Психологические особенности ребенка при сахарном диабете

Статья из монографии “Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого”.

Дети и подростки, больные сахарным диабетом 1-го типа, имеют высокий риск развития нарушения адаптации непосредственно после установления диагноза. При этом установлено, что у пациентов с первичной дезадаптацией к заболеванию проблемы возникают и в дальнейшем.

В 10-летнем проспективном исследовании доказано, что среди заболевших сахарным диабетом 1-го типа (СД 1) высокий уровень расстройств психики, причем женщины ими страдают достоверно чаще. При этом большинство из них имеет плохие показатели гликемического контроля. Дети, неоднократно переносившие эпизоды кетоацидоза, страдают психическими расстройствами достоверно чаще имеющих хороший метаболический контроль.

Депрессии ассоциируются с плохим гликемическим контролем и частыми госпитализациями. Поведенческие проблемы также ассоциированы с плохим гликемическим контролем.

Среди подростков, больных сахарным диабетом, особенно девочек, частота пищевых расстройств вдвое выше, чем в здоровой популяции, что ассоциируется с плохим гликемическим контролем. Без адекватного вмешательства и коррекции дозы инсулина ситуация усугубляется, что ведет к быстрому формированию сердечно-сосудистых нарушений. Плохой метаболический контроль ассоциируется с многочисленными психосоциальными проблемами, включая тревожность и плохое самосознание, безответственность, низкие волевые качества.

С целью выяснения механизмов влияния характера гликемического контроля на формирование личности подростка с сахарным диабетом 1-го типа было проведено собственное исследование, в ходе которого было установлено, что у 90% подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеют место диагностически значимые акцентуации характера в различных сочетаниях, причем длительность течения заболевания ассоциировалась с увеличением их числа.

Так, по нашим данным, для дебюта сахарного диабета характерно проявление демонстративного и аффективно-экзальтированного типов акцентуации без явного преобладания по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, сохранной способности к выражению эмоций.

Для подростков с длительностью сахарного диабета менее 5 лет характерно проявление аффективно-экзальтированного, демонстративного и гипертимного типов акцентуации с преобладанием демонстративного и циклотимного типов по отношению к другим группам, среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревожности, отличной и хорошей выраженности волевых качеств, преобладанию пограничных значений по шкале алекситимности, возрастание уровня внутриличностных и межличностных конфликтов.

Для подростков с длительностью сахарного диабета более 5 лет характерно проявлениеаффективно-экзальтированного, эмотивного и гипертимного типов акцентуации, преобладание по отношению к другим группам аффективно-экзальтированного, возбудимого,эмотивного и застревающего типов, преимущественно высокого уровня тревожности, удовлетворительной или плохой выраженности волевых качеств, неспособности к выражению эмоций, высокий уровень внутриличностных и межличностныхконфликтов.

Нами установлено, что у детей, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеет место сильная прямая зависимость возраста и длительности заболевания с тревожным (r = 0,75 и 0,69 соответственно) и умеренная обратная (r = – 0,45 и – 0,31 соответственно) – с аффективным типом акцентуации, что позволяет думать о том, что по мере взросления ребенка при длительном течении заболевания аффективные эпизоды сменяются тревожностью.

Тревожность, в свою очередь, имеет умеренную отрицательную связь (r = – 0,399) с максимальной концентрацией глюкозы крови, степенью выраженности волевых качеств (r = – 0,35), сильную – с выраженностью демонстративных проявлений (r = 0,56) и алекситимностью (r = 0,72).

Демонстративность проявляется при недостаточной выраженности волевых качеств (r = – 0,61), высокой тревожности (r = 0,56), неспособности проявления эмоций (r = 0,46) и связана с гипертимностью (r = 0,55) и эмотивностью (r = 0,34).

Демонстративность поведения может фиксироваться с одинаковой частотой как в дебюте заболевания, так и при его длительном течении. Это позволяет сделать вывод о том, что длительная гипергликемия у подростков с недостаточно выраженными волевыми качествами формирует высокий уровень тревожности с неспособностью к адекватному проявлению эмоций, что лежит в основе демонстративности поведения.

Максимальные же концентрации глюкозы зависят от их суточных колебаний, имеют отрицательную корреляцию с гипертимностью и прямую – с тревожностью (r = 0,96), эмотивностью (r = 0,53) и циклотимностью (r = 0,48), что ведет к перепадам настроения и снижению активности на фоне высокого уровня тревожности.

Минимальные суточные концентрации глюкозы, не достигающие в среднем диапазона нормальных значений (гипогликемический уровень), имеют сильную прямую связь с тревожностью (r = 0,82) и эмотивностью (r = 0,56). Это свидетельствует о том, что постоянная гипергликемия ведет к формированию тревожности с немотивированными перепадами настроения. Установлено, что суточные колебания глюкозы имеют обратную зависимость с гипертимным типом акцентуации (r = – 0,57) и прямую – с циклотимным (r = 0,46), проявляющуюся в виде снижения активности и коммуникабельности с формированием субдепрессивных состояний.

У молодых людей, больных сахарным диабетом, состояние нейрокогнитивных функций характеризуется снижением способности к анализу информации, проблемами при обучении. Особенно это выраженно у лиц с ранним дебютом СД 1.

Имеются сведения о том, что мальчики испытывают чаще проблемы с обучением, чем девочки того же возраста с аналогичной длительностью заболевания. Причем академическая успеваемость у молодых людей и школьная успешность у подростков с плохим метаболическим контролем достоверно снижена.

Уже через 2 года после начала заболевания дети имеют признаки умеренного невропсихологического дефицита. Подобные нарушения связывают с ранним началом диабета (до 4-летнего возраста), ассоциирующегося с нарушением зрительно-пространственного функционирования, тяжелыми гипо- и гипергликемиями, снижающими память и способность к обучению.

Исследования нейропсихических функций у детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа в течение 6 лет, демонстрируют худшие показатели интеллекта, внимания, способности к анализу и долговременной памяти.

По нашим данным, уровень внутриличностных конфликтов у подростков с сахарным диабетом 1-го типа составляет 87 ± 4,2%, уровень межличностных конфликтов – 63,2 ± 5,9% с достоверным (Р < 0,05) увеличением показателей в связи с длительностью заболевания и качеством гликемического контроля, что является основой нарушения социальной адаптации таких пациентов. Действительно, школьники с удовлетворительным гликемическим контролем имеют более высокое качество жизни и не испытывают проблем межличностного характера.

Доказанным является тот факт, что наличие психологических расстройств у взрослых больных диабетом свидетельствует о неадекватной медикаментозной и психологической коррекции состояния в молодом возрасте.

Наиболее значимым в плане социальной адаптации больных сахарным диабетом является влияние семейного фактора. Так, у детей из неблагополучных семей чаще регистрируются повторные эпизоды. Благоприятные отношения в семье способствуют соблюдению режима питания, физической активности, инсулинотерапии.

Доказанной является значимость в отношении метаболического контроля воздействия социодемографических факторов, таких, например, как неполные семьи. Важное влияние на контроль оказывает психологическое состояние родителей, поскольку в большинстве семей родители, особенно матери после диагностики СД 1 у их ребенка, страдают дезадаптационными расстройствами (вплоть до депрессивных) и расстройствами сходными с результатами посттравматического стресса.

Читайте также:  Сильные боли в коленях при сахарном диабете

Не менее важной для детей и, особенно, подростков является позитивная эмоциональная поддержка сверстников, положительно стимулирующая формирование самосознания и позволяющая избегать стрессов, ухудшающих метаболический контроль.

Действительно, дети с высоким уровнем стресса имеют плохой метаболический контроль, с которым также ассоциирован диабет-специфический стресс. Исследование адаптационных возможностей таких детей демонстрирует плохую приспосабливаемость к окружающим условиям, формирует неадекватные межличностные отношения.

Таким образом, понимание проблемы СД и активное сотрудничество ребенка является не менее важным атрибутом поддержания метаболического контроля, нежели соблюдение режима питания и инсулинотерапии.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

Источник

В отличие от взрослых сахарный диабет у детей протекает тяжело. Эти особенности обусловлены интенсивностью тех обменных процессов, которые свойственны детству. Потребность в гормонах, обладающих анаболическим действием, у детей очень велика. Инсулину присуще анаболическое действие, значит, и потребность детей в инсулине большая, чем у взрослых.

Ребенок, заболевший сахарным диабетом, должен быть госпитализирован. Начало лечения в амбулаторных условиях возможно, но зависит от конкретных условий — тяжести состояния ребенка, обеспеченности медицинским персоналом, который должен наладить тщательное наблюдение за ребенком и, конечно, от способности родителей в кратчайший срок адаптироваться к создавшейся в семье экстремальной ситуации.

Курс лечения больного ребенка условно делится на два периода: налаживание компенсации в стационаре и длительное сохранение компенсации в домашних условиях.

В стационаре на основании тяжести состояния больного, данных гликемического и глюкозурического профиля врач выбирает препарат инсулина и устанавливает его дозу. При назначении инсулина всегда необходим строго индивидуальный подход к ребенку, поскольку чувствительность к инсулину у детей выше, чем у взрослых. Кроме этого, у детей содержание большинства из контринсулярных гормонов (гормоны, обладающие противоположным инсулину действием) значительно выше, чем у взрослых. Особенно высоко содержание соматотропного гормона (гормона роста) в период физиологического ускоренного роста ребенка: 3-4 года, 7-8 лет и весь пубертатный период (возмужалость, половая зрелость). В эти возрастные промежутки и развивается сахарный диабет у детей. Детскому организму свойственна повышенная лабильность нервной системы, особенно симпатической ее части, что приводит к избыточному образованию адреналина, а адреналин, в свою очередь, является причиной бурного распада гликогена в печени и мышцах, что способствует повышению содержания сахара в крови. Избыток контринсулярных гормонов может в значительной мере отягощать уже существующий диагноз сахарного диабета. И все же в детском возрасте сахарный диабет развивается реже, больные дети составляют 5% от всего количества больных сахарным диабетом.

Заболевание у детей характеризуется бурным его началом. Может быть впервые распознан уже в коматозном состоянии ребёнка. Характерна высокая потребность в инсулине. В начальном периоде у ребенка отмечаются общая слабость, похудание при хорошем аппетите, раздражительность, снижение успеваемости в школе, тошнота, рвота, иногда ночное недержание мочи, что указывает на декомпенсацию сахарного диабета.

У детей наблюдается полное поражение поджелудочной железы, абсолютная инсулиновая недостаточность. Часто диагностируется тяжелая форма сахарного диабета, реже- средняя степень тяжести. При лечении ребенка следует принимать во внимание, что в стационаре диета, поведение и активность ребенка отличаются от его нормального стереотипа, и по возвращении в домашние условия нужны поправки в дозе инсулина. У подростков большое значение имеет эмоциональный фактор, влияющий на течение заболевания. К сожалению, родители не всегда могут создать ребенку благоприятную социально-психологическую атмосферу дома. Это усиливает у больного ощущение своей неполноценности по сравнению со сверстниками. Преодолеть эти проблемы помогают разработанные программы по обучению больных и их родственников, консультирование не только врачом эндокринологом, но и психологом.

Как уже отмечалось, подбор адекватной дозы инсулина представляет определенные трудности, поэтому возможно завышение дозы и развитиехронической передозировки инсулина или синдрома Сомоджи. При этом течение диабета характеризуется особенно лабильным течением. Наиболее часто больные при этом жалуются на гипогликемические состояния.

Кроме глипогликемических состояний, у детей с синдромом Сомоджи отмечают плохое самочувствие как следствие частых приступов слабости, головной боли, головокружения, нарушенного сна, “разбитости” и сонливости в течение дня. Сон становится поверхностным, тревожным, часты кошмарные сновидения. Во сне дети плачут, кричат, а при пробуждении у них отмечается спутанное сознание и амнезия. После таких ночей больные в течение всего дня остаются вялыми, капризными, раздражительными, угрюмыми и апатичными. Нередко у детей наблюдают неожиданные, немотивированные изменения настроения и поведения. Так, многие из них в процессе какого-то увлекательного занятия или игры неожиданно теряют интерес к происходящему, становятся безучастными, вялыми, замкнутыми или наоборот -обидчивыми, агрессивными, неуправляемыми, реже -эйфоричными. Иногда на фоне острого чувства голода больные проявляют необъяснимый негативизм к еде и упорно отказываются от нее.

Некоторые дети, чаще девочки старшего возраста, предъявляют жалобы на депрессивное настроение, нередко сочетающееся с мыслями о смерти и сомнениями в необходимости продолжения лечения, учитывая, по их мнению, его полную “бесперспективность”.

У многих больных наблюдаются внезапные быстропроходящие нарушения зрения в виде мелькания ярких точек, “мушек”, появления “тумана”, “пелены” перед глазами или двоения. Это симптомы скрытых или нераспознанных гипогликемий и затем ответного повышения уровня гликемии, стимуляции липолиза и развития кетоацидоза. Лечение синдрома Сомоджи заключается в уменьшении дозы инсулина, действие которого приходится на ночные часы.

Еще одним тяжелым осложнением сахарного диабета у детей является синдром Мориака. Клиническая картина его весьма своеобразна и диагностика не представляет особых затруднений.

Как правило, у ребенка задержаны рост и половое созревание, есть перераспределение подкожной жировой клетчатки с избыточным ее распределением в верхней части туловища, увеличение печени. Этот синдром описан еще в 1930 году. Основной причиной синдрома Мориака считают хроническую инсулиновую недостаточность. Лечение больных с синдромом Мориака представляет собой весьма сложную задачу. Основной целью лечения остается достижение стойкой компенсации сахарного диабета.

Диета больных должна содержать минимальные количества жира, физиологическую норму (по возрасту) белка, достаточное количество углеводов. Количество жира, полагающееся по диете, за вычетом жиров, содержащихся в продуктах, восполняется углеводами, творогом, овсяной крупой.

Читайте также:  Можно ли есть пчелиную пергу при сахарном диабете

В последние годы в связи с совершенствованием методов инсулинотерапии, появлением высокоочищенных препаратов инсулина синдром Мориака у детей встречается значительно реже.

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Source: lektsii.net

Источник

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Читайте также:  Лечение ишемического инсульта при сахарном диабете

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник