Рекомендации ребенку при сахарным диабетом

Рекомендации ребенку при сахарным диабетом thumbnail

Укол инсулина ребенкуСахарный диабет все чаще диагностируется в детском возрасте и занимает второе место по частоте случаев среди хронических детских заболеваний.

Эта врожденная и неизлечимая патология вызвана нарушениями углеводного обмена и характеризуется повышением концентрации сахара в кровяной плазме.

От своевременной диагностики и лечения зависит здоровье маленького пациента и вероятность развития тяжких осложнений.

Классификация заболевания

Патогенез заболевания заключается в затруднении всасывания глюкозы в клетки органов, что приводит к ее накоплению в крови. Происходить это может по причине недостаточного синтеза инсулина или при потере клеточными рецепторами чувствительности к гормону.

На основании различий в механизме развития болезни сахарный диабет разделяют на несколько типов:

  1. СД 1 тип – инсулинозависимый диабет. Частота заболеваний диабетомРазвивается вследствие разрушения тканей поджелудочной железы, ответственных за производство инсулина. В результате вырабатывается недостаточное количество гормона и уровень глюкозы в плазме крови начинает расти. 1 тип диабета является врожденным заболеванием и в основном диагностируется у детей и подростков от рождения до 12-летнего возраста.
  2. СД 2 тип – инсулинонезависимая форма патологии. В этом случае недостатка в инсулине не наблюдается, но клетки становятся невосприимчивы к гормону и всасывание глюкозы в ткани затрудняется. Это также приводит к повышению содержания сахара в организме. СД 2 типа в детском возрасте практически не обнаруживается и развивается в течение жизни. Более подвержены недугу взрослые пациенты старше 35-40 лет.

Патология классифицируется по степени тяжести протекания:

  • 1 степень – легкая форма со стабильным уровнем сахара в плазме, не превышающем 8 ммоль/л;
  • 2 степень – среднетяжелое состояние с изменением показателей глюкозы в течение дня и концентрацией, достигающей 14 ммоль/л;
  • 3 степень – тяжелая форма с повышением уровня глюкозы свыше 14 ммоль/л.

По реакции на лечение диабет различается на фазы:

  • фаза компенсации – на фоне терапии показатели сахара поддерживаются на уровне допустимых норм;
  • фаза субкомпенсации – незначительное превышение уровня глюкозы в результате лечения;
  • фаза декомпенсации – организм не реагирует на проводимую терапию и показатели сахара значительно превышены.

Причины патологии

Этиология заболевания отличается в зависимости от типа патологии.

Так, к причинам, провоцирующим развитие инсулинозависимой формы, можно отнести:

  • патологии поджелудочной железы;Наследование диабета
  • длительные стрессы;
  • искусственное вскармливание у новорожденных детей;
  • вирусные заболевания;
  • тяжелое отравление токсичными веществами;
  • врожденные аномалии поджелудочной железы.

СД 2 типа развивается вследствие таких факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • разные степени ожирения;
  • ранняя беременность;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нарушения в питании;
  • прием препаратов, содержащих гормоны;
  • половое созревание;
  • заболевания эндокринной системы.

В большинстве случаев возникновение диабета у детей нельзя предотвратить, как это можно сделать у взрослых, исключив из жизни факторы, способные спровоцировать нарушение углеводного обмена.

Симптомы диабета у детей

Клиника патологии у новорожденного характеризуется следующими симптомами:

  • необъяснимое снижение веса;
  • учащенное мочеиспускание и выделением большого количества мочи;
  • сильная жажда;
  • светлая и прозрачная урина;
  • высокий аппетит;
  • склонность к опрелостям и появлению гнойничковой сыпи;
  • появление крахмальных пятен на нижнем белье и пеленках;
  • заболевания десен;
  • вялость и плаксивость;
  • высокая восприимчивость к вирусным и инфекционным заболеваниям.

В более старшем возрасте можно обратить внимание на такие признаки:

  • быстрая утомляемость;
  • ухудшение работоспособности и успеваемости в школе;
  • снижение остроты зрения;
  • дневная сонливость и бессонница;
  • сухость кожи и слизистых полости рта;
  • появление чувства зуда;
  • повышенное потоотделение;
  • увеличение массы тела;
  • раздражительность;
  • склонность к грибковым и бактериальным инфекциям.

Внимательное наблюдение за ребенком позволит вовремя обнаружить первые тревожные симптомы и диагностировать заболевание на ранних этапах формирования. Своевременно начатое лечение поможет предотвратить развитие осложнений и поддерживать хорошее самочувствие маленького пациента.

Видео от доктора Комаровского о причинах и симптомах сахарной болезни:

Осложнения

Повышенная концентрация в крови сахара приводит к развитию острых и хронических осложнений. Острые последствия формируются в течение нескольких дней и даже часов, и в этом случае требуется неотложная помощь медиков, иначе повышается риск летального исхода.

К таким осложнениям относятся следующие патологические состояния:

  1. Гипергликемия – возникает вследствие резкого повышения уровня глюкозы. Наблюдается учащенные позывы к мочеиспусканию и неутолимая жажда. Малыш становится вялым и капризным. Возникают приступы рвоты, нарастает слабость. Малыш жалуется на головную боль. В дальнейшем учащается пульс и повышается давление. Если вовремя не оказать помощь, то развивается предкоматозное состояние, потом происходит потеря сознания и наступает кома.
  2. Кетоацидотическая кома – опасное состояние, сопровождающееся снижением давления и болями в животе. У малыша краснеет лицо, язык становится малиновым и покрывается густым белым налетом. Изо рта появляется ацетоновый запах, и ребенок быстро слабеет. Затрудняется речь, появляется шумное дыхание. Сознание мутнеет и возникает обморок.
  3. Гипогликемическая кома – причиной гипогликемии становится значительное снижение концентрации сахара в плазме. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно. Он то становится вялым и апатичным, то излишне возбужден. Повышается чувство голода и жажды. Кожа становится влажной, расширяются зрачки, нарастает слабость. Состояние можно купировать, дав больному сладкий сок или кусочек шоколада и срочно вызвать скорую, иначе развивается предкоматозное состояние и ребенок теряет сознание.

Высокий уровень глюкозы изменяет состав и свойства крови и вызывает нарушение кровообращения. В результате кислородного голодания поражаются внутренние системы организма и снижается функциональная способность органов.

Читайте также:  Отеки ног сахарный диабет лечение

Такие патологические изменения развиваются длительно, но являются не менее опасными осложнениями, чем комы.

Часто на фоне диабета формируются такие заболевания:

  1. Нефропатия – тяжелое поражение почек, приводящее к развитию почечной недостаточности. Опасное осложнение, угрожающее жизни больного и требующее пересадки пораженного органа.
  2. Энцефалопатия Органы, поражающиеся при диабете– сопровождается эмоциональной нестабильностью и без своевременного лечения приводит к психическим расстройствам.
  3. Офтальмопатия – вызывает повреждение нервных окончаний и сосудов глаз, что провоцирует катаракту, косоглазие, ухудшение зрительной функции. Основную опасность представляет высокая вероятность отслойки сетчатки, что приведет к слепоте.
  4. Артропатия – в результате осложнения нарушается подвижность суставов и возникает выраженный болевой синдром.
  5. Нейропатия – в этом случае страдает нервная система. Могут наблюдаться боли и онемение в ногах, снижение чувствительности конечностей. Возникают нарушения в работе пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Вероятность развития осложнений и тяжесть течения последствий зависит от того, лечится ли сахарный диабет и насколько грамотно подобрана терапия. Чем лучше компенсируется избыток глюкозы в организме, тем больше шансов снизить поражение внутренних органов и предотвратить развитие комы.

Диагностика

Сестринский процесс имеет большое значение уже на начальных этапах диагностирования сахарного диабета у детей.

Медицинская сестра оказывает помощь в сборе данных, необходимых для составления ясной картины о возможных причинах развития заболевания, принимает участие в подготовке маленького пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, осуществляет сестринский уход во время проведения терапии в условиях стационара и на дому.

Медсестра выясняет у родителей о сопутствующих и перенесенных заболеваниях у ребенка, о наличии у них или ближайших родственников диагностированного диабета. Узнает о жалобах, особенностях дневного распорядка малыша и его питания. Проводит осмотр телосложения пациента, оценку состояния кожных покровов и десен, измеряет давление и вес.

Следующим этапом будет проведение диагностических исследований:

  1. Общеклинический анализ мочи и крови.
  2. Исследование крови на наличие сахара. Превышение показателей 5,5 ммоль/л подтверждает диагноз.
  3. Тест на толерантность к глюкозе. Проводят два исследования крови, на голодный желудок и через пару часов после того, как пациенту дадут выпить раствор глюкозы. Уровень сахара выше 11 ммоль/л свидетельствует о развитии диабета.
  4. Анализ крови на уровень инсулина и гликозилированного гемоглобина. Высокий показатель инсулина говорит о возникновении 2 типа заболевания.
  5. Ультразвуковое исследование поджелудочной железы. Позволяет оценить состояние органа и обнаружить поврежденные участки железы.

Сестринский процесс при диабете

Наличие в крови антител к инсулину, тирозинфосфатазе или глютаматдекарбоксилазе в сочетании с данными о процессе разрушения поджелудочной железы подтверждают 1 тип диабета.

Методы терапии

Клинические рекомендации при сахарном диабете у детей зависят от вида диагностированного заболевания.

Важными пунктами лечения являются:

  • медикаментозная терапия;
  • диетическое питание;
  • увеличение физической активности;
  • физиотерапия.

При 1 типе патологии основой терапии является инсулинотерапия. Инъекции делаются под кожу инсулиновым шприцем или помпой. Кожа предварительно очищается спиртосодержащим препаратом.

Вводить гормон нужно медленно и необходимо чередовать место введения, избегая попадать в ту же область тела.

Инъекции можно делать в складку живота, околопупочную область, в бедро, предплечье и лопатку.

Дозу и количество ежедневных инъекций рассчитывает врач, и необходимо строго соблюдать график введения инсулина.

Дополнительно могут назначаться такие препараты:

  • сахаропонижающие средства;
  • анаболические стероиды;
  • противовоспалительные и антибактериальные препараты;
  • средства, понижающие давление;
  • препараты сульфонилмочевины;
  • комплекс витаминов.

Проводятся физиопроцедуры:

  • электрофорез;
  • иглоукалывание;
  • магнитотерапия;
  • электростимуляция;
  • массаж.

Соблюдение диетического питания является необходимым условием жизни маленького пациента.

Основные принципы диеты заключаются в следующем:

  • три основных приема пищи и три перекуса ежедневно;
  • основное количество углеводов приходится на первую половину дня;
  • сахар полностью исключить и заменить его на натуральные подсластители;
  • отказаться от употребления блюд, богатых быстрыми углеводами, сладостей и жирных продуктов;
  • удалить из рациона сдобную выпечку и хлебобулочные изделия из пшеничной муки;
  • ограничить потребление сладких фруктов;
  • вводить в питание больше свежей зелени, овощей, цитрусовых и несладких фруктов;
  • белый хлеб заменить на ржаной или из цельнозерновой муки;
  • мясные, рыбные и молочные продукты должны быть с низким содержанием жира;
  • ограничить в рационе соль, пряности и острые специи;
  • ежедневно выпивать необходимую для поддержания водного баланса норму чистой воды, в расчете 30 мл на килограмм веса.

Диетическое питание должно стать образом жизни и придерживаться его придется постоянно. Ребенка постарше необходимо обучить навыкам расчета ХЕ (хлебных единиц) и обращению с инсулиновым шприцем или шприц-ручкой.

Только в этом случае можно успешно поддерживать допустимый уровень сахара в кровяной плазме и рассчитывать на хорошее самочувствие ребенка.

Видео от мамы ребенка с диабетом:

Прогноз и профилактика

Что можно предпринять для предупреждения развития диабета? К сожалению, почти ничего, если заболевание обусловлено генетически.

Существует ряд профилактических мер, применение которых позволит лишь снизить фактор риска, то есть снизить вероятность возникновения эндокринных нарушений и уберечь ребенка от заболевания:

  • оградить малыша от стрессовых ситуаций;
  • прием любых медикаментозных препаратов, особенно гормональных должен осуществляться только по назначению врача;
  • новорожденный должен находится на грудном вскармливании;
  • более старшие дети должны придерживаться принципов правильного питания, не злоупотреблять сладостями и выпечкой;
  • следить за весом ребенка, не допуская развития ожирения;
  • проводить плановое обследование раз в 6 месяцев;
  • вовремя пролечивать воспалительные и инфекционные заболевания;
  • обеспечить ежедневные дозированные физические нагрузки.
Читайте также:  Полезные советы о сахарном диабете

Можно ли вылечить сахарный диабет? К сожалению, заболевание неизлечимо. При диабете 2 типа можно добиться продолжительной ремиссии и снизить необходимость приема сахаропонижающих препаратов, но при условии соблюдения строгой диеты и разумной физической активности.

Инсулинозависимый тип заболевания требует пожизненного введения инсулина и назначенная терапия помогает компенсировать рост глюкозы и замедлить развитие осложнений.

Соблюдение всех рекомендаций врача и позитивный настрой, позволяет ребенку-диабетику вести нормальный образ жизни, расти, развиваться, учиться и практически ничем не отличаться от своих сверстников.

Источник

Число детей, школьного возраста с установленным и подтвержденным диагнозом сахарный диабет неумолимо возрастает. Ребенок-диабетик не имеет отличий от сверстников, потому имеет право посещать школу и находиться в коллективе.

Школьник с диабетом требует особенного отношения со стороны учителей и медработников школы, потому родители должны оповестить преподавательский состав о болезни ребенка сразу после подтверждения диагноза. Сложности, с которыми могут столкнуться родители и учителя ребенка, а также вопросы, возникающие у школьника-диабетика, рассмотрены далее.

Как научить школьника жить с СД.

Характерные симптомы

Характерные признаки заболевания.

Сахарный диабет у детей развивается постепенно:

  • у ребенка имеется генетическая предрасположенность к развитию недуга;
  • происходит поражение тканей поджелудочной, но выявить их возможно лишь при условии использования специальных методик;
  • проявляются первые симптомы патологии, диагноз СД у ребенка может быть определен при помощи простых тестов.

Стоит помнить о том, что при условии своевременной терапии при проявлении первых симптомов болезни прогноз для пациента довольно хороший. В случае если терапевтическое воздействие отсутствует, болезнь стремительно прогрессирует, патология отличается тяжелым течением.

На начальной стадии развития болезни показатели сахара повышаются только после нагрузок. В запущенных случаях отметки возрастают натощак и в утреннее время. Это становиться причиной нарушения многих обменных процессов.

В организме образуется ацетон, недоокисленные продукты распада оказывают патогенное действие на нервную систему ребенка. Малыш может столкнуться с различными заболеваниями сердца и сосудов.

Причины развития болезни.

К перечню симптомов, характерных для развития патологии у ребенка относят следующие:

  • сильная жажда;
  • частое мочеиспускание;
  • сухость слизистых оболочек;
  • снижение массы тела;
  • понижение качества зрения;
  • сильная утомляемость;
  • ломкость костей;
  • снижение протекционных свойств иммунитета;
  • запах ацетона;
  • сонливость;
  • постоянные головные боли;
  • тошнота и рвотные позывы.

Запах ацетона из ротовой полости.

Если игнорировать подобные проявления в течении продолжительного времени возможно резкое ухудшение состояния ребенка. Дети с подобной проблемой часто поступают в реанимационные отделения с нарушениями работы сердца, болями в грудной клетке, и снижением кровяного давления.

Как жить с диагнозом?

Как научить ребенка жить с диагнозом?

У детей диагностируют сахарный диабет первого типа, отличающийся способностью резко прогрессировать. Заболевание требует изменения привычного ритма жизни. Пациенту показана инсулинотерапия и нормализация жизненного ритма, подразумевающая соблюдение специального диетического плана в комплексе с физическими нагрузками.

Проблема развития сахарного диабета у ребенка школьника в большинстве случаях имеет психологический характер.

Важно! Родители должны остановить свое внимание на необходимости личного общения с руководством школы и в частности преподавателем физкультуры.

Спорт и активные игры пойдут на пользу.

Если ребенок до болезни занимался каким-либо видом спорта, в полной мере отказываться от занятий не следует. Физическая активность поможет поддержать состояние ребенка на нужном уровне. Мать или отец должны объяснить тренеру, что прежние нагрузки недопустимы и возвращаться, к ним нужно постепенно.

Стоит помнить, что спорт – это жизнь. Физическая активность помогает мыслить позитивно, что дает ребенку шанс на высокую компенсацию. Тем не менее, заключение о возможности регулярной физической активности сможет дать врач.

Безопасность

Что должен знать ребенок.

О правилах безопасности стоит разговаривать непосредственно с ребенком:

  • С основами оказания помощи ребенку при гипогликемии стоит ознакомить классного руководителя. О том, что в случае чего ему помогут должен знать и сам ребенок – он не должен считать школу небезопасным местом.
  • У ребенка с собой должны быть продукты повышающие сахар в крови. Это могут быть несколько кусочков сахара рафинада или фруктовый сок.
  • Как правило, гипогликемия проявляется четкими симптомами, которые достаточно просто может идентифицировать ребенок с сахарным диабетом.
  • Родители должны обсудить с учителями вопрос о том, что ребенок может покидать класс во время занятий. Это может быть необходимым для проведения измерения сахара, срочного перекуса или введения дозы инсулина. Недопустимо проведение таких мероприятий в присутствии сверстников, детское общество достаточно жестоко и малыш не должен ощущать себя не таким как все.
  • Стеснительным детям стоит объяснить, что учитель не накажет его, если от покинет класс.

Видео в этой статье ознакомит родителей с рекомендациями психолога по воспитанию «сахарного ребенка».

<span data-mce-type=”bookmark” style=”display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;” class=”mce_SELRES_start”></span>

Обед

Питание в школьной столовой не всегда допустимо.

Организованное питание в школьной столовой не всегда приемлемо для ребенка диабетика. Стоит постараться договориться о приготовление отдельно диетических блюд. В случае если такой способ не приемлем, стоит давать ребенку с собой перекус.

Часто детям необходим дополнительный завтрак, который можно потребить на перемене. В качестве такой пищи может выступать бутерброд, сухофрукты или даже яблоко. В запасе должны быть продукты питания, на случай ошибочного превышения дозы инсулина или чрезмерной физической активности.

Читайте также:  Мезим при диабете 2 типа

Свод основных правил

Родители должны поговорить с классным руководителем и учительским составом, сообщив о недуге ребенка.

Перечень основных правил, контролирующих режим школьника при сахарном диабете достаточно объемный. Основная задача родителей деликатно сообщить о болезни ребенка классному руководителю и руководству школы, потому что помощь от них также требуется.

Инструкция, обеспечивающая безопасное посещение школы ребенком представлена в следующем виде:

Правила посещения школьных занятийПравилоХарактеризующее фотоСобирая ребенка в школу, мать должна проверять запас глюкозы в доступном месте. Это может быть карман в сумке или какой-либо небольшой отдел в портфеле, который всегда малыш держит при себе.

Ребенок должен иметь при себе запас глюкозы.

Родители должны поговорить с классным руководителем и попросить аккуратно сообщить о заболевании одноклассника сверстникам. Так будет проще обеспечивать контроль.

Беседа с педагогом.

Важно научить ребенка просить о помощи. В моменты плохого самочувствия он должен обращаться в медицинский кабинет. Ребенка должны отправить домой только с сопровождающим.

О плохом самочувствии ребенок должен сообщать учителю.

Учителя должны помнить о том, что школьник с диабетом после занятий должен сразу отправляться домой и задерживать его в стенах учебного заведения не следует. Ребенок должен иметь возможность вовремя пообедать и сделать укол.

Ребенка не должны задерживать после занятий.

Не следует настаивать на необходимости особенного отношения к ребенку диабетику. Школьник должен расти в привычной для всех детей школьной среде и какие-либо поблажки в отношении изучения материала учебной программы ему не требуются.

Поблажки в отношении учебы не требуются.

Ребенок должен научиться контролировать свое заболевание и управлять им. малыш должен внимательно изучить правила поведения при гипогликемии.

Самоконтроль.

Цена несоблюдения перечисленных правил – довольно высока.

В некоторых школах медицинские работники присутствуют в течение всего дня. В таком случае сотрудник может прийти на помощь родителям ребенка с особенностью. Мать должна предоставить дубликат истории болезни. Специалист сможет контролировать процесс введения инъекции и оказать необходимую помощь.

Внимание родителей также стоит остановить на психологическом аспекте проблемы. Не следует настраивать ребенка на то, что он больной и чем-то отличается от сверстников.

Ребенку нужно объяснить, что если он чувствует себя хорошо, он может прогуляться с ребятами после школы, но не долго потому как нужно соблюдать режим и вовремя делать инъекции инсулина. От них зависит его здоровье. Не следует вводить жизнь малыша в определенные рамки – они могут стать причиной серьезных жизненных неудач.

Вопросы специалисту

Мелихова Анжела, 38 лет, г. Иркутск
Здравствуйте. Моему сыну 10 лет, поздний ребенок, так как я сама диабетик и долго не могла забеременеть.  Два года назад от меня ушел муж, для ребенка разрыв наших отношений стал серьезным стрессом. Год назад я почувствовала от ребенка изо рта запах ацетона, мы обратились к врачу и после обследования выяснили, что и у Алеши этот диагноз. Скажите, что стало провоцирующим фактором?
В настоящее время еще больше меня волнует такой вопрос, можно ли оформить ребенка на домашнее обучение, я за него волнуюсь… Он же болен, как он окажет себе помощь?  Спасибо за ответ.

Добрый день, Анжела. Вы хорошая мать, и очень сильно волнуетесь за своего ребенка, но хочу сразу сообщить Вам о том, что инициатива в переводе ребенка на домашнее обучение – бессмысленная. Диабет в настоящее время, к сожалению, не лечиться, вы как человек с таким диагнозом должны владеть подобной информацией.

Домашние обучение в школе может стать причиной нарушения контакта ребенка с социумом, ему будет сложнее общаться с ровесниками и педагогами в ВУЗе, а в последствии и на рабочем месте. По поводу того кто виноват в том что у ребенка СД. если рассматривать такую проблему с медицинской точки зрения: генетика – предрасполагающий фактор, который стал толчком для проявления диабета в результате стресса.

Можно было избежать развития болезни – не скажу, да и сейчас такая информация бессмысленная. Анжела, примите правильное решение.

Аверина Наталья Степановна, 58 лет, г. Тамбов
Добрый день. Для меня диабет – настоящая проблема. У меня СД 2 типа, у дочери СД 1 типа. Внуку 7 лет, в настоящее время все хорошо, но на выходных он был у нас в гостях, и я заметила, что он пьет активно воду, хотя раньше пил только газированные напитки, соки, в общем, все сладкое.
Скажите, если сахарного диабета пока нет, но генетическая предрасположенность имеется можно ли предотвратить болезнь? Что нужно сделать?

Добрый день, Наталья Степановна. Первое, что нужно сделать в Вашем случае – не поить ребенка газированными напитками, да и пакетированными соками, пользы от таких продуктов нет. К тому же, обратите внимание на то, что все такие напитки содержать сахар, причем в не малых количествах. Усиленная жажда является одним из наиболее ярких проявлений СД, обязательно отправьте внука на обследование, возможен преддиабет.

Читать далее…

Источник