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия

Литература для студентов:

Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал

Литература для преподавателя:

«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского

Мотивация 

Уважаемый студент!

        Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:

        Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.  

Читайте также:  Диагностические мероприятия при сахарном диабете

        Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.

Информационный блок

  1. Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
  2. Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
  1. Виды инсулинов.
  2. Памятки для больных, примерное меню.
  3. Уход при сахарном диабете.
  4. Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.

Алгоритмы манипуляций

  1. Выполнение инъекции инсулина.
  2. Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
  3. Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
  4. ООД сбора мочи на сахар.
  5. Образец заполнения бланка направления.
  6. Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.

Методический блок

  1. Мотивация.
  2. Цели занятия.
  3. Оснащение занятия.
  4. План занятия.
  5. Хронокарта.
  6. Литература.

Хронокарта занятия

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Литература для студентов:

  1. «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
  2. Рецептурный справочник под редакцией Машковского.  
  3. «Детские болезни» Святкиной.

Литература для преподавателя:

  1. «Детские болезни» Н.Шабалова.
  2. «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.

Схема ООД сбора мочи на сахар

Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением

Цель действия

План действия

Теоретическое обоснование

Критерий

Примечание

1.

Подготовка посуды для сбора мочи

Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию

2.

Подготовка больного

Подмывание не требуется

3.

Сбор мочи

Предупредите больного:

  1. Первую утреннюю порцию мочи выливайте в унитаз.
  2. Со следующей порции собирайте за сутки до последнего дня всю мочу (например с 700-700).
  3. Через сутки измерьте всю мочу в мл, запишите в направлении.
  4. Перемешайте всю мочу стеклянной палочкой.
  5. Отлейте в баночку на 200 мл, закройте крышкой.
  6. Отнесите в лабораторию.

Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче

Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты

Примеры выписки рецептов

  1. Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.

Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml

 D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет

  1. Моносуинсулин для подкожного введения.

Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды

  1. Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.

Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет

  1. Суспензия инсулина – ультралонг.

Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном

Приложение № 3

Вопросы по теме: «Сахарный диабет»

(для выявления уровня знаний)

  1. К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
  2. Какие типы сахарного диабета выделяют?
  3. Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
  4. Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
  5. Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
  6. Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
  7. Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
  8. Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
  9. Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
  10. Какие симптомы характерны для диабетической комы?
  11. Какие причины вызывают ее?
  12. Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
  13. Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
  14. Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
  15. Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?

Уход при сахарном диабете

Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни»

  1. Обеспечивается право пациента на информацию
  2. Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.)

  1. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса»)

  1. Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  1. профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы

5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  1. профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка

  1. профилактика развития коматозных состояний

7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  1. гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний

  1. при сахарном диабете снижен иммунитет – это часто болеющие дети (ЧБД)

Уважаемые студенты!

        Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».

        На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.

Читайте также:  Список лекарственных средств от диабета

        Критерии оценки данного тестового задания:

До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»

От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»

От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»

Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»

Ситуации к разыгрыванию ролей

        Бригада делится попарно.

        В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).

Ситуация № 1

        У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.

Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.

Ситуация № 2

        Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.

        Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.

Ситуация № 3

         Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.

        Обучите маму сбору мочи на сахар.

Ситуация № 4

        Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Объясните маме, как хранить инсулин.

Ситуационная № 5

        Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Научите маму проведению п/к инъекции инсулина.

Ситуация № 6

        Вы – фельдшер бригады С и НМП, на вызове к ребенку 5 лет, больному сахарным диабетом и с признаками начинающейся диабетической комы.

        Задание студенту в роли больного – опишите симптомы начинающейся диабетической комы и назовите ее возможные причины.

        Задание студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 7

        У ребенка 7 лет, больного сахарным диабетом, начинается гипогликемическая кома.

        Студенту в роли больного – опишите признаки начинающейся гипогликемической комы и назовите возможные причины ее возникновения.

        Студенту-фельдшеру – составьте алгоритм неотложной помощи.

Ситуация № 8

        У ребенка 10 лет с сахарным диабетом ухудшается самочувствие. Дифференциальная диагностика затруднена.

        Студенту № 1 – провести дифференциальную диагностику между комами, возникающими при сахарном диабете.

        Студенту № 2 – составить алгоритм неотложной помощи при затруднении дифференциальной диагностики.

Источник

Сахарный диабет у детей – хроническое метаболическое заболевание, характеризующееся нарушением секреции инсулина и развитием гипергликемии. Сахарный диабет у детей обычно развивается бурно; сопровождается быстрым похуданием ребенка при повышенном аппетите, неукротимой жаждой и обильным мочеиспусканием. С целью выявления сахарного диабета у детей проводится развернутая лабораторная диагностика (определение сахара, толерантности к глюкозе, гликированного гемоглобина, инсулина, С-пептида, Ат к β-клеткам поджелудочной железы в крови, глюкозурии и др.). Основные направления в лечении сахарного диабета у детей включают диету и инсулинотерапию.

Общие сведения

Сахарный диабет у детей – нарушение углеводного и других видов обмена, в основе которого лежит инсулиновая недостаточность или/и инсулинорезистентность, приводящая к хронической гипергликемии. По данным ВОЗ, сахарным диабетом страдает каждый 500-й ребенок и каждый 200-й подросток. При этом в ближайшие годы прогнозируется увеличение заболеваемости сахарным диабетом среди детей и подростков на 70%. Учитывая широкое распространение, тенденцию к «омоложению» патологии, прогредиентное течение и тяжесть осложнений, проблема сахарного диабета у детей требует междисциплинарного подхода с участием специалистов в области педиатрии, детской эндокринологии, кардиологии, неврологии, офтальмологии и др.

Сахарный диабет у детей

Сахарный диабет у детей

Классификация

У пациентов детского возраста врачам-диабетологам в большинстве случаев приходится сталкиваться с сахарным диабетом 1-го типа (инсулинозависимым), в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность. Сахарный диабет 1-го типа у детей обычно имеет аутоиммунный характер; для него характерна наличие аутоантител, деструкция β-клеток, ассоциация с генами главного комплекса гистосовместимости HLA, полная инсулинозависимость, склонностью к кетоацидозу и др. Идиопатический сахарный диабет 1-го типа имеет неизвестный патогенез и чаще регистрируется у лиц не европейской расы.

Кроме доминирующего сахарного диабета 1-го типа, у детей встречаются и более редкие формы заболевания: сахарный диабет 2-го типа; сахарный диабет, ассоциированный с генетическими синдромами; сахарный диабет MODY-типа.

Причины сахарного диабета у детей

Ведущим фактором, обусловливающим развитие сахарного диабета 1-го типа у детей, является наследственная предрасположенность, о чем свидетельствует высокая частота семейных случаев заболевания и наличие патологии у близких родственников (родителей, родных сестер и братьев, бабушек и дедушек).

Однако для инициации аутоиммунного процесса необходимо воздействие провоцирующего фактора внешней среды. Наиболее вероятными триггерами, приводящими к хроническому лимфоцитарному инсулиту, последующей деструкции β-клеток и инсулиновой недостаточности, являются вирусные агенты (вирусы Коксаки B, ECHO, Эпштейна-Барр, паротита, краснухи, герпеса, кори, ротавирусы, энтеровирусы, цитомегаловирус и др.).

Кроме этого, развитию сахарного диабета у детей с генетической предрасположенностью могут способствовать токсические воздействия, алиментарные факторы (искусственное или смешанное вскармливание, питание коровьим молоком, однообразная углеводистая пища и пр.), стрессовые ситуации, хирургические вмешательства.

Группу риска, угрожаемую по развитию сахарного диабета, составляют дети, с массой при рождении свыше 4,5 кг, имеющие ожирение, ведущие малоактивный образ жизни, страдающие диатезами, часто болеющие.

Вторичные (симптоматические) формы сахарного диабета у детей могут развиваться при эндокринопатиях (синдроме Иценко-Кушинга, диффузном токсическом зобе, акромегалии, феохромоцитоме), заболеваниях поджелудочной железе (панкреатите и др.). Сахарному диабету 1-го типа у детей нередко сопутствуют другие иммунопатологические процессы: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д.

Сахарный диабет у детей может быть ассоциирован с различными генетическими синдромами: синдромом Дауна, Клайнфельтера, Прадера–Вилли, Шерешевского-Тернера, Лоуренса–Муна–Барде–Бидля, Вольфрама, хореей Гентингтона, атаксией Фридрейха, порфирией и пр.

Симптомы сахарного диабета у детей

Проявления сахарного диабета у ребенка могут развиться в любом возрасте. Отмечается два пика манифестации сахарного диабета у детей – в 5-8 лет и в пубертатном периоде, т. е. в периоды усиленного роста и интенсивного метаболизма.

В большинстве случаев развитию инсулинозависимого сахарного диабета у детей предшествует вирусная инфекция: эпидемический паротит, корь, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ротавирусная инфекция, вирусный гепатит и др. Для сахарного диабета 1-го типа у детей характерно острое бурное начало, нередко с быстрым развитием кетоацидоза и диабетической комы. От момента первых симптомов до развития коматозного состояния может пройти от 1 до 2-3 месяцев.

Заподозрить наличие сахарного диабета у детей можно по патогномоничным признакам: повышенному мочеиспусканию (полиурии), жажде (полидипсии), повышенному аппетиту (полифагии), снижению массы тела.

Механизм полиурии связан с осмотическим диурезом, возникающим при гипергликемии ≥9 ммоль/л, превышающей почечный порог, и появлением глюкозы в моче. Моча становится бесцветной, ее удельный вес повышается за счет высокого содержания сахара. Дневная полиурия может оставаться нераспознанной. Более заметна ночная полиурия, которая при сахарном диабете у детей нередко сопровождается недержанием мочи. Иногда родители обращают внимание на тот факт, что моча становится липкой, а на белье ребенка остаются так называемые «крахмальные» пятна.

Читайте также:  Какие продукты можно есть без ограничения при диабете

Полидипсия является следствием повышенного выделения мочи и дегидратации организма. Жажда и сухость во рту также могут мучить ребенка в ночные часы, заставляя его просыпаться и просить пить.

Дети с сахарным диабетом испытывают постоянное чувство голода, однако наряду с полифагией у них отмечается снижением массы тела. Это связано с энергетическим голоданием клеток, вызванным потерей глюкозы с мочой, нарушением ее утилизации, усилением процессов протеолиза и липолиза в условиях инсулинодефицита.

Уже в дебюте сахарного диабета у детей могут наблюдаться сухость кожи и слизистых, возникновение сухой себореи на волосистой части головы, шелушение кожи на ладонях и подошвах, заеды в уголках рта, кандидозный стоматит и др. Типичны гнойничковые поражения кожи, фурункулез, микозы, опрелости, вульвиты у девочек и баланопоститы у мальчиков. Если дебют сахарного диабета у девушки приходится на пубертатный период, это может привести к нарушению менструального цикла.

При декомпенсации сахарного диабета у детей развиваются сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, функциональные шумы), гепатомегалия. Серьезным осложнением является вторичный диабетический гликогеноз – синдром Мориака.

Осложнения сахарного диабета у детей

Течение сахарного диабета у детей крайне лабильно и характеризуется склонностью к развитию опасных состояний гипогликемии, кетоацидоза и кетоацидотической комы.

Гипогликемия развивается вследствие резкого снижения сахара в крови, вызванного стрессом, чрезмерной физической нагрузкой, передозировкой инсулина, несоблюдением режима питания и т. д. Гипогликемической коме обычно предшествует вялость, слабость, потливость, головная боль, ощущение сильного голода, дрожь в конечностях. Если не принять меры к повышению сахара крови, у ребенка развиваются судороги, возбуждение, сменяющееся угнетением сознания. При гипогликемической коме температура тела и АД в норме, отсутствует запах ацетона изо рта, кожные покровы влажные, содержание глюкозы в крови <3 ммоль/л.

Диабетический кетоацидоз является предвестником грозного осложнения сахарного диабета у детей – кетоацидотической комы. Его возникновение обусловлено усилением липолиза и кетогенеза с образованием избыточного количества кетоновых тел. У ребенка нарастает слабость, сонливость; снижается аппетит; присоединяются тошнота, рвота, одышка; появляется запах ацетона изо рта. При отсутствии адекватных лечебных мер кетоацидоз в течение нескольких дней может перерасти в кетоацидотическую кому. Данное состояние характеризуется полной утратой сознания, артериальной гипотонией, частым и слабым пульсом, неравномерным дыханием, анурией. Лабораторными критериями кетоацидотической комы при сахарном диабете у детей служат гипергликемия > 20 ммоль/л, ацидоз, глюкозурия, ацетонурия.

Реже, при запущенном или некорригированном течении сахарного диабета у детей, может развиваться гиперосмолярная или лактатацидемическая (молочнокислая) кома.

Развитие сахарного диабета в детском возрасте является серьезным риск-фактором возникновения ряда отдаленных осложнений: диабетической микроангиопатии, нефропатии, нейропатии, кардиомиопатии, ретинопатии, катаракты, раннего атеросклероза, ИБС, ХПН и др.

Диагностика сахарного диабета у детей

В выявлении сахарного диабета важная роль принадлежит участковому педиатру, который регулярно наблюдает ребенка. На первом этапе следует учитывать наличие классических симптомов заболевания (полиурии, полидипсии, полифагии, похудания) и объективных признаков. При осмотре детей обращает внимание наличие диабетического румянца на щеках, лбу и подбородке, малиновый язык, снижение тургора кожи. Дети с характерными проявлениями сахарного диабета должны быть переданы для дальнейшего ведения детскому эндокринологу.

Окончательной постановке диагноза предшествует тщательное лабораторное обследование ребенка. Основные исследования при сахарном диабете у детей включают в себя определение в крови уровня сахара (в т. ч. посредством суточного мониторинга), инсулина, С-пептида, проинсулина, гликозилированного гемоглобина, толерантности к глюкозе, КОС крови; в моче – глюкозы и кетоновых тел. Важнейшими диагностическими критериями сахарного диабета у детей служат гипергликемия (выше 5,5 ммоль/л), глюкозурия, кетонурия, ацетонурия. С целью доклинического выявления сахарного диабета 1-го типа в группах с высоким генетическим риском или для дифдиагностики диабетов 1 и 2-го типа показано определение Ат к β-клеткам поджелудочной железы и Ат к глутаматдекарбоксилазе (GAD). Для оценки структурного состояния поджелудочной железы выполняется ультразвуковое исследование.

Дифференциальная диагностика сахарного диабета у детей проводится с ацетонемическим синдромом, несахарным диабетом, нефрогенным диабетом. Кетоацидоз и кому необходимо отличать от острого живота (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости), менингита, энцефалита, опухоли мозга.

Лечение сахарного диабета у детей

Основными компонентами терапии сахарного диабета 1-го типа у детей являются инсулинотерапия, соблюдение диеты, правильного образа жизни и самоконтроля. Диетические мероприятия предусматривают исключение из питания сахаров, ограничение углеводов и животных жиров, дробное питание 5-6 раз в день, учет индивидуальных энергетических потребностей. Важным аспектом лечения сахарного диабета у детей служит грамотный самоконтроль: осознание серьезности своего заболевания, умение определять уровень глюкозы в крови, корректировать дозу инсулина с учетом уровня гликемии, физических нагрузок, погрешностей в питании. Обучение родителей и детей с сахарным диабетом приемам самоконтроля проводится в «школах диабета».

Заместительная терапия детям, страдающим сахарным диабетом, проводится препаратами человеческого генно-инженерного инсулина и их аналогами. Доза инсулина подбирается индивидуально с учетом степени гипергликемии и возраста ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в детской практике базис-болюсная инсулинотерапия, предусматривающая введение пролонгированного инсулина утром и вечером для коррекции базисной гипергликемии и дополнительное использование инсулина короткого действия перед каждым основным приемом пищи для коррекции постпрандиальной гипергликемии.

Современным методом инсулинотерапии при сахарном диабете у детей является инсулиновая помпа, позволяющая вводить инсулин в непрерывном режиме (имитация базальной секреции) и болюсном режиме (имитация посталиментарной секреции).

Важнейшими компонентами лечения сахарного диабета 2-го типа у детей являются диетотерапия, достаточная физическая активность, прием пероральных сахароснижающих препаратов.

При развитии диабетического кетоацидоза необходима инфузионная регидратация, введение дополнительной дозы инсулина с учетом уровня гипергликемии, коррекция ацидоза. В случае развития гипогликемического состояния нужно срочно дать ребенку сахаросодержащие продукты (кусочек сахара, сок, сладкий чай, карамель); если ребенок находится без сознания – необходимо внутривенное введение глюкозы или внутримышечное введение глюкагона.

Прогноз и профилактика сахарного диабета у детей

Качество жизни детей с сахарным диабетом во многом определяется эффективностью компенсации заболевания. При соблюдении рекомендуемой диеты, режима, лечебных мероприятий продолжительность жизни соответствует средней в популяции. В случае грубых нарушений предписаний врача, декомпенсации диабета рано развиваются специфические диабетические осложнения. Пациенты сахарным диабетом пожизненно наблюдаются у эндокринолога-диабетолога.

Вакцинация детей, больных сахарным диабетом, проводится в период клинико-метаболической компенсации; в этом случае она не вызывает ухудшения в течении основного заболевания.

Специфическая пр