Роль медсестры в уходе за детьми с сахарным диабетом

Роль медсестры в уходе за детьми с сахарным диабетом thumbnail

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Норма сахарного диабета у собак

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

стационар сестринский уход диабет

Медсестре, ухаживающей за детьми, страдающими СД, важно знать о возможностях развития гипогликемических состояний. Необходимо учитывать, что уровень сахара в крови ребенка повышается и его необходимо контролировать с помощью подобранных доз инсулина. Если инсулина оказалось больше, чем требуется для питания клеток глюкозой, или ребенок в этот день испытал стресс или физическое перенапряжение, то уровень сахара в крови падает. Резкое снижение сахара в крови вызывает не только передозировка инсулина, но и недостаточное содержание углеводов в пище ребенка, несоблюдение режима питания, задержка с приемом пищи и, наконец, лабильное течение сахарного диабета. В результате у ребенка наступает состояние гипогликемии, которое проявляется вялостью и слабостью, головной болью и ощущением сильного голода. Это состояние может быть началом гипогликемической комы, которая купируется поступлением в организм углеводов.[14, с.34].

Медсетра должна четко знать признаки гипо и гипергликемических ком, чтобы предотвратить их развития на ранних этапах клинических проявлений

Питание больного ребенка занимает важное место в лечении сахарного диабета. Питание ребенка должно отвечать всем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к питанию здорового ребенка: диета должна быть максимально сбалансированной по всем важнейшим ингредиентам (белкам, жирам, углеводам и витамины). Соблюдение этого условия, позволяет детям с диабетом нормально расти и развиваться. В то же время специальная диета исключает углеводную нагрузку и тем самым облегчает течение и лечение диабета.(Прил.1)

При сахарном диабете ограничиваются употреблением таких продуктов и блюд, как хлебобулочные изделия из пшеничной муки, картофель, каши (манная, рисовая).Каши дают ребенку не более одного раза в день, используя для их приготовления крупу грубого помола (гречневая, овсяная, кукурузная).Рис, манную крупу и макаронные изделия необходимо использовать в ограниченном количестве. Употребление хлеба не должно превышать 100г в день. Овощи (все кроме картофеля) можно предлагать ребенку без ограничений. Более того, блюда из различных овощей должны составлять значительную часть суточного рациона детей.

Также широко включают в диету при диабете фрукты и ягоды – несладкие сорта яблок, черную смородину, вишни и т.д. Изредка можно давать ребенку цитрусовые (апельсины, мандарины), клубнику, землянику, малину. Фрукты ребенок может употреблять сырыми и в виде компотов, приготовленных на заменителях сахара.

Из меню исключаются жирные, острые и соленые соусы, сладкие подливы. Если у ребенка нет сопутствующих диабету заболеваний печени, почек допускается добавлять в пищу в качестве приправы небольшое количество лука.

Кормить больного сахарным диабетом ребенка необходимо 6 раз в сутки и чаще. Наибольшее удовлетворение для ребенка, как правило, приносит привычная ему пища. Ввиду этого, при составлении диеты должны быть учтены особенности стереотипа питания семьи: часы и объем каждого приема пищи, пищевые привычки ребенка.

Состав пищи ребенка должен быть согласован с врачом, наблюдающим ребенка[12,с. 45].

В течении дня медсестра осуществляет:

-контроль над соблюдением режима и диеты;

-Подготовку к проведению лечебно-диагностических процедур;

-динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение:

-самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых,

-диурез, температура тела;

-наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь. проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; беседа с родителями о том как лучше рассказать ребенку о заболевании (Прил.2)

-оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате

Медсестра должна обучить ребенка и родителей образу жизни при СД: – организация питания в домашних условиях: ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи; самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики; правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля – рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Диабета компенсация субкомпенсация декомпенсация сахарного диабета

Медсестра должна приложить все усилия, чтобы при выписке из стационара ребенок и его родители знали все о заболевании и его лечении, овладели навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания своего ребенка[18,с. 30].

Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом очень важна, от уровня организации зависит дальнейшее самочувствие ребенка. При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители будут знать все о заболевании и его лечении, овладеют навыками проведения инсулинотерапии и методами самоконтроля в домашних условиях, самостоятельно организовывать режим дня и питания своего ребенка.

Источник

Для чего нужен сестринский процесс при сахарном диабете

Приоритетная цель сестринского процесса — обеспечение контроля за состоянием здоровья и помощи больному сахарным диабетом. Благодаря уходу медперсонала человек ощущает себя комфортно, безопасно.

Медсестра закрепляется за группой пациентов, досконально изучает их особенности, вместе с лечащим доктором разрабатывает план диагностики, изучает патогенез, возможные проблемы и т. д. При тесной работе с больными важно учитывать их культурные и национальные привычки, традиции, процесс адаптации, возраст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Одновременно с оказанием медицинских услуг сестринский процесс осуществляет получение научных знаний о сахарном диабете. Конспектируются клинические проявления, этиология, анатомия и физиология каждого пациента в отдельности. Собранные данные используются в научных целях, для составления рефератов и лекций, в процессе написания диссертаций, при разработке новых лекарств от сахарного диабета. Полученная информация — основной способ глубоко изучить болезнь изнутри, научиться осуществлять уход за диабетиками быстро и качественно.

При уходе за детьми с сахарным диабетом медицинские сестры обязаны:

  1. Внимательно следить за питанием ребенка.
  2. Контролировать количество мочи и выпиваемой жидкости (особенно при несахарном диабете).
  3. Осматривать тело на наличие травм, повреждений.
  4. Следить за показателями глюкозы в крови.
  5. Обучить самоконтролю состояния, введению инсулина. Посмотреть видеоинструкцию можно здесь
    Делаем инъекцию инсулина правильно

Детям с сахарным диабетом очень сложно привыкнуть к тому, что они отличаются от своих сверстников. Сестринский процесс при уходе за малолетними диабетиками должен это учитывать. Медперсоналу рекомендуется проводить беседы о жизни с сахарным диабетом, объяснять, что зацикливаться на болезни не стоит, повышать самооценку маленького пациента.

Гипогликемическая кома.

Развивается
чаще,
чем гипергликемическая. Начинается
внезапно.

Причины:
Передозировка
инсулина, несвоевременный прием пищи
после ведения инсулина, физическая
нагрузка после введения инсулина.

Предвестники:
Возбуждение,
агрессивность,
чувство
голода, дрожание
рук, ног,
потливость, хар-но
онемение губ, языка, подбородка.

Возбуждение
сменяется
апатией, оглушенностью, сонливостью.
Ребенок может
уснуть в любом необычном месте: за
партой,
столом, во время игры, появляется
дезориентация, расширяются зрачки,
судороги, больной быстро теряет сознание.
АД нормальное.

Особенности и этапы сестринского ухода при диабете

Основными задачами сестринского ухода за пациентами с сахарным диабетом являются:

  1. Собрать информацию о пациенте, его семье, образе жизни, привычках, начальном процессе заболевания.
  2. Составить клиническую картину болезни.
  3. Обозначить краткий план действий по сестринскому уходу за больным сахарным диабетом.
  4. Помочь диабетику в процессе диагностики, лечении, профилактики сахарной болезни.
  5. Проконтролировать исполнение предписание врача.
  6. Провести беседу с родственниками о создании комфортных условий пребывания больного сахарным диабетом дома, после выписки из стационара, специфике сестринского ухода.
  7. Научить пациента пользоваться глюкометром, составлять диабетическое меню, узнавать ГИ, ИИ по таблице продуктов питания.
  8. Убедить диабетика контролировать болезнь, проходить обследования у узких специалистов постоянно. Настроить на ведение дневника питания, оформление паспорта заболевания, преодолевать трудности в уходе самостоятельно.

Организация процесса состоит из 5 этапов

Алгоритм работы сестринского процесса состоит из 5 основных этапов. Каждый ставит перед медиком определенную цель и предполагает выполнение грамотных действий.

ЭтапЦельМетоды
Сестринское обследованиеСобрать информацию о пациентеРасспрос, беседа, изучение карты пациента, осмотр
Сестринская диагностикаПолучить данные о давлении, температуре, уровне сахара в крови на данный момент. Оценить состояние кожи, массу тела, пульсПальпация, внешний осмотр, использование аппаратов для замера давления пульса, температуры. Выявление потенциальных проблем и осложнений.
Составление плана сестринского процессаВыделить приоритетные задачи сестринского ухода, обозначить сроки оказания помощиАнализ жалоб пациента, составления целей сестринского ухода:

  • долгосрочные;
  • краткосрочные.
Реализация сестринского планаВыполнение намеченного плана по сестринскому уходу за пациентом с сахарным диабетом в стационареВыбор системы помощи диабетику:

  • Полностью компенсирующая. Необходима пациентам в коме, бессознательном, обездвиженном состоянии.
  • Частично компенсирующая. Обязанности по сестринскому уходу разделяются между пациентом и медсестрой в зависимости от желания больного и его способностей.
  • Поддерживающая. Диабетик может самостоятельно ухаживать за собой, ему требуется консультация и небольшая помощь сестры в уходе.
Оценка эффективности сестринского процесса по уходуПроанализировать работу медицинского персонала, оценить полученные результаты от процесса, сравнить с ожидаемыми, сделать вывод о сестринском процессе
  • составляется письменный анализ сестринского процесса;
  • заключение о результатах ухода;
  • вносятся коррективы в план действий по уходу;
  • выявляется причина недоработок, если состояние пациента ухудшилось.
Читайте также:  Моделирование сахарного диабета у крыс

Ежегодно у большого числа жителей России, мира диагностируется сахарный диабет. Их количество растет. По этой причине при больницах, центрах медицины открываются «Школы ухода при сахарном диабете». Обучение в классах проходят диабетики и их родственники.

На лекциях по диабетологии о процессе ухода можно узнать:

  • Что такое сахарный диабет, как с ним жить.
  • Какова роль питания при сахарном диабете.
  • Особенности физических нагрузок при СД.
  • Как разработать детское и взрослое диабетическое меню.
  • Обучиться самостоятельному контролю сахара, давления, пульса.
  • Особенности процесса гигиены.
  • Научиться вводить инсулин, узнать правила его использования.
  • Какие профилактические меры можно принять, если есть генетическая предрасположенность к диабету, процесс заболевания уже виден.
  • Как подавить страх перед болезнью, провести процесс успокоения.
  • Какие встречаются разновидности СД, его осложнения.
  • Как проходит процесс беременность при сахарном диабете.

Лекции для диабетиков, их родственников по сестринскому уходу проводятся бесплатно при специализированных медицинских центрах, поликлиниках. Занятия посвящаются отдельным темам или имеют общий характер, ознакомительный. Особенно важно посещать лекции тем, кто впервые столкнулся с эндокринным заболеванием, не имеет практического опыта в уходе за больными родственниками. После беседы с медперсоналом раздаются памятки, книги о диабете, правилах ухода за больными.

Переоценить важность и значение сестринского процесса при сахарном диабете невозможно. Развитие здравоохранения, системы медицинской помощи в 20-21 веке позволило понять причины сбоев в работе щитовидки, что значительно облегчило борьбу с осложнениями недуга, уменьшило процент смертности пациентов. Обращайтесь за квалифицированным обслуживанием в стационарах, научитесь заботиться о больном родственнике или самом себе дома, тогда диабет действительно станет образом жизни, а не приговором.

  1. М/сестра
    не имеет права производить замену
    одного препарата на другой.

  2. Перед
    введением инсулина флакон с суспензией
    необходимо
    встряхнуть до образования равномерной
    взвеси и подогреть до температуры 25-30
    °С.

  3. Запрещается
    смешивать в одном шприце разные препараты
    инсулина, так как они способны
    инактивировать.
    друг друга.

  4. Концентрированные
    препараты инсулина вводят
    специальными шприцами-ручками “Новопен”,
    “Пливапен”.

  5. Перед
    выполнением инъекции следует дождаться
    испарения спирта с обработанного
    участка кожи.

  6. Для
    профилактики липодистрофии (исчезновение
    подкожной жировой клетчатки) необходимо
    чередовать места введения инсулина.

  7. Следует
    учитывать, что при подкожном введении
    в живот инсулин
    всасывается быстрее, чем в плечо или
    бедро.

  8. Горячие
    ванны, грелка,
    массаж ускоряют всасывание.

  9. При
    введении инсулина сестра должна
    контролировать прием пищи больными:
    через 15-20
    мин после инъекции инсулина.

  10. Инсулин
    необходимо хранить в холодильнике при
    температуре
    4 – 6 °С.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

1.
Если ребенок в сознании ему дают сладкий
чай с булкой, печеньем, мед, варенье.

2.
При
потере сознания в/в струйно вводят
20 мл 20-40%р-ра
глюкозы, при отсутствии эффекта еще
20мл глюкозы.

3.
Обеспечить доступ свежего воздуха или
оксигенотерапию

4.
Госпитализировать
ребенка для коррекции дозы инсулина и
пересмотра питания;

При
этом наблюдать за состоянием ребенка.

Роль медицинской сестры при сахарном диабете у взрослых

Сестринский процесс за взрослыми и пожилыми диабетиками имеет свои особенности. В список забот медицинских сестер входят следующие ежедневные обязанности:

  • Контроль уровня глюкозы.
  • Замер давления, пульса, температуры, выводимой жидкости.
  • Создание режима отдыха.
  • Контроль за приемом лекарств.
  • Введение инсулина.
  • Осмотр стоп на наличие трещин, незаживающих ран.
  • Выполнение предписаний врача о физических нагрузках, даже минимальных.
  • Создание комфортной среды в палате.
  • Смена белья лежачим больным.
  • Контроль за питанием, соблюдением диеты.
  • Дезинфекция кожного покрова, при наличии ран на теле, ногах, руках пациента.
  • Очистка ротовой полости диабетика, профилактика стоматита.
  • Забота об эмоциональном спокойствии пациента.

Особенности ухода за больными сахарным диабетом

1.
Наблюдение за детьми группы
риска

2.
Д/
учет
больных детей:
ежемесячный
осмотр педиатром, 2 раза в год окулистом,
ЛОР, невропатологом, по показаниям
фтизиатром. Ан. мочи на сахар 1 раз в нед.
Ан. крови на сахар 1 раз в 3 мес.

3.
Посещение больными школы диабета

4.
Рек-ся 2 раза в год госпитализация для
коррекции дозы инсулина.

5.Прививки
по эпид. показаниям, освобождаются от
экзаменов, по физ-ре спецгруппа, перед
физической нагрузкой дополнительный
прием сахара.

6.
М/с поликлиники должна
выяснить образ жизни семьи, ее
психологический климат. Родители должны
знать, что причиной
развития комы может быть психологический
стресс, испытываемый
ребенком при семейных ссорах.
При общении с больным важно подчеркнуть
необходимость самоконтроля за течением
заболевания.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

7.
С целью
адаптации к своему заболеванию можно
познакомить ребенка
с его сверстниками, больными диабетом.

Источник