Можно ли водить машину при сахарном диабете 1 типа

Можно ли водить машину при сахарном диабете 1 типа thumbnail

“Автомобиль не роскошь, а средство передвижения” – фраза, характеризующая нашу эпоху.  Уже давно автомобиль стал неотъемлемой  частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.

Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?

В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с  сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.

В России действует  Приказ Министерства Здравоохранения  СССР №555 от  29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996  года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств,  под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1

То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.

Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.

Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный   28 пункт«…Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям…»

Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь  о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.

Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге. 

О последствиях думать и не хочется…

Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).

Почему это так важно?

 В США был проведен ряд исследований 2, наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, – выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной  трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.

В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.

На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.

Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил

  •  Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
  • Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
  • Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
  • Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
  • Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
  • Если Вы почувствовали симптомы гипогликемии во время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!
Читайте также:  Как лечиться от диабета пугачева

Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия)  и кетоацидоз 

Как известно, глюкоза  – главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.

При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.

Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.

Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?

К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека  произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.

_____________________________________________________________________________

Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3. С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.

 

Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика!   Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?

Когда вы садитесь за руль, помните:

 каждый водитель несет ответственность не только за себя!

От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения:  ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто  управляет автомобилем,  движущемся  по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом  на пассажирском сидении.

От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.

Ссылки:

1. www.akpspb.ru

2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293

3. insulinnation.com

Источник

o_udovichenko

27.12.2009, 17:12

В последнее время наш медицинский центр проводит медосмотры сотрудников автоколонны (кстати, “Скорой помощи”),
среди водителей – довольно много людей из группы риска сахарного диабета (возраст под 50 + избыток веса).
В результате выявили более десятка случаев сахарного диабета (в т.ч., запущенного, с гликемией натощак до 17 мМ).

Поскольку состояние здоровья профессиональных водителей регламентировано приказом Минздрава (№555, кажется), все они получают запрет на продолжение работы, т.к. в приказе сахарный диабет является однозначным основанием для запрета (вне зависимости от типа, тяжести, возможности гипогликемий и т.п.).

Но сегодня возможностей лечения сахарного диабета довольно много, в т.ч., многие классы сахароснижающих препаратов в принципе не вызывают гипогликемию.

Есть ли шансы на пересмотр этого приказа? Или может быть, есть какие-то документы, разрешающие работать пациентам, у которых лечение не способно вызывать гипогликемии?

А подобная тема на форуме уже поднималась
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] %F2

ValentinaP

27.12.2009, 19:20

Олег Викторович, не Вы один сталкивались
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] %F2
в сентябре я от этих 3 человек (у которых выявили СД2), чего только не наслушалась
в результаты (какие знаю)- один уволился (пенсионер)
второму после госпитализации поставили диагноз НТГ- соответственно работает (на диете)
третий на СМ+ Бигуаниды- подвис, трепет нервы цеховому терапевту, собирается на какие то экспертизы,по нашему заключению не допущен (но точно больше сказать не могу)
у меня очень неприятное впечатление осталось….
теперь всем “метаболическим” водителям советую пока не поздно овладевать другой специальностью.

ELENA_VLAD

29.12.2009, 18:53

Серьезные предприятия теперь привлекают профпатологов – они непоколебимы в исполнении этого приказа. После этого многие водители увольняются и уже никогда не обращаются в поликлиники, лечатся в платных клиниках, а перед осмотрами четко контролируют уровень гликемии. Рекомендую нашим врачам отражать рекомендации по трудоустройству в амбулаторных поликлинических картах. Для страховки от “наезда” комиссий…

Melnichenko

29.12.2009, 19:31

Проблема в том , что число аварий БОЛЬШЕ у лиц со строгим контролем диабета и глюкоза у попавших в аварии ниже ( свежие данные ) Нам когда -то говрили ( во времена Клячко ) что эо не атк и любители диабетики более осторожны.. ..Разумеется , второй тип на метформине вне подозрений и может быть водителем..
Впрочем , у нас выявлен летчик с 15 летним стажем диабета и ретинопатией пролиферативной , благополучно скрывающий диабет .. И почему у нас самолеты падают?

Читайте также:  Петрушка с лимоном для сахарного диабета

o_udovichenko

01.01.2010, 22:10

Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ – не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:

Опасность для пассажиров и других участников движения ведь представляют:
а). Риск гипогликемии у водителя. Но он ведь равен нулю при приеме 4 из 6 классов современных ОССП и баеты (и реален при приеме 2 классов ОССП и инсулина).
б). Вероятность развития со временем поздних осложнений, ухудшающих зрение (хотя оно проверяется водительской медкомиссией), вызывающих артериальную гипертензию, риск внезапной смерти и т.п.

Интересно, как в других странах…

Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)

Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого – вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁

Интересно, как в других странах…
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Melnichenko

02.01.2010, 09:37

Галина Афанасьевна, а как Вы считаете: этот приказ – не слишком ли жесткий?
В принципе ведь руководство ЭНЦ может влиять на содержание минздравовских приказов :rolleyes:

Интересно, как в других странах…

Чисто теоретически, пациенту на метформине или комбинированной терапии без риска гипогликемий, можно было бы разрешить работать при условии ежегодного медосмотра (в т.ч., расширенного, с осмотром глазного дна для исключения ДР со стадией выше непролиферативной)

Правда, это может как повышать комплаентность пациента к лечению, так и мешать эффективному лечению (за счет отказа от препаратов эффективных, но вызывающих гипогликемию). С другой стороны, профессиональный водитель с впервые выявленным СД2, потерявший работу из-за этого – вряд ли будет высококомплаентным пациентом 🙁
Боюсь , что в череде того срочного, что надо успеть сделать руководству ЭНЦ в МЗ , проблему водителей с диабетом ( и пилотов ) вряд ли можно считать ну совсем острой , опять же по каким -то то неуловимым признакам наш водитель почему-отличается от пилота Харда ..

Melnichenko

03.01.2010, 19:50

НО если говорить серьезно , то ситуация с диабетом и трудоспособностью у нас в стране нелепая : придумали какие-то степени тяжести , и декларируя тезис ” диабет – не болезнь , а образ жизни” , даем инвалидность за этот самый образ, да еще делим на федеральных и региональных льготников, а идею гипогликемии привязываем только к инсулину – можно подумать , что принимающий СМ дальнобойщик , хорошо выпивший вечерком и закусивший с утра рукавом , не безопасен..
Напрочь привязав раздачу лекарств к инвалидности, мы оказались перед сверхсложной задачей – но ее потребуется решать , хотя пока я не нахожу понимания с такой постановкой задачи.

ELENA_VLAD

04.01.2010, 07:56

Более того, иногда лица, имеющие группу инвалидности, получают по ДЛО больший “набор”, чем те, кто работают. А именно рецепты на этот “набор” – инсулины, тест-полоски, недоказательные препараты липоевой кислоты и витамины, к сожалению, интересуют пациентов больше, нежели обучение, правильное обследование, правильная терапия.
У меня есть прием при СД 1 для МСЭК – если находятся АТ к ТПО и изменения на УЗИ, соответствующие АИТ – выставляем диагноз полиэндокринного аутоиммунного синдрома и инвалидность обеспечена! Смех!
Прием больных в поликлиниках сводится в обсуждению социальных проблем, отчего эндокринологи перестают быть специалистами-врачами, уходят из специальности.
Что до водителей, получающих ингибиторы ДПП4 или миметики инкретинов – за пределами МКАД это нереально.

Мы тоже постоянно сталкиваемся с этой проблемой. Согласна, что с препаратами не вызывающими гипогликемии можно разрешить водить личный авто транспорт, но работать водителем? Это вопрос. Хотя некоторые больные с СД1 работают водителями маршрутки в Москве!!!!!

Источник

Дата публикации: 29 ноября 2019.

Сам по себе диагноз сахарный диабет не является противопоказанием к любительскому вождению. Обычно водитель, имеющий сахарный диабет (СД), чаще направляется на медкомиссию для своевременного выявления осложнений СД, которые могут быть ограничениями к вождению. Такие ограничения возникают при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии – поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности, при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительная разгрузка конечности, или в случае ампутации конечности (автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но всё же необходимо чувствовать педали).

Читайте также:  Эффективная диета для похудения при диабете

Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля, – лабильное течение СД с частыми гипогликемиями (в том числе с тяжелыми – с нарушением сознания и отсутствием распознавания симптомов гипогликемии). В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Кроме того, отсутствие компенсации СД также является противопоказанием для вождения. Необходимо помнить о том, что пациенты с СД чаще страдают артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и т.д., что также может являться препятствием для вождения.

Отдельно стоят профессиональные водители транспортных средств. Сахарный диабет, требующий назначения инсулинотерапии (СД 1 типа, определённые случаи СД 2 типа или специфического СД), наличие осложнений СД, некомпенсированный СД — являются противопоказанием для профессиональной деятельности.

Важно!  Не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета!

Чего следует опасаться?

Основная  потенциально опасная проблема, с которой может столкнуться водитель с СД,  – это гипогликемия (снижение уровня глюкозы в крови ниже нормы). При этом возникает головокружение, озноб, учащенное сердцебиение, беспокойство, снижается концентрация и внимание. В худшем случае может произойти потеря сознания. По статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии.  Чтобы свести такую вероятность к минимуму нужно соблюдать ряд правил.

Основные правила для более безопасного вождения

  • В салоне автомобиля  всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
  • Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
  • Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
  • Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
  • Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали.  Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
  • Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
  •  Избегайте переутомления.  Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.
  • Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра. Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.
  • Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.
  • Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
  • Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
  • Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
  • Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
  • Если вы неожиданно почувствовали себя плохо  (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы. Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.
  • Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
  • Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.

Удачной Вам дороги!

Врач-зндокринолог Исачкина О.Н.

Источник