Презентация сестринский процесс при сахарном диабете у детей
Презентация на тему: Сестринский процесс при сахарном диабете у детей
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ г. Чебоксары, 2013 К.м.н. Федоров Александр Генрихович
№ слайда 2
Описание слайда:
Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики.
№ слайда 3
Описание слайда:
Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
№ слайда 4
Описание слайда:
Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
№ слайда 5
Описание слайда:
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
№ слайда 6
Описание слайда:
Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы.
№ слайда 7
Описание слайда:
Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %.
№ слайда 8
Описание слайда:
Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов: вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы; – физические и психические травмы, – нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
№ слайда 9
№ слайда 10
Описание слайда:
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы. Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений. Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15
Описание слайда:
1. Госпитализация обязательна. 2. Режим физической активности. 3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19
№ слайда 20
Описание слайда:
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
№ слайда 21
№ слайда 22
Описание слайда:
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов. 6. Лечение осложнений. 7. Фитотерапия. 8. Санаторно-курортное лечение. 9. Рациональная психотерапия. 10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля. 11. Диспансеризация. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
№ слайда 23
Описание слайда:
ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
№ слайда 24
Описание слайда:
СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон, зуд, особенно в области промежности. История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора. История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :
№ слайда 25
Описание слайда:
ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие. Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :
№ слайда 26
Описание слайда:
Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью; полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость, слабость; головная боль, головокружения; снижение умственной и физической работоспособности; нойничковая сыпь на коже. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
№ слайда 27
Описание слайда:
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
№ слайда 28
Описание слайда:
Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений. Постовая медицинская сестра обеспечивает: Взаимозависимые вмешательства: – организацию режима с адекватной физической нагрузкой; – организацию лечебного питания – диета № 9; – проведение заместительной инсулинотерапии; – прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.); – транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования. 3 – 4 ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
№ слайда 29
Описание слайда:
Независимые вмешательства: – контроль над соблюдением режима и диеты; – подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур; – динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела; – наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям; – контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате. 3 – 4 ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
№ слайда 30
Описание слайда:
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: – организация питания в домашних условиях: ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи; самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики; правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; 3 – 4 ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
№ слайда 31
Описание слайда:
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: – обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля. – рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин). 3 – 4 ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
№ слайда 32
Описание слайда:
При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания. Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога. 5 ЭТАП. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
№ слайда 33
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
1
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ г. Чебоксары, 2013 К.м.н. Федоров Александр Генрихович
2
Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики.
3
Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
4
Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
5
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
6
Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы.
7
Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %.
8
Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов: вирусные инфекции: –эпидемический паротит, –краснуха, –ветряная оспа, –гепатит, –корь, –цитомегаловирусная, –Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы; – физические и психические травмы, – нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
9
10
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы. Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений. Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
11
12
13
14
15
1. Госпитализация обязательна. 2. Режим физической активности. 3. Диета 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
16
17
18
19
20
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
21
22
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов. 6. Лечение осложнений. 7. Фитотерапия. 8. Санаторно-курортное лечение. 9. Рациональная психотерапия. 10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля. 11. Диспансеризация. ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
23
ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
24
СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон, зуд, особенно в области промежности. История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора. История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :
25
ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие. Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия. 1 ЭТАП. СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ :
26
Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: п олидипсия (жажда) днем и ночью; полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость, слабость; головная боль, головокружения; снижение умственной и физической работоспособности; нойничковая сыпь на коже. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
27
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы. 2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
28
Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений. Постовая медицинская сестра обеспечивает: Взаимозависимые вмешательства: – организацию режима с адекватной физической нагрузкой; – организацию лечебного питания – диета 9; – проведение заместительной инсулинотерапии; – прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.); – транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
29
Независимые вмешательства: – контроль над соблюдением режима и диеты; – подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур; – динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела; – наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям; – контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
30
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: – организация питания в домашних условиях: ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи; самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики; правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
31
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД: – обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля. – рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон мин в зависимости от возраста, волейбол мин, теннис мин, городки мин) ЭТАПЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
32
При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания. Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога. 5 ЭТАП. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник