Программ индивидуального сопровождения ребенка с сахарным диабетом

Программ индивидуального сопровождения ребенка с сахарным диабетом thumbnail

Е.М. ЗАЙЦЕВА, МОУ « МОШОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (СУДОГОДСКИЙ РАЙОН)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ  ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ I ТИПА

НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА

Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происходят у людей так быстро. Число же молодых взрослых, у которых развивается диабет 1 типа, наоборот, остается стабильным или даже снижается. Это предполагает то, что определенная группа индивидуумов имеет склонность к развитию диабета 1 типа, но факторы окружающей среды, которые вызывают его, проявляются на более ранних этапах жизни. Говоря в целом, в странах с высоким уровнем жизни также имеется и высокий процент детей с инсулинозависимым диабетом.

Огромные усилия вкладываются в исследования, чтобы найти причину диабета и способ его излечения. Но пока нам необходимо сделать жизнь с диабетом наших детей  наиболее управляемой.

Сейчас в прессе и в жизни много не очень добросовестных людей, которые обещают вылечить диабет у детей без инъекций. К сожалению, нигде в мире нет пока таких способов лечения. Я не оставляю надежду и не отнимаю ее на то, что в будущем возможно будет действительно лечить диабет без инъекций, но сейчас дети и их семьи должны быть готовы к тому, что качество  жизни зависит от их способности научиться контролировать свой сахарный диабет.

Когда дети и их семьи успешно управляют диабетом, тогда  их общее здоровье, физическая активность, успехи в спорте, образовании, перспективы в работе и образ жизни в целом могут быть чрезвычайно хорошими. С другой стороны, никто не сомневается, что диабет является серьезным заболеванием.

Отношение к диабету 1 типа у детей и молодых людей можно охарактеризовать старой китайской пословицей: «Если дать человеку рыбу, он не будет голоден в этот день. Если научить человека ловить рыбу, он не будет голоден всю оставшуюся жизнь». Говоря по современному, это то, что мы называем «доверенностью, полномочия» – принцип, когда человеку предоставляется возможность управлять своей жизнью. Диабет-это медицинское состояние, успешное ведение которого зависит от способности и мотивации индивидуума следить за собой, зачастую независимо от профессионалов медиков.

Если человек с диабетом понимает свое состояние и знает, как на него повлиять, можно быть уверенным, что заболевание не ограничит свободу молодой личности.

Что испытывает больной и его семья, когда в медицинской карте недрогнувшей рукой врача выведено СД I (сахарный диабет первого типа)? Страх, гнев, тревогу, подавленность, тоску, сожаление, равнодушие?             В этот период необходимо объяснить, чтобы они не чувствовали, это совершенно естественно, ведь правильных и неправильных эмоций не бывает, они бывают лишь полезными и вредными. Любая отрицательная эмоция, будучи реакцией на сигнал опасности, естественна, также как естественны сердцебиение, дыхание, чихательный, коленный рефлексы и тому подобные функции организма. Организму и психике необходимо определенное время для адаптации. Главное – искусственно не затягивать время привыкания и не поддаваться на провокации.

Дефицит информации и неопределенность, как правило, вызывают тревогу, а пробелы в знаниях обычно заполняются мрачными фантазиями. Нечаянно оброненное слово, вырванная из контекста фраза, «странный» взгляд врача или родственника-все может служить доказательством «безнадежности» положения больного сахарным диабетом. Главное оружие больного в этом случае – знания. Итак, источники информации для  детей  

с СД I типа и их семей.

1.Школа диабета. Преимуществом школы диабета перед книгами и другой специализированной литературой являются возможность диалоговой формы обучения, рациональное распределение и полное представление материала, а также, что очень важно, возможность общения с людьми, у которых также был обнаружен диабет. Многие с облегчением узнают, что их проблемы и опасения не уникальны.

2.Научно-популярная литература и ресурсы Интернета. В последнее время появляется все больше изданий, помогающих самообразованию больных   СД I типа. Однако, необходимо разъяснить, что при их чтении следует сохранять великое качество ума, которое называют критичностью. Нельзя проводить над собой рискованных экспериментов – вы у себя один.

Читайте также:  Травы при лечении почек при сахарном диабете

3.Врачи и медперсонал. Большинство врачей – приятные, внимательные, тактичные люди. Доверие пациента к врачу и врача к пациенту – залог продуктивного противостояния болезни. Если же взаимопонимания с врачом не сложились, а обратиться к другому специалисту нет возможности, необходимо разъяснить, что больного должно интересовать не личное обаяние врача, а его знания и компетентность. Как гласит древнеиндийское изречение, «победить самого себя – вот лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным».

4.Другие люди с диабетом. На первых порах более опытные пациенты помогают новичкам. Само осознание того, что ты не один со своей проблемой, прямо – таки вдохновляет человека. Однако следует обратить внимание на следующие моменты:

  • у каждого больного – «свой» диабет, поэтому то, что подходит одному, не всегда подходит другому;
  • любую полученную информацию сверяйте с книгами, советуйтесь с врачом;
  •  ориентируйтесь на оптимистов, успешно контролирующих диабет.

Необходимо выяснить, не страдает ли больной или его семья диабетоманией, одним из хронических «осложнений» диабета, которое пока недостаточно исследовано учеными. Признаками диабетомании больного

СД I типа является:

– постоянно думает о диабете;

-не признает никаких тем для разговоров, кроме своих (в более легком случае- чужих) «сахаров», самочувствия, диеты, процедур, полезных советов и рецептов;

– уверен в том, что его может понять только диабетик;

-общается только с диабетиками и врачами;

-чувствует себя неуютно в компании детей, у которых нет диабета;

-не интересуется литературой, не посвященной диабету;

-убежден, что, только полностью избавившись от диабета, сможет зажить настоящей жизнью.

Обычно информированность значительно ослабляет эмоциональное напряжение, особенно острые эмоциональные реакции. Информация позволяет искать выход, строить реальные планы, прогнозировать результаты. Этот список можно было бы продолжить. Добавляя все то, что связано с личностными особенностями больного и его отношением к ситуации, то есть с мыслями. Главную мысль, которую необходимо усвоить больному СД I типа и его окружению можно сформулировать следующим образом.

Диабет – это не приговор. С диабетом можно жить счастливо, жить полноценной жизнью. Да, он требует большей организованности и нередко – самоограничения. Да, иногда в связи с диабетом и его контролем возникают объективные трудности, но контроль диабета – это необходимое условие достижения ваших жизненных целей и самореализации.

Литература

  1. Трифонова Е. Диабет: советы психолога.-СПб.:Питер, 2003.
  2. Ханас Р. Диабет 1 типа у детей, подростков и молодых людей.-Издательство «Арт-Бизнес-Центр».:Москва,2007.

Источник

Государственное бюджетное

образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277

Кировского района Cанкт – Петербурга.

Рекомендована к использованию «Утверждаю»

Педагогическим советом Приказ от___________№______

Протокол от __________№_____ Директор ГБОУСОШ № 277

___________ зам. директора по УВР

Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

образования

ребенка – инвалида

(дата рождения )

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Ответственный за реализацию программы: педагог-психолог

Гусева Анна Викторовна

Пояснительная записка. Актуальность данной программы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель данной программы: Комплексная поддержка и помощь ребенку-инвалиду для ре-шения задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Задачи:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;

2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) развитие учебной и познавательной мотивации;

Читайте также:  Диета для похудения с сахарным диабетом

6) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Структура программы:

Программа психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка-инвалида включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

  • Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка-инвалида и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка – инвалида в условиях общеобразовательного учреждения;

  • Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка – инвалида и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • Предметно-образовательный модуль. Организация обучения ребенка – инвалида с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

– координация действий всех участников сопровождения образования ребенка;

-психолого-педагогическая диаг-ностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

Сентябрь -октябрь 2016г.

2 этап

-реализация программы коррекционно-развивающих занятий;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка – инвалида (консультирование, беседы, обсуждения);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

-психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-психологическая беседа по профессиональному самоопределению.

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

ноябрь 2016г. – май 2017г.

3 этап

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

май 2017г.

Основные методы, средства и формы сопровождения:

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

– Дискуссия, обсуждение, беседа, лекция;

– Наблюдение;

– Педагогический консилиум, педсовет;

– Создание проблемной ситуации;

– Консультирование;

– Развивающие упражнения и задания;

– Методы индивидуальной работы;

Основные воспитательные средства и формы:

  • беседы;

  • творческие конкурсы;

  • праздники;

  • социальные проекты;

  • литературно-музыкальные композиции;

  • театральные постановки;

  • выставки;

  • тренинги;

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

В  системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:

  • собрание;

  • родительская конференция;

  • организационно – деятельностная и психологическая игра;

  • собрание-диспут;

  • родительский лекторий;

  • семейная гостиная;

  • встреча за круглым столом;

  • вечер вопросов и ответов;

  • семинар;

  • педагогический практикум;

  • тренинг для родителей;

  • праздник и др.

Процедура и критерии оценки эффективности программы:
Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной программы можно определить по следующим критериям:

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

  • развитие личности учащегося;

  • школьная успешность ребенка-инвалида;

  • социализация ребенка-инвалида;

Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи-рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:

  • наблюдение;

  • анкетирование обучающихся и родителей;

  • сбор информации;

  • социологический опрос;

  • педагогические и психологические диагностики;

  • мониторинг удовлетворенности (родители, педагоги).

Прогнозируемый результат:

  • восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие самостоятельности и самоорганизации

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением внимания и восприятия. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка – инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, и её включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому программа сопровождения направлена не только на ребенка, но и на семью, на её информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

План мероприятий,

посредством которых реализуется

индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения

Ответственный за выполнение

Сентябрь

  1. Сбор и оформление документов для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка

  2. Анализ документов (ИПР, рекомендаций МСЭ)

  3. Проведение родительского собрания для родителей детей-инвалидов с целью разъяснения им сути психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении

  4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения

  5. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.

Читайте также:  Таблетки при боли в ногах при диабете

ПМПк СОШ»

Учителя предметники (кураторы)

Октябрь

  1. Консультирование родителей по вопросам сопровождения, адаптации, социализации детей-инвалидов

  1. Координация деятельности всех участников психолого-педагогического сопровождения

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.

ПМПк СОШ», педагог-психолог, социальные педагоги, учителя предметники,

кураторы

Ноябрь

  1. Разработка рекомендаций для родителей детей-инвалидов («В помощь родителю»)

  1. Патронаж семей детей-инвалидов

  1. Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развивающей работы

  2. Педагогический прогноз учебных возможностей ребенка – инвалида. Организация и ведение образовательного процесса (обучение)

  1. Заседание ПМПк по итогам входной диагностики специалистов (педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога)

социальные педагоги, педагог-психолог

социальные педагоги

Педагог-психолог

Учитель предметник

(далее – куратор)

ПМПк школы

Декабрь

  1. Консультативный прием родителей

  1. Мероприятия в рамках декады инвалидов

  1. Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Выбор адекватных методов и средств обучения.

Социальные педагоги,

Педагог-психолог

соц. педагоги

педагог-психолог,

педагог-психолог

кураторы

Январь

  1. Оптимизация эмоционально-волевой сферы

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.

  1. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения

Социальные педагоги,

педагог-психолог

кураторы

медицинский работник,

педагог-психолог

Февраль

  1. Родительское собрание «Методы и стили воспитания»

  1. Формирование познавательных процессов детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия).

  1. Отслеживание психологического климата в семьях с детьми-инвалидами

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Адаптивность к различны формам и методам обучения

  2. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения

педагог-психолог

социальные педагоги

соц.педагоги, кураторы

ПМПк

медицинский работник,

педагог-психолог

Март

  1. Консультации по решению материальных проблем семьи

  1. Формирование адекватной самооценки и оптимизация эмоционально-волевой сферы

  1. Тематическая выставка-экскурсия литературы для детей-инвалидов и их родителей

  2. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.

  3. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения

соц. педагоги

педагог-психолог

соц. педагоги

кураторы

медицинский работник, педагог-психолог

Апрель

  1. Формирование познавательной сферы детей-инвалидов (коррекционно-развивающие занятия)

  1. Демонстрация фильмов о жизни семей с детьми-инвалидами (для родителей и детей-инвалидов)

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала. Развитие личности учащегося.

  1. Организация коррекционной работы по снятию психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате

социальные педагоги

педагог-психолог

кураторы

медицинский работник, педагог-психолог

Май

  1. Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.

  1. Организация и ведение образовательного процесса (обучение). Анализ глубины и прочности усвоения учебного материала.

  1. Итоговое заседание ПМПк по вопросу реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения

Преподаватели социальные педагоги

педагог-психолог

кураторы

кураторы, другие члены ПМПк

Приложение 1.

Индивидуальный план психологического сопровождения

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения:

Выписка из заключения ПМПК:

Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:

  • Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, кинезиологические упражнения;

  • Инновационные технологии, методы и средства: библиотерапия, , музыкотерапия, арттерапия;

  • Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь 2016 г.), итоговая диагностика (апрель 2017г)

Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 ноября

по 15мая. Периодичность занятий – 1 раза в неделю, длительностью 45 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

п/п

Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

Основные пути их решения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Построение коррекционно-развива-ющей работы

Коррекция учебной мотивации, удовлетво-ренности учебной деятельностью (коррек-циионно-развивающие занятия), профилактика социальной дезадаптации.

Развитие познавательных навыков

Формирование позна-вательных процессов

Формирование адек-ватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

Развитие простран-ственного восприятия, творческих способностей

Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.

Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь-Декабрь)

Коррекционо-развивающие занятия, направленные на формирование учебной мотивации. Диагностика уровня школьной адаптации. ( Декабрь-Январь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Январь)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных навыков (Февраль)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы (Март)

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие творческих способностей (Апрель)

Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Подведение итогов работы за год (Май)

Источник