Практическая значимость исследования сахарного диабета

Практическая значимость исследования сахарного диабета thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                

«Средняя школа № 15»

Исследовательская работа

«Тихий убийца»

Выполнила ученица 8 «А»  класса

Андрийчук Екатерина

Научный руководитель:

Коновалова Л. А., учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 15»

г. Арзамас 2017

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть.
  1. Сахарный диабет и его типы:
  2.  Открытие инсулина
  3. Симптомы сахарного диабета
  4. Осложнения сахарного диабета
  5. Причины диабета
  6. Профилактика СД 2 типа

    3. Практическая часть:

      3.1. Анкетирование

      3.2. Результаты анкетирования

    4. Выводы

    5. Список литературы

1. Введение

     Что угрожает современному человечеству сегодня? Большинству из нас известно о сердечно- сосудистых и онкологических заболеваниях, о распространении СПИД, но есть еще одна болезнь, известная человечеству уже до нашей эры – это сахарный диабет. Проблема сахарного диабета – это проблема более 250 млн. людей, что составляет 4 % населения Земли. К 2030 году во всех регионах мира ожидается удвоение численности людей больных сахарным диабетом. Очень часто симптомы болезни очень слабы. А между тем, сосудистые изменения  развиваются на стадии преддиабета, когда человек ничего не подозревает. В нашем организме нет ни одного органа, который бы не страдал от сахарного диабета, поэтому его по праву называют «тихий» или «молчаливый» убийца.

    Актуальность проблемы: ООН заявила, что сахарный диабет 2 типа представляет угрозу человечеству. ВОЗ называет распространенность диабета «неинфекционной эпидемией».

Каждые 24 часа:

– диагностируется 2200 новых больных СД 2 типа;

– 512 больных умирает;

– 153 пациентам проводятся ампутации;

– 66 больных умирает.

   Каждые 10 секунд в мире ставится диагноз – сахарный диабет 2 типа.

   Длительное скрытое течение СД 2 типа приводит к тому, что диагностика

СД во всех странах опаздывает не 7-8 лет от начала заболевания, при этом половина пациентов не знает о своем диагнозе, не обращается к врачу, не получает соответствующего лечения и имеет высокий риск развития сосудистых осложнений.

    Именно поэтому так важно привлечь внимание к проблеме правильного питания, увеличения двигательной активности подростков в целях профилактики СД 2 типа.

   Исследовательская новизна: статистический анализ по проблемам СД 2 типа в МБОУ СШ № 15 г. Арзамаса.

  Гипотеза: знают ли подростки о сахарном диабете и мерах профилактики этого заболевания.

  Цель: исследование проблем, связанных с заболеванием сахарный диабет в МБОУ СШ № 15.

 Задачи:

– изучить информацию по данной проблеме;

– провести опрос среди школьников 13-15 лет о сахарном диабете;

– анализировать результаты опроса по проблемам сахарного диабета;

– разработать буклет о мерах профилактики СД 2 типа;

– провести профилактические мероприятия среди школьников о предупреждении  сахарного диабета 2 типа с помощью буклета.

   Методы работы:

– теоретический анализ источников информации о сахарном диабете;

– статистический анализ;

– создание буклета;

– профилактическая работа среди учащихся МБОУ СШ № 15.

2. Основная часть.

2.1. Сахарный диабет, его типы

  Суть болезни в недостаточной выработке поджелудочной железой гормона инсулина, который регулирует содержание глюкозы (сахара) в крови. Если количество инсулина мало, то избыточная глюкоза не перерабатывается, увеличивается её содержание в крови, начинается выделение сахара с мочой. При этом клетки испытывают острый дефицит энергии, потому что глюкоза является основным энергетическим источником для клеток всего организма, но в клетку она может попасть только при помощи инсулина.

        Различают два типа диабета: инсулинзависимый и инсулиннезависимый. При развитии диабета первого типа (детский или юношеский, инсулинзависимый) симптомы обычно проявляются быстро, диагноз не представляет собой особой трудности, но болезнь уже находится в активной стадии. Диабет второго типа (инсулинонезависимый) течёт незаметно, и врач может обнаружить его случайно по анализу крови на сахар.

При этом типе диабета инсулин вырабатывается, но организм не может его использовать, причина этого – жир, так как жировая ткань работает как мощный эндокринный орган.

2.2. Открытие инсулина

    Ещё столетие назад больные диабетом первого типа были обречены на смерть. Но 11 января 1922 года канадский учёный Фредерик Бантинг, после опытов на животных, сделал первую в истории успешную инъекцию инсулина человеку.

      Первая инъекция инсулина была сделана 14-летнему мальчику по имени Леонардо Томпсон 11 января 1922 года, но опыт оказался неудачным — экстракт был недостаточно очищенным, что привело к развитию аллергии. Временно инъекции инсулина были приостановлены.

За две недели биохимик Джеймс Коллип сумел разработать эффективный метод очистки инсулина, и 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. В этот раз не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. За это открытие Бантинг и его компаньон Джон Маклеод были удостоены Нобелевской премии. Патент они продали Торонтскому университету за один доллар, и вскоре началось производство в промышленных масштабах.

     Из истории открытия

Первые работы по поиску лекарства от сахарного диабета велись задолго до фактического изобретения инсулина. В 1869 году в Берлине студент-медик Пауль Лангерганс изучал строение поджелудочной железы и обратил внимание на ранее неизвестные клетки. Назначение этих клеток было не известным, пока Эдуард Лагус не выяснил, что в них образуется секрет, играющий роль в регуляции пищеварения.

Читайте также:  Какие витамины можно при диабете

В 1889 году немецкий физиолог Оскар Минковски ради эксперимента произвёл удаление железы у здоровой собаки. Через несколько дней оказалось, что на мочу подопытной собаки слетались мухи. Как оказалось позже — из-за высокой концентрации сахара. Это наблюдение позволило связать работу поджелудочной железы и сахарный диабет.

Работу в области изучения работы поджелудочной железы вели Леонид Соболев, Иван Павлов и другие ученые.

За поддержкой и помощью в проведении опытов Бантинг обратился к физиологу и врачу Джону Маклеоду, который в результате предоставил ему университетскую лабораторию, 22-летнего Чарльза Беста в роли ассистента и 10 собак для проведения опытов.

   После успешных экспериментов и признания открытия инсулина Бантинг был крайне возмущен там фактом, что Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена ему и Маклеоду. Сначала Бантинг отказывался от денег, но позже согласился принять премию. Свою часть премии Бантинг разделил с Бестом, тогда как Маклеод поделил свою премию с биохимиком Джеймсом Коллипом, ведь именно он разработал эффективный метод очистки инсулина.

    С изучением инсулина связаны еще две Нобелевские премии. Британский молекулярный биолог Фредерик Сенгер в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии по химии за то, что определил точную последовательность аминокислот, образующих молекулу инсулина. Таким образом инсулин стал первым белком, для которого была полностью определена первичная структура.

Английский химик и биохимик Дороти Кроуфут-Ходжкинс с помощью метода рентгеновской дифракции определила пространственное строение молекулы инсулина, за что также была награждена Нобелевской премией в 1964 году.

   Применение инсулина

      Поначалу инсулин получали из поджелудочной железы животных, но в 1976 году препарат научились синтезировать. Сегодня он входит в список жизненно необходимых лекарств, для его введения разработаны специальные шприцы, которые удобно носить с собой.

     Всемирный день борьбы с диабетом был введён в 1991 году Международной диабетической федерацией и Всемирной организацией здравоохранения как ответное действие на рост числа заболевших, который принимает характер неинфекционной эпидемии. Проводить Всемирный день борьбы с диабетом именно 14 ноября было решено, чтобы увековечить открытие Бантинга, родившегося 14 ноября 1891 года.

2.3. Симптомы сахарного диабета

1. Жажда и сухость во рту

2. Повышенный уровень глюкозы в крови

3.Быстрая утомляемость и повышенная слабость

4. Учащенное мочеиспускание

5. Кожный зуд

6.Быстрая потеря веса при диабете 1 типа и лишний вес при диабете 2 типа

7. Покалывание и онемение пальцев.

8. Долго не заживаюшие ранки

2.4. Осложнения при сахарном диабете.

1. Артериальная гипертония – 39 %

2. Ишемическая болезнь сердца, инсульт – 25-30%, инфаркт миокарда – 8%;

3. Поражение сосудов ног, диабетическая стопа, гангрена – 25%

4. Снижение зрения – 55%

5. Нефропатия – 30%

6. Нейропатия – 15%

2.5. Причины, которые приводят к диабету.

1. Наследственность: диабет 1 типа наследуется с вероятностью 3-7% по линии матери и 10% по линии отца. Диабет 2 типа наследуется с вероятностью 40%.

2. Ожирение: при избыточной массе тела вероятность диабета 2 типа до 50%

3. Заболевания поджелудочной железы: панкреатит, рак поджелудочной железы могут вызвать нарушения выработки инсулина.

4. Вирусные инфекции: краснуха, ветрянка, грипп могут спровоцировать диабет у тучных людей.

5. «Городские факторы»: стресс, сидячий образ жизни, неправильное питание

2.6. Профилактика сахарного диабета 2 типа

  Избыточная масса тела и ожирение «идут рука об руку с сахарным диабетом 2 типа». Нельзя победить эпидемию диабета, не победив ожирения. Таким образом, основными мерами профилактики являются воспитание культуры здорового питания, активного отдыха, физической культуры.

3. Практическая часть.

3.1. Анкетирование

  С  целью выявления осведомленности учащихся в возрасте  13-15 лет о проблемах сахарного диабета, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 63 учащихся 8-9 классов МБОУ СШ № 15.

3.2. Результаты анкетирования

1. Возраст участников опроса

2. Знаете ли вы о сахарном диабете

3. Болеют ли ваши близкие

4. Причины сахарного диабета

5. Признаки сахарного диабета

6. Как обнаружить сахарный диабет

7. Можно ли вылечить сахарный диабет

8. Влияет ли образ жизни на сахарный диабет

  Результаты анкетирования показали, что подростки имеют представление о проблемах сахарного диабета, однако большая часть не знает причины сахарного диабета и признаки сахарного диабета,  66% учащихся ответили,  что образ жизни влияет  на сахарный диабет.

     Наше исследование подтверждает  информацию о высокой распространенности сахарного диабета, так как  38 % опрошенных имеют родственников, страдающих этим заболеванием.

4. Выводы

  В ходе работы я изучила симптомы заболевания сахарный диабет и выявила причины его возникновения. Для достижения своей цели я выполнила следующие задачи:

– провела теоретический анализ литературных источников;

– провела анкетирование среди учащихся 8-9 классов;

– провела статистический анализ анкетирования.

   Анализ опроса показал, что наша гипотеза верна частично, так как школьники владеют информацией о диабете не в полной мере. Конечно, в молодости не хочется думать о будущих болячках, но осведомлённость, профилактика и здоровый образ жизни имеют решающее значение в борьбе с диабетом. В связи с этим, проведение профилактической работы по профилактике сахарного диабета 2 типа является своевременным и актуальным.

Читайте также:  Перепелиные яйца лечение сахарным диабетом

5. Список литературы

1. Доскина Е. Ю. «Сахарный диабет и основы правильного питания». Методическое пособие для кафедры эндокринологии диабетологии ГОУ ДПО РМАПО, Москва, 2012

2. Шестакова М. В., Суркова Е.В. «Сахарный диабет: осложнения». Руководство для пациентов, ФГУ Эндокринологический  научный центр, Москва, 2010

3. https://www.aif.ru/infographic/kak_raspoznat_pervye_priznaki_diabeta

Источник

Научно-исследовательская работа по теме «Формирование отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию»

Актуальность выбраной темы научно-исследовательской работы обусловлена тем, что сахарный диабет II типа является медико-социальной проблемой современности, т.к. по распространенности и заболеваемости он имеет черты эпидемии. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза. Борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих больных, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете.

Проблемой настоящего исследования является вопрос как жить с диабетом? Поскольку диабет не излечивается, очень важно все время контролировать заболевание. Лучший способ достижения этого — как можно больше узнать о диабете. Это поможет правильно оказывать помощь своему организму. Нами предпринята попытка изучения содержательно-структурных характеристик социальных представлений больных с сахарным диабетом о своем заболевании.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности медицинских сестер эндокринологических отделений, участковых медицинских сестер, что позволяет совершенствовать работу по формированию отношения больных сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Целью данной работы является изучение отношения больного с сахарным диабетом II типа к своему заболеванию.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  1. знает ли больной о своем заболевании;

2) знает ли больной о возникновении патологических состояниях при сахарном диабете;

3) если больной знает о возникновении патологических состояний, как он их предотвращает.

Для выполнения поставленных задач проработана научная литература, разработаны тесты-опросники, также использовались методы статистической обработки полученных результатов.

Применялись следующие методики для изучения отношения больных с сахарным диабетом к своему заболеванию:

  1. анкета (опросник) «субъективная оценка здоровья» Э.С. Пушкова, Н.В. Ксенз (Приложение 1);

  2. тесты-опросники:

а) по самоконтролю за состоянием здоровья (Приложение 2);

б) на знание патологических состояний при сахарном диабете (Приложение 3);

в) на знание осложнений сахарного диабета (Приложение 4).

Ход и методы исследования

Исследование проводилось на базе Подольской городской больницы №2 эндокринологического отделения.

Проведение исследования осуществлялось в три этапа:

  1. анкетирование по опроснику «субъективная оценка здоровья»;

тестирование по самоконтролю, на знание патологических состояний при сахарном диабете и на знание пациента осложнений сахарного диабета;

  1. обработка полученных данных;

  2. реализация поставленных задач.

Респондентами выступили пациенты эндокринологического отделения Подольской городской больницы №2. Всего 22 человека в возрасте от 50 до 70 лет.

Опрос проводился по индивидуальным раздаточным материалам.

Выводы

Сахарный диабет — это хроническое заболевание и больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого.

Результаты исследования позволяют нам отметить, что больные с сахарным диабетом II типа относятся к своему заболеванию следующим образом:

1. опросник «субъективной оценки здоровья»:

  • 10% пациентов относятся удовлетворительно к своему здоровью;

  • 90% пациентов относятся к своему здоровью неудовлетворительно.

2. опросник на знание осложнений сахарного диабета:

  • 64% пациентов не знают, почему диабет вызывает нефропатию;

  • 81% не знают симптомы и факторы риска нефропатии;

  • 64% пациентов знают, как сопутствующие заболевания влияют на диабет;

  • 100% опрошенных пациентов знают, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами;

  • 80% не ухаживают за своими ногами;

  • 91% пациентов знают, что нужно ухаживать за полостью рта;

  • 50% пациентов ухаживают за полостью рта.

3. опросник по самоконтролю:

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что самоконтроль уменьшит риск осложнений диабета;

  • 100% пациентов знают, как проводить определение сахара крови;

  • 60% пациентов не проводят самоконтроль уровня сахара в крови;

  • 100% пациентов знают, что нужно проводить дополнительные анализы;

  • 100% знают, что нужно планировать режим питания при диабете;

  • 81% не планируют режим питания при диабете;

  • 90% пациентов знают, что при сахарном диабете нужны физические упражнения;

  • 77% пациентов не делают физические упражнения;

  • 72% пациентов не владеют понятием «стабильная компенсация».

4. опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете:

  • 90% пациентов знают, что такое гипергликемия;

  • 82% пациентов знают почему возникает гипергликемия;

  • 80% пациентов знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии;

  • 77% пациентов знают, что важно знать о признаках гипергликемии;

  • 82% пациентов знают, что такое гипогликемия;

  • 82% пациентов знают, что вызывает гипогликемию;

  • 50% пациентов не знают, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии;

  • 80% пациентов не знают, что делать во время гипогликемии;

  • 77% пациентов не знают, что такое кетоацидоз;

  • 72% пациентов не предпринимают ни каких действий для предотвращения возможных осложнений.

Согласно проведенного исследования можно отметить, что у пациентов отмечен:

  1. недостаток знаний и умений, связанных с самостоятельным контролем диабета;

  2. недостаток знаний и умений, связанных с профилактикой осложнений при диабете;

  3. недостаток знаний и умений, связанных с пониманием факторов риска.

Предложения по реализации: поскольку диабет не излечивается, очень важно все время самому контролировать заболевание, в этом помогут: строгий контроль или стабильная компенсация. Для этого необходимо:

  • определять уровень сахара крови несколько раз в день;

  • сбалансировать рацион питания;

  • физическую нагрузку;

  • прием лекарственных противодиабетическиех препаратов или инъекции инсулина;

  • вести подробный дневник диабета, в который ежедневно вносить необходимые данные и показатели сахара крови.

Читайте также:  Яблочный сок с морковью при диабете

Это поможет пациенту и лечащему врачу скорректировать факторы, влияющие на течение заболевания. Строгий контроль может предупредить возникновение новых и замедлить прогрессирование имеющихся осложнений. Можно замедлить прогрессирование любых осложнений диабета, но излечить их полностью нельзя.

Очень важно при заболевании сахарным диабетом знать осложнения и симптомы осложнений, таких как гипергликемии и гипогликемии и как они возникают, а также понятие кетоацидоз. Очень важно обучать пациентов
поведению при осложнениях сахарного диабета. А так как не все пациенты знают о патологических состояниях, возникающих при сахарном диабете II типа и не предпринимают никаких действий по предотвращению этих состояний, необходимо проводить санитарно-просветительную работу в этом направлении.

Владение данной информацией касающейся вопросов о патологических состояниях возникающих при сахарном диабете и рекомендации по их предотвращению (профилактике) пациент приходит к выводу, что с данным заболеванием можно не только жить, но и жить качественно.

Приложение 1

п/п

Субъективная оценка здоровья

Да

Нет

1

Беспокоят ли Вас головные боли?

2

Можно ли сказать, что Вы просыпаетесь от любого шума?

3

Беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?

5

Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

6

Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7

Уступают ли Вам место в транспорте?

8

Беспокоят ли Вас боли в суставах?

9

Бываете ли Вы на пляже?

10

Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

11

Бывают ли такие периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон?

12

Беспокоят ли Вас запоры?

13

Считаете ли Вы, что сейчас также работоспособны, как и прежде?

14

Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?

15

Бывает ли у Вас головокружения?

16

Считаете ли Вы, что сосредоточиться стало труднее, чем в преждние годы?

17

Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

18

Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?

19

Бывают ли такие периоды, когда Вы чувствуете себя радостно, возбужденно, счастливо?

20

Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

21

Держите ли Вы у себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

22

Бывают ли у Вас отеки на ногах?

23

Приходится ли Вам отказаться от некоторых блюд?

24

Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

25

Беспокоят ли Вас боль в области поясницы?

26

Приходится ли Вам в лечебных целях употреблять какую-нибудь минеральную воду?

27

Беспокоит ли Вас неприятный вкус во рту?

28

Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?

29

Как Вы сами оцениваете состояние своего здоровья?

п/п

Опросник по самоконтролю.

Да

Нет

1

Как Вы считаете, нужно ли проводить самоконтроль уровня сахара в крови?

2

Как Вы считаете может ли самоконтроль уменьшить риск осложнений диабета?

3

Вы знаете, что такое «стабильная компенсация»?

4

Вы знаете как проводить определение сахара крови?

5

Вы проводите самоконтроль уровня сахара в крови?

6

Как Вы считаете нужно ли проводить дополнительные анализы?

7

Вы знаете, как планировать режим питания при диабете?

8

Вы планируете режим питания при диабете?

9

Вы знаете, что при сахарном диабете нужны физические упражнения?

10

Вы делаете физические упражнения?

п/п

Опросник на знание пациентами осложнений сахарного диабета

Да

Нет

1

Вы знаете, почему диабет вызывает нефропатию?

2

Вы знаете, каковы симптомы и факторы риска нефропатии?

3

Вы знаете, как сопутствующие заболевания влияют на диабет?

4

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за ногами?

5

Вы ухаживаете за своими ногами?

6

Вы знаете, что при сахарном диабете важно ухаживать за полостью рта?

7

Вы ухаживаете за полостью рта?

п/п

Опросник на знание патологических состояний при сахарном диабете

Да

Нет

1

Вы знаете, что такое гипергликемия?

2

Вы знаете, почему возникает гипергликемия?

3

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипергликемии?

4

Вы знаете, что важно знать о признаках гипергликемии?

5

Вы знаете, что такое гипогликемия?

6

Вы знаете, что вызывает гипогликемию?

7

Вы знаете, какие признаки предупреждают о наступлении гипогликемии?

8

Вы знаете, что делать во время гипогликемии?

9

Вы знаете, что такое кетоацидоз?

10

Предпринимаете ли Вы какие-нибудь действия для предотвращения возможных осложнений

Список использованной литературы:

1. Бейер П., Майерс Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека (материалы для чтения): Учеб. Пособие: Пер. С англ./ Под общ. Ред. Проф. С.В. Лапик.- М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. – 664 с.

2. Велданова М.В. руководитель проекта, действ член РАЕН проф. д.м.н., Анциферов М.Б. научный консультант, проф. д.м.н. Школа диабета. Руководство по диабетологии. 2005.

3. Научно-практический рецензируемый журнал «Клиническая геронтология», главный редактор П.А. Воробьев, первый зам. Главного редактора М.Г. Глезер. Издательство «НЬЮДИАМЕД», Москва, 2000

4. Руководство по клинической эндокринологии. Под. Ред. Академика АМН СССР В.Г. Баранова. Л., «Медицина», 1977, 664 с.

Источник