Рекомендации родителям детей сахарным диабетом

Рекомендации родителям детей сахарным диабетом thumbnail

Воспитывать ребенка с диабетом 1 типа работа не из
легких. Просто хорошая мама должна стать этакой супермамой, которая превращает
обычную стряпню в высокую молекулярную кухню, легко считает в уме пропорции и
дроби, умеет на глаз определять удельный вес того или иного продукта, читает
всем желающим лекции о медленных и быстрых углеводах, может виртуозно сделать
укол из любого положения и при любом освещении (даже ночью при свете мобильного
телефона). Я помню, что когда мой малыш на протяжении первых лет жизни орал и
капризничал все дни напролет, я, будучи порядочной матерью с высшим
образованием, лопатила всевозможную литературу по детской психологии и
разумному родительству. И главное, что я вынесла из всех этих прекрасных
руководств по эксплуатации трудных детей, было универсальное и беспроигрышное
сочетание трех компонентов: терпения, чувства юмора и хитрости. Если быть
терпеливым (не срываться), ко всему относится с юмором (иначе хроническая
депрессия не за горами) и использовать хитрость и выдумку вместо силы и
принуждения (в 2 раза меньше детского плача Вам обеспечено), можно справиться с
любыми проблемами. С диабетом точно также. Вот ряд правил-советов для родителей, которые мы выработали в своей семье
для того, чтобы сделать жизнь с диабетом немного лучше.

Убрать
еду из зоны свободного доступа.
Вы сами прекрасно
знаете, как это  работает. Когда на столе
лежит печенье или конфеты, рука так и тянется их взять. А не было бы их в поле
зрения, Вы бы, скорее всего, о них и не вспомнили. У нас на кухне вся еда
аккуратно размещена на закрытых полках, никаких вазонов с фруктами и плетенных
корзинок для хлеба. Ну, то есть они есть и в большом количестве, но
используются не по назначению. С ребенком это работает очень надежно. Раньше
наш малыш всегда требовал к супу кусок хлеба, а потом еще один и еще, а лучше
вместо супа. Теперь хлеба нигде не видать, потому о нем редко вспоминают. Хотя переход из “свободной экономической зоны” к плановому пищевому снабжению стоил нам определенных временных и нервно-энергетических затрат. В самом начале нам пришлось довольно нелегко.

Не есть
запрещенных продуктов при ребенке.

Сначала мне казалось, что нам
с мужем всегда придется есть по очереди (пока другой отгоняет малыша от кухни),
или только когда ребенок спит (чтобы его глаза не видели нашего чревоугодия),
или под покровом ночи (для верности). Меня эта перспектива приводила в ужас, но
первый месяц мы делали именно так. Все потому, что малыш после больницы и
предшествующего ей истощения был все время голодным и зацикленным на еде. Об
этом я подробно писала в постах «Первые трудности» и «Первый день дома». Сейчас
мы так сильно не шифруемся, но вот всякие блины-пироги-булки-пирожные едим в
безопасном уединении, чтобы не дразнить маленького «зверя». Вообще дети (наш в
особенности) очень консервативны в еде. Если им что-то нравится, они не ищут
кулинарного разнообразия (в отличие от взрослых). Но если ваш ребенок уже успел
познакомиться с разными вкусностями, лучше его лишний раз не провоцировать.



Четко
определить, какие лакомства разрешены и в каком количестве.

Детям
нужны границы и порядок. Это еще одна правильная мысль, унаследованная мною из
умных книг для сознательных родителей. Вопрос не в том, как бы по возможности
безболезненно и побольше всего запретить детям (для их же блага), а как создать
устойчивую систему «можно» и «нельзя», при которой конфликты и истерики сведены
к минимуму. В случае с детским диабетом это очень важный момент. Ведь если не
придерживаться системного подхода, Вам не избежать стычек. Например, мы
изначально выбрали в качестве допустимых лакомств сушки (до 4-5 сушек в день),
хлебцы (до 6-8 хлебцев в день), круассан с сыром или другая несладкая выпечка (по
выходным), творожный сырок без шоколада (1-2 раза в неделю). В начале малыш еще
мог подискутировать на тему увеличения количества выдаваемых деликатесов, но с
течением времени он настолько привык, что ему самому нравится следовать этим
правилам. Он сам говорит: «Мама, ты принесешь мне на перекус 2 сусечки?» или «В
субботу мы пойдем в кафе и я съем там булочку».

Все свое ношу с собой. Я уже забыла, что такое быстро и налегке
выйти из дома. Женскую сумку я давно поменяла на вместительный ортопедический рюкзак.
Большинство мам таскает с собой кучу детских вещей от салфеток и печенья до
сменного комплекта одежды. Маме диабетика нужно добавить еще несколько
предметов. Вот из чего состоит мой боекомплект: мобильный глюкометр, салфетки
(спиртовые и очищающие для рук), инсулины (если идем куда-то надолго), карманные
весы (если предполагается застолье), сок (на случай гипогликемии), несколько
видов перекуса (фрукт, хлебцы, сушки) и дневник самоконтроля с ручкой (иногда
забываю и заполняю его потом). Если мы едем в гости или на длительные
увеселительные мероприятия, то я беру домашнюю еду, устойчивую к
транспортировке. Идеальный вариант – это сырники или творожная запеканка. Это
вкусно, не требует разогревания и гарантированно порадует малыша, а родителей
лишит головной боли по поводу того, чем накормить ребенка в незнакомом месте и
как это посчитать. А еще хорошим подспорьем на ходу будут низкоуглеводные перекусы, о которых можно почитать здесь.


Приготовить
и рассчитать всю еду, когда оставляете ребенка с кем-либо.

Когда
нам только поставили диагноз, я даже не могла себе представить, как я смогу
оставить ребенка с кем-либо. Это же такая ответственность! Первый месяц после
больницы нам даже пришлось отпустить няню, а мне забросить работу, йогу и все
на свете. Но буквально через несколько недель мы наладили быт, а ребеночек отъелся,
и я впервые смогла оставлять ребенка няне на несколько часов и папе на целый
день. Главное в этом вопросе – стратегическое пищевое планирование. Во-первых,
нужно готовить то, что ребенок гарантированно будет есть. Чтобы папе или няне
не пришлось экстренно придумывать, чем накормить малыша. Во-вторых, лучше самой
все взвесить и рассчитать, чтобы избежать возможных ошибок. Я так и делаю: раскладываю
всю еду по контейнерам и пишу, сколько где чего по весу и хлебным единицам.
В-третьих, заранее выбрать оптимальную дозу инсулина к каждому блюду. Я всегда
выбираю отлаженно работающие соотношения. Никаких новых продуктов и кулинарных
экспериментов.

Читайте также:  Диета при белке в моче при сахарном диабете

Планировать свое время.

Вообще
это очень ценный навык. Я думаю, практически все родители стремятся максимально
использовать его для собственных нужд. В случае с диабетом, когда
устанавливается строгий распорядок дня и ритм жизни синхронизируется с уколами
инсулина, начинаешь использовать время очень эффективно – буквально каждая
минута на счету. Например, мой 5-летний племянник может обедать целый час,
неспешно ковыряя еду в тарелке под ласковые уговоры бабушки доесть последний
кусочек. Многие дети долго сидят за столом, играют с едой руками, для них это
забава. В нашем случае это просто недопустимо. На еду у нас отводится 10 минут
максимум. Смолотили, укололи и гуляй. После укола инсулина есть 2-3 часа, когда
можно передохнуть. Обычно я планирую время так, чтобы самой покормить ребенка,
сделать укол, а потом могу смело передать его в заботливые руки бабушки или
няни, которые должны только померить сахара через 2 часа и отрапортовать мне.
Моя стратегия состоит в том, чтобы все ключевые процедуры (основные приемы пищи
и уколы) выполнять самой и очень оперативно, чтобы освободить как можно больше
времени для себя.

Делить «диабетические»
обязанности между родителями.
Понятно, что большая часть диабетического
бремени ляжет на мамины плечи. У меня был период, когда я настолько
психологически уставала от диабетической рутины, что к концу недели мне
становилось дурно от вида иголок и окровавленных тест-полосок. Поэтому со
временем мы негласно решили с мужем, что в выходные он берет на себя большинство
ритуалов по диабетическому жизнеобеспечению, а в качестве ежемесячного бонуса
отпускает меня в выходной на все четыре стороны с телефоном только для
экстренной связи. Такие разгрузочные (для психики) дни стали для меня настоящим
спасением, потому что только с мужем я могу совершенно спокойно оставить
ребенка и забыть о существовании диабета на несколько бесценных часов, а то и
на целый день. Самое тяжелое в диабетической практике – это конечно ночные
дежурства с постоянным измерением сахара. Мы всегда делим эту участь поровну.
Одну ночь – мама, другую – папа.

Обучать
родственников, друзей и помощников.

Как мне говорили еще в Морозовке,
диабетом болеет не один ребенок, а вся семья. А еще все родственники и ближнее
окружение из друзей и помощников. Наши бабушки и дедушки прошли экспресс-курс
подготовки по диабету, но не могу с уверенностью сказать, что они стали
практикующими специалистами. Поэтому если они остаются с ребенком, то
действуют четко по инструкциям и малоинвазивно (только меряют сахар, без
уколов). В больнице одна работающая мать-одиночка рассказывала, что когда ее
дочери 6 лет поставили диабет 1 типа, ей пришлось срочно обучать пожилую
бабушку, которая не только выучила наизусть все углеводные таблицы, но и сама
придумала кучу диабетических рецептов, вроде блинов с сухофруктами. Если у Вас
окажутся такие бабушки и дедушки, то Вам безумно повезло.

Нашим друзьям с
детьми тоже пришлось просветиться на тему диабета, и они проявляют чудеса
солидарности. Например, когда мы проводим время вместе, они не предлагают детям
привычных лакомств, а единодушно поддерживают нашу пищевую аскезу. Так приятно
чувствовать их поддержку.

Про то, как подготовить или выбрать няню, нужно
писать отдельную статью. Наша няня довольно быстро вошла в курс дела и
обучилась всем премудростям. Для меня главное – всегда быть на связи и четко
давать инструкции. В детском центре, куда наш малыш ходит на три часа в день,
тоже отнеслись с большим пониманием к его диагнозу. Воспитательницы следят за
тем, чтобы другие детишки не делились с ним едой и чтобы он не показывал
признаков слабости и упадка сил (гипогликемии).

Надеюсь, эти советы помогут Вам
сделать жизнь с диабетом чуть менее болезненной и чуть более приятной.

Источник

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Читайте также:  Пигментация на ногах при диабете

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Читайте также:  Рецепты для беременных при гестационном сахарном диабете

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник