Психологическая помощь детям при диабете

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Читайте также:  Задыхаются ли при сахарном диабете

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник

Родители в панике, ребенок напуган и это все на фоне недостаточно тщательного подхода к психологическим аспектам со стороны врачей. Если ваш эндокринолог оказывает моральную поддержку и помогает справиться с ситуацией, а еще лучше в вашей клинике есть профессиональный психолог, то вы счастливчик. 

Но, чаще всего, вся ответственность ложится на родителей, которые сами находятся в шоке и не всегда способны найти правильные слова, чтобы помочь своему ребенку справиться с тем грузом, который лег на его плечи. 

Страх 

Конечно, первой реакцией является страх. Ребенок может не понимать что такое диабет, но знать, что он заболел и это сильно грозит его здоровью. Тут важно очень подробно объяснить что это такое и какие изменения произойдут в его жизни. Рассказать о том, что выполнение определенных правил поможет избежать осложнений и дать четко понять чего делать нельзя. Но ни в коем случае не использовать страх как мотивирующую тактику.

 Стыд и чувство вины

 Кроме страха вашего ребенка может преследовать чувство вины. Главное, чтобы он понимал что он не виноват в появлении диабета. Ведь дети часто берут на себя вину за происходящее, не понимая реальных причин (это касается всех сфер жизни начиная от личных вопросов заканчивая взаимоотношениями родителей). 

Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда ребенок обвиняет всех вокруг и родителей в первую очередь. И тут поможет только упорный труд в налаживании отношений и обучение основам диабета. Вы можете прибегнуть к помощи других людей, которым доверяют ваши дети. Например, попросить бабушку/дедушку/врача/школьного преподавателя поговорить с вашим чадом и постараться что-то объяснить. После чего самостоятельно продолжить начатое дело и восстановить отношения с ребенком. 

Также постоянный страх действовать добавляет чувство стыда перед сверстниками и провоцирует ребенка на скрытность. Ведь ребенок может оставаться активным, как и другие дети, но с некоторыми мерами предосторожностями. И тут родителям важно объяснить своему чаду, что он не отличается от других, просто его организм теперь устроен так, что нужно контролировать свое состояние. Постарайтесь строить с детьми максимально доверительные отношения. Это важно, поскольку в общении со сверстниками им очень сложно. 

Не берите в привычку ругать ребенка, если он что-то забыл сделать: не измерил сахар или съел что-то лишнее. Все нужно объяснять и делать это максимально детализировано, чтобы можно было понять в чем была ошибка и при этом не чувствовать себя повинным во всех смертных грехах еще глубже закрываясь в себе в ответ. 

 Состояние “Я не такой как все” 

Ну и, разумеется, чтобы вашему ребенку было легче адаптироваться к новой жизни, да и вам это пойдет на пользу, постарайтесь обеспечить общение с такими же 1-типниками как он. Посещайте диабет-слеты, отправляйте ребенка в летние лагеря для отдыха и санатории с таким уклоном, а также участвуйте в различных конкурсных программах для детей с диабетом. Это поможет почерпнуть интересный опыт, найти новых друзей и, главное, понять вашему ребенку, что он не одинок. 

Конечно, это всего лишь общие рекомендации. Каждый ребенок уникален. Главное, понять и родителям и детям, что диабет изменяет только подход к образу жизни и не ограничивает возможности. Никто не виноват в том, что развился диабет. А также помните, что в диабете нет ничего постыдного. Непонимание со стороны окружающих, увы, будет встречаться не только в детстве и тут очень важно, чтобы у вашего ребенка была надежная опора – отношения с вами и друзья с таким же диагнозом, с которыми они смогут делиться своими переживаниями и опытом.

Читайте также:  Орехи полезные при сахарном диабете 2 типа

Источник

Вашему ребенку поставили диагноз «сахарный диабет». Где получить информацию о болезни? В поликлинике у врача-эндокринолога, который расскажет, как правильно рассчитать количество инсулина для каждой инъекции и поможет составить сбалансированную диету. Но этого недостаточно. Вы должны иметь исчерпывающую информацию о всех аспектах этой болезни, чтобы уметь справляться с любыми критическими состояниями вашего ребенка. На тему сахарного диабета написано много популярной литературы, в которой, к сожалению, мало затронута тема психологии больных сахарным диабетом, особенно детей. А ведь от своевременного решения этих проблем зависит дальнейшее развитие и взросление ребенка.
С увеличением числа детей, больных сахарным диабетом, растет и число исследований данного недуга. Диабет давно вышел за рамки обычного заболевания. Сегодня его называют эпидемией ХХI века. Согласно данным международной ассоциации диабета, в 2012 г. в мире было зарегистрировано 371 млн. людей, больных сахарным диабетом. Медики говорят, что к 2030 г. их число достигнет 555 млн. человек. В России, по данным Института диабета РАМН, на начало 2013г. зарегистрировано 3 млн. 782 тыс. больных сахарным диабетом, из них 325 тыс. детей и подростков с диабетом 1 типа и 3 млн. 457 тыс. – больных с сахарным диабетом 2 типа. Такое большое количество больных говорит о социальных аспектах диабета. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе, на работе, в каждом доме есть люди, больные диабетом. Отличаются ли они от здоровых людей, как они себя ведут, что с ними может произойти? Эти вопросы касаются каждого, поскольку никто не застрахован от заболевания диабетом и необходимо знать, что нужно делать, когда больному станет плохо в школе или на работе.
Поскольку большинство людей что-то слышали о сахарном диабете, но не знают детали болезни, то после постановки диагноза наступает состояние «безмятежной неопределенности». Первая реакция родителей – «ну и что, ничего страшного». Эта реакция быстро проходит, когда врач говорит, что болезнь неизлечима и необходимо несколько раз в день делать инъекции инсулина всю оставшуюся жизнь ребенка. Наступает этап потрясения. Первые мысли: «Этого не может быть, врач ошибся. Мой ребенок здоров». Точно такая же реакция возникает и у взрослого человека. Больные начинают доказывать окружающим, что совершенно здоровы. Ведут прежний образ жизни, едят, что хотят и когда хотят, инъекции инсулина пропускают или совсем не делают. Обычно, если этот психологический период совпадает с периодом «медового месяца диабета», то может показаться, что врачи ошиблись и болезнь прошла. Однако, это длится не долго, и через месяц больной попадает в реанимацию с кетоацидотической комой. После реанимации больной или замыкается, или начинает по всем установленным правилам жить с диабетом. Если пациент уходит в себя, он понимает, что сахарный диабет серьезное заболевание и начинает тщательно скрывать его от окружающих. Часто такие больные уходят в туалет, чтобы сделать себе укол инсулина. Такое поведение настораживает окружающих и может привести к ссорам с близкими. Больной начинает изучать диабет по книжкам и статьям в интернете. До сих пор человек думает, что диабет излечим, и он тратит время и деньги на посещение целителей и покупку «эликсиров от диабета». Все это опять заканчивается реанимацией. Контакт больного с эндокринологом затруднен, больной агрессивно ведет себя по отношению к врачам. Все лечебные рекомендации не выполняются, что приводит к резкому ухудшению здоровья, к быстрой инвалидности. Этого всего можно избежать, если своевременно выполнять рекомендации лечащего эндокринолога и посещать школу больных сахарным диабетом, где больного научат жить с диабетом.
Таким образом, знакомство с диабетом начинается с шока. Если заболевает маленький ребенок, то шок наступает у родителей, поскольку ребенок не в состоянии правильно оценить, что с ним произошло. Родителям больного ребенка важно понять, что когда они начнут искать причину и задавать себе вопрос: «Почему именно мой ребенок заболел диабетом?», «что я сделала или что я не сделала?» до развития болезни, сахарный диабет все равно бы развился. Чем младше ребенок, тем легче ему и тем тяжелее родителям. Часто у родителей возникает чувство вины и они начинают искать, кто виноват. «У меня в семье все здоровые- это у тебя бабушка болела, ты виноват». Взрослый больной тоже может найти виновного: «Это ты меня запилила». Болезнь одного члена семьи может вызвать скандал в семье и обострение отношений. Такая ситуация не поможет компенсации диабета, поскольку скандалы и выяснения отношений приводят к стрессу, при котором вырабатывается гормон стресса –адреналин, а он мешает компенсировать диабет. Все силы тратятся не на адаптацию к новым условиям жизни, а на поиск виновного. Родители часто сами себя вгоняют в депрессию. Не происходит мобилизации и принятия правильных решений, а наблюдается безвольное принятие случившегося. Часто разногласия родителей связаны с тем, что один родитель уже стал изучать диабет и выполнять требования эндокринолога, а другой до сих пор находится на начальном шоковом этапе, не верит в наличие болезни или считает, что диабет излечим и без инсулина. Развивается инсулинофобия, подкрепленная информацией от «целителей» , что можно вылечиться без инсулина. В семье возникают новые разногласия. У таких родителей больной ребенок становится средством для завоевания его внимания: мама делает больные уколы, а папа кормит вкусными пряниками.
Родители должны четко понять, что никто не виноват в болезни их ребенка. Они должны вместе выработать единую тактику адаптации к новым условиям жизни ребенка, чтобы помочь ребенку вырасти и найти свое место в обществе.
Мама часто увольняется с работы, когда ребенку ставят диагноз диабет. Если в семье один ребенок, то о рождении второго ребенка не идет и речи. Все время и силы тратятся на защиту больного ребенка. Часто возникает панический страх, что следующий ребенок тоже может заболеть диабетом. Все это нарушает психологический климат семьи и не способствует компенсации диабета ребенка.
Со временем родители видят, что болезнь неизлечима, и что ребенок чувствует себя хорошо и не отличается от здоровых детей при соблюдении правил лечения диабета. Возникает следующий психоэмоциональный этап осознания своего заболевания. На этом этапе ребенок или его родители понимают, что сахарный диабет – это неотъемлемая часть жизни, что диабет – это образ жизни. Для лучшей адаптации ребенка родители сами принимают этот образ жизни. Из дома убираются продукты, содержащие легко усвояемые углеводы: торты, конфеты и т.д. Если родители курят, то им надо расстаться с этой вредной привычкой. Необходимо вместе с ребенком заниматься спортом, по утрам делать физзарядку. Родители вместе с ребенком начинают искать свой образ жизни с сахарным диабетом. На этом этапе необходимо ребенку дать установку на всю жизнь, что он абсолютно нормальный человек, что не надо скрывать свою болезнь от друзей, а наоборот друзья должны знать об этом и в случае необходимости помочь вашему ребенку. Для этого вам самим необходимо поговорить с его друзьями. Очень важно как можно раньше пройти школу диабета, начать обучение, как жить с диабетом. В школе вы увидите, что вокруг вас тоже есть больные диабетом, вы подружитесь и вам будет легче совместно преодолевать трудности. Если обучение начнется поздно или вы от него откажетесь и пустите свою болезнь на самотек, то образ жизни больного диабетом может быть сформирован неправильно. Переучиваться всегда сложнее, чем учиться.
При появлении любого серьезного заболевания человек формирует свое личное отношение к заболеванию, формируется определенное отношение к своей болезни, которое чрезвычайно сильно влияет на соматическое состояние человека. Формируется определенный тип поведения при взаимоотношении больного с обществом. При правильной оценке и правильном формировании отношения к своей белезни происходит полная адаптация больного в обществе. При искаженном понимании, при неправильном формировании своего отношения к заболеванию ребенок с сахарным диабетом плохо приспособлен к жизни. Он будет винить абсолютно всех в своих неудачах, и прежде всего, своих родителей и свой диабет, но только не себя. Правильное формирование внутренней картины болезни больного диабетом полностью зависит от родителей, и если вы не хотите в будущем услышать от своего ребенка слова: «Лучше бы ты меня не рожала», то сразу же после постановки диагноза старайтесь себе и ребенку не дать шанса все сваливать на диабет. Помните, ребенок, больной сахарным диабетом, ничем не отличается от других детей и у него есть только незначительные ограничения в диете и выборе профессии.
Как ни парадоксально, но ребенку легче адоптироваться к заболеванию, чем взрослому человеку. Ребенок, взрослея, вместе с диабетом подстраивается под свою ситуацию и выбор профессии, и общественные связи. Если же человеку 20-30лет и он строит множество планов, кем он будет, то, конечно, болезнь вносит свои ограничения, и это бывает достаточно больно с психологической точки зрения. При выборе профессии в подростковом периоде стоит объяснить своему ребенку, что существует ряд профессий, которые могут нанести вред его здоровью, и есть профессии, где он не сможет работать. Особенно часто возникает недопонимание в семье военных, когда отец хотел, чтобы его сын пошел по его стопам и готовил сына к военной службе, но диабет внес свои коррективы. В данной ситуации, возможно, стоит прибегнуть к помощи психотерапевта, который поможет ребенку найти новые жизненные интересы. В этот период особенно важна поддержка родителей и друзей.
Очень важный вопрос в правильности формирования отношения ребенка к своей болезни – это взаимоотношения ребенка с родителями.
Часто эти взаимоотношения можно охарактеризовать как «полный контроль». В такой ситуации родители контролируют абсолютно все. Все свое время родители тратят на создание «среды обитания» своего больного ребенка и, создав такую среду, они, естественно, контролируют каждый его шаг. В такой ситуации мама достигает хороших результатов в компенсации диабета ребенка, но при этом подавляется любая инициатива ребенка, за него решаются и делаются все жизненные задачи. Обычно дети полностью подчиняются воле родителей в вопросах контроля сахарного диабета и не в состоянии без родителей решить любой вопрос компенсации болезни. Хотя было бы намного проще и надежнее обучить своего ребенка самому принимать правильные решения по вопросам диеты и инъекции инсулина, особенно когда он находится в школе. С возрастом ребенок при таком подходе начинает бунтовать, и все может закончиться тем, что он может уйти из дома. Не имея навыков управления своей болезнью, такая ситуация закончится, в лучшем случае, госпитализацией. Полный контроль над действиями ребенка приводит к тому, что повзрослевший подросток имеет отвращение к своему заболеванию и негативное отношение к самоконтролю. Обычно он говорит: «Лучше я проживу год, как хочу, нежели все это выполнять». Обычно контакта с такими подростками не получается, поскольку родители не смогли донести до него мысль, что главное не нормальные цифры сахара крови, а долгая и активная жизнь с диабетом. А то получается, что у родителей на первом плане не сам больной ребенок со своими переживаниями, а компенсация диабета любыми усилиями. Если родители постоянно подчеркивают ребенку, что самым важным является хорошая компенсация диабета, то ребенок скоро поймет, что эту ситуацию можно использовать для достижения своих целей: «не купили новую модель телефона – получайте гипергликомию».
Противоположным типом отношений является полное равнодушие к ребенку, к его болезни, к его будущему. В такой ситуации родители не хотят понимать, что надо делать. Они постоянно «сдают» своего ребенка в больницу, а выйдя из нее, ребенок скоро опять попадает в больницу по причине незнания своей болезни и нежелания родителей обучить ребенка самоконтролю. Если ребенок находится в младшем возрасте, то он быстро становится инвалидом и помочь ему уже бывает зачастую поздно.
Самым правильным взаимоотношением ребенка и родителей является сотрудничество и совместное познавание этого коварного заболевания. У родителей к своему ребенку должно выработаться отношение: «Не жалеть, а помогать». Я покажу тебе, как надо правильно измерять сахар крови и делать инъекцию инсулина, но в дальнейшем ты делать это будешь сам».
Обычно родители задают вопрос: «С какого возраста можно доверить ребенку самостоятельно делать инъекцию инсулина?» Обычно, эндокринологи отвечают, что к 10 годам ребенок сам может полностью контролировать диабет: делать инъекции инсулина, измерять сахар крови, понимать, что можно есть, а что нельзя, рассчитывать дозу инсулина на еду и т.д. Чем быстрее ребенок сам научится контролировать свой диабет, тем лучше будет его компенсация, тем меньше будет ситуаций, когда ребенок не будет знать, что ему делать в отсутствие родителей. В работах по психологии диабета было доказано, что уровень знаний о сахарном диабете у десятилетнего ребенка превосходит знания его родителей. Ребенок лучше своих родителей знает особенности своего организма и протекания диабета и в 10 лет сам готов к самостоятельному и правильному принятию решения.

Читайте также:  К начальным симптомам сахарного диабета относятся

Итак, вот основные советы родителям, чей ребенок заболел сахарным диабетом.
Постарайтесь как можно раньше выйти из состояния шока. Если поставлен диагноз «сахарный диабет», то уже ничего не изменишь. Не ищите виновного, а создайте атмосферу взаимопонимания и сплоченности. Как можно раньше начните обучение в школе диабета. Вы поймете, что вы не одиноки, что сахарным диабетом болеют и другие дети, которые научились активно жить с этим заболеванием, успешно преодолевая трудности, с которыми столкнулись вы. Школу диабета лучше посещать всей семьей. Это предотвратит споры и разногласия в вопросах выбора методов лечения. Не создавайте ребенку специальных условий. Ребенок должен посещать школу, ходить в кружки, играть с друзьями, т.е. вести обычный образ жизни, который у него был до заболевания. Дайте ему понять, что сахарный диабет – это ведение здорового образа жизни. Что вокруг много людей с сахарным диабетом, которые достигли общественного признания и продолжают вести активный образ жизни. Если подросток впал в депрессию, и сахарный диабет перечеркнул его образ жизни и он не видит смысла в жизни, то постарайтесь вместе найти цель, для достижения которой нужно иметь хорошее здоровье. Дайте ребенку больше самостоятельности в вопросах самоконтроля своего заболевания. Научите его тому, что знаете сами, и он быстрее адоптируется к условиям жизни с сахарным диабетом. Гипогликемия или гипергликемия у ребенка не должны быть поводом к депрессии или расстройству, а только руководством к действию для исправления ситуации. Помните, что диабет – это заболевание, с которым живут миллионы людей, имея семьи, рожая и воспитывая детей, ведя активный образ жизни.

Источник