Первая помощь при сахарном диабете презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сахарный диабет Оказание ПМП при диабетической и гипогликемической коме
2 слайд
Описание слайда:
Сахарный диабет – это патологическое состояние, которое характеризуется хронически повышенным уровнем сахара в крови, развивающимся в результате воздействия генетических (наследственных) и внешних факторов, грозящее развитием серьезных осложнений со стороны глаз, почек, сосудов, нервной системы.
3 слайд
Описание слайда:
“Диабет не болезнь, а образ жизни. Болеть диабетом – все равно, что вести машину по оживленной трассе – надо знать правила движения”.
4 слайд
Описание слайда:
Типы сахарного диабета
5 слайд
Описание слайда:
Диабет первого типа развивается у молодых людей, инсулин не вырабатывается в организме из-за повреждения или утраты бета-клеток поджелудочной железы, организм не может использовать глюкозу и она накапливается в крови, почки начинают выводить избыток глюкозы с мочой.
6 слайд
Описание слайда:
Симптомы заболевания: частое мочеиспускание, так как организм старается «вымывать» нарастающее количество глюкозы, повышение жажды и потреблению большого количества воды, почки перестают справляться с такой нагрузкой, возникают боли в животе, рвота, наступает обезвоживание организма.
7 слайд
Описание слайда:
Диабет второго типа развивается у людей старше 40 лет и имеющих избыточный вес, Содержание инсулина может быть нормальное, низкое или даже высокое, клетки организма не могут использовать инсулин должным образом, у клеток отсутствует достаточное число рецепторов для инсулина, глюкоза не может полностью проникнуть в клетки и накапливается в крови.
8 слайд
Описание слайда:
Симптомы диабета второго типа обычно развиваются постепенно в течение длительного времени. появляется чувство усталости мочеиспускание происходит более часто. поскольку начало болезни проходит постепенно, многие не обращают на это внимания.
9 слайд
Описание слайда:
Основная причина развития диабетической комы (гипергликемической) – не возможность проникновения глюкозы в ткани
10 слайд
Описание слайда:
Дефицит глюкозы в тканях и ее избыток в крови приводит к основному парадоксу диабетической комы – энергетическому голоду среди изобилия топлива
11 слайд
Описание слайда:
Больной выводит каждые 20 – 30 минут большое количество сладкой липкой мочи
12 слайд
Описание слайда:
Признаки обезвоживания: сильная жажда снижение уровня АД снижение тургора кожи частое мочеиспускание и липкая моча
13 слайд
Описание слайда:
Признаки самоотравления: запах ацетона изо рта сильная головная боль многократная рвота сонливость, вялость постепенное вхождение в кому
14 слайд
Описание слайда:
Причины смерти при диабетической коме В течение нескольких минут – от аспирации содержимого желудка и удушении языком в положении лежа на спине. В течение нескольких часов – от неправильного использования инсулина В течение нескольких суток – от интоксикации и отравления
15 слайд
Описание слайда:
С чего начать оказание помощи? Повернуть больного на живот. Очистить ротовую полость салфеткой, носовым платком от слизи и содержимого желудка
16 слайд
Описание слайда:
Гипогликемия – это снижение уровня глюкозы в крови Причины: передозировка инсулина нарушение диеты психоэмоциональные и физические нагрузки высокая температура употребление алкоголя
17 слайд
Описание слайда:
Маски-предвестники гипогликемической комы Маска пьяного Маска дурашливости ПМП = несколько конфет
18 слайд
Описание слайда:
ПМП при диабетической и гипогликемической коме
19 слайд
Описание слайда:
Алгоритм оказания помощи при диабетической гипогликемической коме убедиться в наличии пульса повернуть на живот и очистить ротовую полость начать осторожно отпаивать теплым сиропом приложить к голове холод наладить ингаляцию кислорода вызвать 03 обязательно доставить в больницу Если нет признаков жизни убедиться, что нет пульса нанести удар по грудине приступить к реанимации приложить холод к голове 5, 6, 7 – см. выше
20 слайд
21 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-297943
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Первая помощь при сахарном диабете
Учитель ОБЖ МКОУ Русановская СОШ
Бессонов А.А.
Выделяют два типа сахарного диабета: диабет I типа – инсулинозависимый диабет; диабет II типа – инсулинонезависимый диабет.
- Сахарный диабет относится к заболеваниям эндокринной системы и связан с абсолютной или относительной недостаточностью инсулина – гормона поджелудочной. Проявляется заболевание тяжелыми нарушениями углеводного, жирового и белкового обменов.
Сахарный диабет I типа в подавляющем большинстве случаев возникает в детском или молодом возрасте. Заболевание связано с дефицитом гормона поджелудочной железы – инсулина, который перестает вырабатываться вследствие какого-либо поражения клеток поджелудочной железы или вырабатывается в недостаточном количестве. При этом глюкоза перестает усваиваться тканями и накапливается в крови. Избыток глюкозы в таком случае начинает выводиться через почки с мочой. Поэтому на начальных стадиях заболевания отмечается учащенное мочеиспускание, оно связано с выведением глюкозы. Также пациенты предъявляют жалобы на постоянную жажду и употребление большого количества жидкости. Почки подвергаются повышенной нагрузке и постепенно перестают справляться с ней. При этом могут возникнуть такие симптомы, как боли в животе, тошнота и рвота, обезвоживание организма.
- Сахарный диабет I типа в подавляющем большинстве случаев возникает в детском или молодом возрасте. Заболевание связано с дефицитом гормона поджелудочной железы – инсулина, который перестает вырабатываться вследствие какого-либо поражения клеток поджелудочной железы или вырабатывается в недостаточном количестве. При этом глюкоза перестает усваиваться тканями и накапливается в крови. Избыток глюкозы в таком случае начинает выводиться через почки с мочой. Поэтому на начальных стадиях заболевания отмечается учащенное мочеиспускание, оно связано с выведением глюкозы. Также пациенты предъявляют жалобы на постоянную жажду и употребление большого количества жидкости. Почки подвергаются повышенной нагрузке и постепенно перестают справляться с ней. При этом могут возникнуть такие симптомы, как боли в животе, тошнота и рвота, обезвоживание организма.
- Диабет II типа в настоящее время более распространен. В большинстве случаев он развивается у людей старшего возраста (после 40 лет) и у лиц с ожирением. Повышение уровня глюкозы в крови связано у них не с недостатком инсулина, а с тем, что клетки различных тканей теряют к инсулину, который может вырабатываться в нормальном или даже повышенном количестве. Это связано с нарушенными обменными процессами вследствие избыточного веса.
Для сахарного диабета I типа характерно быстрое, даже внезапное развитие болезни; сахарный диабет II типа развивается медленно, симптоматика при нем менее выражена.
- симптомы сахарного диабета:
- патологическая , пациенты могут употреблять до 3-5 л жидкости за день;
- учащенное мочеиспускание, в том числе ночное;
- сухость во рту;
- повышенные слабость и утомляемость;
- повышение аппетита;
- кожный зуд, особенно в области промежности у женщин;
- сонливость;
- плохо заживающие раны;
- резкое снижение массы тела при сахарном диабете I типа;
- ожирение при сахарном диабете II типа.
Рассмотрим наиболее частые осложнения, связанные с нарушением диеты или правил введения инсулина.
- Если сахарный диабет не начать лечить, то в крови постоянно повышается уровень глюкозы, это приводит к поражению сосудов и нарушению функций многих органов и тканей. Осложнения сахарного диабета имеют серьезные последствия для здоровья.
- Гипергликемическое состояние
- Характеризуется повышением уровня глюкозы в крови. Оно является осложнением сахарного диабета и связано с недостаточностью образования инсулина при поражении поджелудочной железы. Также это состояние может возникнуть в случае повышенной потребности организма в инсулине при беременности, травмах, оперативном вмешательстве, различных инфекционных процессах.
В развитии диабетического ацидоза выделяют 3 этапа: – ацидоз с умеренной степенью выраженности; – стадия прекомы; – кома.
- При инсулиновой недостаточности жирные кислоты подвергаются неполному окислению; это приводит к тому, что в организме накапливаются кетоновые тела и ацетон. Это состояние, связанное с накоплением в организме большого количества кислотных продуктов, называется ацидозом. Он оказывает угнетающее воздействие на нервную систему, отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему.
Первая помощь при гипергликемии
- Первая помощь при гипергликемии
- В случае, когда развитие гипергликемии связано с недостаточностью инсулина по какой-либо причине, необходимо восполнить его дефицит. Предварительно следует определить уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра. Если уровень глюкозы в крови превышает 13,9 ммоль/л, то необходимо ввести шприцем-ручкой или помпой, предварительно заменив катетер и установив базальный (непрерывный) режим введения инсулина.
- Необходимо обильное безкалорийное питье (вода, обезжиренный бульон). Следует каждые 2 ч контролировать содержание глюкозы в крови и вводить инсулин до нормальных показателей. Если для введения инсулина применяют шприц-ручки, то возможно ввести обычную дозу инсулина после определения уровня глюкозы в крови. Наиболее часто гипергликемическое состояние тяжелой формы возникает в случае, когда диагноз сахарного диабета не установлен. В таком случае у пострадавшего, как правило, нет в наличии средств для оказания доврачебной помощи, поэтому нужно обязательно вызвать врача.
Гипогликемическое состояние
- Гипогликемичекое состояние – это состояние, при котором происходит снижение уровня глюкозы в крови.
- Состояние гипогликемии может возникнуть при сахарном диабете, когда вводится завышенная доза инсулина или происходит передозировка сахароснижающих препаратов.
Первая помощь при гипогликемии
- Первая помощь при гипогликемии
- Для устранения гипогликемического состояния пациенту обычно следует выпить сладкий чай, съесть булочку или кусок белого хлеба, конфету. Продукты с легкоусвояемыми простыми углеводами быстро всасываются, и этого обычно оказывается достаточно для нормализации состояния.
- В случае, если больной находится в бессознательном состоянии, необходимо вызвать врача «Скорой помощи ». Для оказания помощи в этой ситуации необходимо введение 40%-ного раствора глюкозы внутривенно медленно.
- При таком лечении сознание восстанавливается обычно через 5-10 мин. Если сложно определить характер комы, то можно сделать пробное введение 40%-ного раствора глюкозы.
- Повышение артериального давления
- Сахарный диабет часто сопровождается повышенным артериальным давлением. Лечение и первая помощь такие же, как и при гипертонической болезни. Важными являются лечение основного заболевания и поддерживающая гипотензивная терапия.
Лечение сахарного диабета должно проводиться в течение всей жизни. Необходимы самоконтроль и четкое выполнение всех рекомендаций врача. Только в таком случае можно облегчить свое состояние и избежать осложнений.
Слайд 1
Добрый день! 25 .10.2019 Бор
Слайд 2
Первая помощь детям, больным сахарным диабетом
Слайд 3
ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .
Слайд 5
Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.
Слайд 6
Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;
Слайд 7
НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.
Слайд 8
Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.
Слайд 9
Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .
Слайд 10
Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .
Слайд 11
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.
Слайд 13
Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.
Слайд 14
Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.
Слайд 15
Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.
Слайд 16
Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.
Слайд 17
Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .
Слайд 19
4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .
Слайд 20
6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!