Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа thumbnail

Наше исследование проводилось на базе поликлиники БУ«Центральная городская больница». С целью получения достоверных результатов по изучению динамики работы школы сахарного диабета были разработаны анкеты для одной из обучающихся групп пациентов. Анкетирование проводилось на начальном, а затем на завершающем этапе работы по программе «Сахарный диабет». Обязательным условием для всех пациентов исследуемой группы являлось регулярное посещение всех занятий согласно расписанию (в случае изменения даты или времени занятия медсестра эндокринологического кабинета извещала об этом пациентов по телефону), а также четкое и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. Анализируя заполненные пациентами анкеты, мы применили метод группировки. В ходе анализа результатов анкетирования мы поставили перед собой две задачи:

  • 1) охарактеризовать в общем пациентов обучающейся группы на начальном этапе занятий с акцентом на имеющиеся проблемы со стороны здоровья, образа жизни и отношения к самому себе;
  • 2) дать сравнительную характеристику основных пунктов анкеты, отражающих динамику явлений, качеств, понятий и действий пациентов по окончанию курса занятий в Школе сахарного диабета.

Наблюдаемая нами группа пациентов состояла из 10 человек, среди которых мужчин – 7 человека, женщин – 3 человек.

Возрастная категория – от 30 до 75 лет.

В результате анализа анкет мы получили следующие результаты:

  • – средний возраст пациентов исследуемой группы – 57 лет, диагноз – сахарный диабет 2-го типа;
  • – 3 человека из группы недавно взяты на диспансерный учет (1-2 месяца назад им был поставлен диагноз «сахарный диабет»), остальные – пациенты со стажем от 3 до 10 лет (только двое пациентов из их числа посещали школу сахарного диабета ранее);

Гендерный анализ

Рис. 2 Гендерный анализ

Анализ продолжительности заболевания

Рис. 3 Анализ продолжительности заболевания.

– все 10 человек регулярно наблюдаются и обследуются у эндокринолога, знают, что такое диабет, но половина пациентов (5 чел.) не интересуются специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию;

Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию до посещения школы

Рис.4 Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию до посещения школы

– из пациентов наблюдаемой группы абсолютно все знают об осложнениях сахарного диабета, однако, только один человек из десяти соблюдает предписанную врачом диету(8 человек из группы страдают ожирением);

Рис. 5 Анализ соблюдения диеты до посещения школы

– 7 человек употребляют алкоголь (4 человека ответили «употребляю, но иногда»)

Рис. 6 Анализ употребления алкоголя до посещения школы

  • – 1 человек является курильщиком;
  • – из десяти пациентов только восемь человек регулярно контролируют уровень глюкозы в крови;

Рис. 7 Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами до посещения школы

-шесть человек регулярно измеряют себе артериальное давление;

Рис. 8 Анализ контроля уровня АД пациентами до посещения школы

– о том, что существуют правила ухода за ногами для больных сахарным диабетом, знают только пять человек;

Рис. 9 Анализ информированности пациентов о правилах ухода за ногами при сахарном диабете до посещения школы

– о необходимости физических упражнений для пациентов с сахарным диабетом знают 9 человек из 10, но регулярно занимаются физкультурой только 5 человек;

Анализ занятия физкультурой до посещения школыШкола здоровья сахарного диабета дипломная работаШкола здоровья сахарного диабета дипломная работаШкола здоровья сахарного диабета дипломная работаШкола здоровья сахарного диабета дипломная работаШкола здоровья сахарного диабета дипломная работа

Рис. 10 Анализ занятия физкультурой до посещения школы

о том, как справляться со стрессовыми ситуациями и как оказывать самому себе помощь при ухудшении самочувствия из исследуемой группы знают только 4 человека;

  • – на вопрос «Существуют ли у Вас проблемы с трудоустройством?» положительно ответили 4 из 5 работающих пациентов; в дальнейшей беседе эти люди объяснили свой ответ тем, что вынуждены соглашаться на ту работу, где нет ночного графика, высокого уровня ответственности и возникающих в связи с этим стрессов и волнений, и где есть возможность сокращенного рабочего дня и регулярного приема пищи;
  • – 9 пациентов из группы ответили, что нуждаются в психологической поддержке и что в связи с имеющимися психологическими проблемами 5 человек из 10 не могут считать свою жизнь полноценной.

Анализ нуждаемости в психологической поддержке до посещения школы

Рис. 11 Анализ нуждаемости в психологической поддержке до посещения школы

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения по программе «Сахарный диабет», можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

Анализ соблюдения диеты после посещения школы

Рис. 12 Анализ соблюдения диеты после посещения школы

Так, например, стали соблюдать предписанную врачом диету и регулярно контролировать свой вес 7 человек из 10;

9 человек стали интересоваться научно-популярной литературой по своему заболеванию;

Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию после посещения школы

Рис.13 Анализ заинтересованности специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию после посещения школы

Читайте также:  Сахарный диабет и томатный сок

Единственный в группе курильщик сообщил, что стал выкуривать в день значительно меньше сигарет и попытается вообще бросить курить.

Анализ употребления алкоголя после посещения школы

Рис. 14 Анализ употребления алкоголя после посещения школы

Из 7 человек, употреблявших алкоголь даже эпизодически шестеро вообще отказались от приема алкоголя.

Все 10 пациентов группы стали регулярно контролировать артериальное давление и уровень глюкозы в крови;

Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами после посещения школы

Рис. 15 Анализ контроля уровня глюкозы в крови пациентами после посещения школы

Анализ контроля уровня АД пациентами после посещения школы

Рис. 16 Анализ контроля уровня АД пациентами после посещения школы

7 человек из исследуемой группы стали соблюдать правила ухода за ногами для пациентов-диабетиков;

Анализ соблюдения пациентов ухода за ногами при сахарном диабете после посещения школы

Рис. 17 Анализ соблюдения пациентов ухода за ногами при сахарном диабете после посещения школы

8 человек из 10 сообщили, что стали регулярно выполнять физические упражнения, двое стали посещать бассейн.

Анализ занятия физкультурой после посещения школы

Рис. 18 Анализ занятия физкультурой после посещения школы

И, наконец, 9 человек из 10 заявили в конце обучения, что в ходе занятий получили адекватную психологическую поддержку и считают свою жизнь абсолютно полноценной.

Рис. 19 Анализ нуждаемости в психологической поддержке после посещения школы

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

Источник

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Читайте также:  2 степень диабет диета при диабете

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Выпускная квалификационная работа на тему: “ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ СПОСОБАМ ВВЕДЕНИЯ ИНСУЛИНА

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департа

Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» – Филиал № 2 Выпускная квалификационная работа ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ СПОСОБАМ ВВЕДЕНИЯ ИНСУЛИНА 34.02.01 Сестринское дело Руководитель Спевакова Е.А Студент 43 группы Азимбаев Д.У 2017 год

2 слайд

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Сахарный диабет - одно из наиболее часто встречающихся забо

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Сахарный диабет – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний. Этим тяжелым недугом страдают 5% жителей земного шара. Их число неуклонно возрастает и каждые 10-15 лет удваивается

3 слайд

Цель выпускной квалификационной работы и задачи исследования: Цель выпускной

Описание слайда:

Цель выпускной квалификационной работы и задачи исследования: Цель выпускной квалификационной работы: изучить влияние деятельности медицинской сестры на уровень знании и умений пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. оценить исходный уровень знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина; 2. после проведенного обучения изучить уровень знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина; 3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина; 4. охарактеризовать основные направления повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина

4 слайд

Объект и Предмет исследования Объект исследования: деятельность медицинской с

Описание слайда:

Объект и Предмет исследования Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с пациентами с сахарным диабетом Предмет исследования: влияние деятельности медицинской сестры на уровень знаний и умений пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина

5 слайд

Методы и база исследования

Описание слайда:

Методы и база исследования

6 слайд

Способы введения инсулина

Описание слайда:

Способы введения инсулина

7 слайд

Анализы результатов исследования

Описание слайда:

Анализы результатов исследования

8 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

9 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

10 слайд

При введении инсулина существует ряд осложнений. Одно из них – липодистрофия.

Описание слайда:

При введении инсулина существует ряд осложнений. Одно из них – липодистрофия. Липодистрофия характеризуется полным или локальным отсутствием подкожного жирового слоя. При этом увеличить уровень жира не представляется возможным

11 слайд

83%(25) пациентов не знают, как пользоваться инсулиновой шприц-ручкой так ка

Описание слайда:

83%(25) пациентов не знают, как пользоваться инсулиновой шприц-ручкой так как, большая часть пользуется инсулиновым шприцом

12 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

13 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

14 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

15 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

16 слайд

Памятка для пациента на примере инструкции по пользованию шприц-ручкой Туджео

Описание слайда:

Памятка для пациента на примере инструкции по пользованию шприц-ручкой Туджео СолоСтар®

17 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

18 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

19 слайд

Проведенное нами исследование позволило выявить следующие выводы: 1.	исходный

Описание слайда:

Проведенное нами исследование позволило выявить следующие выводы: 1. исходный уровень знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина- 17% (5 респондентов) умеют пользоваться шприц-ручкой 83% (25 респондентов) не умеют пользоваться шприц – ручкой, 83% (25 респондентов) умеют пользоваться инсулиновым шприцом 17% (5 респондентов) не умеют пользоваться инсулиновым шприцом. 2. После проведенного обучения мы изучили уровень знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина. 83% (25) респондентов пользуются инсулиновым шприцом, 17% (5) респондентов пользуются инсулиновой шприц-ручкой.

20 слайд

3.	на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определили роль

Описание слайда:

3. на основании сравнительного анализа (до и после обучения) определили роль медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина – до обучения 83% (25) респондентов пользуются инсулиновым шприцом, 17% (5) респондентов пользуются инсулиновой шприц-ручкой, после обучения 38% (12) респондентов начали пользоваться инсулиновой шприц-ручкой, 62% (18) респондентов так- же пользуются инсулиновым шприцом. 4. Мы охарактеризовали основные направления повседневной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов с сахарным диабетом о способах введения инсулина – медицинская сестра должна мотивировать пациентов на посещение школы здоровья, также обеспечить пациентов литературой, памятками, сан-бюлетенями и стендами . Проводить беседы с пациентами и их родственниками.

21 слайд

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

Выберите книгу со скидкой:

Школа здоровья сахарного диабета дипломная работа

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-607154

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник