Памятка для учителей по детям больным сахарным диабетом

Памятка для учителей по детям больным сахарным диабетом thumbnail

Рекомендации педагогам в работе с детьми больными сахарным диабетом

Сахарный диабет- это состояние хронической гипергликемии(повышения уровня глюкозы крови), которая может развиться в результате действия многих генетических экзогенных факторов, часто дополняющих друг друга. Гипергликемия может быть обусловлена либо недостатком инсулина, либо избытком факторов,

которые противодействуют его активности.

Сахарный диабет — это заболевание на всю жизнь. Больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого. При обучении детей,страдающих сахарным диабетом необходимы настойчивость, человечность, осторожный оптимизм.

 В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.

 Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.

 Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников. На фоне психо-эмоциональных травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки сахара.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на “скорой” в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, – речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).

Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:

  • сердцебиение, дрожь, головная боль;
  • сильная потливость и бледность;
  • чувство голода;
  • необычное поведение,раздражительность
  • в тяжелых случаях потеря сознания

Суммируя все вышеперечисленное,следует придерживаться следующих правил при ведении урока с диабетиком:

1. Избегать напряжения психо-эмоционального фона ребенка.

2. Делать кратковременные перерывы в занятиях (через 30 мин) для зрительной разгрузки.

3. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент,выяснить,не забыл-ли он во-время сделать инъекцию инсулина и покушать.

4. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.

Источник

Сахарный диабет – заболевание неизлечимое, но его можно держать «в узде». Это требует постоянных усилий, дисциплины, перестройки образа жизни и мыслей. Даже взрослому человеку справиться с этим порой непросто, а что же говорить о детях? Без помощи взрослых приструнить опасную болезнь не получится. Но всегда ли взрослые готовы помочь больному диабетом ребенку?

MedMe предлагает обсудить проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей, страдающих диабетом, во время обучения в школе.

Диабет не должен быть приговором

Ювенильный сахарный диабет 1 типа – неизлечимое пока заболевание, при котором в организме не вырабатывается инсулин, или секретируется в недостаточном количестве.

От этого гормона зависит усвоение глюкозы, поступающей с пищей. Из-за недостатка инсулина уровень глюкозы в крови повышается, вызывая сильную жажду, увеличение количества мочи (ребенок часто ходит в туалет), потерю веса и сил.

Для коррекции состояния необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови и вводить правильно рассчитанное количество инсулина. Причем именно инъекционно, так как в форме таблеток инсулин принимать бессмысленно – он разрушается в желудке. Для контроля уровня сахара критически важно вовремя и правильно питаться, получать дозу инсулина и избегать опасных ситуаций.

В конце прошлого года американские ученые заявили о создании и первом этапе успешной апробации инсулина в таблетках. Пока что такая форма гормона тестируется на животных.

К опасным для здоровья и жизни ситуациям относится, в частности, гипогликемия – состояние, при котором уровень сахара в крови критически снижается. Так может случиться, если ребенок получил слишком большую дозу инсулина или вовремя не поел. Гипогликемия может развиться, например, после урока физкультуры, если ребенок не примет дополнительно углеводы для компенсации уровня сахара. Состояние опасно тем, что может вызвать потерю сознания и даже кому, если окружающие не будут знать, как помочь больному.

Хорошее самочувствие может быть обеспечено только сочетанием контроля за уровнем глюкозы в крови, своевременными, правильно рассчитанными по дозе инъекциями инсулина и не менее строгой диетой. От рациона зависит доза инсулина, поэтому чем раньше ребенок научится подсчитывать это самостоятельно, тем лучше.

Инсулиновые помпы помогают решать проблему регулярных инъекций: устройство на основании заранее рассчитанной программы само вводит препарат в нужное время.

Самые современные помпы реагируют на состав крови и адаптируют количество инсулина.

Немногие пациенты знают, что инсулиновая помпа на законодательной основе может быть предоставлена бесплатно как взрослому, так и ребенку с любым типом инсулинозависимого диабета. Также, как и расходники к ней.

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Дети школьного возраста чувствуют приближение состояния гипогликемии. Важно, чтобы они не терялись и не стеснялись делать то, что нужно: срочно принять дозу углеводов, которая должна у них быть всегда с собой. Это может быть фрукт, конфета, сладкий напиток, или просто пакетики или кусочки сахара. На самые критические случаи рекомендуется носить с собой рекомендованный эндокринологом препарат неотложной помощи. Хотя обычно такие медикаменты действуют недолго, но зато позволяют быстро привести ребенка в чувство, чтобы он мог съесть или выпить что-то сладкое).

Читайте также:  Какие блюда от сахарного диабета

Ребенок должен помнить, что после инъекции инсулина нужно обязательно поесть в течение 30 минут, чтобы не развилась гипогликемия. Это необходимо делать, невзирая на то, где школьник находится – на уроке, на экскурсии, в транспорте или экзамене. Откладывать прием пищи недопустимо.

Дети, у которых заболевание развилось в раннем возрасте, привыкают, что обо всем этом заботятся родители и взрослые, и менее ответственно относятся к режиму, диктуемому диабетом. Если болезнь проявилась в более позднем возрасте, то ребенок обычно быстро обучается всем необходимым действиям, включая расчет дозы инсулина и самостоятельное соблюдение диеты.

Но контроль взрослых все равно необходим. И без содействия учителя и руководства школы могут возникать проблемы.

Школа и учителя: как должно быть, и как есть на самом деле

К сожалению, родители ребенка, страдающего сахарным диабетом, нередко сталкиваются с разного рода проблемами. Иногда это банальная неосведомленность о том, что представляет собой диабет, и почему важно оказывать содействие ребенку, даже если это идет вразрез со школьными правилами.

Родители нередко сообщают об отказе принимать больного диабетом в школу. Иногда потому, что это заболевание кто-то считает заразным, но чаще просто от нежелания осложнять жизнь преподавателям и руководству. На классного руководители и всех учителей ложится дополнительная обязанность – присматривать ненавязчиво за учениками с диабетом, уметь деликатно помогать ребенку освоиться, создавать в классе правильную систему отношений между детьми. И, конечно, научиться оказывать первую помощь в критических ситуациях.

Обладать необходимой информацией должны также работники столовой, школьная медсестра, преподаватель физкультуры.

На практике все бывает намного сложнее.

  • По данным, полученным в результате опросов учителей и родителей, только в 6-12% школ есть человек, способный распознать симптомы гипогликемии и оказать адекватную помощь. В остальных учебных заведениях даже некому помочь ребенку сделать укол инсулина.
  • В большинстве школ нет возможности обеспечивать детей специальным питанием, им приходится приносить пищу из дома.
  • Дети, как правило, не могут делать инъекции в медицинском кабинете и вынуждены идти для этого в кабинет классного руководителя, если он разрешит, в туалет или раздевалку. В школах обычно нет глюкометров и запаса тест-полосок, и не везде разрешают принести и хранить в медицинском кабинете свои, не говоря уже о свободном доступе в кабинет в учебное время.
  • Каждый пятый ребенок с диабетом сталкивается с негативным отношением со стороны руководства школы. Каждому четвертому пытаются отказать в приеме в учебное заведение.

Людмила, мать дочери с сахарным диабетом I типа

При поступлении в школу мы сразу столкнулись с негативным отношением руководства к нашему диагнозу. Документы приняли неохотно. Школьная медсестра сразу сказала, чтобы мы не рассчитывали на то, что она будет делать ребенку уколы. Она даже отказалась принять на хранение набор неотложной помощи и пускать дочь в кабинет, чтобы она могла сделать себе инъекции самостоятельно, но хотя бы в нормальных условиях, а не в коридоре или туалете.

Классная руководительница, хотя мы и дали ей специально распечатанную памятку, игнорирует ее. Она негативно относится к тому, что дочери необходимо иногда съесть что-то до наступления перемены, или выйти в туалет. Требует, чтобы дочка вместе со всеми оставалась после уроков на общешкольные мероприятия, тогда как ребенку необходимо вовремя пообедать и сделать укол.

Возникает впечатление, что взрослый человек упорно отказывается понимать, что ее действия могут нанести больному ребенку реальный вред.

Хотя по закону школа обязана принимать во внимание особые потребности больных диабетом детей и обеспечивать им условия для их реализации, включая специальное меню в школьной столовой.​

Вот что говорит по этому поводу юрист Александр Безгодов.

В личном деле ребенка должны быть медицинские заключения и ИПР – индивидуальная программа реабилитации с указанием четких деталей специального режима во время учебного процесса. Школа не имеет права нарушать ИПР, этот документ является обязательным, и его невыполнение может стать основанием для обращения в суд.

Принуждать учеников посещать факультативные мероприятия также никто не имеет права, это является добровольным решением.

Школа не имеет права отказать ребенку с диагнозом «диабет» в приеме. Если так происходит, родители вправе обратиться в вышестоящие органы Министерства образования или в суд.​

Нужно ли скрывать информацию о заболевании?

От руководства школы и от учителей скрывать диагноз ребенка нельзя. От учеников – на усмотрение родителей. Правильно выстроенные отношения в классе могут очень помочь ребенку в реабилитации. Все равно поведение больного диабетом будет отличаться, вызывать интерес и вопросы. Вероятно, лучше не давать повода для домыслов – детская фантазия богата, можно напридумывать много глупостей, от которых больному диабетом не станет комфортнее общаться с одноклассниками.

Памятка для учителя

  • Убедитесь, что вы обладаете достаточной информацией о заболевании ученика и понимаете все последствия нарушения рекомендаций врача.
  • Убедитесь, что ваши коллеги также достаточно осведомлены.
  • Постарайтесь проявлять максимальную деликатность по отношению к ребенку и его специальным нуждам. Он может часто хотеть пить или постоянно отпрашиваться в туалет, доставать на уроке яблоко или бутерброд и есть. Это нормально, так требует его болезнь.
  • Обращайте, пожалуйста, внимание на признаки недомогания у ребенка. Если ему нездоровится – отправьте его в сопровождении взрослого к врачу или домой, позвоните его родителям или опекунам. Их телефоны у вас должны быть под рукой, это важно.
  • Не задерживайте больного диабетом ученика после урока. Особенно если он говорит, что ему нужно уйти, чтобы сделать укол или поесть.
  • Не нужно опекать ребенка с диабетом слишком сильно. Просто присматривайте за ним.
  • Если ребенок потерял сознание, не пытайтесь напоить его чем-то сладким – он может захлебнуться. Возможно, вы умеете оказывать первую помощь при гипогликемии, тогда окажите ее. Если нет – вызовите скорую помощь и позвоните родителям.
Читайте также:  Поражаемые клетки при сахарном диабете

Памятка для родителей

  • Когда ваш ребенок пойдет в школу, свяжитесь с руководством и классным руководителем заранее, чтобы обсудить нюансы учебного режима.
  • Попросите лечащего врача составить памятку для школы, которой могли бы руководствоваться преподаватели в разных ситуациях. Распечатайте эту памятку в нескольких экземплярах и раздайте всем учителям, медсестре и работникам школьной столовой.
  • Соберите все необходимое в сумочку или контейнер, на котором будет имя ребенка, его диагноз и ваши телефоны. В контейнере должно лежать все, что необходимо для ребенка в течение дня и в случае критических ситуаций: глюкометр и запас тест-полосок, перекус, сладкий напиток, глюкоза в таблетках или пакетики с сахаром, глюкагон, инсулин и средства его введения. Всегда проверяйте, все ли есть в наличии, и не забыли ли положить контейнер в сумку ребенка.
  • Постарайтесь поставить учителей в известность о том, что это за контейнер, для чего он нужен и что в нем лежит. Покажите, как пользоваться глюкометром, инсулиновой помпой, как сделать в случае необходимости инъекцию глюкагона. Хорошо, если ребенок тоже будет присутствовать при встрече, это даст ему понять, что персонал школы может помочь, и что ему есть, к кому обратиться за помощью.
  • Современные технологичные инсулиновые помпы позволяют контролировать уровень сахара в крови практически в режиме реального времени. Если есть возможность, используйте подобные новинки. Это позволит избегать критических ситуаций.
  • На всякий случай принесите в каждый кабинет, в котором будет учиться ваш ребенок, по коробке сахара или пакетику конфет.
  • Всегда оставайтесь на связи.

Пройдите тестРиск диабетаС помощью этого теста вы сможете определить насколько высок ваш риск в ближайшие 5 лет заболеть диабетом 2 типа. Тест разработан немецким институтом питания г. Потсдама.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Главная Для диабетика Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

памятка

«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»

Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.

В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.

К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.

Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.

Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.

Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:

ГИПОГЛИКЕМИЯ

Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):

– сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;

– пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

НЕОБХОДИМО

Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.

Симптомы гипогликемии:

  • чувство слабости;
  • повышенные нервозность, волнение, агрессивность;
  • сильная потливость;
  • тошнота;
  • плаксивость;
  • ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений;
  • дрожание рук и озноб;
  • возможная потеря сознания.

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.

Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

Действия учителя (воспитателя):

При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.

Читайте также:  Витамины для поджелудочной железы и печени при сахарном диабете

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться.

Гипогликемия – единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.

Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.

Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.

Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.

Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:

малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза;

любой стресс, заболевание и т.п.

При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных со­ревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.

2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убеди­тесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

3. Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим.

4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.

5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и осо­бенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребе­нок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислу­шайтесь к нему и примите правильное решение.

6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом осо­бого внимания. Они должны в равной мере вы­полнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.

7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабе­т чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

На мероприятие (экскурсию), можно при­гласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.

Источник