Темы для школы сахарного диабета

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.
Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.
Типы и особенности диабета
Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.
Диабет бывает:
- 1 типа –
предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
- 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
- гестационный – выявляется только в период беременности.
Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.
Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:
- генетические причины;
- инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
- понижение иммунитета.
Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.
Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:
- болезнь возникает после 40 лет;
- уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
- наблюдается повышение гликемии;
- патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.
Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.
Причины возникновения 2 типа:
- ожирение;
- отягощенная наследственность.
Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.
Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.
Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.
Обучение в школе здоровья
Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.
Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.
На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.
Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.
Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.
Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.
Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.
Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:
- Диабет, как образ жизни.
- Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
- Правила питания.
- Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
- Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
- Осложнения, возникшие на фоне диабета.
- Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
- Гипертония, ИБС.
В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.
Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.
Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:
Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.
План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:
- Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
- Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.
Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.
Контроль сахара
На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.
Регулярное измерение сахара позволяет:
- Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
- Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
- Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
- Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
- Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.
В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.
Правильное питание
Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.
Основные моменты:
- Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
- Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
- Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
- Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
- Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.
Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.
Видеоматериал о питании при диабете:
Преодоление стрессовых ситуаций
Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.
Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.
Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.
Источник
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Естественнонаучная»
предмет «Биология»
Осторожно! Сахарный диабет!
Автор: Каткова Дарья, ученица 2 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Инжуваткина Галина Николаевна,
учитель начальных классов
первой категории
ГБОУ НШ с. Красноармейское
г. Чапаевск, 2015г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3-4
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ
1.1 История болезни ………………………………………………….. 5
1.2 Что такое диабет? ………………………………………………… 5
1.3 Типы и причины развития сахарного диабета …………………. 5-8
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
2.1.Методы исследования………………. …………………………….. 9
2.2. Анализ результатов исследовательской работы ………………….. 9-11
2.3. Выводы …………………………………………………………… 11
3. Заключение …………………………………………………………. 12-13
4.Рекомендации по соблюдению правил способствующих, укреплению и сохранению здоровья ………………………………………………. 14
5.Список использованных источников ……………………………. 15
6.Приложения ………………………………………………………… 16-18
«…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Академик Н. М. Амосов
Введение
Актуальность. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что сейчас в мире 6% населения больны сахарным диабетом, это примерно 284,7 миллиона человек. Прогнозы на будущее неутешительны, по мнению специалистов, количество больных будет неуклонно расти, и к 2030 году их станет уже 438,4 миллиона. Данная проблема, безусловно, является одной из актуальнейших, ведь диабет прочно занимает своё место в «тройке лидеров» – болезней. Среди причин такого роста больных сахарным диабетом, ученые выделяют не только малоподвижный образ жизни, но и тот факт, что за последнее десятилетие медицина сделала большой шаг вперед в области диагностики заболевания, что в свою очередь позволило выявлять сахарный диабет на ранних стадиях. Медики бьют тревогу и призывают всех людей внимательнее относиться к своему здоровью.(5) Охрана собственного здоровья – это непосредственно обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. К сожалению, многие ученики начальных классов не задумываются о состоянии своего здоровья. Ребята не соблюдают режим дня, ведут малоподвижный образ жизни, пропускают уроки физкультуры, не следят за своим питанием, съедая чаще всего вкусные, но далеко неполезные продукты. Всё это может отразиться на их здоровье. Я, ребенок с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении долгих лет болею сахарным диабетом. К сожалению, эта болезнь считается неизлечимой. Но, как известно, наука не стоит на месте. Может когда-нибудь, найдут способ излечения сахарного диабета. Стремление, как можно больше узнать о заболевании и помочь здоровым детям, склонным к заболеванию, предотвратить его развитие, определило тему нашего исследования. Тема исследовательской работы: «Осторожно! Сахарный диабет!»
Цель работы: изучить болезнь «Сахарный диабет» и выявить детей, склонных к развитию этого заболевания.
Задачи исследования:
-изучение информации о сахарном диабете
– выяснение основных причин заболевания сахарным диабетом
– проведение исследовательской работы (анкетирование детей и обработка полученных данных)
-составление рекомендаций.
Гипотеза: Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание. По статистике каждый четвертый человек на планете имеет генетическую предрасположенность к развитию данного заболевания. Многие не подозревают, в какой опасности они находятся. Можно ли, зная хотя бы основные признаки и причины развития болезни, предотвратить или замедлить его развитие.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, устный опрос, обобщение.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАБЕТЕ
1.1 История болезни
Сахарный диабет был известен ещё в Древнем Египте еще в 170-ом году до нашей эры. Врачи пытались найти способы лечения, но им не была известна причина болезни; и люди, заболевшие сахарным диабетом, были обречены на гибель. Так продолжалось много веков. Только в конце прошлого века врачи провели эксперимент по удалению поджелудочной железы у собаки. После этой операции у животного развился сахарный диабет. Казалось, что причина сахарного диабета стала понятной, но прошло еще много лет, прежде чем в 1921-ом году в городе Торонто, молодой врач и студент медицинского факультета выделили особое вещество из поджелудочной железы собаки. Оказалось, что это вещество снижает уровень сахара в крови у собак, больных сахарным диабетом. Это вещество назвали инсулином. Прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь, которую сейчас называют сахарный диабет. (1,4)
1.2 Что такое диабет?
Диабет в переводе с греческого [греч. diabētēs] означает “проходить сквозь”. Это заболевание, сопровождающееся большим количеством употребляемой и выделяемой жидкости, что создает впечатление, будто жидкость «протекает» через организм человека, не задерживаясь в нем и не утоляя мучительного ощущения жажды. Позже было установлено, что вместе с мочой выводится из организма сахар, и к термину диабет добавили определение «сахарный». Выражение «сахарный диабет» буквально значит «теряющий сахар». У больных диабетом нарушается обмен веществ. В организме не хватает инсулина, а в крови повышается сахар.(4,7)
1.3 Типы и причины развития сахарного диабета
Существует два различных типа сахарного диабета.
1 тип – инсулинозависимый, развивается у людей с пониженной выработкой инсулина. Чаще всего он появляется в раннем возрасте: у детей, подростков, молодых людей. При этом типе сахарного диабета человек должен постоянно вводить себе инсулин.(4,15)
Наиболее вероятные причины его развития:
- Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. При общей ослабленности организма ОРВИ или грипп могут стать причиной нарушений в работе поджелудочной железы и спровоцировать возникновение болезни. Младенцы, родившиеся с массой тела более 4,5 кг, и дети, страдающие избыточным весом, — также находятся в группе риска по сахарному диабету.(3,47)
- Расовая предрасположенность. У представителей негроидной расы риск заболеть диабетом в 4–5 раз выше, чем у людей европеоидной расы.(2,18)
- Сезонный фактор. Британские ученые выяснили, что среди европейцев, больных диабетом, подавляющее большинство людей, которые родились в весенние месяцы. То есть весенняя активность вирусных инфекций, общая ослабленность организма матери влияют на иммунную систему ребенка. В результате сбоя в работе иммунной системы в поджелудочной железе разрушаются клетки, вырабатывающие инсулин.(3,47)
2 тип – инсулиннезависимый – это тип сахарного диабета, который появляется в зрелом возрасте часто после 40 лет. Считается возрастным заболеванием.(4,16)
Факторы, которые способствуют его развитию:
- Наследственная предрасположенность — фактор наиболее значимый. Однако представители «группы риска» по этому показателю могут правильным образом жизни свести на нет фактор наследственности. Следует помнить, наследуется не сам сахарный диабет, а только предрасположенность к нему. То есть, даже, если есть предрасположенность, сахарный диабет может не развиться. (4,24)
- Ожирение — вторая по значимости причина развития сахарного диабета. Однако в отличие от наследственности этот фактор можно и нужно держать под контролем, тем самым сводя риск возникновения диабета к минимуму.(4,26)
- Болезни поджелудочной железы и других желез внутренней секреции, травмы. В результате травмирования поджелудочной железы, панкреатита, рака поджелудочной железы и других заболеваний может происходить поражение бета-клеток, производящих инcулин. Это — прямой путь к сахарному диабету.(4,26)
- Вирусные инфекции и стрессы, ослабляющие иммунную систему, вкупе с наследственной предрасположенностью и ожирением могут стать катализатором возникновения диабета.(4,24)
- Возраст старше 40 лет.(2,16)
Признаки заболевания
- Частое мочеиспускание, преимущественно в ночное время, увеличение количества мочи.
- Неутолимая жажда, сухость во рту.
- Снижение массы тела, несмотря на стабильный аппетит.
- Общая слабость, быстрая утомляемость, ощущение тяжести в ногах, периодические головокружения.
- Запах ацетона изо рта.
- Высокая подверженность простудным и вирусным заболеваниям, тяжелое их течение.
- Медленное заживление ран, гнойничковые высыпания на коже и слизистых, кожный зуд.(4,27)
Чем опасен сахарный диабет?
Вне зависимости от причины заболевания сахарный диабет, прежде всего, опасен для крупных и мелких сосудов (капилляров), так как нарушается кровоснабжение различных органов, а значит, они не могут нормально функционировать. Поэтому при первых же симптомах незамедлительно нужно обращаться к врачу. Если правильно организована профилактика сахарного диабета, и лечение диабета проходит в полном объеме, больной неукоснительно соблюдает все рекомендации врача, то в большинстве случаев прогноз будет благоприятным.(3,37)
Можно ли жить с сахарным диабетом?
В 21 веке сахарный диабет можно считать не страшным заболеванием, а скорее специфическим образом жизни. Во многом состояние больного сахарным диабетом зависит от образа жизни, системы питания и самоконтроля, что позволяет сделать максимально эффективной профилактику осложнений сахарного диабета, сохранить качество жизни и увеличить ее продолжительность. Но достичь этого можно только при условии, что больному на ранних стадиях поставлен правильный диагноз и проводится необходимое лечение.(2,89)
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАБОЛЕВАНИЮ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
2.1. Методы исследования
Исследовательская работа, направленная на выявление детей, имеющих склонность к заболеванию сахарный диабет среди учащихся 2–3 классов, проводилась на базе ГБОУ НШ с.Красноармейское. Чтобы обосновать проблему, мы изучили соответствующую литературу, провели устный опрос детей, анкетирование по нашей теме. В работе использовались следующие исследовательские методы:
1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»
Сахарный диабет – это довольно известное во всем мире заболевание, а знают ли о существовании такого заболевания ученики 2-3 классов. Поможет устный опрос.
2. Анкета для выявления детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.
Чтобы избежать бесконтрольного прогрессирования болезни у ребенка, нужно проанализировать склонность его организма к развитию сахарного диабета.
2.2 Анализ результатов исследовательской работы
1.Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»
Провели устный опрос. В нем приняло участие 64 ученика. Выяснили:
8 учащихся (13%) не знают о существовании такого заболевания
27 учащихся (42%) слышали, что есть такое заболевание, но ничего о нем не знают
29 учащихся (45%) знают, что это опасное заболевание
Данные представлены в таблице. (Приложение 1.) Результаты опроса не утешают. Большинство учащихся (55%) не имеет представления о заболевании сахарный диабет. Считаю, что это неправильно. Ведь если диабет появляется, а больной вовремя не обращает на него внимания, болезнь опасна вдвойне.
3. Выявление детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.
Исследование склонности к заболеванию осуществлялось при помощи анкетирования, среди учеников 2-3 классов (64 человека) нашей школы. Вопросы для анкеты (Приложение 2.) подбирала Ирина Геннадьевна Шевкуленко, врач 1 категории, детский эндокринолог ГБУЗ городской Самарской детской клинической больницы №1.
Результаты анкетирования среди учащихся 2 классов
Трое учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.
Двое учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.
Двадцать учащихся испытывают частые переживания и стрессы.
Один имеет избыточный вес
Двадцать четыре учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом
Пятнадцать учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.
Данные отражены в таблице. (Приложение 3.)
Результаты анкетирования среди учащихся 3 классов
Десять учащихся имеют родственников, больных сахарным диабетом.
Шестеро учащихся часто болеют вирусными заболеваниями.
Двадцать два учащихся испытывают частые переживания и стрессы.
Шесть учащихся имеют избыточный вес
Двадцать семь учащихся регулярно посещают уроки физкультуры и занимаются спортом
Восемь учащихся едят много сладостей и пьют газированные напитки.
Данные отражены в таблице. (Приложение 4.)
2.3 Выводы:
Среди учащихся 2 – 3 классов выявлено 15 детей склонных к заболеванию сахарный диабет. Из них:
-Двое имеют генетическую наследственность, избыточный вес и часто болеют вирусными заболеваниями;
-Один имеет генетическую наследственность, избыточный вес;
-Восемь имеют генетическую наследственность;
-Четверо избыточный вес;
Данные отражены в таблице. (Приложение 5.)
Заключение
1. Изучение соответствующей литературы показало, что прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь. Сахарный диабет – это довольно опасное заболевание, которое в любом возрасте может привести к фатальным последствиям. И хотя современные методы лечения привели к увеличению продолжительности жизни страдающих им, количество больных из года в год неуклонно растет. Радикальное излечение сахарного диабета – вопрос будущего, а сегодня диабет в определенном смысле является неизлечимым заболеванием.
2. Выявлены причины, влияющие на развитие болезни сахарный диабет – это генетическая наследственность, нерациональное, богатое жирами и углеводами питание, малая двигательная активность, резкое увеличение стрессовых ситуаций, злоупотребление медикаментами.
3. Исследование, проведённое в школе, показало, что среди учащихся 2-3классов, имеются 15 детей, склонных к заболеванию сахарный диабет. В эту группу попали дети, имеющие:
-генетическую наследственность в отношении наличия в семье сахарного диабета;
-предрасположенность к ожирению;
Попадая хоть в одну из существующих групп риска, необходимо строго придерживаться рекомендаций, чтобы предотвратить сахарный диабет.
4.Современная медицина предоставляет множество вариантов, сочетая которые можно предупредить сахарный диабет. Профилактика сахарного диабета предотвратит его развитие и снизит возможность возникновения осложнений. Поэтому ей следует уделять особое внимание. Профилактические мероприятия должны начинаться с детства и в первую очередь интересовать здоровых лиц, т.к. обеспечивают им наибольшую пользу. Особенно необходимы людям, относящимся к группе риска. К сожалению, предупредить развитие диабета 1 типа невозможно, однако соблюдение некоторых рекомендаций может помочь задержать, приостановить развитие заболевания. Зато для диабета 2 типа существует ряд мероприятий. Основные правила будут касаться нескольких сфер жизни – питания, питьевого режима, физической активности и эмоционального состояния. Все в наших руках! Если стремитесь к здоровью, то выполнение рекомендаций позволит предотвратить развитие сахарного диабета. Я составила несколько полезных советов для профилактики сахарного диабета у детей. Думаю, что помогла не только себе, но и окружающим меня людям по-другому посмотреть на свое здоровье. Цель работы достигнута. Желаю всем крепкого здоровья!
Рекомендации по соблюдению правил способствующих, укреплению и сохранению здоровья
1.Если вы относитесь к группе риска, обязательно нужно раз в полгода обследоваться у эндокринолога.
2.Избегайте опасных инфекционных болезней, вовремя делайте прививки, старайтесь не переохлаждаться.
3.Обеспечьте сбалансированное питание. Не употребляйте много сладостей, мучных изделий и всех продуктов, дающих чрезмерную нагрузку на поджелудочную железу.
4.Ведите здоровый образ жизни, укрепляйте организм различными физическими упражнениями и закаливанием.
5.Старайтесь меньше нервничать и переживать. Учитесь контролировать свои эмоции.
Список литературы
1. А.Аметов, Э. Касаткина и др. «Как научиться жить с диабетом»
2.М. И. Балаболкин «Полноценная жизнь при диабете» Москва 2005г.
3. Ч.Кило, Дж.Ульямс «Что такое диабет?» Москва «Мир» 1993г.
4. А.К.Сетхи «Контроль над диабетом – в ваших руках» издательство «Диля» 2008г.
5.https://www.saharniy-diabet.com/aktualnost-saharnogo-diabeta
Приложение 1.
Устный опрос среди учащихся 2-3 классов «Что такое сахарный диабет?»
Приложение 2.
Анкета для выявления детей, склонных к заболеванию сахарный диабет.
Выбери ответ.
1.Имеются ли у тебя в семье, или среди родственников больные сахарным диабетом? да нет
2. Часто ли болеешь вирусными заболеваниями (грипп, краснуха, ангина, оспа) да нет
3.Часто ли нервничаешь и очень сильно переживаешь? да нет
4. Имеешь ли избыточный вес? да нет
5.Регулярно посещаешь уроки физкультуры, спортивные секции? да нет
6.Твое питание правильное и разнообразное? да нет
Приложение 3.
Результаты анкетирования среди учащихся 2 классов
Приложение 4.
Результаты анкетирования среди учащихся 3 классов
Приложение 5.
Склонность к заболеванию сахарный диабет.
Источник