Сестринское дело при сахарном диабете задача

Сестринское дело при сахарном диабете задача thumbnail

ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж »

Сборник задач

По ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01 раздел 1 «Сестринский уход в терапии»

По теме: «Сестринский уход при сахарном диабете 1 и 2 типа»

Составлен преподавателем ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01 раздел 1 «Сестринский уход в терапии»

Болоцких Т.Н.

Армавир 2013 г.

Задача № 1

Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа.

Жалобы: на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.

Задача № 2

Пациент 48 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет, инсулинзависимая форма, впервые выявленный. Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Заболел недавно, но знает, что при диабете ни при каких обстоятельствах нельзя есть сладкое. Волнуется, что возможно придётся «жить на уколах».

Сознание ясное. Рост 178 см, вес 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите пациента принципам диеты N 9

Задача № 3

Пациент 48 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет, инсулинзависимая форма, впервые выявленный. Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Заболел недавно, но знает, что при диабете ни при каких обстоятельствах нельзя есть сладкое. Волнуется, что возможно придётся «жить на уколах».

Сознание ясное. Рост 178 см, вес 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительного наполнения, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите пациента принципам диеты N 9

Задача № 4

Женщина 38 лет госпитализирована в терапевтическое отделение с диагнозом сахарный диабет I типа.

Пациентка умеет самостоятельно вводить инсулин, старается соблюдать диету при данном заболевании, жидкости употребляет около 1,5 литров в сутки (несладкие соки, чай, минеральная вода); рост 168 см, масса тела 65 кг.

В последнее время стала отмечать появление болей в ногах при быстрой или длительной ходьбе, ноги зябнут, часто бывают парестезии. Кожа обеих ног бледная, сухая, чувствительность кожи стоп снижена, имеются участки гиперкератоза. На вопрос медсестры об уходе за ногами ответила, что часто моет их с пемзой, любит ходить без обуви, чтобы «ноги дышали».

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите уходу за ногами при сахарном диабете.

Задача № 5

В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет I типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.

Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку правилам взятия мочи на сахар.

Задача № 6

В стационаре находится пациентка П., 59 л., диагноз: сахарный диабет II типа, ангиопатия нижних конечностей. Жалобы на боли в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 -3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку.

Объективно: кожа сухая, со следами расчесов, бледная и холодная на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,80С, сахар крови 9,2 ммоль/л.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.

Задачи по оказанию доврачебной помощи

Задача № 7

После инъекции инсулина пациент, страдающий сахарным диабетом, пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

Задача № 8

Пациент 20 лет, доставлен в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери, страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 22 ЕД инсулина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. По возвращении домой жаловался на слабость, сонливость, жажду, потерю аппетита. Вечером потерял сознание.

Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, Ps 90 в минуту, АД 90/60 мм рт. ст., ЧДД 24 в 1 секунду, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.

Задание

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

Задача № 9

Медицинскую сестру срочно пригласила соседка: ее муж 50 лет внезапно потерял сознание. Со слов женщины, медсестра выяснила, что мужчина страдает сахарным диабетом и в настоящий момент активно работал в квартире, где идет ремонт.

Объективно: кожные покровы влажные, тургор кожи не изменен, пульс 60 в минуту, слабого наполнения и напряжения. Дыхание поверхностное, ЧДД 22 в 1 минуту, зрачки расширены. Слюнотечение.

Задание

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

Задача № 10

Ожидая приема врача-терапевта, пациент 35 лет проявил немотивированную агрессию: громко возмущается в коридоре, кричит. Врач в кабинете отсутствует. Медсестра, работающая на приеме, знает что пациент страдает сахарным диабетом.

Во время осмотра: кожные покровы влажные, тремор кистей рук, зрачки широкие. АД 140/90 мм рт. ст., пульс 92 в мин., ЧДД 20 в мин.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:

Читайте также:  Синяки под ногтями при диабете

1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.

2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.

Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.

При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.

Стадии сахарного диабета:

1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.

Группа риска:

– Лица с отягощенной наследственностью.

– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.

– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.

2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.

3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.

При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.

Сестринский процесс при сахарном диабете:

Проблемы пациента:

А. Существующие (настоящие):

– жажда;

– полиурия:

– кожный зуд. сухость кожи:

– повышенный аппетит;

– потеря веса;

– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;

– боли в сердце;

– боли в нижних конечностях;

– необходимость постоянно соблюдать диету;

– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);

Дефицит знаний о:

– сущности заболевания и его причинах;

– диетотерапии;

– самопомощи при гипогликемии;

– уходе за ногами;

– расчете хлебных единиц и составлении меню;

– пользовании глюкометром;

– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.

Б. Потенциальные:

Риск развития:

– прекоматозных и коматозных состояний:

– гангрены нижних конечностей;

– острого инфаркта миокарда;

– хронической почечной недостаточности;

– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;

– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;

– осложнений вследствие инсулинотерапии;

– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;

– физических нагрузках в течение дня;

– проводимом лечении:

– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);

– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);

– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;

– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;

– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;

– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;

– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);

– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:

– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;

– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;

– умении оказывать самопомощь;

– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;

– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);

– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);

– жалобах пациента в момент осмотра.

Осмотр пациента:

– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:

– определение массы тела:

– измерение артериального давления;

– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.

2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.

3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.

4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.

5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).

6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.

7. Контролировать:

– состояние кожных покровов;

– массу тела:

– пульс и артериальное давление;

– пульс на артерии тыла стопы;

– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;

– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.

8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.

10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».

11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.

12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.

13. Обучить пациента и его родственников:

– расчету хлебных единиц;

– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;

– правилам ухода за ногами;

– оказывать самопомощь при гипогликемии;

– измерению артериального давления.

Неотложные состояния при сахарном диабете:

А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.

Причины:

– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.

– Недостаток углеводов в пищевом рационе.

– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.

– Значительная физическая нагрузка.

Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.

Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.

Самопомощь при гипогликемическом состоянии:

Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).

Читайте также:  Манжетка лечебные свойства и противопоказания при сахарном диабете

Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:

– Вызвать врача.

– Вызвать лаборанта.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение.

– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).

Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.

Причины:

– Недостаточная доза инсулина.

– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).

– Инфекционные заболевания.

– Стрессы.

– Беременность.

– Травмы.

– Оперативное вмешательство.

Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.

Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.

При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.

Доврачебная помощь:

– Вызвать врача.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).

– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

– инсулин короткого действия – актропид (фл.);

– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);

– сердечные гликозиды, сосудистые средства.

Источник

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

Коломенский филиал

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК профессиональных модулей

Протокол №_____ от

«______» _________________________ 20___г

Председатель ЦМК _____________ /В. В. Пынтя/

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК общеобразовательных,

общегуманитарных и социально-

экономических дисциплин

Протокол №_____ от

«______» _______________ 20___г.

Председатель ЦМК _____ /Н. М. Комарова /

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК общепрофессиональных модулей

Протокол №_____ от

«______» _______________ 20___г.

Председатель ЦМК _____ /Е. Ю. Чеснокова /

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В

ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА»

для специальности 34.02.01. Сестринское дело

(базовая подготовка)

Разработчики- преподаватели:

ЦМК профессиональных модулей

(В.В. Пынтя, Е.А. Харитонова,

Н.С. Лютенберг, Ю.С. Зимина),

ЦМК общепрофессиональных модулей

(Е.В. Клопкова),

ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

(Н.М. Комарова).

Коломна, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методический блок………………………………………………………………3

Информационный блок………………………………………………………….9

Контролирующий блок………………………………………………………….12

Список использованных источников………………………………………….. 15

Приложения………………………………………………………………………21

Приложение 1. Компьютерные презентации

Приложение 2. Санитарные бюллетени

Приложение 3. Ситуационные задачи эталоны ответов

Приложение 4. Алгоритмы манипуляций

Приложение 5. Представление диетического стола №9

Приложение 6. Комплекс лечебной гимнастики

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема занятия: «Профессиональная деятельность медицинской сестры в диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета».

Количество часов: 4 академических часа (180 минут)

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: интегрированное занятие.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

обучающие:

  • обобщить, систематизировать знания обучающихся по профессиональной деятельности медицинской сестры в диагностике, лечении, профилактике сахарного диабета ;

  • выявить межпредметные и межмодульные связи;

  • привести в систему знания обучающихся.

развивающие:

  • научить обучающихся практическому применению полученных знаний;

  • повысить психологическую культуру обучающихся;

  • развивать познавательный интерес к предметам;

воспитывающие:

  • воспитание ответственного отношения к профессиональной медицинской деятельности;

  • воспитание коммуникабельности, чувства товарищества, формирование мотивации к изучению предмета, самоанализу и рефлексии;

  • способствовать формированию познавательной активности студентов;

  • способствовать формированию представлений о психическом, психологическом здоровье как жизненно важной ценности;

  • прививать умение работать в коллективе.

С целью овладения видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения темы «Профессиональная деятельность медицинской сестры в диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета» должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при сахарном диабете;

  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с данной патологией;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

  • осуществлять сестринский уход за пациентом;

  • консультировать пациента и его окружение

по применению лекарственных средств;

  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры,

и основные приёмы массажа;

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;

  • вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;

  • основные пути введения лекарственных препаратов;

  • виды, формы и методы реабилитации;

  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Результатом освоения темы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе

общими компетенциями (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и

службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в

соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,

оборудования и изделий медицинского назначения

в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную п

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

1. Изучение:

  • этиологии,

  • особенностей клинических проявлений у пациентов различных возрастных групп,

  • диагностических методов исследования,

  • лечения,

  • выявления нарушенных потребностей, проблем,

  • составление плана сестринского ухода,

  • профилактических мероприятий по выявлению риска развития и предупреждению возникновению осложнений сахарного диабета.

2. Закрепление профессиональных навыков по уходу за пациентом.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

ОП02. Анатомия и физиология человека

ОП.03. Основы патологии

ОП.05. Гигиена и экология человека

ОП.09 Психология

ОГСЭ 04. Физическая культура

Читайте также:  Судороги в ногах при диабет

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностических, реабилитационных процессах

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра.

ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ

– МДК 01.02. Основы профилактики;

– МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению;

– МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг;

– МДК 02.01 Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях;

– МДК 02.02 Основы реабилитации;

– МДК 04.02 Безопасная среда.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

  • бикс со стерильным материалом;

  • стерильный и нестерильный лотки;

  • шприц 1.0;

  • инсулин короткого действия;

  • антисептик;

  • перчатки;

  • емкости с дезинфицирующим раствором;

  • емкость для сбора суточной мочи;

  • контейнер для мочи;

  • бланк направления;

  • глюкометр;

  • тест-полоски;

  • ручка и бумага для регистрации;

Раздаточный материал:

  • задачи;

  • тонометр;

  • глюкометр;

  • секундомер;

  • термометр;

  • емкости для сбора мочи;

  • деревянная лучина.

Оборудование:

  • экран, мультимедийный проектор, компьютер;

  • слайд-сопровождение занятия;

  • манипуляционные столы;

  • кушетка;

  • стол для медицинской сестры.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

– проблемное обучение;

– компонент ролевой игры;

– объяснительно-иллюстративный метод;

– групповые технологии (метод «малых групп»);

– информационно-компьютерные технологии (использование мультимедийной слайд – презентации).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ХРОНОКАРТА

Время проведения 180 минут.

Время

Мин.

Конкретные цели

Действия преподавателя (содержание)

Действия обучающегося (планируемый результат)

1.

Организационный момент.

10

Создание рабочей обстановки.

Приветствие студентов.

Приветствие преподавателей.

Психологическая готовность студентов к занятию.

2.

Закрепление знаний по пройденному материалу ( тесты по анатомии и основы патологии поджелудочной железы)

5

Повторение ранее изученного материала

Оценка полноты и правильности ответа

Доступность изложения информации по анатомии и патологии поджелудочной железы

3.

Сообщения студентов на темы: «Диагностика сахарного диабета», «Особенности течения сахарного диабета у детей», «Сестринская помощь при сахарном диабете»; с представлением компьютерных презентаций

20

Акцентирование внимания на значимости изучаемых тем.

Мотивация значимости темы для будущей профессиональной деятельности.

Воспринимают информацию.

Включаются в учебную деятельность. Проявляют заинтересованность в изучаемой теме.

4.

Конкурс санитарных бюллетеней по профилактике сахарного диабета

10

Развитие творческих способностей, соответствие требованиям оформления, доступность изложения информации, оригинальность авторского решения.

– оценка соответствия содержания темы;

– оценка умения членов команды взаимодействовать в коллективе.

Доступность изложения информации профилактической направленности.

5

Решение ситуационных задач и выполнение манипуляции.

60

Развитие навыков коммуникации, использование медицинской терминологии. Развитие наблюдательности, внимательности, навыков способности строить логические цепочки.

Оценка полноты и правильности ответа,

логичность изложения материала.

Сбор информации, медицинский осмотр, выявление проблем и составление плана сестринских вмешательств. Выполнение манипуляции согласно ГОСТа.

6.

Физкультминутка.

10

Использование здоровьсберегающих технологий

Мотивация значимости проведения

Обучающиеся выполняют упражнения

6.7.

Представление домашнего задания: Диета №9- «Завтрак диабетика», «Обед диабетика»; «Ужин диабетика».

30

Акцентирование внимания на значимости изучаемых тем с обоснованием значимости соблюдения диетотерапии.

Оценивание работы обучающихся, комментирование

Каждая команда, по очереди, представляет и объясняет подбор и сочетание продуктов, калорийность блюд.

7.

Комплекс лечебной гимнастики для профилактики осложнений сахарного диабета

15

Осознание обучающимися важности невербальных средств общения в процессе коммуникации.

Инструктирует по выполнению заданий.

Обучающиеся выполняют упражнения лечебной гимнастики.

8.

Подведение итогов занятия, рефлексия.

10

Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей, оценить эффективность занятия.

Преподаватель обобщает и оценивает работу обучающихся, акцентируя внимание на результатах учебной деятельности и достижении целей занятия, выставляет общую оценку.

Корректируют свои знания.

Участвуют в подведении итогов, анализируют занятие.

9.

Домашнее задание.

10

Организация подготовки студентов к следующему занятию. Развитие самостоятельности мышления.

Сообщает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценки компьютерной презентации

оригинальна

Логика изложения нарушена

Отсутствие в работе собственных мыслей

Общее впечатление и оформление презентации

Оформление логично,

эстетично, соответствует теме

Стиль отвлекает от содержания презентации

Нет единого стиля

Критерии оценки санитарного бюллетеня

Оценка проводится по пятибалльной системе в соответствии со следующими критериями:

№ п/п

Наименование критерия

Оценка, балл

1

2

3

4

5

1

Соответствие содержания теме

2

Профилактическая направленность

3

Достоверность данных

4

Корректность и соответствие нормам литературного языка

5

Соответствие требованиям оформления

6

Доступность изложения информации

7

Оригинальность авторского решения

Критерии оценки ситуационной задачи

  1. полнота и правильность ответа

  2. логичность изложения материала

  3. оригинальность

Оценка «отлично» ставится, если: проведена полная оценка ситуации с выявлением проблем пациента, составлен план решения проблем пациента и даны рекомендации по каждой проблеме.

Оценка «хорошо» ставится, если: проведена оценка ситуации с неполным выявлением проблем пациента, составлен план решения проблем пациента и даны рекомендации не по каждой проблеме.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если: оценка ситуации проведена с частичным или ошибочным выявлением проблем пациента, план решения проблем пациента составлен не полностью или допущены ошибки и даны рекомендации не по каждой проблеме или допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: не проведена оценка ситуации, проблемы пациента не выявлены, план решения проблем пациента не составлен или допущены грубые ошибки, рекомендации не даны.

Критерии оценки практической работы

(выполнение действий по алгоритму)

  1. правильность и полнота выполнения задания,

  2. логичность построения ответа.

Оценка «отлично» ставится, если: обучающийся: перечислил в ответе все необходимые элементы выполнения алгоритма, логично расположил их в общей структуре; выполнил все действия, предусмотренные алгоритмом, в необходимой последовательности.

Оценка «хорошо» ставится, если: обучающийся допустил незначительные недочеты в оформлении ответа (не указал 1-2 второстепенных элемента), выполнил все действия, предусмотренные алгоритмом, в необходимой последовательности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если: обучающийся нарушил логику построения ответа, но выделил верно все структурные элементы, выполнил все действия, предусмотренные алгоритмом, но с нарушением необходимой последовательности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если: обучающийся не указал значимые элементы алгоритма, не соблюдал логику ответа; допустил существенные ошибки при выполнении алгоритма.

Критерий оценки диетического стола

А. Энергетическая ценность рациона.

Б. Режим питания.

1. Количество приемов пищи.

2. Интервалы между приемами пищи.

3. Распределение энергетической ценности по приемам пищи.

В. Сбалансированность, полноценность питания.

( Соблюдение требований диетического стола: набор продуктов, совместимость продуктов, сочетание продуктов, оформление стола , представление , анотация ).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основные источники

  1. Козлова Л.В.. Основы реабилитации. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.М 475

  2. Маколкин В.И. Овчаренко С.И. Внутренние болезни М, «Медицина» 1998г. 432, 432с.

  3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 766 с.(Медицина для вас).

  4. Смолева И.В. Терапия с курсом ПМСП М., Ростов н/Д : Феникс 2015. – 473 с

  5. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 464с

Дополнительные источники

  1. Широкова Н.В. и др. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 160 с.

  2. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 128 с.

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» СанПиН 2.1.3.2630-10. М.: РидГрупп, 2012. – 224 с.

Интернет-источники

  1. Реабилитация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reabilitaciya.org/

  2. Сахарный диабет: диабетический информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.saharniy-diabet.com/

  3. Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования. ГОСТ Р 52623.1-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 04.12.2008 N 359-ст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=454063

  4. Сестри