Роль фельдшера в школе диабета
Государственное бюджетное образовательное
 учреждение
среднего профессионального
 образования города Москвы
«Медицинский колледж
 № 4»
Департамента здравоохранениягорода
 Москвы 
Курсовая работа
по специализации
«Фельдшер скорой и неотложной
 медицинской помощи»
Тема: «Тактика фельдшера при
 сахарном диабете»
Выполнила студентка
Бобырева К.А.
Курс 5
Группа 511
     Специальность:060101Лечебное
 дело
     Руководитель:
 Баталова Н.Е.
                                                               
 Дата защиты курсовой работы: 
16.04.2014 г.
Оценка:______________
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….  | 4  | 
  | 7  | 
  | 7  | 
  | 9  | 
  | 11  | 
  | 11  | 
  | 14  | 
  | 16  | 
  | 17  | 
  | 17  | 
  | 19  | 
  | 24  | 
  | 25  | 
  | 25  | 
2.2.  Наблюдение из практики  | 28  | 
2.3. Выводы……………………………………………………………………  | 30  | 
  | 31  | 
  | 33  | 
  | 34  | 
Список сокращений
Список сокращений
PS – пульс
АД – артериальное давление
ВВЛ – вспомогательная вентиляция
 легких
ВДП – верхние дыхательные
 пути
ВОЗ – всемирная организация
 здравоохранения
ГКБ – городская клиническая
 больница
ГМ – головной мозг
ДГЭ – догоспитальный этап
ИВЛ – искусственная вентиляция
 легких
ЛПВП – липопротеиды высокой
 плотности
ЛПУ – лечебно-профилактическое
 учреждение
ОАМ – общий анализ мочи
ОНМК – острое нарушение мозгового
 кровообращения
СД – сахарный диабет
СМП – скорая медицинская помощь
ФА – физическая активность
ХЕ – хлебные единицы
ЦНС – центральная нервная
 система
ЧДД – частота дыхательных
 движений
ЭКГ – электрокардиография
ВВЕДЕНИЕ
Сахарный диабет (СД) относится
 к эпидемиологическим, т.е. широко распространенным,
 заболеваниям.СД может поразить человека
 с раннего возраста до глубокой старости,
 в любой точке мира, независимо от цвета
 кожи, богатства или бедности, социального
 статуса. Среди заболеваний эндокринной
 системы по частоте встречаемости СД занимает
 первое место. Распространенность СД в
 разных странах составляет от 4 до 7%.1  Согласно данным Всемирной
 организации здравоохранения (ВОЗ), в 2012г.
 СД страдали примерно 371 миллион человек
 во всем мире. По прогнозам, это число к
 2030г. возрастет до 552 миллионов.2В настоящее время проблема
 СД становится особенно актуальной для
 России. По данным Государственного регистра
 больных сахарным диабетом в РФ на 01.01.2013г.
 было зарегистрировано 3,7 млн. пациентов.
Осложнения СД приводят к ранней
 инвалидизации и потере трудоспособности
 больных. Так, при СД инфаркт миокарда
 встречается в 4-5 раз чаще, чем у лиц без
 диабета, инсульт – в 4 раза чаще. Кроме
 того, 15% всех слепых на земном шаре – это
 больные СД.  А 50% нетравматической ампутации
 ног производится у больных с СД, в результате
 развития синдрома диабетической стопы.
 Более того, 30% нуждающихся в гемодиализе,
 вследствие развившейся хронической почечной
 недостаточности – больные СД3
Также последствия СД являются
 причиной высокой смертности больных
 и серьезно угрожают жизни пациента. Согласно
 данным Международной федерации диабета
 смертность при данной патологии на 2009
 г. достигла 3,8 млн, что представляет более
 6% общемировой смертности.4 Одной из наиболее частых причин,
 приводящих к летальному исходу является
 развитие острых осложнений. Например,
 смертность при кетоацидотической коме
 составляет 5-15%.Летальность при развитии
 гиперосмолярной комы составляет около
 30%, а при запоздалой диагностике и (или)
 наличии тяжелой сопутствующей патологии
 погибает 60-70% пациентов. А при развитии
 гипогликемической комы погибает 3-4% больных
 СД.5
Актуальность темы
 заключается в том, что комы, являясь острым
 патологическим состоянием, требуют неотложной
 терапии на как можно более ранних этапах.
 По данным Национального научно-практического
 общества скорой медицинской помощи на
 догоспитальном этапе частота ком составляет
 5,8 на 1000 вызовов. Из них на долю гипогликемической
 комы приходится 5,7 %, а кетоацидотической
 – 2,5%. Более того в 12% случаев причины комы
 на догоспитальном этапе оставались не
 только не выясненными, но даже не заподозренными.
Объект исследования–тактика фельдшера при сахарном
 диабете
Предмет изучения – тактика фельдшера при острых
 осложнениях сахарного диабета
Цель исследования–изучить особенности клинического
 течения ранних осложнений СД, алгоритмы
 скорой и неотложной помощи при СД и показать,
 что прогноз неотложных состояний при
 СД зависит от максимально ранней диагностики
 данных состояний, от объема и своевременного
 оказания неотложной медицинской помощи
Задачи
- подбор и изучение научной учебной
литературы, нормативно-правовых, информационных
и методических материалов по теме; - обработка собранной информации;
 - уточнение основных понятий
исследования; - анализ практического опыта по изученной теме;
 - обобщение и формирование выводов.
 
Методы исследования
изучение литературных источников;
анализ литературных источников;
сравнительный метод;
метод наблюдения;
метод обобщения.
Практическое значение
 курсовой работы
Изучение этиологии и патогенеза
 неотложных состояний при СД позволит
 своевременно диагностировать развитие
 острых осложнений и незамедлительно
 оказать необходимый объем медицинской
 помощи на ДГЭ
- САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
 
СД – группа метаболических
 (обменных) заболеваний, характеризующихся
 гипергликемией, которая является результатом
 нарушения секреции инсулина, его действия
 или обоих этих факторов.
- История изучения сахарного диабета
 
Сахарный диабет – широко распространенное
 заболевание, известное еще в глубокой
 древности: первые описания симптомов
 диабета были сделаны 5,5 тысяч лет назад.
 Слово «диабет» происходит от греческого
 слова diabaino, которое переводится как «протекать
 сквозь…». Считали, что жидкости, которые
 потребляет человек, не задерживаясь в
 его организме, проходят сквозь него и
 выделяются в виде мочи. Одним из названий
 диабета в то время было – «синдром обильной
 мочи», что объяснялось главными признаками
 диабета: жаждой и обильным мочеиспусканием.
 Проходили тысячелетия и только в 1674 году
 Томас Уиллис разделил диабет по вкусу
 мочи на «сахарный» (diabetesmellitus – медовый)
 и «безвкусный», «несахарный» (diabetesinsipidus).
 В 1773 году Добсон доказал, что сладкий
 вкус мочи обусловлен наличием в ней сахара.
 В 1835 году Амброзиани установил наличие
 высокого сахара в крови (гипергликемии)
 – главного симптома сахарного диабета.
 В 1869 году немецкий анатом Пауль Лангерганс
 открыл в поджелудочной железе скопления
 клеток, которые имели признаки секреции,
 – впоследствии они были названы островками
 Лангерганса, а выделяемый ими гормон
 в 1916 году английским физиологом Э. Шарпи-Шефером
 был назван «инсулином» (от латинского
 слова insula – островок). До открытия инсулина
 единственным способом лечения СД была
 полуголодная диета. Причем больные с
 СД 1 типа умирали вскоре после начала
 заболевания, тогда как больные с СД 2 типа
 могли прожить 5-7 лет. Пероральных сахароснижающих
 препаратов также еще не было, любое инфекционное
 заболевание, могло послужить толчком
 к летальному исходу. В 1889 – 1892гг. О. Минковский
 и И. Меринг получили экспериментальный
 сахарный диабет у собак, удаляя и пересаживая
 им поджелудочную железу. В 1889-1900гг. русский
 ученый Л.В. Соболев из лаборатории И.П.
 Павлова впервые доказал, что главную
 роль в развитии сахарного диабета играет
 повреждение панкреатических островков.
 Наиболее бурный рассвет научных исследований
 по сахарному диабету начался в ХХ столетии.
 В 1921 году канадские ученые Ф.Бантинг и
 Ч.Бест ввели собаке с удаленной поджелудочной
 железой и находящейся в прекоме экстракт
 атрофированной поджелудочной железы.
 Уже через несколько часов у собаки начал
 снижаться уровень сахара в крови и моче,
 исчез запах ацетона. Затем ей ввели экстракт
 во второй раз, и она прожила еще 7 дней.
 Собака, конечно, прожила бы и дольше, но
 у исследователей закончился запас экстракта.
 В дальнейшем Бантинг и Бест начали получать
 экстракт из поджелудочной железы быка,
 теперь количество инсулина хватало на
 то, чтобы поддержать жизнь подопытной
 собаки до 70 дней. В 1922 г. Бантинг и Бест
 начали клинические испытания инсулина
 на человеке. В начале ученые ввели по
 10 условных единиц инсулина себе, а затем
 ввели его добровольцу – 14-летнему мальчику
 Леонарду Томпсону, больному СД, который
 стал быстро поправляться. Это был первый
 человек, которого спас инсулин.6
Эллиот Проктор Джослин, был
 одним из пионеров инсулинотерапии, в
 1924 г. предложил схему изменения мест введения
 инсулина, сказав с какой скоростью он
 всасывается в разных местах. Схема Джослина
 представляла собой, сегодняшнюю схему:
 введение инсулина короткого действия небольшими
 дозами перед основными тремя приёмами
 пищи. Он настаивал на определении сахара
 в моче перед каждым приёмом пищи, для
 корректировки дозы инсулина.
Джослин занимался обучением
 больных, врачей и медицинского персонала.
 В 1925 году он организовал курсы для обучения
 больных сахарным диабетом, где обучали
 как питаться, как распределять физические
 нагрузки в совокупности с инсулинотерапией.
1936г.- сэр Гарольд Персиваль
 выделяет диабет 1 и 2 типа.
В 1941г. Киммиг синтезировал
 сульфаниламид, были изучены его антибактериальные
 свойства и в 1942г. он стал применяться
 у тифозных больных. В ходе лечения возникли
 случаи нарушения сознания, судороги и
 состояния подобные коме. В то время не
 догадывались, что гипогликемия может
 быть причиной смерти. Далее в экспериментах
 на собаках было зарегистрировано длительное,
 в течение 24 часов, снижение глюкозы в
 крови. Однако, только после синтеза карбутамида
 профессором Гельмутом Клейнзорге в 1955г
 началось применение оральных противодиабетических
 средств у людей. Был открыт новый путь
 в лечении диабета.
В 1972г. был синтезирован человеческий
 инсулин в Институте экспериментальной
 эндокринологии и химии гормонов АМН СССР
 под руководством академика Н.А.Юдаева.
В конце девяностых годов в
 Соединенных Штатах Арнольдом Кадишом
 в Лос-Анджелесе была разработана первая
 инсулиновая помпа.
В 2002 г появилась инсулиновая
 помпа, способная определять количество
 глюкозы в крови в реальном времени и на
 основании этих данных рассчитывать необходимое
 количество вводимого инсулина
В настоящее время ученые разрабатывают
 метод с помощью которого будет возможна
 пересадка β-клеток поджелудочной железы
 больным СД, т.е. метод способный излечить
 СД 1 типа.7
Таким образом, несмотря на
 то, что диабет известен более пяти тысячелетий,
 самые важные научные открытия о причинах
 возникновения, механизмах развития и
 способах лечения были сделаны в ХХ веке.
 Самым главным из них было открытие инсулина,
 позволившее сохранить жизнь миллионам
 больных.
- Эпидемиология сахарного
диабета 
В разных странах мира количество
 больных сахарным диабетом составляет
 4-7% общей популяции. Наиболее часто встречаются
 два основных вида сахарного диабета:
 сахарный диабет 1 типа, характерный для
 детей и подростков, а также лиц молодого
 возраста, на долю которого приходится
 10-15% больных и сахарныйдиабет 2 типа, на
 его долю приходится 85-90% больных.8Распространенность СД 1типа
 и СД 2типа значительно отличается.
Заболеваемость СД 1типа в разных
 странах мира существенно варьирует. Самая
 высокая частота  – в Скандинавских
 странах (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия).
 Зарегистрированы сезонные колебания
 в частоте заболевания. Наибольшая частота
 манифестации СД 1типа приходится на зимние
 месяцы, что совпадает с максимальной
 заболеваемостью вирусными инфекционными
 заболеваниями. Выделяют два возрастных
 пика заболеваемости – 10-12 лет и 5-7лет.
Распространённость СД 2 типа
 составляет 5—7% и постоянно растёт. В Российской
 Федерации количество больных СД2 типа
 составляет 3 млн 121 тыс. человек, но реальное
 число больных, по данным эпидемиологических
 исследований, в 2–3 раза больше.9 Отмечается тенденция к увеличению
 заболеваемости СД2 типа в более молодом
 возрасте. Если раньше заболевание регистрировали
 в основном в 45–50 лет, то сейчас – моложе
 30 лет, и даже в детской и подростковой
 возрастной группах. Часты семейные формы
 заболевания.
 На эпидемиологию диабета
 также влияют следующие факторы:
- Географическое расположение. Все страны, располагающиеся южнее экватора, имеют заболеваемость не выше 15 на 100 000 населения, в то время как страны северного полушария имеют заболеваемость выше.
 - Этнические, расовые
особенности. Например, в США у белокожего населения вероятность возникновения диабета 1типа в 1,5 раза выше, чем у афроамериканцев или испанского населения.Сахарный диабет 2 типа наиболее распространён среди монголоидов, на втором месте стоят люди негроидной расы. Принадлежность к монголоидной расе повышает риск развития диабетической
нефропатии и ишемической болезни сердца, но снижает риск возникновения синдрома диабетической стопы. Для лиц негроидной расы чаще характерна тяжёлая, плохо поддающаяся
лечению артериальная гипертензия и более частое развитие гестационного сахарного диабета. - Пол. Распространенность среди мужчин (менее 60 лет) выше чем у женщин, с возрастом риск заболеваемости примерно одинаков. Интерес представляет тот факт, что, например, в пределах Европы, в странах, где заболеваемость выше 20 на 100 000 населения (Великобритания, Италия, Норвегия и т.д.) мужчины болеют чаще, а в странах с распространенностью ниже 4,5 на 100 000 населения (Румыния, Македония и т.д.) наоборот – женщины болеют чаще. У ребенка, рожденного от матери больной сахарным диабетом 1 типа, риск заболеть 1:50, а от больного отца – 1:15
 
- Классификация сахарного диабета (ВОЗ, 1999г.):
 
- Сахарный диабет 1типа
 
- Аутоиммунный
 - Идиопатический (неизвестной этиологии)
 
, 2 , , , . 2 . .
, , , , .
https://www.allbest.ru/
1. 2
1.1 , 2
1.2 2
1.3 2
2. 2 ,
2.1
2.2
1. —
2. —
3. —
4. —
5. —
6. —
7. —
8. —
9. —
10. —
11. —
12. 2- 2
13. —
14. —
, — , . . — , . , — , , .
XXI . , 2025 . 300 . 38,2 , , 2025 . 44,2 , 16%. — 4 . . , : , . [1]
2 ( 1). 2013 11400 2 , 1204 . 2 , .[10]
, 2 , 1 . .
, 1 . , , , , , — . —
2 ( 100 000) . .
. 1
, 200 , — , . 2 2%. , , , 20 !
2 , , , . (), (2) .
. , , , , , , .
, , , .
, , , .[1]
: 2 .
:
1) , ;
2) , , 2 ;
3) 2 ;
4) ;
5) 2 .
10, .
:
2
2
: .
1. 2
1.1 ,
() — , , , , (), () .
— — , . , , ( ).
. , XV . .. , . ( . — ) — , I . : , , . (V ), (X , ), .
XIX . , . XX . — .
. () , 40 . , , .
2 , . ( ).
1- , 2- ( ), . 2 :
I. :
( . ).
( 2-3 . ).
( , . — , , ; , ).
II. :
III. :
—
,
[2]
.
2 . , 40%.
2 , , .
2 . .
, , . ( ) ( ).
:
* >65 ( );
* , , , ;
* 4,5 ;
* ;
* ( );
*
.
1. .
— > 20% >27 /2. ( ) , . — , . . , .
, , , .
2. :
* ( );
* .
, , . , . ( ), . , , , , , , .
3. .
— , . : . .
, >2,2 /, <0,8 /.
4. .
. ( ), ( ). 120/80 — , 120/80 140/90 — , ( > 140/90 ..). , , . , , 2 .
5. .
, . . , .
6.
, , . , . , , .
7.
(, , ) . , , . .
8.. , .. , . , , , .[11]
-2 , . ( ), -. , . — . 1- () , , ; 2- () , , , , (.2).
, , (). (GLUT-4) 40 % 80% -2. , , -2, .
— 2 ( 1- )
2.
— (). , — — , . , , , -2 .[2]
1.2 2
2- . . , , , .
, . , : , , (), , , .
: , , , , ( ) , , .
2 -. .
, — , .
( ) , . . . . 2 50 % , .[21]
, :
* ;
* , , ;
* ;
* ;
* ;
* .
2 :
* ;
* ;
* ;
* .
:
* — — , , , ;
* — , , ;
* — , , , ;
* — ( ), ( );
* — , ;
* — , , . [7]
1. .
( ). , , (, , .), , . = 5,5 /.
.
6,1 — — .
2.
, , , .
2 , 75 , .
, 2 .[15]
2 7,8 /, — 11,1 /.
7,8 / — 11,1 / — ,
, .
, , cc , .
7,0 /, 7,0 / . , 11,1 /.[6]
2.
, HbA1c, A1c. , .
6-12 , . .
: 4,5 — 6,5% .
:
—
—
HbA1 5,5% 7,0% 2 .
HbA1 6,5 — 6,9% , . .[5]
4.
, . , . .
5. ()
, ( ). , .[8]
2 , ( ) .[14]
1
1. 25 /2 : — — 1 2 — ( 4 ) — ( 140/90 .. ) — 0.9 / / 2.82 / — — , HbA1c 5.7% — ( ,, , )  | 
2. , 45  | 
3. 3  | 
1.3 2
,
,
.
) ,
) .
, , .
. — .[16]
2.
Hb1c %  | ,  | ||
,  | 1.0-2.0  | 500-3000  | 1-3  | 
5  | 2.5-20  | 1-2  | |
1.75,3.5  | 1.75-14  | 1-2  | |
,  | 80-320  | 2  | |
1.0-2.0  | 30-120  | 1  | |
30-120  | 1-3  | ||
,  | 1-8  | 1  | |
2.5-30  | 1-2  | ||
500 +  | 1-4  | 1-2  | |
2.5/5  | |||
400 +  | 1-4  | 1-2  | |
2.5  | |||
()  | |||
0.5-1.5  | 0.5-16  | 3-4  | |
()  | |||
,  | 0.5-0.8  | 150-300  | 1  | 
—  | |||
0.5-0.8  | 150-300  | 3  | |
-4  | |||
0.5-0.8  | 100  | 1  | |
0.5-1.0  | 0.06  | 3 /  | |
0.5-1.0  | 0.005  | 2 /  | 
, 40% 2 , .. 2 . , 5-7 2 .
:
, , ;
, (, , , , );
,
,
,
1 ,
,
,
,
, ;
( , ..)[8]
: , .
, .
: .
:
3
()* ()*  | 5-15  | 0.5-2  | 3-4  | 
R  | 30  | 1-3  | 6-8  | 
2  | 6-10  | 12-16  | |
()* ()*  | 1 2  | 10-14  | 24-29 16-24  | 
30* 3  | 
:*- [10]
: ( 4) ( 5).[13]
4
5
,  | |||
1  | 30/70  | 12  | +2+4 2-3  | 
8  | |||
2  | 8  | ||
6  | 
( ). . ( ) . 2/3 1/3 — ; 1/3 , 2/3 — ; 0,7 , — 0,5 ) 1 .
, ( 21 22 ), ( 6 — 8 ).
— . , 1/3 ; 2/3 ( , 3:2:1).
— ( 3), . — 100 /, 1,5 3 .[18]
—
3.
() — 10-12 . 1 1,8-2 / 1-1,5 .
2 1 , — 1,5 1 , — 1,2 1 . , 1 1 , 1,5 .. , 2 .. , 1 ..
2 . N 9 . 30-35 1 , , 2 .
, 15 /.[12]
, , , , , .
3 :
* 1 — , . : , , , ( 3- ), , , , , , , , , , . : , , ( ).
* 2 — , . : , , , ( , 3 ), , , , , , 2%, 4% , ( 30%), , , , .
*3 — , . : , , , ; , , , , ; ; , , , , , , , , ,; , , , . , , .
. . -. -, , ( ) . , , . ( ). .
, , , , , .[16]
— . , .. .. 95 . , , . .
, . , , , 30%, — 60%. , . , , . , , , , 30%.[3]
6
, — . ( ), / . , , .
(5).[4]
— , , , , .
2 () , , () . , (, , .) . — , , , , .
, , , . , , , .
— , , , .
().
, — . :
1) — ( 3,3 /). , , , . .
2) — ( 5,5-6,7 /). , . — () — .
3) — , ( ) . ( ) , . , .
. :
1) — , , , . .
2) . . — , — , .
3) , , . , — . , .
, , , .[9]
2 , :
1. , — , , .
2. 2.
3. 2 , .
4. 2 . .
5.- 2 , .. .
6. 2 , .
2. 2 ,
2.1
2 . 2 , : 2 .
:
1) 2
2)
3) 2
: 10, .
:
* 2
* 2
* , , , .
: .
.
2.
1. :
) 45 -0
) 45-54 -2
) 55-64 -3
) 64 -4
2. .
: :
) 80 -0 ) 94 -0
) 80-88 -3 ) 94-102 -3
) 88 -4 ) 102 -4
3. 30 (, , ..):
) -0
) -2
4. :
25- 0
25-30-1
30-3
5. ?
) -0
) : , , , -3
) : , , , -5
6. , , :
) -0
) -1
— 0 5. , 2 .
:
6 —
7-12 —
13-15 —
15 —
40 23 65 , . 17 , 23 .
:
2
7
—  | %  | 
9  | 22.5%  | 
12  | 30%  | 
14  | 35%  | 
5  | 12.5%  | 
2. 19 . 7, 12 .
8.
8.
45-54  | 5  | 2  | 
55-64  | 6  | 3  | 
64  | 2  | 1  | 
, ( 9).
9
—  | —  | ||
94  | 24%  | 80  | 26%  | 
94-102  | 41%  | 80-88  | 44%  | 
102  | 35%  | 88  | 30%  | 
, 75% :5 ( 30 /), 14 .
4.
10.
—  | %  | |
25  | 1  | 6%  | 
25-30  | 11  | 65%  | 
30  | 7  | 29%  | 
https://www.allbest.ru/
= 25-30 (65%). 18 19.
( , ) .
5.
19 — 5 , 14 .
6.
2.
2.2 2
2 :
1. , , .
2. : , , (, ( , , , , )
3. . , .
4. .
2 :
1. , , .
2. : , , (, ( , , , , )
3. . , .
4. .
5. !
2 :
1. , , .
2. : , , (, ( , , , , )
3. . , .
4. .
2 :
1. , , .
2. : , , (, ( , , , , )
3. . , .
4. .
5. !
6. .
: 2 .
, . :
1. 2 — , .
2. , .
3. , .. 2.
4. .
5. 2 .
. . — , , . , 2 , . 2. , . . , , , , 2 .
Source: allbest.ru
Источник