У ребенка сахарный диабет постоянно хочет есть

У ребенка сахарный диабет постоянно хочет есть thumbnail

Психологической помощью детям, больным сахарным диабетом 1 типа, и их родителям я занимаюсь с 1997 года. За консультацией обращались и родители с маленькими детьми, и с подростками. На занятия приходили детки от 5 до 15-16 лет, и молодежь. Были ребята, которые только заболели, а были и те, которые болеют почти всю жизнь с 6-9 месяцев. Родители и дети озвучивали самые разные вопросы, на которые хотели бы получить ответ и поддержку. Сколько было пациентов, столько было разных проблем. Но, помимо своей личной проблемы, практически у всех была одна общая. И это одна из основных сложностей, с которой обращаются родители:

Как отучить ребенка воровать еду, «кусочничать» и объедаться?

Сахарный диабет у детей: как отучить кусочничать

Я никогда не скрывала, что с детства живу с диабетом. И не понаслышке знаю, что это такое – все время быть ограниченной в еде, особенно в сладком. Как удержаться от соблазна взять без спроса конфетку, печенюшку, лишнюю мандаринку? Ой, как непросто.

Родителям, понятно, непросто. А детям, поверьте, еще сложнее. Ведь кушать хочется практически всегда.

Желание постоянно кушать, жевать, наслаждаться вкусом и просто набивать рот и желудок – защитная реакция организма. Ведь у ребенка с сахарным диабетом нарушена физиологическая потребность – кушать в момент голода.

Поясню. Когда диабет только-только украдкой вползает в нашу жизнь, и мы еще о нем не догадываемся, в крови начинает повышаться уровень гликемии (сахара, глюкозы). Этот сахар остается в крови и не попадает в ткани и клетки организма. В том числе в мозг. Организм голодает и истощается, не смотря на то, что ребенок (взрослый) продолжает потреблять пищу.

Но вот врачи ставят диагноз: сахарный диабет 1 типа. Начинают колоть инсулин. Ура! Инсулин хоть и поступает извне, но поступает. Сахар начинает из крови попадать в клетки, уровень сахара в крови снижается, ребенок начинает себя лучше чувствовать.

А потом начинается еда по часам и запреты. Режим и диета, другими словами. Бедный мозг и так настрадался: хотелось есть, а еда (сахар) в клетки не поступала, и тут еще ограничивают. Получается, что он – мозг – все время в страхе – вдруг снова «блокада», вот и требует еды всеми органами чувств.

А уж у детишек, которые постоянно в движении, активные и веселые, сам по себе аппетит хороший. Но есть, когда хочется, нельзя. Надо ждать обеда (ужина, перекуса) и т.д. Вот и протестует организм, устраивает забастовки, грабит полки с едой, поджигает домики доверия.

В этот момент основной мозг, который может думать и поступать правильно – отключается, а правление берет в свои руки внутренний мозг, лимбическая система, отвечающая за наши чувства.

Уличив маленького «воришку» в преступлении, мы, как правильные родители, начинаем стыдить и ругать ребенка. Кто-то наказывает лишением прогулки, телевизора, планшета и т.п., кто-то делает вид, что не разговаривает, кто-то запугивает осложнениями, а кто-то даже бьет по рукам – у каждой семьи свои способы воздействия – обсуждать мы их не будем. Любым способом, где мы показываем недовольство ребенком, лишая его своей ласки, а значит, в его понимании, и любви, мы ставим под угрозу детское чувство привязанности. А значит, ребенок временно теряет чувство уверенности и спокойствия.

И под влиянием этого стресса внешний мозг вообще отказывается что-либо понимать, а уж «нельзя конфеты» и подавно. Получается замкнутый круг: ребенок хочет есть, берет без спроса, мы его ругаем, он переживает, снова хочет есть, опять ест втихаря, снова попадается и т.д. Постепенно психологическая зависимость перерастает в привычку.

Но мы не будем отчаиваться и опускать руки. Теперь мы знаем, что ребенок в общем-то и не виноват в нарушении диеты и «таскании» еды. Значит, мы поняли, что ругать его и наказывать бесполезно. Да, в принципе и говорить о вреде тоже.

Дети по натуре своей оптимисты. Запугивание последствиями «подъедания» и осложнениями диабета не приводит к нужному результату.

Что же делать, спросите Вы? Прежде всего, нам, как родителям, нужно создать дома обстановку, чтобы ребенок был все время занят чем-то интересным.

Поменьше телевизора и компьютера, побольше настольных совместных семейных игр, совместного чтения, прогулок. Рисование, музыка, спорт, шахматы, секции, кружки, центры детского творчества. Но приоритет отдается семейным занятиям, конечно.

Пока ребенок маленький, это вполне возможно: сформировать правильные привычки и выпустить в подростковую жизнь. Уже совсем скоро ему не будет интересно дома, но он уже получит те способы развлечь себя, которые отвлекут его от «хомячества».

Да, не у всех есть такая возможность, и часто дети бывают до вечера одни дома. Тут также важно дополнительное развитие, секции помимо школы. Но дома тоже можем помочь – исключите ВРЕМЕННО хотя бы те продукты, которые чаще всего таскает втихаря ребенок. Пусть остальные члены семьи потерпят. Да, они не виноваты. Но ребенок тоже не виноват и нуждается в помощи.

Тут надо отдавать себе отчет в том, что ребенок осознает себя частью семьи. Посадив его одного на жесткую диету и строгий режим, мы как бы отделяем его, изолируем от всех. Это еще сильнее усугубляет его чувство, что он не такой как все. Желание есть то, что ест вся семья, будет сильнее, ведь так ребенок доказывает, что и он – часть семьи, такой же, как все.

Поэтому стоит продумать режим и питание для ребенка с диабетом так, чтобы вся семья могла своим примером поддерживать эти правила. Или, наоборот, продумать для семьи такой режим и еду, чтобы ребенок с диабетом не чувствовал себя «особенным» среди родных людей.

Но даже когда вся семья завтракает, обедает и ужинает в одно время и теми же продуктами, что и заболевший диабетом член семьи, этого бывает мало. Детям и подросткам все равно хочется постоянно жевать. Тогда всей семье надо взять себя в руки и все-таки отказаться от некоторых продуктов. Это в основном те, которые легко подворачиваются под руку на столе, в шкафу и холодильнике.

Читайте также:  Презентации для школы сахарного диабета

Давным-давно, в одной семье девочка – моя ровесница тоже заболела диабетом. Ее семья ради одного это члена семьи пошла на жертвы. Они продали свой новый импортный замечательный холодильник и купили другой. Он был страшный, маленький и неудобный. Но запирался на замок. Да-да, они купили холодильник с замком! И всегда запирали его на ключ.

Та девочка давно выросла. Но благодаря замку на холодильнике, а точнее мудрым родителям, жизнь ее сложилась удачно. В отличие от многих наших ровесников с диабетом. Она получила высшее образование, вышла замуж и родила двух прекрасных деток.

Кстати, сейчас продаются замки на холодильники. Туда можно убрать все, что не нужно есть ребенку между основными приемами пищи. Зато на видное место можно положить очищенную свежую морковь, мытые огурчики, сладкий перец, помидоры черри (мои дети больше всего их любят и есть их удобно), кочерыжку или листья капусты, салата айсберга.

Не покупайте в больших объемах продукты. Когда на тарелке (в пачке) лежит несколько печенек, брать их сложнее, потому что «предки заметят». Сама через это прошла в свое время – если открытая пачка и в ней много – не заметят, а вот если там 2 конфетки – не брала.

Если овощами дело не обходится, оставляйте в холодильнике нарезанное кусочками отварное нежирное мясо, нежирный сыр, творожки, йогурты без фруктовых добавок. Не покупайте пока другие. Предложите (подложите) сушки-малютки, оставляя их на блюдечке на виду, но опять – в небольшом количестве.

Теперь, когда Вы подготовили плацдарм, скажите ребенку, что Вы не против, если время от времени, когда ему захочется есть в перерывах между едой, он спокойно может это делать.

Если снова Вы его поймали на «подъедании» или заметили, что снова где-то что-то уменьшилось запретное, обнимите, приласкайте и пожалейте. И скажите ему, что в утвердительной форме, что Вы думаете о его чувствах.

Как бы озвучьте ему то, что он чувствует в этот момент. Например: «Малыш, я понимаю, КАК тебе хочется сейчас перекусить. Это так тяжело ждать, когда хочется есть. И ты переживаешь, что приходится тайно от меня брать еду, но и не взять сложно».

Или предложить ему выбор: «Тебе так хочется сейчас конфету, я понимаю. Но давай я сделаю тебе салатик или порежу перчик или, может, хочешь, огурчик, или я почищу морковку для тебя. Вот еще есть кусочек мяса или съешь эту сушку. Ее можно сосать, как леденец».

Не забывайте, что в настоящее время есть много леденцов без сахара. Еще надо помнить, что часто ребенок начинает хотеть есть, когда у него приближается или уже заканчивается гипогликемия. Если ребенок «подворовывает» еду в одно и то же время, сделайте график замера сахара в течение нескольких дней в эти часы.

Все это я написала, учитывая возраст детей до 12-14 лет. У подростков, которые заболели уже в период относительной самостоятельности, все немного по-другому. Тем не менее, основные правила работают и с подростками.

Это, прежде всего, семейная поддержка на словах и на деле. Это семейная занятость в свободное время, в выходные и первое время в будни (прогулки, игры, поездки, ролики, велосипеды и т.п.), чтобы в период адаптации к болезни ограничить доступ к магазинам и сверстникам. Обратите внимание – не убрать общение, а ограничить именно свободное время («не болтаться по улицам»).

И для детей, и для подростков, не забывайте о поощрении за хороший сахар. Таблица достижений может висеть у всех на виду, тогда каждый может порадоваться (конечно же, вслух) успехам. Если в семье несколько детей, то графики нужно сделать и им. В них, конечно же, надо отмечать другие успехи, то, чего хотят они достигнуть. Например, снижение веса, количество отжиманий, в общем, того, что дается с трудом.

Конечно, здесь требуется наш обычный родительский подвиг – отложить свои дела, выключить утюг, перенести поход в магазин или к парикмахеру, отойти от компьютера или выключить телевизор. Порой очень сложно найти время, желание, силы, терпение, чтобы все спокойно воспринимать и сделать, найти нужные слова, время для разговора и нежности. И не сразу это получится. Не ругайте себя – верьте – постепенно, потихонечку, все будет налаживаться.

А в помощь вам пусть будут рассказы о жизни с диабетом реальных людей.

Фото – фотобанк Лори

Источник

Выясним, что же такое сахарный диабет, какие бывают типы диабета и их особенности, почему он появляется у детей и чем опасен для растущего организма. А также какие симптомы заболевания должны насторожить родителей, как диагностировать и лечить болезнь.

Диагноз «сахарный диабет» у ребенка — всегда неожиданность для родителей и звучит как приговор. Первая их реакция — отрицание.

Однако, увы, приходится осознать: ребенка поразил «сладкий» недуг. Затем наступает период отчаяния и поиска волшебного лекарства. К сожалению, пока его не существует, но можно добиться контроля над болезнью.

Мы поговорим о сахарном диабете у детей, первых «звоночках» и опасностях коварного недуга.

Что такое сахарный диабет?

Представляет собой группу хронических неизлечимых заболеваний эндокринной системы, характеризующихся длительным повышением уровня сахара в крови.

Болезнь развивается из-за того, что в клетки не поступает глюкоза. Изменения связаны либо с недостаточной выработкой инсулина, либо с неправильной его работой в организме.

Инсулин: откуда берется и зачем нужен

Инсулин — гормон, вырабатывающийся специальными бета-клетками поджелудочной железы. Инсулин — своеобразный «ключ», помогающий глюкозе проникнуть через стенку внутрь каждой клетки нашего организма.

Основные задачи глюкозы

Служит источником энергии или «топливом» для всех процессов, происходящих в нашем организме: синтез белка, выработка гормонов и ферментов, рост и обновление клеток, передача нервных импульсов и многих других.

Что происходит, если не хватает глюкозы?

Клетки начинают голодать, что ведет к нарушению работы всех органов и систем. Одновременно запускаются механизмы получения энергии из собственных тканей: расщепляются белки и жиры. При этом повышается образование кетоновых тел, оказывающих токсическое влияние на организм в целом.

Почему возникает сахарный диабет?

До сих пор не установлены истинные причины заболевания, но известны механизмы, способные запустить его развитие.

Читайте также:  Панкреатит и холецистит при сахарном диабете

Немалую роль играет наследственность: существуют аномальные гены, передающиеся от родителей к детям. Наследуется не само заболевание, а вероятность его возникновения. Например, если у мамы сахарный диабет I типа, риск того, что ребенок тоже заболеет, составляет 1–5%, у папы — до 4%, у обоих родителей — 20%.

Аномальные гены могут долгое время находиться в «спящем» состоянии, но однажды «просыпаются» и начинают свое губительное действие.

Спровоцировать развитие недуга способны предрасполагающие факторы:

* вирусные инфекции (краснуха, корь, паротит, ветряная оспа);

* стрессовые ситуации (хроническиеострые);

* аутоиммунные заболевания (ревматоидный артрит, системная красная волчанка и др.);

* хронический или острый панкреатит;

* нарушения питания, ожирение и многие другие.

Каким бывает «сладкий» недуг?

Различают сахарный диабет I типа и сахарный диабет II типа. Несмотря на похожие симптомы, это два абсолютно разных заболевания.

Сахарный диабет I типа — инсулинозависимый

Чаще поражает именно детей, но может развиваться в любом возрасте. Дети до 5 лет болеют редко. Обычно первые симптомы появляются в возрасте 6–7 лет, 10–11 лет и 13–16 лет — опасные периоды.

Наиболее часто встречается наследственно-обусловленная неспособность бета-клеток поджелудочной железы вырабатывать инсулин.

Реже развивается аутоиммунный процесс: под воздействием предрасполагающих факторов иммунная система перестает «узнавать» бета-клетки поджелудочной железы и начинает их разрушать.

Сахарный диабет II типа — инсулиннезависимый

Поражает в основном взрослых, у детей встречается редко.

При этой форме стенки клеток становятся нечувствительными к инсулину — «ключ» перестает работать, поэтому глюкоза не проникает в клетки и накапливается в крови. Причем инсулин поджелудочной железой может вырабатываться как в достаточном, так и в недостаточном количестве.

Тревожные симптомы: на что обратить внимание?

Некоторые признаки помогут заподозрить, что с ребенком происходит неладное.

Диабет I типа

Начинается остро, а признаки недуга быстро нарастают:

* ребенок часто и много пьет, но жажда не утоляется;

* частое и большими порциями мочеиспускание;

* повышенный аппетит;

* резкая потеря в весе — ребенок буквально «тает» на глазах, несмотря на то, что аппетит повышен;

* слабость, вялость, сонливость, сниженная активность.

Если не предпринять срочные меры и не обратиться к врачу, может развиться диабетический кетоацидоз.

Опасные симптомы: запах ацетона изо рта (напоминает запах перезрелых яблок), рвота, боли в животе, обезвоживание, спутанность или потеря сознания.

Ситуация развивается настолько быстро, что нужно реагировать практически мгновенно: вызывать бригаду «скорой помощи». Недуг не дает времени на «раскачку»: не нужно ждать следующего утра, чтобы сдать в лаборатории кровь натощак.

Диабет II типа

Признаки заболевания нарастают постепенно:

* утомляемость;

* потеря веса, несмотря на повышенный аппетит;

* жажда;

* учащенное мочеиспускание;

* частые инфекции (ОРВИпростуда) и трудное заживление ран (нагноение);

* нечеткое зрение.

Уровень сахара в крови повышается медленно, что не дает в полной мере проявиться всем симптомам заболевания, поэтому диагноз нередко выставляется с запозданием.

Диагностика: как выявить?

Основное — определение уровня глюкозы в крови. Общепринятая норма: 3,3–6,1 ммоль/л.

Биохимический анализ крови и ревмопробы: норма и расшифровка показателей

Биохимия — о чем расскажет анализ? Почему его назначают? Когда с ребёнком обращаться к врачу?

Прочтите подробнее о биохимических показателях крови.

При диабете I типа показатели сахара в крови изначально довольно высоки и в динамике быстро нарастают. Обычно диагноз не вызывает сомнения.

При необходимости может проводиться тест с сахарной нагрузкой (глюкозотолерантный тест) — например, для диагностики диабета II типа или скрытых нарушений обмена углеводов.

Правильное лечение — залог успеха и контроля над недугом!

Препараты назначаются в зависимости от типа диабета. Лечение проводится на протяжении всей жизни.

Диабет I типа — инсулинозависимый

Инсулина не хватает, но клетки организма остаются чувствительными к гормону.

Незамедлительно начинается инсулинотерапия: в течение дня препараты распределяются таким образом, чтобы они имитировали уровень инсулина у здорового человека. Дозы рассчитываются индивидуально для каждого ребенка — в зависимости от тяжести течения заболевания и степени недостаточности инсулина.

Диабет II типа — инсулиннезависимый

Глюкоза плохо или вовсе не проникает в клетки, даже если уровень инсулина в норме.

Назначаются препараты, действие которых направлено на улучшение поглощения клетками глюкозы и замедление всасывания углеводов в кишечнике.

Чем опасен сахарный диабет для растущего организма?

На момент начала болезни у ребенка многие органы и системы еще неполноценно работают, не завершено физическое развитие, половое созревание и рост. Соответственно, если диабет плохо контролируется, возникают многочисленные осложнения.

Поражаются мелкие и средние сосуды:

* головного мозга и нервной системы — развивается диабетическая полинейропатия (нарушается чувствительность и питание тканей, чаще — конечностей);

* почек — диабетическая нефропатия (нарушается функция почек);

* глаз — диабетическая ретинопатия (снижается острота зрения, может наступить слепота).

Длительное повышение уровня сахара в крови:

* замедляет рост костей в длину и половое созревание;

* приводит к нарушению работы иммунной системы, снижению умственных и интеллектуальных способностей.

Пожалуй, это все, что можно было рассказать о самом заболевании. В следующем материале мы поговорим о питании и новых жизненных правилах для детей с сахарным диабетом.

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

Источник

Диагноз «сахарный диабет» – это шок для всех членов семьи, который с течением времени сменяется растерянностью и недоумением. К сожалению, за последнее десятилетие сахарный диабет у детей и подростков все чаще встречается в детской эндокринологии.

Заболеваемость этим сложным недугом значительно выросла, особенно это касается дебюта болезни в раннем и детском возрасте – I тип и выявления инсулинорезистентности и диабет подростков. Доказанным фактом считается, что этот серьезный недуг развивается у генетически предрасположенных людей.

Важно знать как факторы риска, так и критерии диагностики этой болезни у детей и подростков

Почему возникает заболевание

Эндокринные заболевания развиваются в связи с повышенной или пониженной продукцией какого-либо гормона, а также при нарушении транспорта гормона к тканям-мишеням, разрушении гормона или несовершенных механизмах взаимодействия гормонов с рецепторами клеток.

Чаще всего у детей и подростков встречаются диабет I или  II типа, имеющие различные факторы риска, особенности проявления и терапии болезни.

Особенности развития патологии у детей

Сахарный диабет I типа, который чаще возникает в детском возрасте связан с нарушением продукции инсулина специфическими бета-клетками, которые расположены в определенных зонах поджелудочной железы. Он снижает уровень глюкозы.

Инсулин является своеобразным «ключом», который открывает вход для глюкозы из кровяного русла внутрь клетки. При возникновении болезни глюкоза не может попасть внутрь клетки, а ее большое накопление в крови с одной стороны вызывает энергетическое голодание тканей, а с другой повреждение сосудов и нервов из-за раздражения высокими показателями сахара и токсическими продуктами распада жиров.

При диабете I типа отмечается постепенное разрушение эндокринного аппарата поджелудочной железы (остров Лангенганса).

Болезнь возникает в результате аутоиммунной реакции, которая вызывает дисфункцию и разрушение бета-клеток

Процесс разрушения начинается при отрицательном действии диабетогенных факторов задолго по появления первых признаков и симптомов диабета.

Степень риска развития болезни на сегодняшний день можно оценить с помощью иммунных и генетических маркеров, особенно у родственников первой линии родства – аутоантитела к островковым клеткам и комбинации аллелей HLA-DQA1/DQB1. Также при необходимости проводят специфический тест анализа секреции инсулина в ответ на внутривенное введение глюкозы (только в специализированных центрах).

Читайте также:  Как пить перегородки грецкого ореха при диабете

Определение диабетогенных факторов и максимально возможное их устранение воздействия на организм считается первичной профилактикой диабета у ребенка.

К ним относятся:

  • внутриутробные вирусные инфекции (краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз);
  • тяжелое течение вирусных инфекций (корь, краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа, энтеровирусные инфекции, особенно КОКСАКИ и ЕКНО);
  • неправильное питание в раннем возрасте – раннее введение в рацион грудных детей питательных смесей, содержащих белки коровьего молока или глиадин (белок ячменя);
  • для детей после трех лет противопоказаны продукты с нитрозосодержащими консервантами и красителями;
  • частое применение определенных медикаментов – антибиотики, сульфаниламидные препараты, гормоны, нестероидные противовоспалительные средства, антидепрессанты, тиазидные диуретики, альфа-интерфероны;
  • заболевания поджелудочной железы, особенно травмы и воспаления (панкреатит, муковисцидоз, новообразования);
  • эндокринопатии (дисфункции и заболевания гипофиза, надпочечников).

Эти факторы также имеют определенное значение при определении диабета на ранних или доклинических стадиях у детей

Патогенез диабета у подростков

В подростковый период на формирующуюся эндокринную систему влияют многие факторы. Сахарный диабет у подростков связан с тем, что секреция инсулина не соответствует растущей потребности организма в нем.

Эта ситуация возникает при инсулинорезистентности, которая приводит к сравнительному дефициту инсулина и другим обменным нарушениям – дислипидемии, повышению артериального давления, жировому перерождению печени. При этом сахарный диабет в подростковом возрасте, чаще II типа – протекает значительно легче, отсутствуют процессы деструкции клеток, а изменение механизмов взаимодействия инсулина с рецепторами клеток происходят по разным причинам.

Признаки сахарного диабета у подростков могут широко варьировать от бессимптомной гипергликемии, которая обнаруживается в ходе скринингов группы риска или во время диспансеризации, до симптомов кетоацидоза – при длительном повышении глюкозы крови и отсутствии лечения.

Эта патология в подростковом возрасте имеет определенные провоцирующие и предрасполагающие факторы

При этом на первый план выходит избыточный вес и гормональные изменения в организме у подростков. Кроме этого диабет в подростковом возрасте часто возникает на фоне с пика физиологической инсулинорезистентности пубертатного периода, что может привести к развитию более сложного течения болезни и необходимости инсулинотерапии.

Симптомы болезни

Диабет – это хроническая болезнь, при которой происходит стойкое изменение обмена веществ, связанное со снижением продукции или нарушением взаимодействия инсулина с тканями. При этом значительно повышается глюкоза в крови, и возникают симптомы диабета у подростков и детей.

Необходимо помнить, что даже при минимальных признаках болезни, особенно при семейной предрасположенности – нужно срочно проконсультироваться с педиатром и исключить вероятность развития патологии. Родителям и всем членам семьи важно осознать, что главный принцип терапии: «сахарный диабет – это определенный образ жизни» и многое зависит от пациента и его семьи, а также самоконтроля недуга.

Поэтому важно заметить ранние признаки сахарного диабета у подростков мальчиков и девушек.

Диабет  II типа можно лечить таблетками или даже только диетой, если он выявлен своевременно

Особое значение это имеет в подростковом возрасте, когда ребенок частично выходит из-под контроля и влияния семьи, отказывается от соблюдения диеты и контроля гликемии, изменяет образ жизни, нарушает режим. Именно в период пуберитата, когда гормональный фон нестабилен чаще возникают осложнения диабета в виде макро – и микрососудистых нарушений, артериальной гипертензии, а болезнь II типа – переходит в явный диабет с постепенным разрушением бета-клеток и кетоацидозом, и требует дополнительного введения инсулина.

Понимание особенностей и вариантов течения болезни подростками – основа успешного лечения недуга. Для этого создаются «школы диабета», где пациентов обучают регулярному и грамотному самоконтролю болезни, что помогает избежать развития осложнений.

Контроль диабета – это необходимость регулярного определения сахара и крови и умение анализировать результаты

Регулярный контроль и возможность принимать необходимые меры по снижению сахара позволяет добиться нормализации нарушенного обмена веществ и возможность полноценной жизни с диабетом. Признаки сахарного диабета у девочек подростков имеют определенные особенности.

У девушек первыми проявлениями болезни считаются зуд в области половых органов и длительные кандидозные вульвиты и вульвовагиниты, устойчивые к терапии. Это связано с постоянным повышением сахара в крови – питательная среда для грибков и других патогенных микроорганизмов.

У подростков девушек более выражены проявления астении и нарушения сна. Ребенок предъявляет жалобы на беспричинную слабость, упорные мигренеподобные головные боли, раздражительность, снижение работоспособности. При этом отмечается ухудшение успеваемости и конфликты со сверстниками и учителями.

Также отмечается изменение гормонального фона – нарушения месячных как симптом поликистоза яичников (синдром Штейна – Левенталя). При отсутствии лечения у девушек может развиться бесплодие.

Только правильное лечение и постоянный контроль сахара – основа полноценной жизни с диабетом в любом возрасте

Подведем итоги:

  • медицина не стоит на месте, и возможности в отношении терапии сахарного диабета различных типов ежегодно расширяются;
  • чтобы избежать заблуждений и ошибок, особенно в плане наблюдения и лечения диабета у детей и подростков нужен постоянный контакт с наблюдающим врачом – детским эндокринологом или диабетологом;
  • постоянный контроль уровня сахара крови и правильная его регуляция – залог нормализации измененного обмена веществ и профилактика опасных осложнений;
  • диабет I типа у детей и подростков лечиться только инъекциями инсулина – на сегодняшний день нет других методов и лекарств;
  • отказ от инсулинотерапии приводит к развитию серьезных осложнений, инвалидизации и даже смерти – поэтому использование «уникальных» методов терапии недопустимо и опасно;
  • самоконтроль недуга – важнейшее условие успешного лечения диабета любого типа считается;
  • диабет II типа можно лечить таблетками и/или диетой;
  • важным фактором при терапии инсулинрезистентности является снижение массы тела, здоровый образ жизни и контроль сопутствующих патологий.

<span data-mce-type=”bookmark” style=”display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;” class=”mce_SELRES_start”></span>

Поэтому наиболее важным фактором для терапии диабета – выявление групп риска и профилактика возникновения болезни на стадии преддиабета, латентных форм заболевания или при ранних проявлениях диабета.

Читать далее…

Источник