Организация ухода за ребенком с сахарным диабетом

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.

Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.

Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:

– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;

– физические и психические травмы,

– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.

Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.

Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

Лечебная программа при сахарном диабете:

1. Госпитализация обязательна.

2. Режим физической активности.

3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.

4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.

5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.

6. Лечение осложнений.

7. Фитотерапия.

8. Санаторно-курортное лечение.

9. Рациональная психотерапия.

10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.

11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.

История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.

– Объективные методы обследования:

Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Постовая медицинская сестра обеспечивает:

Взаимозависимые вмешательства:

– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;

– организацию лечебного питания – диета № 9;

– проведение заместительной инсулинотерапии;

– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);

– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

Независимые вмешательства:

– контроль над соблюдением режима и диеты;

– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;

– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;

– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:

– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;

Читайте также:  Список препаратов при диабете 1 типа

проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;

– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.

– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.

Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

, . . . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1 ,

1.2

1.3

2.

2.1

2.2 ,

70% , . – . , , – . , 3%, . , , , , – , , , .

: .

:

:

: .

, , , , .

1.

1.1 ,

-, , , – , . – .

. , , , . [2,,25].

, . , .

:

;

(, .);

.

, , .

– , , ; . , , , , .

– , ( , , , , )[1,,56].

, , , , , .

, – .

.

– , .

– , , , .

, , , , .

, . . , [5,.95].

, . . , – , . , , , : , , , , . , , , , , . [15,.99]. , , . , (), (, , , ) ( ). , – 5 . – 5 , – [13, , 72].

, , , . , , , , , , .

, .

, , , . , , , , .

, . [17, 23].

1.2

– , , , – .[9, 21].

( ) , () .

, , . . . , , , . . , . . 2 . , () .[10,, 3].

, , . . – – , . . , , , . [20,, 45].

, , :

4,5

(, )

, , : , (), , . . , . [6,, 64].

, . , 100%, – 50%. 1 , : , .

, 1- (4%). , , . , 1 , , .

( ) , , , . – , , . ( ), 2 ., . 7,8%, 20% 25%, 50% 60%.

10% , , .[6, . 97].

2- , 1 ().

1- , , . , . . (, ) . 10 , 12 50 . – , . 11 . , , , . ( ) . , 10 1 . — . , , . , , , , . , , , . ( ).[13, . 10].

, . , , . , , . .[11,, 52].

, :

( 2-3 )

, .

, . , . , , (). 2-4 , . , (), ..

(, , ), . . , . . , . .

: , , .

. . , , .[13,, 74].

, , . , , . , (.2)[19, . 65].

1.3

, , , . , . , , , . , , , , , . , , . , .[14, .34].

,

. , : (, , ). , . . (.1)

, , , (, ). , (, , ). , . 100 . ( ) . , .

– , , .. (, ), , , . , .

, , . , .

6 . , , . , : , .

, [12,. 45].

:

– ;

– – ;

– :

-, , , , ,

-, ;

– . , , , , ; (.2)

– ;

– ,

: – : , , ; ; ; , ; : : , ; ; ; – , , ; . – : (8-10 , 10-15 ); ; ; 5-10 . 2-3 ; -10 , 20 ; ( – 5-30 , – 5-20 , – 5-20 , – 15-40 ).

, , , [18,. 30].

, . , . , , .

2.

2.1

– .

-. . 6 ; 8(86133) 4-04-80.

60 . .

, . , . . , 1; 8(861) 268-52-5.

, 1982 , 31. . , .

, :

,

,

,

,

.

, , – .

. . .

– , .

2.2 ,

1.01.2015 1.06.2015 720 2 .

1.

.., 14 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 8 . : . 36.3, 160 , 55 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .

: , , , , , , .

:

: , , ; ; , , , .

: .

: .

: .

: 9, , . , . , , . . 30 3 . , ( , , , , ). . . – .

: .

2.

.., 16 , . .

: , , , , , , .

: : , , , , , , .

:

:

:

: . : 50 0,9% . ; . . . .

: .

, , , , . . , . . .

. , .

– . .

, , . , ,

, , . .

. , , – .

1. . – . … – , 1995. – 256 .

2. / . .. , .. . – ., 2006. – 99 .

3. .. . – : , 2000. – 672.

4. .. . .: . – 2008. – 752.

5. .. . – .: , 1994.

6. .., .., .. // 2003. – 1.

7. .. . – ., 1977.

8. . (. ). – ., 1999. – . 777-802.

9. / . . . – ., 1997. – .9 – .185.

10. .. I . / .., .., .. – .: , 2005. – 122.

11. .., .., .. : , . – : , 2001. – 176 .

12. . . (). . – ., 2001.

13. .. . – , 1983.

14. .. // . – 2009. – N 2. – .17-26.

15. . . – ., “”, 1998.

16. .., .., .., .., .., .. // . — 2000. — 4. — . 72-75.

17. .. . – /: , 2007. – 547.

18. / . … – ., 2003.

19. . . – ,1987. – . 76-77.

20. .. , , // . – 2000. – 14.

1

2

3

, ? , , , .

. , , , , , , , .

, – . — .

– .

, . , , .

– , , , .

.

, , .

– , .

, .

Ƹ . . Ÿ 3,3 6,6 / . .

– . – .

, 6% – (HbAc).

— . . .

. , . , , .

. .

, . , .

, , . .

– , – , , . , . , . — !

. . , .

, , , .

, . , , , , . .

, , , . , .

. , , : 10, 15, 20 /.

(-HbAc), (> 7%).

, . .

. . Ƹ , .

– . , .

, . . , , , Ƹ .

– , , Ƹ , .

. .

. .

. , .

. , , ( – !), .

– ! , . – .

? — . – , , , , .

? – . – , .

: , , , — – .

: , — .

, -, – .

: , , .

. , . .

, . .

, , — , .

.

— — , .

— , – , , .

: , , 3-4 , -. !

– , . , — — , — , , .

, : , II , , , II , .

– .

– ! — — , — , .

— .

, :

– ,

– ,

– ,

– ,

– -,

! , !

– :

, ,

, ,

– , .

— : , , .

, :

, (- 3, 3 /).

– ! — –.

:

– .

, ! — – , , — : – .

, , — .

, :

, – !

— : . , . , .

, . , . , , , , . , !.

–.

( !) – , — .

: , , . . !

Allbest.ru

  • , . . , . .

    [470,2 K], 10.07.2015

  • . . . . .

    [509,8 K], 17.08.2015

  • , , . , , . – . .

    [637,3 K], 26.10.2014

  • . . . . , .

    [1,7 M], 18.03.2017

  • , , , , . .

    [2,2 M], 16.06.2015

  • , , , . . . .

    [34,4 K], 10.06.2019

  • . . . . .

    [81,2 K], 16.02.2012

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

РАБОТА С ДЕТЬМИ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Памятка действительна для групп детских садов, имеющих аккредитацию на оказание специализированной медицинской помощи детям-инвалидам и обученный персонал по вопросам терапии сахарного диабета у детей.

Для детей с сахарным диабетом нет противопоказаний для посещения детского сада в случае выполнения следующих условий:

I. Родители должны обеспечить медицинского работника диабетаптечкой:

  1. глюкометром
  2. тест- полосками к глюкометру в достаточном количестве (не менее

6-7 в день на время нахождения ребенка в детском саду)

  1. прокалывателем
  2. инсулином
  3. шприц-ручкой для введения инсулина
  4. иглами для шприц-ручки
  5. средствами для купирования гипогликемии (средства на основе декстрозы, глюкозы, сок, сахар)
  6. спиртовыми салфетками
  7. полосками для анализа кетоновых тел в моче

Диабет-аптечка находится в кабинете медицинского работника и хранится при комнатной температуре 20-250С, избегая прямых солнечных лучей. Сроки годности препаратов и их наличие в диабет-аптечке отслеживает родитель и вовремя заменяет их на новые.

Читайте также:  Чем поддержать поджелудочную железу при сахарном диабете 2 типа

Медицинский работник в детском саду, по договоренности с родителями, может иметь в кабинете запасную одноразовую шприц-ручку с инсулином (хранится в холодильнике при температуре от 2 до 80С), средство для купирования тяжелой гипогликемии ГлюкаГен 1 мл ГипоКит.

Средства для купирования гипогликемии должны находится в кабинете медицинского работника, в группе и в спорт зале (конкретное место нахождения обговаривается с воспитателями и инструктором по ФИЗО). Дополнительно, по желанию родителей, еще один набор для контроля сахара крови (глюкометр, прокалыватель и тест-полоски) должен находится в группе.

II. Необходимые условия при измерении сахара крови.

  • Руки вымыть с мылом или воспользоваться спиртовой салфеткой, насухо вытереть.
  • Соблюдение правил использования глюкометра.
  1. Введение инсулина.

Инсулин длительного действия (Левемир, Лантус) родители вводят дома самостоятельно.

Инсулин короткого/ультракороткого действия (Хумулин Р, Актрапид, Хумалог, Новорапид) вводит медицинский работник детского сада или воспитатель (инсулин вводится подкожно в область живота или в передненаружную поверхность плеча (исключая место вокруг пупка внутрикожное и внутримышечное введение).

  1. Порядок действий при введении инсулина короткого или ультракороткого действия:
  1. Вымыть руки.
  2. Надеть иглу.
  3. Выбрать место для инъекции.
  4. Снять с иглы колпачок и проверить проходимость иглы, набрав дозу инсулина 0,5-1Ед. и выпустив через иглу препарат до требуемой дозы.
  5. Зафиксировать кожу, собрав в небольшую складку. Ввести иглу подкожно под углом 45 градусов..
  6. Нажать кнопку движения поршня шприц-ручки, затем, не отпуская складку, выдержать 15 секунд, после чего иглу медленно вынуть.
  7. Пользуясь защитным колпачком иглы, отвернуть иглу и утилизировать ее.

Вводится доза инсулина, соответствующая схеме введения инсулина в определенное время, рекомендованная врачом, рассчитанная родителями по хлебным единицам (ХЕ) блюд. Коррекция дозы осуществляется при высоком сахаре более 10 – 12 ммоль/л не более 0,5-1Ед дополнительно к основной дозе, что обязательно обговаривается с родителями заранее, либо по телефону.

V. Питание

Стол № 9. Необходимо исключить из питания сладкий чай и компот, кисель, манную кашу, выпечку, сладости.

Продукты, не повышающие значительно сахар крови: овощи (капуста, огурцы, помидоры, кабачки, зелень), яйцо, курица, мясо, рыба – на прием не более 100 грамм.

Продукты, которые должны учитываться в питании обязательно: хлеб и хлебобулочные изделия, каши, макароны, овощи (картофель, морковь, свёкла, горох, кукуруза), жидкие молочные продукты, фрукты и ягоды.

Родители утром заранее должны быть ознакомлены с меню и оценить содержание углеводов в пище по хлебным единицам (ХЕ).

Необходимо контролировать объем съеденной пищи. Недопустимо как переедание, так и меньший объем предложенной еды!

VI. Контроль за ребенком при нахождении в детском саду осуществляется полный день.

*При использовании инсулина ультракороткого действия (Хумалог, Новоропид).

  1. Измерение сахара крови перед завтраком.
  2. Введение инсулина ультракороткого действия перед приемом пищи в зависимости от значений сахара крови по схеме:
  • при сахаре крови от 5 до 8 ммоль/л: непосредственно перед приемом пищи,
  • при сахаре крови более 8 ммоль/л: за 15 минут до еды 1. Завтрак.

2. Измерение сахара крови через 2-2,5 часа после завтрака (обязательно перед прогулкой). При сахаре крови менее 7 ммоль/л – дополнительно дать кусок хлеба из муки грубого помоло 25г/яблоко 80г (1ХЕ) 3. Измерение сахара крови перед обедом.

4. Введение инсулина ультракороткого действия перед приемом пищи в зависимости от значений сахара крови:

  • при сахаре крови от 5 до 8 ммоль/л: непосредственно перед приемом пищи,
  • при сахаре крови более 8 ммоль/л: за 15 минут до еды 1. Обед.
  1. Тихий час.
  2. Измерение сахара крови после сна/перед полдником.
  3. Введение инсулина ультракороткого действия на полдник по схеме.
  4. Измерение сахара крови перед ужином.
  5. Введение инсулина ультракороткого действия перед приемом пищи в зависимости от значений сахара крови по схеме:
  • при сахаре крови от 5 до 8 ммоль/л: непосредственно перед приемом пищи,
  • при сахаре крови более 8 ммоль/л: за 15 минут до еды 7. Ужин.

Измерять дополнительно уровень сахара крови по согласованию с родителями или рекомендациями врача (например, в тихий час или другое время).

*При использовании инсулина короткого действия

(Хумулин Регуляр, Актрапид)

При использовании этого вида инсулина необходимо обязательно 6 приемов пищи: 3 основных и 3 дополнительных. Перекусы должны быть даны ребенку в строго определенное время, через 2-2,5 ч после основного приема. Необходимо выдерживать интервал между введением инсулина и приемом пищи в зависимости от сахара крови перед едой. При использовании данного вида инсулина рекомендуется завтрак дома (с целью соблюдения интервала между основными приемами пищи – 5-6 часов).

  1. Измерение сахара крови через 2 часа после завтрака (обязательно перед прогулкой).
  2. 2-й завтрак: хлеб/яблоко
  3. Измерение сахара крови перед обедом.
  4. Введение инсулина короткого действия перед приемом пищи в зависимости от значений сахара крови:
  • при сахаре крови от 5 ммоль/л: непосредственно перед приемом пищи,
  • при сахаре крови от 5 до 10 ммоль/л: за 10-20 минут до еды.
  • при сахаре крови более 10 ммоль/л: за 30 минут до еды, – при сахаре крови более 15 ммоль/л: за 45-60 минут до еды.
  1. Обед.
  2. Тихий час.
  3. Измерение крови через 2 часа после обеда (во время сна). При сахаре крови менее 8 ммоль/л – обязательно дать ребенку углеводы (полдник).
  4. Измерение сахара крови перед ужином.
  5. Введение инсулина короткого действия перед приемом пищи в зависимости от значений сахара крови по схеме:
  • при сахаре крови от 5 ммоль/л: непосредственно перед приемом пищи,
  • при сахаре крови от 5 до 10 ммоль/л: за 10-20 минут до еды.
  • при сахаре крови более 10 ммоль/л: за 30 минут до еды, – при сахаре крови более 15 ммоль/л: за 45-60 минут до еды.
Читайте также:  Диабета нет а сахар повышен

6. Ужин.

Измерять дополнительно уровень сахара крови по согласованию с родителями или рекомендациями врача.

*Дети, получающие инсулин при помощи инсулиновой помпы

(автоматический дозатор подачи инсулина).

Родителями с персоналом детского сада заранее обговариваются технического вопросы использования помпы. В помпе используется инсулин короткого/ультракороткого действия. Принципы введения инсулина перед приемами пищи – см. ранее перечисленные.

VII. Помощь при гипогликемии.

Гипогликемия – это состояние, которое развивается при значительном снижении сахара крови (сахар крови менее 4,0 ммоль/л).

Основные проявления: бледность кожи, повышенная потливость, дрожание рук, слабость. Может наблюдаться повышенная нервозность или агрессивность, волнение, плаксивость, ухудшение зрения, нарушение координации движений или вялость, сонливость, повышенный голод.

Гипогликемия может развиваться, если:

  • поставлена слишком большая доза инсулина (ошибка при введении) – не поел, сделав инъекцию инсулина, или поел слишком мало.
  • физическая нагрузка (гимнастика, занятие физкультурой, ритмика, танцы, активная прогулка) без дополнительного приема углеводов.

Для правильного купирования гипогликемии следует срочно съесть 2-4 таблетки декстрозы, либо выпить сладкий фруктовый сок (0,5-1стакан) либо съесть 2-4 кусочка сахара (средства для купирования гипогликемии и дозы употребления должны быть согласованны с родителями заранее). Эти средства должны быть всегда!

После этого через 15 минут нужно измерить сахар крови, если сахар также остается менее 4 ммоль/л нужно дать снова средства против гипогликемии и сразу сообщить родителям о происходящем. При сахаре выше 4 ммоль/л, производится еще одно измерение сахара еще через 15 минут, для того чтобы убедиться в том, что сахар растет и угрозы гипогликемии больше нет.

Если ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать скорую помощь и сразу же сообщить родителям! Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сладкий чай или иную жидкость – он может захлебнуться. Для оказания неотложной помощи при тяжелых

гипогликемиях используется ГлюкаГен ГипоКит (в/м 0,5мг для детей до 7 лет).

  1. Меры предотвращения гипогликемии.

Необходимо решить вопрос о том, где будут храниться средства для купирования гипогликемии. Кроме кабинета медицинского работника, средства против гипогликемии должны быть обязательно в группе у воспитателя, на прогулке у воспитателя с собой, а также на занятиях физкультурой.

  1. Ситуация при высоком сахаре крови.

Высокий сахар и проблемы, сопутствующие этому состоянию, не так страшны, как гипогликемия, но также требуют особого внимания. В отличие от гипогликемии, которая проявляется моментально, симптомы высокого сахара нарастают постепенно, в течение нескольких дней. Причины высокого сахара бывают разные. При однократном повышении сахара причиной может быть погрешность в диете, переедание, недостаточная доза инсулина или нарушение техники введения инсулина (вытекание капли из места инъекции, неправильный выбор места инъекции, введение в участки уплотнений – липодистрофии). Коррекция дозы при высоком сахаре должна быть оговорена с родителями либо заранее, либо по телефону в момент коррекции. При очень высоком уровне сахара (20 и выше), совмещенном со слабостью, болью животе и рвотой, необходимо сразу сообщить родителям, при возможности измерить уровень кетонов в моче, предоставленными родителями полосками. Если состояние ребенка ухудшается (повторные рвоты, нарастающая слабость) необходимо вызвать скорую помощь и сообщить родителям.

  1. Физические нагрузки.

Физические нагрузки ребенку не запрещены. Но при нормальных показателях сахара крови любая нагрузка может вызвать снижение сахара крови вплоть до гипогликемии. Поэтому перед занятием необходимо измерить уровень сахара крови, и при значениях сахара меньше 7-8 ммоль/л, перед занятием дополнительно дать ребенку съесть углеводсодержащие продукты (хлеб, яблоко). При уровне сахара выше 15 ммоль/л, к физическим нагрузкам ребенка допускать не следует. Иногда, прогулки, также, как и спортивные занятия, могут вызывать снижение сахара у детей, на это стоит обратить внимание и перед прогулкой обеспечить дополнительный приём углеводов (хлеб, яблоко), по договоренности с родителями.

  1. Вакцинация

Детям с сахарным диабетом индивидуально можно проводить вакцинацию против дифтерии, столбняка, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гепатита В, если ребенок находится в клиникометаболической компенсации сахарного диабета в течение месяца перед вакцинацией (общее удовлетворительное состояние, отсутствие жажды, полиурии, удовлетворительный аппетит, гликемия натощак не выше 10 ммоль/л, суточная гликозурия в пределах 10-20 г, отсутствие ацетонурии).

Перед проведением прививок необходимо выполнить исследование уровня гликемии натощак, глюкозурии в течение суток, анализ мочи на ацетон.

Профилактическая вакцинация проводится на фоне основного лечения – адекватной инсулинотерапии.

При техническом выполнении вакцинации следует обратить внимание на возможность наличия липодистрофий у детей, больных сахарным диабетом, что обусловливает необходимость выбора для вакцинации участков тела, свободных от липодистрофий.

В поствакцинальном периоде необходим контроль медицинского персонала детского сада, по показаниям, педиатра-эндокринолога за общим состоянием ребенка, температурой тела в течение трех дней, наличием или отсутствием местных реакций, а также симптомов декомпенсации сахарного диабета (появление жажды, полиурии, диспептических расстройств, болей в животе, нарастание гликемии и глюкозурии, появление запаха изо рта, ацетона в моче). По показаниям необходима коррекция диеты и инсулина.

Для профилактической вакцинации детей, больных сахарным диабетом, остаются в силе все противопоказания, определяемые инструкцией по проведению профилактической вакцинации детям, не больным сахарным диабетом, и декомпенсированное состояние у детей, больных диабетом.

Источник