Родители детей с сахарным диабетом

Мы пригласили поделиться личным опытом одну из мам, ребенку которой поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа. Расскажем про первые признаки диабета, на что не нужно тратить время, как организовать питание ребенка, досуг и спортивные мероприятия, как влияют физические и эмоциональные нагрузки. А также как планировать день и рассчитывать и контролировать потребление сахара.

13 лет назад в эндокринологическом отделении детской областной больницы меня огорошили: у моей полуторогодовалой дочки диабет 1 типа. Сказать, что я была ошеломлена — это не сказать ничего. Как мы научились с ним жить, и что я теперь могу посоветовать тем, кто огорошен такой же новостью — об этом я попытаюсь рассказать.

Сразу оговорюсь, об инсулинотерапии, механизмах возникновения диабета и тому подобном речи не будет — это прерогатива медиков. Я лишь поделюсь своим опытом.

Манифестация диабета — с чего все начинается

Считается, что диабет у детей врожденный. Но до определенного момента он спит. А потом из-за каких-то внешних факторов (болезнь, стресс, прививка, даже просто поездка в соседний регион) он манифестирует.

Ребенок начинает много пить, много ходить в туалет «по-маленькому», изо рта начинает пахнуть яблоками или ацетоном. И еще один явный признак — ребенок начинает резко худеть. НО. Бывает и более скрытая манифестация — ребенок просто быстрее устает и больше спит. Единственный способ достоверно узнать, есть ли у ребенка диабет — сдать кровь на уровень глюкозы в крови. Показатель выше 6 натощак — уже неприятный звонок. Далее дело врачей: поставить диагноз и назначить инсулинотерапию.

Первые аксиомы или на что не надо тратить время

Есть вещи, которые надо просто принять, чтобы не задаваться лишними вопросами, а начать как можно быстрее действовать. Ведь чем быстрее вы начнете думать в правильном направлении, тем быстрее вы наладите главный показатель вашего нового образа жизни — компенсацию (т. е. поддержания нормального уровня глюкозы крови).

— Ни один врач не скажет вам, почему у вашего ребенка диабет. Самый честный ответ я услышала от заведующей отделением эндокринологии ОБКБ 1 Людмилы Черных: «Тот врач, который сможет сказать, откуда взялся диабет, получит Нобелевскую премию». Поэтому нет смысла искать причины его появления.

— Диабет на данном этапе неизлечим. Поэтому не надо искать целителей, бабушек, «новаторов». Хотя через этот этап проходят многие мамы детей диабетиков, но безрезультатно. Не тратьте на это время.

— Диабет 1 типа всегда инсулинозависимый. Поэтому обязательно пройдите «школу диабета», которая есть при отделении эндокринологии. Там вы узнаете азы инсулинотерапии и питания, которые станут для вас основой всей последующей жизни. На этом этапе интернет и форумы лишние. Разберитесь в азах.

— Самая главная аксиома. Нет единых схем компенсации диабета, все очень индивидуально. Поэтому прочь самокопания и вопросы почему, оставляем только актуальное: как приблизить компенсацию к идеальной.

Сахарный диабет у детей: причины, симптомы, осложнение и лечение

Выясним, что же такое сахарный диабет, какие бывают типы диабета и их особенности, почему он появляется у детей и чем опасен для растущего организма. А также какие симптомы заболевания должны насторожить родителей, как диагностировать и лечить болезнь.

Узнайте о диабете больше

Каждый день с чистого листа

Эту фразу я прочитала в одной из книг о диабете 1 типа. И жаль, что прочитала я ее достаточно поздно, когда наш «стаж» уже был более трех лет. Мне ее очень не хватало в самом начале, когда нас только выписали из больницы. Ведь именно в этот момент ты остаешься с диабетом один на один.

Чаще всего первые месяцы компенсация не удается, сахара скачут от самых низких до очень высоких. Ребенок капризничает и то не ест, то мечет все, до чего дотянется. И руки опускаются. Кажется, что ничего никогда не получится, и что ты медленно убиваешь своего ребенка. Да, именно так, ведь в больнице четко объясняют: нет компенсации — не за горами осложнения, которые разрушат сосуды глаз, почек и стоп.

Но не впадайте в панику. Во-первых, организм ребенка куда более адаптивен, чем у взрослого. И осложнений из-за одной-двух недель декомпенсации не случится. А во-вторых, чем быстрее вы станете спокойны, начнете анализировать каждый шаг, сами научитесь подбирать дозы инсулина, тем быстрее все наладится. И тут фраза «каждый день с чистого листа» очень поможет. Не получилось добиться хороших сахаров вчера — добьетесь сегодня.

Первая составляющая компенсации: питание

Самое главное, что надо запомнить — у каждого ребенка реакция на одни и те же продукты разная. Например, у одного ребенка картофель будет поднимать сахар очень сильно, у другого нет. Тут-то и нужен дневник самоконтроля: благодаря ему можно регулировать наличие тех или иных продуктов в меню ребенка, в зависимости от потребностей и реакции организма.

— Считаем хлебные единицы всегда и везде. ХЕ — это наше все. Существуют целые таблицы, в которых расписаны ХЕ разнообразных продуктов. Исходя из них, диабетики высчитывают, сколько и чего можно съесть в один прием пищи и сколько инсулина поставить. Таблицы можно с легкостью найти в интернете. В последнее время мы пользуемся вот этим сервисом: dia-calc.ru

— Соблюдать баланс белков, углеводов и жиров в каждом приеме пищи. Например, излишние жиры сначала замедляют повышение глюкозы, затем вызывают ее рост. Чтобы разобраться во всех тонкостях, потребуется время. Для начала чаще всего рекомендуют запомнить «правило тарелки», которое придумали финны. Это правило можно найти в интернете. Я в начале пошла другим путем. Каждый прием пищи должен содержать белок и углеводы. Углеводы строго по количеству ХЕ, нужных на данный прием пищи. Белок — 1/3 от количества углеводов. Жиры я практически не учитывала лет до 10, т. к. маленького ребенка жирной пищей и так не кормишь. Добившись нормальных сахаров, я осталась на отработанном меню, решив, что разнообразием займусь позже. Схема сработала: новые продукты я стала вводить постепенно, анализируя реакцию организма.

— Не забывать не только про ХЕ при составлении меню, но и учитывать гликемический индекс продуктов. Например, на 1 ХЕ можно съесть всего 75 грамм картофеля, но зато целых полкило цветной капусты. Благодаря этому, можно увеличивать или сокращать порции, что очень полезно для малоешек или, наоборот, подростков — жрунов.

Читайте также:  Сахарный диабет у старой собаки

— Подведение итогов дня. Первое время придется уделить очень много внимания анализу. Какое блюдо поднимает сахар сильнее? Какое меньше? Какая каша больше подходит? Как сделать меню вкуснее и разнообразнее? В этом помогает «Дневник самоконтроля», который учат вести еще в больнице. Я в него записывала все: от времени приема пищи, уровня сахара до состава блюд и того, чем занималась дочь в перерывах между едой. В итоге, благодаря анализу, набирается целый арсенал лайфхаков, которые сильно облегчают жизнь. Например, если заменять в супе картофель на кабачок, он не становится менее вкусным, съесть его можно больше, сахар он повысит меньше. Или оказывается, что гречневая каша сахар поднимает меньше овсяной. Ну и так далее.

Вторая составляющая компенсации: физические нагрузки

Свежий воздух и правильные физические нагрузки позволяют улучшить компенсацию в разы. О чем надо помнить?

— при плохой компенсации и высоких сахарах физические нагрузки противопоказаны. А вот неспешные прогулки все равно полезны.

— не все виды спорта хороши для диабетиков. Не стоит заниматься теми видами спорта, которые предполагают нарушение кровообращения в стопах (коньки, например), травмы (хотя любой спорт травмоопасен). Хороши бассейн, ушу и всевозможные танцы, кроме бальных.

— учитывать физические нагрузки при питании и инсулинотерапии. Опять же, учитывая нагрузки, можно увеличить или сократить порцию, сделать питание более дробным, более или менее калорийным.

— не забывайте о прогулках с друзьями. Беготня во дворе с приятелями — отличный вариант не только физических нагрузок, но и правильной эмоциональной нагрузки.

Третья составляющая компенсации: эмоциональная

Это та составляющая, о которой не расскажут вам врачи, но она мало того, что существует, но может перечеркнуть все ваши старания с питанием и нагрузками. Например, у моей дочери легко происходит повышение сахара от стресса, испуга, даже простой контрольной в школе. Что делать? Вероятно, скажу грубо: учить пофигизму. Не создавать проблем из-за плохих оценок, неправильного поведения, ссор с подружками. Завести хобби, в котором, с одной стороны, есть соревновательный момент, с другой — проигрыш не играет особой роли.

В плане эмоционального баланса нам очень помогла … собака. Во-первых, это лучший антистресс. Дочь, приходя из школы, утыкается в нее носом, десять минут и она спокойна. Во-вторых, тренировкой спокойствия в стрессовых ситуациях стали собачьи выставки и соревнования. Теперь ни контрольные, ни экзамены в школе на сахарах у дочери не отражаются. Еще один огромный плюс от собаки, который я оценила лишь в предыдущем году, собака здорово борется с классической подростковой ленью. Хочешь, не хочешь, гулять пойдешь. Конечно, это не панацея для всех, но у нас это сработало.

Ребенок диабетик и окружающие

Наверное, это даже более сложный вопрос, чем налаживание компенсации. Особенно в нашей стране, где ребенок с диабетом — это как минимум «страдающий страшным недугом». Во всем остальном мире — это дети с другим образом жизни, подчас более здоровым, чем окружающие.

Конечно, чтобы ребенок диабетик чувствовал себя спокойно и уверенно в обществе, его приходится учить многим вещам. В том числе таким, о которых не сразу задумываешься.

Простейший пример: что делать, если тебя угостили конфетой? Поэтому я не стала отдавать дочь в садик, а решила обойтись школами развития и кружками, чтобы отработать реакцию на разные ситуации. К школе дочь умела контролировать сахар, упреждать гипогликемию. Собирая школьный рюкзак не забывать про глюкометр и сладкое, вежливо, но твердо отказываться от медицинских манипуляций (нам это сильно пригодилось), спокойно объяснять, почему она не будет конфету или пиццу.

Но, как оказалось, и мне надо было быть готовой к школе.

Диабетик и школа

— При выборе школы мы решили остановиться на гимназии, благо к первому классу дочь и читала, и считала, и на английском лепетала, а гимназия располагается в 3-х минутах ходьбы от дома. При подаче заявления я услышала: «она не справится с нагрузкой гимназии». Я была к такому не готова, поэтому даже растерялась. Но все-таки отдала ее в эту гимназию. Сейчас дочь в 8 классе. Проблем с учебой нет. Но настороженное отношение со стороны школы преобладало класса так до четвертого.

— Пришлось очень много общаться с учителями. Как и у большинства людей, знания учителей о диабете были равны нулю. Поэтому мне сначала пришлось провести краткий ликбез, а потом написать памятку, в которой было подробно написано, что делать при том или ином уровне сахара. В начальной школе памятка лежала на столе учителя. В среднем звене я вклеила ее в дневник. Ведь учителя тоже люди и теряются, когда ребенку при них становится нехорошо. По написанной инструкции им действовать проще.

— Переходный возраст. Об этом пишу именно в школьном разделе, так как именно в этом возрасте начинается активное влиянии социума на ребенка. Готовьтесь смозолить язык. Может быть все: от естественного подросткового жора до отказа от инсулинотерапии. И тут вам придется стать психологом, иногда надсмотрщиком и обязательно другом. Успокаивает только одно: это проходит.

Последнее. Лирическое

Диабет ребенка ни в коем случае не ограничивает семью ни в чем. Он просто заставляет более тщательно все планировать.

Собрались к друзьям на день рождения, а там будет торт? Пожалуйста: сократили количество ХЕ на завтрак и обед, на торт поставили адекватную дозу инсулина.

Ребенок мечтает о коньках? Казалось бы — не лучший вариант. Но если хочется — пожалуйста: хорошие коньки, термобелье и недолгие тренировки.

Собрались в отпуск? Учитываем все: от продолжительности перелета, дороги от аэропорта до отеля до особенностей национальной кухни. Мы с дочерью чудесно проводим отпуск в самых разных странах. Тяжеловато было в Камбодже из-за сладких соусов, в которых мариновалось мясо, а дочь категорически не любит такой способ приготовления.

Федор Шаляпин, Эрнест Хемингуэй, Сильвестр Сталлоне, Шерон Стоун, Пеле, Жан Рено, Михаила Боярский. Список можно продолжать бесконечно. Про них не скажешь, что они «страдали» или «страдают». Но диагноз диабет у них у всех в наличии. Поэтому если вашему ребенку поставили такой же диагноз, не заставляйте его страдать «страшным недугом». Научитесь с ним жить сами и научите ребенка.

Читайте также:  Мускатный орех от сахарного диабета

Источник

Число детей, школьного возраста с установленным и подтвержденным диагнозом сахарный диабет неумолимо возрастает. Ребенок-диабетик не имеет отличий от сверстников, потому имеет право посещать школу и находиться в коллективе.

Школьник с диабетом требует особенного отношения со стороны учителей и медработников школы, потому родители должны оповестить преподавательский состав о болезни ребенка сразу после подтверждения диагноза. Сложности, с которыми могут столкнуться родители и учителя ребенка, а также вопросы, возникающие у школьника-диабетика, рассмотрены далее.

Как научить школьника жить с СД.

Характерные симптомы

Характерные признаки заболевания.

Сахарный диабет у детей развивается постепенно:

  • у ребенка имеется генетическая предрасположенность к развитию недуга;
  • происходит поражение тканей поджелудочной, но выявить их возможно лишь при условии использования специальных методик;
  • проявляются первые симптомы патологии, диагноз СД у ребенка может быть определен при помощи простых тестов.

Стоит помнить о том, что при условии своевременной терапии при проявлении первых симптомов болезни прогноз для пациента довольно хороший. В случае если терапевтическое воздействие отсутствует, болезнь стремительно прогрессирует, патология отличается тяжелым течением.

На начальной стадии развития болезни показатели сахара повышаются только после нагрузок. В запущенных случаях отметки возрастают натощак и в утреннее время. Это становиться причиной нарушения многих обменных процессов.

В организме образуется ацетон, недоокисленные продукты распада оказывают патогенное действие на нервную систему ребенка. Малыш может столкнуться с различными заболеваниями сердца и сосудов.

Причины развития болезни.

К перечню симптомов, характерных для развития патологии у ребенка относят следующие:

  • сильная жажда;
  • частое мочеиспускание;
  • сухость слизистых оболочек;
  • снижение массы тела;
  • понижение качества зрения;
  • сильная утомляемость;
  • ломкость костей;
  • снижение протекционных свойств иммунитета;
  • запах ацетона;
  • сонливость;
  • постоянные головные боли;
  • тошнота и рвотные позывы.

Запах ацетона из ротовой полости.

Если игнорировать подобные проявления в течении продолжительного времени возможно резкое ухудшение состояния ребенка. Дети с подобной проблемой часто поступают в реанимационные отделения с нарушениями работы сердца, болями в грудной клетке, и снижением кровяного давления.

Как жить с диагнозом?

Как научить ребенка жить с диагнозом?

У детей диагностируют сахарный диабет первого типа, отличающийся способностью резко прогрессировать. Заболевание требует изменения привычного ритма жизни. Пациенту показана инсулинотерапия и нормализация жизненного ритма, подразумевающая соблюдение специального диетического плана в комплексе с физическими нагрузками.

Проблема развития сахарного диабета у ребенка школьника в большинстве случаях имеет психологический характер.

Важно! Родители должны остановить свое внимание на необходимости личного общения с руководством школы и в частности преподавателем физкультуры.

Спорт и активные игры пойдут на пользу.

Если ребенок до болезни занимался каким-либо видом спорта, в полной мере отказываться от занятий не следует. Физическая активность поможет поддержать состояние ребенка на нужном уровне. Мать или отец должны объяснить тренеру, что прежние нагрузки недопустимы и возвращаться, к ним нужно постепенно.

Стоит помнить, что спорт – это жизнь. Физическая активность помогает мыслить позитивно, что дает ребенку шанс на высокую компенсацию. Тем не менее, заключение о возможности регулярной физической активности сможет дать врач.

Безопасность

Что должен знать ребенок.

О правилах безопасности стоит разговаривать непосредственно с ребенком:

  • С основами оказания помощи ребенку при гипогликемии стоит ознакомить классного руководителя. О том, что в случае чего ему помогут должен знать и сам ребенок – он не должен считать школу небезопасным местом.
  • У ребенка с собой должны быть продукты повышающие сахар в крови. Это могут быть несколько кусочков сахара рафинада или фруктовый сок.
  • Как правило, гипогликемия проявляется четкими симптомами, которые достаточно просто может идентифицировать ребенок с сахарным диабетом.
  • Родители должны обсудить с учителями вопрос о том, что ребенок может покидать класс во время занятий. Это может быть необходимым для проведения измерения сахара, срочного перекуса или введения дозы инсулина. Недопустимо проведение таких мероприятий в присутствии сверстников, детское общество достаточно жестоко и малыш не должен ощущать себя не таким как все.
  • Стеснительным детям стоит объяснить, что учитель не накажет его, если от покинет класс.

Видео в этой статье ознакомит родителей с рекомендациями психолога по воспитанию «сахарного ребенка».

<span data-mce-type=”bookmark” style=”display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;” class=”mce_SELRES_start”></span>

Обед

Питание в школьной столовой не всегда допустимо.

Организованное питание в школьной столовой не всегда приемлемо для ребенка диабетика. Стоит постараться договориться о приготовление отдельно диетических блюд. В случае если такой способ не приемлем, стоит давать ребенку с собой перекус.

Часто детям необходим дополнительный завтрак, который можно потребить на перемене. В качестве такой пищи может выступать бутерброд, сухофрукты или даже яблоко. В запасе должны быть продукты питания, на случай ошибочного превышения дозы инсулина или чрезмерной физической активности.

Свод основных правил

Родители должны поговорить с классным руководителем и учительским составом, сообщив о недуге ребенка.

Читайте также:  Иглорефлексотерапия при диабете 1 типа

Перечень основных правил, контролирующих режим школьника при сахарном диабете достаточно объемный. Основная задача родителей деликатно сообщить о болезни ребенка классному руководителю и руководству школы, потому что помощь от них также требуется.

Инструкция, обеспечивающая безопасное посещение школы ребенком представлена в следующем виде:

Правила посещения школьных занятийПравилоХарактеризующее фотоСобирая ребенка в школу, мать должна проверять запас глюкозы в доступном месте. Это может быть карман в сумке или какой-либо небольшой отдел в портфеле, который всегда малыш держит при себе.

Ребенок должен иметь при себе запас глюкозы.

Родители должны поговорить с классным руководителем и попросить аккуратно сообщить о заболевании одноклассника сверстникам. Так будет проще обеспечивать контроль.

Беседа с педагогом.

Важно научить ребенка просить о помощи. В моменты плохого самочувствия он должен обращаться в медицинский кабинет. Ребенка должны отправить домой только с сопровождающим.

О плохом самочувствии ребенок должен сообщать учителю.

Учителя должны помнить о том, что школьник с диабетом после занятий должен сразу отправляться домой и задерживать его в стенах учебного заведения не следует. Ребенок должен иметь возможность вовремя пообедать и сделать укол.

Ребенка не должны задерживать после занятий.

Не следует настаивать на необходимости особенного отношения к ребенку диабетику. Школьник должен расти в привычной для всех детей школьной среде и какие-либо поблажки в отношении изучения материала учебной программы ему не требуются.

Поблажки в отношении учебы не требуются.

Ребенок должен научиться контролировать свое заболевание и управлять им. малыш должен внимательно изучить правила поведения при гипогликемии.

Самоконтроль.

Цена несоблюдения перечисленных правил – довольно высока.

В некоторых школах медицинские работники присутствуют в течение всего дня. В таком случае сотрудник может прийти на помощь родителям ребенка с особенностью. Мать должна предоставить дубликат истории болезни. Специалист сможет контролировать процесс введения инъекции и оказать необходимую помощь.

Внимание родителей также стоит остановить на психологическом аспекте проблемы. Не следует настраивать ребенка на то, что он больной и чем-то отличается от сверстников.

Ребенку нужно объяснить, что если он чувствует себя хорошо, он может прогуляться с ребятами после школы, но не долго потому как нужно соблюдать режим и вовремя делать инъекции инсулина. От них зависит его здоровье. Не следует вводить жизнь малыша в определенные рамки – они могут стать причиной серьезных жизненных неудач.

Вопросы специалисту

Мелихова Анжела, 38 лет, г. Иркутск
Здравствуйте. Моему сыну 10 лет, поздний ребенок, так как я сама диабетик и долго не могла забеременеть.  Два года назад от меня ушел муж, для ребенка разрыв наших отношений стал серьезным стрессом. Год назад я почувствовала от ребенка изо рта запах ацетона, мы обратились к врачу и после обследования выяснили, что и у Алеши этот диагноз. Скажите, что стало провоцирующим фактором?
В настоящее время еще больше меня волнует такой вопрос, можно ли оформить ребенка на домашнее обучение, я за него волнуюсь… Он же болен, как он окажет себе помощь?  Спасибо за ответ.

Добрый день, Анжела. Вы хорошая мать, и очень сильно волнуетесь за своего ребенка, но хочу сразу сообщить Вам о том, что инициатива в переводе ребенка на домашнее обучение – бессмысленная. Диабет в настоящее время, к сожалению, не лечиться, вы как человек с таким диагнозом должны владеть подобной информацией.

Домашние обучение в школе может стать причиной нарушения контакта ребенка с социумом, ему будет сложнее общаться с ровесниками и педагогами в ВУЗе, а в последствии и на рабочем месте. По поводу того кто виноват в том что у ребенка СД. если рассматривать такую проблему с медицинской точки зрения: генетика – предрасполагающий фактор, который стал толчком для проявления диабета в результате стресса.

Можно было избежать развития болезни – не скажу, да и сейчас такая информация бессмысленная. Анжела, примите правильное решение.

Аверина Наталья Степановна, 58 лет, г. Тамбов
Добрый день. Для меня диабет – настоящая проблема. У меня СД 2 типа, у дочери СД 1 типа. Внуку 7 лет, в настоящее время все хорошо, но на выходных он был у нас в гостях, и я заметила, что он пьет активно воду, хотя раньше пил только газированные напитки, соки, в общем, все сладкое.
Скажите, если сахарного диабета пока нет, но генетическая предрасположенность имеется можно ли предотвратить болезнь? Что нужно сделать?

Добрый день, Наталья Степановна. Первое, что нужно сделать в Вашем случае – не поить ребенка газированными напитками, да и пакетированными соками, пользы от таких продуктов нет. К тому же, обратите внимание на то, что все такие напитки содержать сахар, причем в не малых количествах. Усиленная жажда является одним из наиболее ярких проявлений СД, обязательно отправьте внука на обследование, возможен преддиабет.

Читать далее…

Источник