Распространенность сахарного диабета у детей
Всемирный день борьбы против диабета отмечается по инициативе ВОЗ и Международной диабетической федерации с 1991 года. С 2007 года Всемирный день борьбы против диабета проводится под эгидой ООН.
Сегодня диабетом страдает по разным данным 230 – 347 миллионов человек на планете, это примерно 6% взрослого населения земного шара. Согласно данным Государственного регистра больных сахарным диабетом на 1 января 2014 г. в России зарегистрировано 3 964 889 больных. Наиболее распространен сахарный диабет II типа, который чаще всего возникает у людей с избыточной массой тела и низкой физической активностью. Число больных сахарным диабетом I типа составило 339 360 человек, в том числе 20 373 детей, 10 038 подростков, 308 949 взрослых, а число больных сахарным диабетом II типа – 3 625 529 человек, в том числе 409 детей, 342 подростка, 3 624 778 взрослых. Однако вряд ли эти цифры отражают реальное положение дел.
Решающим фактором, определяющим качество жизни больных сахарным диабетом, является раннее выявление заболевания. Значительный вклад в своевременное выявление сахарного диабета вносит стартовавшая в 2013 году всеобщая диспансеризация населения. Так, за 10 месяцев 2014 года в ходе диспансеризации взрослого населения выявлено более 83 тысяч больных сахарным диабетом.
Необходимо отметить, что большое значение в борьбе против сахарного диабета в России уделяется вопросам профилактики заболевания и формированию здорового образа жизни. Благодаря этим мерам можно существенно снизить риск развития заболевания и тяжелых осложнений. Минздравом России разработаны и размещены в открытом доступе рекомендуемые нормы питания, соблюдение которых поможет избежать возникновения и развития сахарного диабета у населения. Лекарственные препараты, необходимые для людей больных сахарным диабетом, входят в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Высокотехнологичная медицинская помощь больным сахарным диабетом оказывается по профилю «эндокринология». В 2014 году федеральными медицинскими учреждениями, за счет средств федерального бюджета, и региональными медицинскими организациями на условиях софинансирования по профилю «эндокринология» оказана медицинская помощь 3548 больным, из них 2160 пациентов получили комбинированное лечение сосудистых осложнений сахарного диабета. Также в текущем году по профилю «педиатрия» 1394 ребенка прошли поликомпонентное лечение тяжелых форм сахарного диабета.
Кроме того, Минздравом России уделяется большое внимание развитию инновационных технологий в борьбе с распространением сахарного диабета. Так, Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, определены приоритетные направления развития медицинской науки (научные платформы), в том числе научная медицинская платформа «эндокринология». К ее целям относятся оптимизация технологий профилактики и скрининга, ранней диагностики и лечения диабета; создание новых диагностических и лечебных технологий, обеспечивающих полноценную социальную и репродуктивную реабилитацию лиц с эндокринопатиями, диагностированными как в неонатальном, так и репродуктивном возрасте.
С 2007 по 2012 годы в России проходила реализация подпрограммы «Сахарный диабет» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями».
В ходе исполнения этой подпрограммы разработан и внедрен Государственный Регистр больных сахарным диабетом, позволяющий анализировать качество оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом во всех регионах РФ, осуществлять планирование дальнейшего развития диабетологической службы, оценивать динамику эпидемиологических показателей заболеваемости и смертности больных сахарным диабетом, планировать объемы лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, анализировать кадровую политику, выявлять наиболее острые проблемы диабетологической службы. В рамках подпрограммы «Сахарный диабет» в Российской Федерации внедрены обучающие школы для больных сахарным диабетом (более 1100 в регионах России), что позволило существенно сократить число и частоту госпитализаций больных в стационары.
Благодаря реализации этой подпрограммы увеличилась средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 1 типа: мужчин до 56,7 лет (+ 3.8 лет), женщин до 60,8 лет (+4.1 лет), сахарным диабетом 2 типа: мужчин до 72,4 лет (+3,2 года), женщин до 74,5 лет (+ 9 лет). При этом смертность от сахарного диабета снизилась на 28,4%.
Исследования показывают, что фактическая распространенность сахарного диабета больше регистрируемой в 3,1 раза для больных в возрасте 30-39 лет, в 4,1 раза – для возраста 40-49 лет, в 2,2 раза – для 50-59-летних и в 2,5 раза – для 60-69-летних.
В России предположительная распространенность сахарного диабета составляет 5,7%, а численность больных – 9 миллионов человек.
По прогнозам, к 2025 году количество больных сахарным диабетом увеличится вдвое, а к 2030 году, по расчетам Международной федерации диабета, с этим диагнозом будет 500 миллионов человек.
Каждые 10 секунд в мире становится на 2 больных сахарным диабетом больше. Это 7 миллионов в год. Каждые 10 секунд 1 человек умирает от связанного с диабетом заболевания. Это 4 миллиона в год. Диабет занимает 4 место среди болезней, которые становятся причинами летального исхода.
Почти половина больных диабетом находится в возрастной категории 40-59 лет. Из них более 70 % – жители развивающихся стран.
Во многих странах Карибского бассейна, Ближнего Востока, Азии и Океании диабетом больны от 12 до 20 % взрослого населения.
Самое большое количество людей с диабетом (41 миллион) живет в Индии. Это 6% взрослого населения страны.
К 2025 году в развивающихся странах наибольшее число больных будет среди пациентов работоспособного возраста.
Каждый год от осложнений сахарного диабета, включая сердечно-сосудистые заболевания, умирает 3,8 миллиона человек.
У больных сахарным диабетом смертность от болезней сердца и инсульта выше в 2-3 раза, слепота – в 10 раз, нефропатия – в 12-15 раз, гангрена нижних конечностей – почти в 20 раз, чем среди населения в целом.
3% в год – такими темпами растет количество больных сахарным диабетом 1 типа, который называют «диабетом молодых». Однако медицинская статистика свидетельствует: диабет 2 типа тоже молодеет.
Ежегодно диагноз «сахарный диабет 1 типа» ставят 70 000 подростков в возрасте от 14 лет и старше.
От 2 до 6 раз возрастает риск развития сахарного диабета 2 типа при наличии диабета у родителей или ближайших родственников. Вероятность дальнейшего наследования болезни в этом случае составляет 40 %.
Продолжительность жизни заболевших в детстве при компенсированном течении диабета – 50-60 лет и более.
Какие факторы повышают риск развития сахарного диабета?
Риск развития сахарного диабета 2 типа увеличивается в 2,18 раза, если в суточном рационе преобладают животные белки.
У женщин, имеющих факторы риска развития СД 2 и часто употребляющих картофель, риск развития сахарного диабета 2 типа увеличивается на 14 % по сравнению с теми, кто употребляет его редко. При регулярном употреблении в пищу картофеля фри риск сахарного диабета составляет уже 21 %.
Каждый килограмм лишнего веса увеличивает риск развития диабета на 5 %.
Компоненты успешного повседневного лечения сахарного диабета:
Диета – поощряется употребление пищи, содержащей клетчатку и сложные углеводы, и ограничивается употребление жиров.
Лекарственная терапия – При сахарном диабете II типа в дополнение к лечебной диете может понадобиться прием per os препаратов, снижающих концентрацию глюкозы в крови; при сахарном диабете 1 типа (иногда и II типа) необходимы также регулярные подкожные инъекции экзогенного инсулина.
Физические упражнения – аэробика полезна для снижения массы тела, уменьшая резистентность к инсулину при сахарном диабете II типа и снижая риск развития артериальной гипертензии и сердечно – сосудистых заболеваний.
Обследование – концентрацию глюкозы в крови и/или моче проверяют для того, чтобы немедленно принять решение о соответствующем лечении сахарного диабета.
Статистические данные, результаты медицинских исследований и прогнозы специалистов в области сахарного диабета далеки от оптимистичных. Вместе с тем, если принять за основу постулат «Диабет – не болезнь, а образ жизни», наше здоровье по-прежнему находится в наших руках.
ÒÅÌÀ: ÑÀÕÀÐÍÛÉ ÄÈÀÁÅÒ Ó ÄÅÒÅÉ.
 ñòðóêòóðå ýíäîêðèííîé ïàòîëîãè ñàõàðíûé äèàáåò çàíèìàåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò. Ñîãëàñíî äàííûì àññîöèàöèè çàïàäíîåâðîïåéñêèõ ïåäèàòðîâ, ïîñëåäíèå 10 ëåò õàðàêòåðèçóþòñÿ îò÷åòëèâûì ðîñòîì ýòîé ïàòîëîãèè. Ýòî êàñàåòñÿ Ñêàíäèíàâñêèõ ñòðàí, Áåëüãèè, Ïîëüøè, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà. Äàííûå ïî Ìîñêâå:
 70-å ãîäû çàáîëåâàåìîñòü 5.5%, â 80 ãîäû – 9.5%, â 90-å ãîäû – 11.5%.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñàõàðíîãî äèàáåòà ó äåòåé ñîñòàâëÿåò 55 íà 100 òûñ. Íàñåëåíèÿ. Â Ïåòåðáóðãå ïðèìåðíî 500 äåòåé, ñòðàäàþùèõ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Áîëüíîé ñàõàðíûì äèàáåòîì ðåáåíîê – ýòî òðàãåäèÿ äëÿ ñåìüè. Ñåãîäíÿ íàøà ñòðàíà íå ðàñïîëàãàåò âîçìîæíîñòÿìè íàäåæíîãî êîíòðîëÿ çà ýòèìè áîëüíûìè.
Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ñàõàðíîãî äèàáåòà.
1. Ïåðâè÷íûé (íå ñâÿçàííûå ñ äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè). Âñòðå÷àåòñÿ â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ – èíñóëèíçàâèñèìûé.
2. Âòîðè÷íûå (ôîðìû äèàáåòà – ñëåäñòâèå êàêèõ-ëèáî çàáîëåâàíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò, èíñóëèò, îïóõîëè, ðåçåêöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû – èíñóëèííåçàâèñèìûé.
3. Äèàáåò, âûçâàííûå ïîâûøåííîé ïðîäóêöèåé ãîðìîíîâ àíòàãîíèñòîì èíñóëèíà (ÑÒÃ, íàïðèìåð, ïðè àêðîìåãàëèè åñòü ñèìïòîìû äèàáåòà, êîðòèçîë – ïðè ñèíäðîìå Èöåíêî-Êóøèíãà, êàòåõîëàìèíû – ïðè ôåîõðîìîöèòîìå, òèðåîèäíûõ ãîðìîíîâ – ïðè òèðåîòîêñèêîçå).
Äàëåå â ëåêöèè áóäåò ðàññìàòðèâàòüñÿ ïðîáëåìà òîëüêî ïåðâè÷íîãî, èíñóëèíçàâèñèìîãî äèàáåòà.
ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ.
Ðàçâèòèå àóòîèììóííîãî èíñóëèòà (òî åñòü âûðàáîòêà àíòèòåë ê áåòà-êëåòêàì îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà). Ïî-âèäèìîìó, ñóùåñòâóåò áàçà, ôîí äëÿ ðàçâèòèÿ ýòîãî ïðîöåññà – ýòî ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííîå çàáîëåâàíèå.  11-60% ñëó÷àåâ äèàáåòà óäàåòñÿ ïðîñëåäèòü íàñëåäñòâåííîñòü. Ìîæåò èìåòü ìåñòî ìîíîãåííûé âàðèàíò íàñëåäîâàíèÿ, ïåðåäàþùèéñÿ àóòîñîìíî-ðåöåñèâíûì ïóòåì. Íî ÷àùå ýòî ïîëèãåííûé òèï íàñëåäîâàíèÿ (èìååòñÿ íåêàÿ àíîìàëèÿ êîíñòèòóöèè íà ìîëåêóëÿðíîì êëåòî÷íîì óðîâíå, êîòîðàÿ ðåàëèçóåòñÿ ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ ôàêòîðîâ è ïðèâîäèò ê ðàçâèòèÿ àóòîèììóííîãî èíñóëèòà).
Ôàêòîðû ðèñêà:
1. Îæèðåíèå (ýêçîãåííî-êîíñòèòóöèîíàëüíîå, èçáûòî÷íîå ïîñòóïëåíèå ëåãêîóñâîÿåìûõ óãëåâîäîâ ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ îáúåìà îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà è ãèïåðïëàçèè.
2. Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà (æèçíè ðåáåíêà â ñîñòîÿíèè õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà, ïðè ýòîì ïîâûøàåòñÿ àêòèâíîñòü ñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëà íåðâíîé ñèñòåìû ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîâûøåíèå óðîâíÿ êàòåõîëàìèíîâ è âòîðè÷íî íåãàòèâíî îòðàæàåòñÿ íà ñèíòåçå èíñóëèíà).
3. Èíôåêöèè (âèðóñíûå: êðàñíóõà, ýíòåðîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, âåòðÿíàÿ îñïà, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, ïàðîòèò, âèðóñíûé ãåïàòèò).
Ñî÷åòàíèå íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ ñ ôàêòîðàìè ðèñêà, êàêèì-òî îáðàçîì ñêàçûâàåòñÿ íà ãîìåîñòàçå ñ ðàçâèòèåì àóòîèììóííîãî èíñóëèòà. Ñóùåñòâóåò ëàòåíòíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ èíñóëèòà äî ïîÿâëåíèÿ êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ (ïðèçíàêîâ èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè). Êëèíèêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî òîãäà, êîãäà ïîðàæåíèþ ïîäâåðãíóòî 80-90% áåòà-êëåòîê.
Ïàòîãåíåç àóòîèììóííîãî èíñóëèòà.
Ðàçâèâàåòñÿ àóòîèììóííîå âîñïàëåíèå â îáëàñòè îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà ñ ìîíîíóêëåàðíîé êëåòî÷íîé èíôèëüòðàöèåé. Êëåòêè, ó÷àñòâóþùèå â âîñïàëåíèè ïðèîáðåòàþò öèòîòîêñè÷åñêèå ñâîéñòâà è ïîâðåæäàþò òêàíü îñòðîâêîâ. Òàêæå öèòîòîêñè÷åñêèì ýôôåêòîâ îáëàäàþò ÖÈÊ, êîòîðûå îêàçûâàþòñÿ êèëëåðíîå äåéñòâèå.  ðåçóëüòàòå ìû âèäèì ïîðàæåíèå 80-90% áåòà êëåòîê. Íà ýòîì óðîâíå ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ, êîãäà åùå âîçìîæíî êîíòðîëèðîâàòü ãëèêåìèþ (ìåäîâûé ïåðèîä ñàõàðíîãî äèàáåòà). Äàëåå â ðåçóëüòàòå íåïðåðûâíîãî ïðîöåññà, ïîðàæàþòñÿ âñå áåòà-êëåòêè è ðàçâèâàåòñÿ àáñîëþòíàÿ èíñóëèíîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ñëåäóþùèì ýòàïîì â ðàçâèòèè ïîðàæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîâðåæäåíèå äðóãèõ ýíäîêðèííûõ êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: àëüôà (âûðàáàòûâàþò ãëþêàãîí), Ä-êëåòîê (ñîìàòîñòàòèí), òî åñòü íàðóøåíèå ñèíòåçà, âûðàáîòêè êîíòðèíñóëÿðíûõ ãîðìîíîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ òðóäíî óïðàâëÿåìîé ãèïîãëèêåìèè.
ÊËÈÍÈÊÀ.
1. Ðàííèå ñòàäèè
· ïðåäèàáåò
· ëàòåíòíûé äèàáåò
· ëåãêàÿ ôîðìà ÿâíîãî äèàáåòà
· ôîðìû äèàáåòà, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíî îáðàòíîå ðàçâèòèå è èñïîëüçîâàíèå äëÿ ëå÷åíèÿ ëèøü äèåòû
2. Ïîçäíèå
· ñðåäíèå è òÿæåëûå ôîðìû
· äèàáåòè÷åñêèé êåòîàöèäîç
· äèàáåòè÷åñêàÿ êîìà
Ïîíÿòèå ïîòåíöèàëüíûé äèàáåò. Ðå÷ü èäåò î äåòÿõ èç ãðóïïû ðèñêà:
· ñàõàðíûé äèàáåò ó áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ
· ó ìàòåðåé, èìåþòñÿ óêàçàíèÿ â àíàìíåçå íà âûêèäûøè, ìåðòâîðîæäåíèÿ
· ìàññà òåëà ïðè ðîæäåíèè áîëåå 4000 ã,
· äåòè, ó êîòîðûõ ðàçâèâàþòñÿ ñèìïòîìû ïàðàòðîôèè è âïîñëåäñòâèè îæèðåíèå
· äåòè ñ íåìîòèâèðîâàííûìè ñèìïòîìàìè ãèïîãëèêåìèè
· ñ ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ óãëåâîäíîãî îáìåíà (ôåðìåíòàòèâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè)
ê ýòèì äåòÿì äîëæíî áûòü ïðèñòàëüíî âíèìàíèå.
Ñòàäèè ñàõàðíîãî äèàáåòà.
Ïðåäèàáåò. Íå âûÿâëÿþòñÿ èçìåíåíèÿ ñàõàðà íàòîùàê â òå÷åíèå ñóòîê, è ïðè ïðîâåäåíèè ñàõàðíîé êðèâîé òèï åå íå ÿâëÿåòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèì. Ýòà ñòàäèè ìîæåò áûòü âûÿâëåíà ó îäíîãî èç îäíîÿéöåâûõ áëèçíåöîâ, â ñëó÷àå åñëè âòîðîé ñòðàäàåò ñàõàðíûì äèàáåòîì.
Ëàòåíòíûé ñàõàðíûé äèàáåò.
– Ñàõàð íàòîùàê è ãëèêåìèÿ â òå÷åíèå ñóòîê â íîðìå
– äèàáåòè÷åñêèé òèï ñàõàðíîé êðèâîé ïðè ïðîâåäåíèè ïðîáû íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå
– îòñóòñòâèå ãëþêîçóðèè
– â êëèíèêå õàðàêòåðíî íàëè÷èå ïëîõî çàæèâàþùèõ ðàí, ïîðåçîâ, ñêëîííîñòü ê ôóðóíêóëåçó.
– Ëåãêèå ñèìïòîìû ðåòèíîïàòèè (â 4.5% ñëó÷àåâ).
ßâíûé äèàáåò.
– Ãèïåðãëèêåìèÿ íàòîùàê
– èçìåíåíèå óðîâíÿ ãëèêåìèè â òå÷åíèå ñóòîê
– ãëþêîçîóðèÿ, ïîëèóðèÿ
– ïîëèäèïñèÿ
– ïîõóäàíèå
Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè.
1. Ëåãêàÿ ôîðìà
2. Ñðåäíå-òÿæåëàÿ ôîðìà
3. Òÿæåëàÿ ôîðìà
ïðèçíàê | ëåãêàÿ ôîðìà | ñðåäíåé òÿæåñòè | òÿæåëàÿ |
íàëè÷èå êåòîçà | íåò | âîçìîæíî ïåðèîäè÷åñêè | íå ðåäêî |
ñïîñîáû åãî óñòðàíåíèÿ | – | äèåòà | ââåäåíèå èíñóëèíà |
óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè íàòîùàê | íà áîëåå 7.8 ììîëü /ë | îò 7.8 äî 14 ììîëü/ë | 14 ììîëü/ë |
ñïîñîáû íîðìàëèçàöèè íàòîùàêîâîãî ñàõàðà | äèåòà | ââåäåíèå èíñóëèíà | ââåäåíèå èíñóëèíà |
íàëè÷èå îñëîæíåíèé | íåò | ÷àùå íåò | åñòü |
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.
Òðèàäà ñèìïòîìîâ íà ïåðâîì ìåñòå.
– Ïîëèäèïñèÿ (æàæäà). Ïðè÷èíà åå ýòî ãèïåðãëèêåìèÿ è ïîëèóðèÿ èìååò êîìïåíñàòîðíûé õàðàêòåð äëÿ ðàçâåäåíèÿ ñàõàðà â êðîâè. Äî 6 ëèòðîâ æèäêîñòè â ñóòêè.
– Ïîëèóðèÿ (êîìïåíñàòîðíî ïðèñïîñîáèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ).
– Ïîòåðÿ ìàññû òåëà. Çà ñ÷åò îáåçâîæèâàíèÿ, ìåòàáîëè÷åñêèõ íàðóøåíèé – óñèëåíèå ïðîöåññà ãëèêîëèçà, íàðóøåíèå áåëêîâîãî è æèðîâîãî îáìåíà – áåëêè è æèðû àêòèâíî ðàñùåïëÿþòñÿ, ñíèæåíèå àïïåòèòà.
– Ñóõàÿ áëåäíàÿ êîæà ñ êðàñíîâàòûìè ïÿòíàìè íà ùåêàõ, ñêóëàõ (ïðîÿâëåíèå äèñòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé, ñâÿçàííûõ ñ èçìåíåíèåì ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà) – äèàáåòè÷åñêèé ðóáåîç
– íà êîæå ëàäîíåé, ñòîï ïîÿâëÿþòñÿ æåëòîâàòûå ýëåìåíòû – êñàíòîìàòîç, â åãî îñíîâå îòëîæåíèå êàðîòèíà â ïîâåðõíîñòíûõ ñëîÿõ êîæè, òàê êàê îí ïëîõî óñâàèâàåòñÿ
– ðåöèäèâèðóþùèå ïèîäåðìèè (òàê êàê ñíèæàåòñÿ ìåñòíàÿ ðåçèñòåíòíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ).
– Ëèïîèäíûé íåêðîáèîç (áëÿøêè âûñòóïàþò íàä ïîâåðõíîñòüþ êîæè ñ òî÷å÷íûì íåêðîçîì â öåíòðå) â îñíîâå íàðóøåíèå ëèïèäíîãî îáìåíà.
– Ó äåâî÷åê – ñèìïòîìû âóëüâîâàãèíèòîâ
– èçìåíåíèÿ ìûøå÷íîãî àïïàðàòà: ñèìïòîìû ãèïîòîíèè, ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé ñèëû, â ïîñëåäóþùåì ðàçâèòèå ìûøå÷íîé àòðîôèè; ïîñòåïåííîå îòñòàâàíèå â ðîñòå. Îäíàêî íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ äèàáåòà îòëè÷àåòñÿ îïåðåæåíèå â ðîñòå (òàê êàê ïðîèñõîäèò êîìïåíñàòîðíîå ïîâûøåíèå ñåêðåöèè àíòàãîíèñòîâ – èíñóëèí, â òîì ÷èñëå ñîìàòîñòàòèíà).
– Ìèêðîàíãèîïàòèè ëåæàò â îñíîâå êàðäèîâàñêóëÿðíîãî ñèíäðîìà, ïîýòîìó îòìå÷àåòñÿ ïðèãëóøåííîñòü òîíîâ ñåðäöà, ñèñòîëè÷åñêèé øóì, íàðóøåíèå ðèòìà, èíîãäà ðàñøèðåíèå ãðàíèö âëåâî, èíîãäà ñíèæåíèå ÀÄ.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ñàõàðíîãî äèàáåòà íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèìïòîìîâ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ìèêðîàíãèîïàòèè òàêæå ëåæàò â îñíîâå ïîðàæåíèÿ ãëàç ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå ïðèâîäÿ ê íåéðîðåòèíîïàòèè (èçìåíåíèå ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà ñåò÷àòêè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ êàòàðêòû).
– Èíòðàêàïèëëÿðíûé ãëîìåðóëîñêëåðîç. Ïî÷å÷íûé ïîðîã ïðîíèöàåìîñòè äëÿ ãëþêîçû: ãëþêîçóðèÿ ðàçâèâàåòñÿ â òîì ñëó÷àå, êîãäà óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè áîëåå 5.6 -11.1 ììîëü/ë. Èíòåðåñíî ÷òî ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå íåò êîððåëÿöèè ãëþêîçóðèè è ãèïåðãëèêåìèè è, ïî-âèäèìîìó, ýòî îáóñëîâëåíî èíòåðêàïèëëÿðíûìè ãëîìåðóëîñêëåðîçîì. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìàìè ãëîìåðóëîíåôðèòà: îòåêè, ïðîòåèíóðèÿ, ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ, ãèïåðàçîòåìèÿ – âïëîòü äî ðàçâèòèÿ óðåìèè, òÿæåëîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.  îñíîâå ýòîé ñèìïòîìàòèêè íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà ïî÷åê è òðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ñèëó êîòîðûõ íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ íåôðîíà
– äèàáåòè÷åñêàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ öåíòðàëüíîé è âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâíûõ ñòðóêòóð (ðàçâèòèå ïàðåçîâ, ïàðàëè÷åé, ïîëèðàäèêóëèòîâ).
– Ñèìïòîìû âîâëå÷åíèÿ â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû (ïîðàæåíèå îêîëîùèòîâèäíûõ è ñëþííûõ æåëåç, ðàçâèòèå ïàðîäîíòîçà, ýðîçèâíî-ÿçâåííûõ ñîñòîÿíèé, âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé, âîâëå÷åíèå ïå÷åíè âïëîòü äî ðàçâèòèÿ öèððîçà.
Ïðîÿâëåíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà ó ãðóäíûõ äåòåé.
· Æàæäà
· îñòàíîâêà ïðèáàâîê ìàññû èëè ïîòåðÿ âåñà, óïëîùåíèå âåñîâûõ êðèâûõ
· íåîáû÷íîå áåñïîêîéñòâî, êîòîðîå ïðîõîäèò ïîñëå ïèòüÿ
· ôåíîìåí íàêðàõìàëåííûõ ïåëåíîê (îáóñëîâëåí ãëþêîçóðèåé).
· Ñóõîñòü êîæè, ïèîäåðìèè, óïîðíûå îïðåëîñòè
· äåáþò ñàõàðíîãî äèàáåòà ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì: ïîñòåïåííûì ëèáî îñòðûì, ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ.
·  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò îòñóòñòâîâàòü ãèïåðãëèêåìèÿ íàòîùàê
Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà.
1. Èññëåäîâàíèå ñàõàðà íàòîùàê â êðîâè
2. Èññëåäîâàíèå êîëåáàíèé ñàõàðà â êðîâè â òå÷åíèå ñóòîê
3. ïðîáà íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå
4. êà÷åñòâåííàÿ ðåàêöèÿ ìî÷è íà ñàõàð
5. ïðåäíèçîëîíîâàÿ ïðîáà íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå
ËÅ×ÅÍÈÅ.
Òåðàïèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà 2 ïîëîæåíèÿõ: íîðìàëèçàöèÿ äèåòû, ïîïûòêà êîìïåíñàöèè èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Íà êàêîì-òî ýòàïå ìîæíî îáîéòèñü òîëüêî äèåòîé. Ýòî âîçìîæíî â ñëó÷àÿõ ëàòåíòíîãî äèàáåòà, ïðè óðîâíå ãëèêåìèè â äèíàìèêå ïðîáû íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå (÷åðåç ÷àñ ïîñëå íàãðóçêè 10-10.8 , ÷åðåç 2 ÷àñà – 7.2-8.3 ììîëü/ë; â ïåðèîäå ñòîéêîé ðåìèññèè (àãëþêîçóðèÿ).
Ïðèíöèïû äèåòîòåðàïèè.
1. Ïî êàëîðèéíîñòè è ñîîòíîøåíèþ áåëêîâ, æèðîâ, óãëåâîäîâ äîëæíà ïðèáëèæàòüñÿ ê ôèçèîëîãè÷åñêîìó äëÿ äîøêîëüíèêîâ: 1: 0.7-0.8: 3-4 (ïðèìåðíî íîðìà 1:1:5-6)
2. ïåðâûå 3-6 ìåñ. Îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ íåîáõîäèìî çíà÷èòåëüíîå îãðàíè÷åíèå ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèõ áûñòðî âñàñûâàþùèåñÿ óãëåâîäû, ëèáî ïîëíîå èõ èñêëþ÷åíèå (ñàõàð, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ, ìàííàÿ êðóïà, ðèñ, ìàêàðîíû, âåðìèøåëü èç áåëîé ìóêè è ò.ä.). Èõ çàìåíÿþò êàðòîôåëåì, ÷åðíûì õëåáîì, çëàêàìè, ãðå÷åé (â èõ ñîñòàâå òðóäíîóñâàåâàåìûå óãëåâîäû). Ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷åíèå â äèåòó äî 300-400 ã ôðóêòîâ, èñêëþ÷àÿ âèíîãðàä, èíæèð, ñëàäêèå ãðóøè, áàíàíû, âèøíþ. Äëÿ òîãî ÷òîáû êàê-òî ðàçíîîáðàçèòü äèåòó, ìîæíî ïðîèçâîäèòü çàìåíó ïðîäóêòîâ íà ýêâèâàëåíòíûå: 25 ã ÷åðíîãî õëåáà =70 ã êàðòîôåëÿ=15 ã êðóïû (ïøåíèöà, ðîæü, îâåñ).
3. Íîðìàëèçàöèÿ ëèïèäíîãî îáìåíà. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïèùåâûå äîáàâêè (ïîëèåí, æèðû îìåãà-3).
4. Ïðè äîñòèæåíèè íîðìîãëèêåìèè è àãëþêîçîóðèè íà÷èíàþòñÿ ðàñøèðåíèå äèåòû, ïóòåì òðåíèðîâî÷íûõ ââåäåíèé íîâûõ ïðîäóêòîâ.
5. Íóæíî ïðèñïîñàáëèâàòü ââåäåíèå ïèùè ê âðåìåíè ââåäåíèÿ èíñóëèíà.
6. Åñëè âî âðåìÿ ðàñøèðåíèÿ äèåòû âíîâü ïîÿâèëîñü ãèïåðãëèêåìèÿ, òî íåîáõîäèìî ïîäêëþ÷åíèÿ ïðåïàðàòîâ èíñóëèíà.
Èíñóëèíîòåðàïèÿ.
1. Èíñóëèíû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ (äî 8 ÷àñîâ). – Èíñóëèí ñâèíîé, õóèíñóëèí è äð.
2. Ïðåïàðàòû ïîëó ïðîäëåííîãî äåéñòâèÿ (îò 10 äî16 ÷àñîâ): ñåìèëåíòå, èíñóëèí Â,
3. Ïðåïàðàòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (22-24 ÷àñà): èíñóëèí ìîíîòàðä.
 äåáþòå çàáîëåâàíèÿ äîçà èíñóëèíà ñîñòàâëÿåò 0.5 åä. íà êã â ñóòêè. Äàëåå 0.7 – 1 åä. íà êã â ñóòêè. Íåîáõîäèì èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä â ñîîòâåòñòâèè ñ óðîâíåì ãëèêåìèè: 1 åä. èíñóëèíà óìåíüøàåò ãëþêîçó â êðîâè íà 2.3 ììîëü/ë. 1% ãèïåðãëèêåìèè ñîîòâåòñòâóåò ââåäåíèþ 2-4 åä. Èíñóëèíà. Êîíòðîëü ââåäåíèÿ èíñóëèíà áîëåå íàäåæåí ïî óðîâíþ ãëèêåìèè, à íå ãëþêîçóðèè.
Ïðåïàðàòû èíñóëèíà ââîäÿòñÿ 3 ðàçà â ñóòêè:
1. ïåðåä çàâòðàêîì
2. ïåðåä îáåäîì
3. ïåðåä óæèíîì çà 30 ìèíóò.
Óòðîì ââîäÿò â ðàçíûõ øïðèöàõ èíñóëèí äëèòåëüíîãî è êîðîòêîãî äåéñòâèÿ. Ïåðåä îáåäîì è óæèíîì ââîäÿò èíñóëèí êîðîòêîãî äåéñòâèÿ. Èíñóëèí äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ ñîñòàâëÿåò 50% ñóòî÷íîé äîçû èíñóëèíû. Ðåêîìåíäóåòñÿ òàêòèêà èíòåíñèâíîé èíñóëèíîòåðàïèè. Áîëüíûõ è èõ ðîäèòåëåé îáó÷àþò îïðåäåëåíèþ óðîâíÿ ãëèêåìèè è ðàñ÷åòó äîçû èíñóëèíà. Áîëüíîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìà ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà, îðãàíèçàöèÿ îïòèìàëüíîãî ðåæèìà äíÿ, ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ î÷àãîâ èíôåêöèè.