Школы сахарного диабета в россии

Школы сахарного диабета в россии thumbnail

Слово – эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.

Полезный опыт

Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Александр Юрьевич, насколько мне известно, вы стояли у истоков этого проекта, а сейчас курируете его работу. Школы диабета – это наше ноу-хау?

  – Нет. При их создании были взяты за основу программы, разработанные в Швейцарии известным диабетологом Жан-Филиппом Ассалем. Практическое же воплощение школ диабета в виде четко структурированных программ впервые осуществил немецкий диабетолог Майкл Бергер, который в 1989 году очень помог нашей стране воплотить эти идеи в практику.

И, кстати, передав нам этот бесценный опыт, педантичные немцы тщательно отслеживали результаты его внедрения.

– Они были?

– Были. И весьма впечатляющие. Пациенты, прошедшие обучение в школах диабета, лучше контролировали свое состояние, у них реже развивались осложнения, что явилось большим стимулом для создания подобных школ по всей стране.

Школы сахарного диабета в россии

Ведь в отличие от других хронических заболеваний терапевтический режим при сахарном диабете – один из самых сложных для больного. Человеку с диабетом приходится учитывать и уметь множество разных вещей: бороться с избыточным весом, высчитывать потребляемые с пищей углеводы, проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови (порой до 6–7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, предупреждать развитие осложнений (поражения глаз, почек, ног), гипогликемии (падения глюкозы крови ниже нормы)…

  И это – пожизненно! Так что сахарный диабет – заболевание особое, при котором за успех лечения пациент отвечает не меньше, а скорее даже больше, чем врач.

Кстати, именно по этой причине все модели обучения при других хронических заболеваниях (бронхиальной астме, артериальной гипертонии, ожирении, СПИДе, артритах и т. д.) Всемирной организацией здравоохранения отрабатывались именно на диабете. Их цель – научить пациентов, для которых обучение является частью лечебного процесса, принимать решения терапевтического характера.

На энтузиазме

– Сколько сегодня в России школ диабета?

– По данным Минздрава РФ, около 1 тысячи. Но реально работающих – чуть больше половины, а хорошо работающих – и того меньше.

Нередко школы диабета создаются по формальному признаку, без учета особенностей лечения для разных групп больных (с диабетом 1-го типа, 2-го типа на таблетированных препаратах, на инсулине, для беременных, а с недавних пор – для больных диабетом 1-го типа на помповой инсулинотерапии). Практика показала, что совместное обучение пациентов с разными типами этого заболевания не столь эффективно.

– Что же мешает сделать школы диабета такими, как нужно?

– Причин много. Одна из главных – отсутствие государственной поддержки. В большинстве своем подобные подразделения держатся на голом энтузиазме врачей, не получающих за эту серьезную, нужную и очень непростую работу, которой они занимаются в свободное от приема пациентов время, никакой оплаты.

– Но ведь необходимость школ диабета очевидна!

Школы сахарного диабета в россии

– Она очевидна специалистам. Чиновнику, средний срок службы которого несколько лет, гораздо выгоднее купить на выделенные из бюджета деньги компьютерный томограф, чем тратить деньги на обучающие программы, эффект от которых будет заметен лишь через 15–20 лет. Выходит, что у нас в стране проще давать инвалидность и лечить осложнения сахарного диабета, чем пытаться их предотвратить…

Пора за парту!

– Как же вы выходите из положения?

– Читаем лекции, проводим обучающие семинары для врачей и медсес­тер. В первую очередь – для врачей общей практики.

С неверными установками у врачей-терапевтов и даже у наших коллег-эндокринологов приходится сталкиваться постоянно. Взять хотя бы сам принцип построения диеты, которая для больных сахарным диабетом 2-го типа (особенно в начале заболевания) является главным лечебным средством. Давая своим пациентам рекомендации по рациону, эндокринологи нередко большее внимание уделяют прямому сахароповышающему действию пищи, нежели ее калорийности.

И совершают большую ошибку. Практика показывает: снижая калорийность рациона, а значит, и массу тела, пациент с ее избытком вторгается в сам механизм развития болезни и улучшает ее течение гораздо больше, чем просто исключив продукты, повышающие глюкозу крови.

То же относится и к инсулинотерапии, на которую врачи переводят больных с большим опозданием.

К тому же в борьбе с диабетом каждые два-три года появляется что-то новое, будь то современные, эффективные препараты или средства их введения (шприц-ручки, помпы) и системы мониторирования глюкозы (глюкометры). Эти высокотехнологичные новинки нужно помочь пациенту освоить.

 – Слышала, что в проведении школ диабета большую поддержку оказывают западные фармкомпании…

Да, большинство фармкомпаний участвуют в образовательном процессе, правда, больше это касается медицинских работников, а не пациентов. Без помощи таких партнеров было бы сложно издавать все материалы для проведения обучения.

– А у пациентов интерес к школам диа­бета есть?

– С этим далеко не все просто. Больные не всегда горят желанием учиться. У них просто нет стремления к идеальным результатам, мотивации к каждодневному кропотливому труду по сохранению и улучшению собственного здоровья. Решающую роль тут играет только та мотивация, которая идет изнутри. И сформировать такую мотивацию для каждого пациента – одна из важных задач школ диабета.

Читайте также:  Апатия и диабет 2 типа

Результаты есть!

– Как долго нужно посещать школу диабета, чтобы был результат?

– В нашем центре программа обучения для больных диабетом 1-го типа рассчитана примерно на 5–7 рабочих дней (с 10.00 до 17.00 с перерывами на еду), для больных диабетом 2-го типа без инсулина – минимум на 4 занятия по полдня, для больных диабетом 2-го типа на инсулине – на 6 занятий по полдня.

– О чем на них рассказывают?

Школы сахарного диабета в россии

 Александр Майоров. – Обо всех аспектах жизни с сахарным диабетом: начиная с нюансов инсулинотерапии, особенностей питания, двигательной активности до выбора профессии, деторождения, контрацепции.

Но даже самая продвинутая школа диабета не заменит необходимости в дальнейшем консультаций грамотного врача-эндокринолога…

– Которых, как известно, у нас в стране катастрофически не хватает…

– Да, с врачебными кадрами – большая проблема. Поэтому сейчас стали появляться новые формы обучения пациентов – вебшколы, на которых больные в режиме онлайн могут получить ответы на волнующие их вопросы, возникающие постоянно.

– Выходит, больным диабетом нужно пополнять свои знания регулярно?

– Да, это процесс длиною в жизнь. Но дело того стоит. Сегодня диабет – управляемое заболевание. При адекватном и своевременном его лечении качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом зачастую даже выше, чем у их здоровых сверстников.

И у нас в стране уже появились первые обладатели медали Джослина (знаменитого американского врача-диабетолога, учредившего эту премию), которая вручается больным по всему миру за 50, 75, а с мая 2013 года за 80 лет жизни с диабетом. В России медалью за 50 мужественных лет с диабетом награждены уже 15 человек.

P.S. На портале “Мой диабет” вы можете познакомиться с таким человеком, это Виктор Павлович Губов, а из его блога можете узнать, каккие документы нужно оформить, чтобы получить такую медаль.

Источник

Численность россиян с сахарным диабетом продолжает расти: согласно национальному регистру, на сегодняшний день в стране зарегистрировано более 5,1 млн заболевших. При этом количество так называемых школ диабета, где людям помогают как в лечении, так и в организации повседневной жизни, с каждым годом уменьшается. Как работают такие заведения сегодня и какие проблемы они решают — в материале «Известий».

Для любого возраста

После долгого перерыва, вызванного пандемией, в Нижневартовске вновь начинает работать школа для родителей, чьи дети больны сахарным диабетом 1-го типа. Она создана для того, чтобы помочь взрослым научиться жить с заболеванием, диагностированным у их ребЕнка. Подобного рода мероприятия проводятся и в Нижнем Новгороде — занимается их организацией местная школа диабета.

Как рассказал «Известиям» президент Нижегородской диабетической лиги Владимир Сентялов, такие занятия проводятся уже несколько лет.

— У нас школы диабета, насколько мне известно, есть только при стационарах. Когда пациент ложится в больницу, ему предлагают наряду с проведением терапии еще и курс, состоящий из нескольких занятий. Но это капля в море, так как пациентов у нас очень много, — рассказывает Сентялов. — Раньше наша школа никогда не получала никакой государственной поддержки, сейчас же такое обучение проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Мы также используем возможности передачи по конференц-связи с записью этих курсов, чтобы те, кто не смогли поприсутствовать, смогли это дома прослушать.

Как пояснила в разговоре с «Известиями» специалист по социальной работе, координатор социальных проектов Нижегородской диабетической лиги Евгения Итальянкина, занятия поделены по определенным категориям, в зависимости от типа диабета.

Участники проекта «Образовательное пространство для детей и взрослых с сахарным диабетом 1-го типа «ДИА-lab» в Нижнем Новогороде

Фото: vk.com/dialiga

— Есть сахарный диабет 1-го типа, который затрагивает в основном людей от 0 до где-то 35–40 лет, и 2-го типа, характерный для людей старше 40 лет. Если мы берем школу для детей, то здесь занятия также делятся на два вида: для тех, кто пользуется шприц-ручками и с помощью них вводит инсулин, а также для детей, которые находятся на помповой инсулинотерапии. По такому же принципу делятся учебные мероприятия и для взрослых.

Естественно, все пациенты любят поговорить и задать дополнительные вопросы врачам, но это не всегда удается сделать во время приема, именно этим и объясняется востребованность таких школ, отмечает специалист.

— Человек, который сталкивается с заболеванием впервые, испытывает шок и психологический, и в плане медицины тоже, потому что наши врачи сейчас работают на износ и не всегда им удается уделить столько времени, сколько необходимо пациентам, — рассказывает она. — Наша школа включает шесть занятий, и все они посвящены определенной тематике, начиная с того, что такое диабет. Также во время занятий рассказывается и то, как его лечить, как питаться, отдельный урок всегда посвящен физическим нагрузкам. К нам обращаются люди самого разного возраста, в том числе и родители с детьми, и молодежь.

Острая нехватка

Между тем в целом по России в настоящее время отмечается резкое снижение количества школ диабета, где пациентам рассказывают о важности проведения регулярного тестирования, о методах лечения и выстраивания здорового образа жизни, сообщила в разговоре с «Известиями» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. Если в 2014 году в РФ действовало более 1500 школ диабета, то к 2020 году осталось менее 900, указывает она.

Читайте также:  Сахарный диабет у детей ограничения

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Такое обучение началось в России еще в 1990-е годы, но на сегодняшний день в стандарты медицинской помощи школы диабета практически не входят, сообщил в разговоре с «Известиями» президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов.

— Чтобы занимались этим врачи — это дорого, обычно этим занимаются медсестры, — отмечает он. — Но у нас нет ни одного подразделения, где готовили бы медсестер, которые могли бы заниматься таким обучением хотя бы через интернет, и это большая проблема. Пока в стандартах нет такого, что люди должны получить в поликлиниках минимальный набор знаний. Сейчас этим в основном занимаются добровольцы и группы взаимопомощи. Чаще всего это родители больных детей, но по России их всего 25 тыс. человек, то есть очень немного. Что касается взрослого населения, то у нас зарегистрировано 5 млн человек тех, кто входит в регистр больных диабетом, то есть это те, кто получают лекарства, но на каждого болеющего, входящего в регистр, есть 3,8 человек, которые о своем заболевании не знают или на учете не стоят.

В целом же по России люди с диабетом крайне плохо информированы об этой болезни.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

— Более 90% диабетиков — это люди со вторым типом диабета, которые заболевают лет в 40 и начинают заниматься своим здоровьем только после выхода на пенсию. И проблема в том, что не всегда такие люди умеют пользоваться компьютером и интернетом, где они могли бы найти полезную информацию, — продолжает Богомолов. — А вопросов возникает немало. Необходимо мерить сахар в крови на глюкометре, но встает вопрос, что с этими показателями люди должны уметь что-то делать, но они не умеют, а врачи перегружены.

Диабетическая ассоциация уже много лет выпускает различные информационные материалы и видео, но такая работа должна иметь куда более массовый характер, уверен Богомолов.

Больше информации — меньше осложнений

Качество жизни людей с диабетом зависит не только от своевременного и полноценного обеспечения больных жизненно важными лекарственными сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля, но и от степени знания своей болезни и своих прав как пациента, подчеркивает Эльвира Густова.

— Обучением в школах диабета необходимо заниматься системно и на постоянной основе с созданием и применением образовательных онлайн-модулей, которые позволяют в доступной, короткой форме получать людям с диабетом ответы на самые насущные вопросы, касающиеся их ежедневной жизни: об инсулинотерапии, о питании при сахарном диабете, об осложнениях сахарного диабета, о медицинских девайсах для людей, живущих с сахарным диабетом, о планировании и ведении беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа и т.д. В таком интерактивном и доступном формате широкая аудитория пациентов может найти ответы на свои вопросы, а близкие и родные пациентов — получить дополнительную информацию о диабете и жизни с этим диагнозом.

Фото: ТАСС/CTK Photo/Ondrej Deml

Главная задача этих школ заключается в создании грамотного подхода к управлению диабетом, отмечает в разговоре с «Известиями» председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.

— Вот вчера человек не болел диабетом, а сейчас ему поставили диагноз, и он теперь должен уметь менять дозу, подбирать питание, правильно регулировать свою нагрузку, знать препараты — вот эти все знания и получаются в школе, — поясняет она. — Чем лучше человек будет информирован, тем меньше у него будет осложнений. Но эти школы требуют государственной поддержки для обучения таких преподавателей.

Вопрос поднят

Между тем в начале ноября вице-премьер РФ Татьяна Голикова поручила Минздраву и ФОМС определить понятие «школа диабета», а затем доложить о результатах в Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Так, регионы должны были представить в Минздрав информацию о деятельности таких школ: их количестве, видах медорганизаций, на базе которых они работают, а также числу и стоимости оказанных услуг до 30 ноября. В регионы же, в свою очередь, должны были быть направлены методические рекомендации по вопросам организации работы подобных учреждений.

Фото: Depositphotos

На момент публикации материала Минздрав не ответил на запрос «Известий» о результатах деятельности, касающейся работы школ диабета.

Источник

«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»
— Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета

Гурьева Ирина Владимировна

Гурьева Ирина Владимировна

На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов — Школа сахарного диабета.

Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.

Читайте также:  Можно ли есть вареный горох при сахарном диабете

В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.

Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через 1-2 года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.

Контроль гликемии — важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.

Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.

Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.

Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.

Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.

На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:

  1. Базовая программа «Жизнь с диабетом»;
  2. Программа психологического тренинга «Школа управления диабетом»;
  3. Программа «Помповая инсулинотерапия».

Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:

  • врач-эндокринолог, д.м.н., профессор Гурьева Ирина Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Светлова Ольга Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Онучина Юлия Сергеевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Кузина Ирина Викторовна
  • психолог, к.пс.н. Иванова Елена Николаевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Воронин Александр Викторович
  • врач-эндокринолог Солдатенкова Надежда Андреевна

Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.

Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основные темы занятий Школы сахарного диабета:

  • Что такое сахарный диабет?
  • Психологическая поддержка пациента с сахарным диабетом
  • Самоконтроль гликемии
  • Неотложные состояния при сахарном диабете
  • Особенности питания при сахарном диабете и метаболическом синдроме
  • Контроль заболевания при использовании сахароснижающих препаратов
  • Физические нагрузки при сахарном диабете
  • Поздние осложнения сахарного диабета. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая нефропатия
  • Диабетическая стопа. Особенности ухода за ногами
  • Роль семейной поддержки при сахарном диабете (психологический аспект)

Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основная цель тренинга — повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Задачами программы данного тренинга являются:

  • повышение уровня мотивации для изменения образа жизни, гармонизация психоэмоционального состояния;
  • формирование устойчивых навыков самоконтроля сахара, мочи, давления, выполнения физических нагрузок, ведения дневника; овладение техниками саморегуляции и самоподдержки;
  • прогрессивное изменение представлений о сахарном диабете;
  • психологическая поддержка и нахождение ресурса больного для профессиональной реабилитации, расширение круга социальных контактов, развитие адаптационных навыков.

Работа психолога Ивановой Е.Н. на тренинге

Работа психолога Ивановой Е.Н.
на тренинге

Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета

  • Тема 1. Знакомство. Психологическая составляющая «картины болезни». Мотивация изменения образа жизни.
  • Тема 2. Психологические типы и отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни и диабет.
  • Тема 3. Интерактивная игра. «Болезнь и моя ответственность».
  • Тема 4. Как обиды влияют на течение сахарного диабета? Эффективные стратегии реагирования.
  • Тема 5. Способы саморегуляции. Как справиться с эмоциями?
  • Тема 6. Значение семьи для больного диабетом.
  • Тема 7. Планирование жизненного пути. «Линия жизни».

Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.

Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.

Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).

Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»

Практическое занятие по помповой инсулинотерапии (установка инфузионного набора, работа с инсулиновой помпой)

Практическое занятие
по помповой инсулинотерапии
(установка инфузионного набора,
работа с инсулиновой помпой)

Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:

  • Принципы помповой инсулинотерапии
  • Показания к использованию инсулиновых помп. Основные режимы. Базальная доза. Прандиальный болюс. Корригирующий болюс
  • Работа с муляжами и образцами
  • Основные технические инструкции
  • Физическая нагрузка и инсулиновая помпа

Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу

  • Обсуждение проблем, возникающих при применении помпы
  • Ведение отчетов
  • Технические особенности
  • Помпа и профессиональная деятельность
  • Помпа и спорт
  • Психологические особенности помповой инсулинотерапии

ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна

Правительство Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Министерство спорта Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Электронное Правительство – госуслуги

Всероссийское общество инвалидов

Всероссийское общество глухих

Всероссийское общество слепых

Доступная среда – жить вместе

Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!»

Источник