Обучение пациента при сахарном диабете 2 типа
Численность россиян с сахарным диабетом продолжает расти: согласно национальному регистру, на сегодняшний день в стране зарегистрировано более 5,1 млн заболевших. При этом количество так называемых школ диабета, где людям помогают как в лечении, так и в организации повседневной жизни, с каждым годом уменьшается. Как работают такие заведения сегодня и какие проблемы они решают – в материале «Известий».
Для любого возраста
После долгого перерыва, вызванного пандемией, в Нижневартовске вновь начинает работать школа для родителей, чьи дети больны сахарным диабетом 1-го типа. Она создана для того, чтобы помочь взрослым научиться жить с заболеванием, диагностированным у их ребЕнка. Подобного рода мероприятия проводятся и в Нижнем Новгороде – занимается их организацией местная школа диабета.
Как рассказал «Известиям» президент Нижегородской диабетической лиги Владимир Сентялов, такие занятия проводятся уже несколько лет.
– У нас школы диабета, насколько мне известно, есть только при стационарах. Когда пациент ложится в больницу, ему предлагают наряду с проведением терапии еще и курс, состоящий из нескольких занятий. Но это капля в море, так как пациентов у нас очень много, – рассказывает Сентялов. – Раньше наша школа никогда не получала никакой государственной поддержки, сейчас же такое обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Мы также используем возможности передачи по конференц-связи с записью этих курсов, чтобы те, кто не смогли поприсутствовать, смогли это дома прослушать.
Как пояснила в разговоре с «Известиями» специалист по социальной работе, координатор социальных проектов Нижегородской диабетической лиги Евгения Итальянкина, занятия поделены по определенным категориям, в зависимости от типа диабета.
Участники проекта «Образовательное пространство для детей и взрослых с сахарным диабетом 1-го типа «ДИА-lab» в Нижнем Новогороде
Фото: vk.com/dialiga
– Есть сахарный диабет 1-го типа, который затрагивает в основном людей от 0 до где-то 35-40 лет, и 2-го типа, характерный для людей старше 40 лет. Если мы берем школу для детей, то здесь занятия также делятся на два вида: для тех, кто пользуется шприц-ручками и с помощью них вводит инсулин, а также для детей, которые находятся на помповой инсулинотерапии. По такому же принципу делятся учебные мероприятия и для взрослых.
Естественно, все пациенты любят поговорить и задать дополнительные вопросы врачам, но это не всегда удается сделать во время приема, именно этим и объясняется востребованность таких школ, отмечает специалист.
– Человек, который сталкивается с заболеванием впервые, испытывает шок и психологический, и в плане медицины тоже, потому что наши врачи сейчас работают на износ и не всегда им удается уделить столько времени, сколько необходимо пациентам, – рассказывает она. – Наша школа включает шесть занятий, и все они посвящены определенной тематике, начиная с того, что такое диабет. Также во время занятий рассказывается и то, как его лечить, как питаться, отдельный урок всегда посвящен физическим нагрузкам. К нам обращаются люди самого разного возраста, в том числе и родители с детьми, и молодежь.
Острая нехватка
Между тем в целом по России в настоящее время отмечается резкое снижение количества школ диабета, где пациентам рассказывают о важности проведения регулярного тестирования, о методах лечения и выстраивания здорового образа жизни, сообщила в разговоре с «Известиями» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. Если в 2014 году в РФ действовало более 1500 школ диабета, то к 2020 году осталось менее 900, указывает она.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Такое обучение началось в России еще в 1990-е годы, но на сегодняшний день в стандарты медицинской помощи школы диабета практически не входят, сообщил в разговоре с «Известиями» президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов.
– Чтобы занимались этим врачи – это дорого, обычно этим занимаются медсестры, – отмечает он. – Но у нас нет ни одного подразделения, где готовили бы медсестер, которые могли бы заниматься таким обучением хотя бы через интернет, и это большая проблема. Пока в стандартах нет такого, что люди должны получить в поликлиниках минимальный набор знаний. Сейчас этим в основном занимаются добровольцы и группы взаимопомощи. Чаще всего это родители больных детей, но по России их всего 25 тыс. человек, то есть очень немного. Что касается взрослого населения, то у нас зарегистрировано 5 млн человек тех, кто входит в регистр больных диабетом, то есть это те, кто получают лекарства, но на каждого болеющего, входящего в регистр, есть 3,8 человек, которые о своем заболевании не знают или на учете не стоят.
В целом же по России люди с диабетом крайне плохо информированы об этой болезни.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
– Более 90% диабетиков – это люди со вторым типом диабета, которые заболевают лет в 40 и начинают заниматься своим здоровьем только после выхода на пенсию. И проблема в том, что не всегда такие люди умеют пользоваться компьютером и интернетом, где они могли бы найти полезную информацию, – продолжает Богомолов. – А вопросов возникает немало. Необходимо мерить сахар в крови на глюкометре, но встает вопрос, что с этими показателями люди должны уметь что-то делать, но они не умеют, а врачи перегружены.
Диабетическая ассоциация уже много лет выпускает различные информационные материалы и видео, но такая работа должна иметь куда более массовый характер, уверен Богомолов.
Больше информации – меньше осложнений
Качество жизни людей с диабетом зависит не только от своевременного и полноценного обеспечения больных жизненно важными лекарственными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, но и от степени знания своей болезни и своих прав как пациента, подчеркивает Эльвира Густова.
– Обучением в школах диабета необходимо заниматься системно и на постоянной основе с созданием и применением образовательных онлайн-модулей, которые позволяют в доступной, короткой форме получать людям с диабетом ответы на самые насущные вопросы, касающиеся их ежедневной жизни: об инсулинотерапии, о питании при сахарном диабете, об осложнениях сахарного диабета, о медицинских девайсах для людей, живущих с сахарным диабетом, о планировании и ведении беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа и т.д. В таком интерактивном и доступном формате широкая аудитория пациентов может найти ответы на свои вопросы, а близкие и родные пациентов – получить дополнительную информацию о диабете и жизни с этим диагнозом.
Фото: ТАСС/CTK Photo/Ondrej Deml
Главная задача этих школ заключается в создании грамотного подхода к управлению диабетом, отмечает в разговоре с «Известиями» председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.
– Вот вчера человек не болел диабетом, а сейчас ему поставили диагноз, и он теперь должен уметь менять дозу, подбирать питание, правильно регулировать свою нагрузку, знать препараты – вот эти все знания и получаются в школе, – поясняет она. – Чем лучше человек будет информирован, тем меньше у него будет осложнений. Но эти школы требуют государственной поддержки для обучения таких преподавателей.
Вопрос поднят
Между тем в начале ноября вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила Минздраву и ФОМС определить понятие «школа диабета», а затем доложить о результатах в Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
Так, регионы должны были представить в Минздрав информацию о деятельности таких школ: их количестве, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также числу и стоимости оказанных услуг до 30 ноября. В регионы же, в свою очередь, должны были быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы подобных учреждений.
Фото: Depositphotos
На момент публикации материала Минздрав не ответил на запрос «Известий» о результатах деятельности, касающейся работы школ диабета.
Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.
Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Для чего нужен сестринский процесс при диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.
Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.
Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.
В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:
- Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
- Изучает проблемы пациентов.
- Изучает патогенез.
I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.
Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:
- Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
- Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.
Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.
Этапы ухода
Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:
- 1 этап. Сбор информации о больном.
- 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
- 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
- 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.
Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:
1. Настоящие (реальные):
- потеря веса;
- сухость кожи, зуд;
- жажда;
- выделение большого количества мочи;
- боли в нижних конечностях, в области сердца;
- повышенный аппетит;
- необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
- необходимость поддерживать диету;
- высокая утомляемость;
- проблемы со зрением.
2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:
- осложнений после приема инсулина;
- катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
- острого инфаркта миокарда;
- коматозных и предкоматозных состояний;
- гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
- гангрены нижних конечностей;
- проблем с заживлением ран и т.д.
Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.
Скачать таблицы
3. Проблемы дефицита знаний:
- о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
- что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
- о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
- об уходе за ногами;
- о пользовании глюкометром;
- о возможных осложнениях и методах самопомощи;
- о самопомощи при гипогликемии;
- о составлении лечебного меню и т.д.
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.
При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:
- какое лечение назначалось пациенту ранее;
- соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
- принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
- принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
- результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
- есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
- умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
- какие методы профилактики осложнений знает пациент;
- посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
- умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
- выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
- узнает о сопутствующих заболеваниях;
- есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:
- массу тела пациента;
- уровень его артериального давления;
- цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
- определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.
Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.
Скачать 17 новых СОПов
1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.
2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.
3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.
4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.
5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.
6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.
7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:
- состояние кожных покровов пациента;
- вес пациента;
- показатели пульса на артерии тыла стопы;
- показатели пульса и артериального давления;
- соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.
9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».
10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.
11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.
12. Обучение родственников и пациента:
- как измерять артериальное давление;
- как составлять меню по количеству хлебных единиц;
- как правильно ухаживать за ногами;
- как оказать больному помощь при гипогликемии;
- как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.
Сахарный диабет 1 типа
Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.
Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.
Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.
В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.
✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»
Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.
1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.
Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.
2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:
- состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
- резкая потеря веса или его избыточность;
- особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
- регулярность стула пациента;
- особенности режима сна, отдыха и труда пациента.
3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».
4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.
5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.
6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:
- «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
- «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
- «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:
- контролировать состояние и самочувствие пациента;
- проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
- оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
- научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
- научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
- научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
- беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
- объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
- проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
- контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
- контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
- восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
- выполнение врачебных назначений.
Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете
Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.
Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.
Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.
Для детей назначаются дополнительные обследования:
- ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
- ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
- раз в полгода проводят реакцию Манту;
- осмотр у стоматолога.
Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.
Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:
Субъективные методы обследования включают в себя:
1. Сбор жалоб от пациента:
- резкое похудание при хорошем аппетите;
- плохой сон;
- частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
- желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
- недержание;
- головная боль и слабость;
- зуд в области промежности и т.д.
2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.
Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.
2. Объективные методы обследования:
- осмотр пациента;
- лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.
У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.
В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:
- методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
- как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
- режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
- какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.
Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.
Диабет 2 типа
Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми
Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.
Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.
Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.
Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:
- Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
- Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
- Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
- Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
- На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.
Школа диабета
Школа диабета организуется для достижения следующих целей:
- Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
- Повышение эффективности лечения.
- Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
- Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
- Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
- Улучшение качества жизни пациентов.
Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.
В деятельность школы включены следующие направления работы:
- организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
- оценивать полученные знания пациентов;
- оценить эффективность работы самой школы;
- проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
- мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
- обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
- обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.
Материал проверен экспертами Актион Медицина