Учебно методическое пособие для студентов сахарный диабет
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
У ЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ВЫПУСК 1
ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА,
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ,
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
Волгоград 2002
ББК 54.151.602.3
С22
Составители:
д-р мед. наук, проф. М.Е. Стаценко;
канд. мед. наук, доц. À.Ф. Косицына;
канд. мед. наук, ассист. С.В. Туркина;
врач С.Л. Болотова
Рецензенты:
д-р мед. наук, проф. С.В. Недогода;
д-р мед. наук, проф. П.À. Бакумов
Сахарный диабет: Учебно-методическое пособие. Вып. 1: Эти-
С22 ология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, прин-
ципы лечения / Сост. М.Е. Стаценко, À.Ф. Косицына, С.В. Турки-
на, С.Л. Болотова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 64 с.
В данном пособии представлены современные данные об этио-
логии, патогенезе сахарного диабета 1-го и 2-го типов. Отражены
вопросы клиники сахарного диабета. Особое внимание обращено на
ранние признаки заболевания, особенности поражения сердечно-со-
судистой системы, почек, глаз, нервной системы и состояния поло-
сти рта. Большое внимание авторы уделили принципам лечения са-
харного диабета, применению препаратов инсулина и таблетирован-
ных сахароснижающих средств. Пособие иллюстрировано таблицами,
схемами, обобщающими алгоритмами.
Пособие предназначено для студентов всех факультетов меди-
цинского вуза, интернов, клинических ординаторов, а также будут
полезны и терапевтам.
© Составление. М.Е. Стаценко,
À.Ф. Косицына, С.В. Туркина,
С.Л. Болотова, 2002
© Волгоградская медицинская
академия, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сахарный диабет является одной из серьезнейших медико-
социальных проблем нашего времени, относящихся к приори-
тетным направлениям национальных систем здравоохранения
практически всех стран мира.
Сахарный диабет широко распространен, затрагивает ин-
тересы людей всех возрастов, характеризуется ранней инвали-
дизацией и высокой смертностью. В последние годы сахарный
диабет устойчиво занял третью позицию среди непосредствен-
ных причин смерти, уступая только сердечно-сосудистым и он-
кологическим заболеваниям. Социальные последствия сахарно-
го диабета также неблагоприятны, так как контроль и терапия
данного заболевания требуют от системы здравоохранения очень
больших затрат.
В настоящее время в мире насчитывается более 150 милли-
онов больных сахарным диабетом, что составляет от 2 % до 5 %
населения западных стран и до 10—15 % в развивающихся стра-
нах. В промышленно развитых странах мира каждые 10—15 лет
количество больных сахарным диабетом в среднем возрастает в
два раза. Примерно у 11 % населения индустриальных стран вы-
является нарушение толерантности к глюкозе; ежегодно у 1—5 %
из них развивается сахарный диабет 2-го типа. Предполагается,
что к 2010 году больных сахарным диабетом будет на планете
около 240 миллионов. В Российской Федерации сахарным диабе-
том страдает около 8 миллионов человек. Сахарным диабетом 1-
го типа страдают 0,25 % людей в возрасте до 20 лет. Дети состав-
ляют 54 % всех пациентов сахарным диабетом 1-го типа. Гестаци-
онный сахарный диабет обнаруживается у 3 % всех беременных,
около 1 % составляет вторичный сахарный диабет. Сахарный ди-
абет 2-го типа — это наиболее частая форма сахарного диабета,
которая определяется в 85—90 % случаев. К сожалению, действи-
тельность такова, что на сегодняшний день на одного обратив-
шегося за медицинской помощью больного сахарным диабетом
2-го типа приходится 2—3 человека, не знающего о своей болез-
ни. При этом не менее 40 % из них уже страдают различными
поздними осложнениями сахарного диабета: ИБС, нефропати-
ей, ретинопатией, нейропатией.
3
Сахарный диабет относится к таким заболеваниям, с кото-
рыми неизбежно сталкивается врач любой специальности. Поэто-
му современные сведения об этиологии, патогенезе, клиничес-
ких проявлениях, осложнениях заболевания, диагностике и ле-
чении сахарного диабета 1-го и 2-го типов, представленные в
настоящем методическом пособии, будут полезны студентам всех
факультетов медицинского вуза, а также интернам, клиничес-
ким ординаторам и терапевтам.
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научить поставить и обосновать развернутый клинический
диагноз сахарного диабета (СД) у курируемого больного с ука-
занием:
• формы сахарного диабета;
• степени тяжести заболевания;
• стадии компенсации углеводного обмена;
• наличия и характера осложнений.
Научить принципам лечения сахарного диабета:
• диетотерапии;
• лечения СД 1-го типа препаратами инсулина;
• лечения СД 2-го типа пероральными сахароснижающими
средствами (ПСС), с использованием комбинированной терапии;
• осложнения и побочные явления при терапии СД.
II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ
И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. Уметь выявлять ведущие симптомы и синдромы в клини-
ке сахарного диабета.
2. Уметь назначить необходимое лабораторное обследование
у больных сахарным диабетом.
3. Уметь правильно оценивать результаты глюкозурическо-
го, гликемического профиля, глюкозотолерантного теста.
4. Уметь провести дифференциальный диагноз сахарного
диабета с почечной глюкозурией, несахарным диабетом, али-
ментарной и симптоматической гипергликемией.
5. Уметь выявить осложнения сахарного диабета.
6. Уметь сформулировать клинический диагноз сахарного
диабета.
7. Знать принципы лечения СД:
• диетотерапии;
• назначения препаратов инсулина;
• назначения пероральных сахароснижающих средств (ПСС).
5
III. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ
Ответьте на следующие вопросы:
1. Продуктом какого органа является инсулин?
2. Какие виды обмена регулирует инсулин?
3. Какова основная физиологическая роль инсулина?
4. Перечислите основные жалобы больных сахарным диабетом.
5. Каков патогенез жажды и полиурии при сахарном диабете?
6. Каковы нормальные цифры гликемии натощак?
7. Определите показания к проведению глюкозотолерантно-
го теста. Методика проведения. Интерпретация полученных дан-
ных.
8. При какой гликемии появляется глюкозурия? Всегда ли
степень глюкозурии отражает степень тяжести сахарного диабе-
та?
9. Какие симптомы можно выявить при осмотре больных
сахарным диабетом?
10. Перечислите основные клинико-лабораторные диагнос-
тические критерии сахарного диабета.
11. Каков патогенез диабетической микроангиопатии?
12. Каков патогенез диабетической макроангиопатии?
13. Каков патогенез диабетической полинейропатии?
14. Назовите причины иммунодефицита при сахарном диабете.
15. Перечислите возможные проявления в полости рта у боль-
ных сахарным диабетом.
16. Назовите номер диетического стола для больных СД.
17. Каковы общие принципы диетотерапии при СД?
18. Что вкладывается в понятие «хлебная единица»?
19. Как оценить сахаристую ценность пищи?
20. Сколько грамм сахара усваивает 1 ед инсулина в норме и
в зависимости от уровня гликемии?
21. Какие виды препаратов инсулина Вы знаете?
22. Одинаков ли метаболизм экзогенного и эндогенного
инсулина в организме?
23. Каков механизм сахароснижающего действия производ-
ных сульфанилмочевины?
24. Каков механизм сахароснижающего действия производ-
ных бигуанидов?
25. Что такое акарбоза? Каков механизм действия?
6
IV. БЛОК ИНФОРМАЦИИ
1. ИНСУЛИН
1.1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Поджелудочная железа — непарный орган пищеваритель-
ной системы. Экзокринная, или внешнесекреторная, функция
обеспечивает секрецию панкреатического сока, имеющего ще-
лочную реакцию, содержащую бикарбонаты и ферменты, необ-
ходимые для переваривания пищи.
Эндокринная часть поджелудочной железы представлена пан-
креатическими островками, описанными П. Лангергансом в 1869
году. Островок поджелудочной железы представлен несколькими
видами клеток и состоит в основном из клеток четырех типов:
• Тип À (содержание в островке 20 %) — секреторный
гормон глюкагон.
• Тип В (содержание в островке 75 %) — секреторный гор-
мон инсулин.
• Тип D (содержание в островке 3—5 %) — секреторный
гормон соматостатин.
• Тип РР (содержание в островке менее 2 %) — секретор-
ный гормон панкреатический полипептид.
Инсулин был выделен из поджелудочной железы собак
Чарльзом Бестом, Дж. Маклеод и Фредериком Бантингом в 1921
году, за что последние были удостоены Нобелевской премии в
1923 году, но лишь в 1955 году Фредерик Сангер расшифровал
первичную структуру молекулы.
1.2. БИОСИНТЕЗ ИНСУЛИНА
Инсулин синтезируется β-клетками поджелудочной желе-
зы, последовательно, в несколько этапов. В начале происходит
синтез препроинсулина, проинсулина, который затем, в секре-
торных гранулах аппарата Гольджи, конвертируется в инсулин с
выделением С-пептида. Это энергозависимая реакция, для осу-
ществления которой требуется 30—60 минут.
Инсулин и С-пептид содержатся в эквивалентных количе-
ствах в гранулах пластинчатого комплекса. Общее количество на-
7
копленного в островках поджелудочной железы инсулина со-
ставляет примерно 200 ед. Количество синтезируемого инсулина
у здорового взрослого человека — 40 ед/сутки.
Содержание инсулина в плазме крови здорового человека
натощак — 0,4—0,8 нг/мл, С-пептида — 0,9—3,5 нг/мл. Содер-
жание С-пептида имеет значение в оценке резервов функции
инсулярного аппарата.
Секреция инсулина из β-клеток регулируется внеклеточны-
ми и внутриклеточными механизмами и колеблется от 0,25 до
1,5 ед/час. Физиологическим и наиболее важным стимулятором
секреции инсулина является глюкоза; увеличение секреции ин-
сулина наблюдается при концентрациях внутриклеточной глю-
козы между 5,5 и 17 ммоль/л (максимальная стимуляция секре-
ции инсулина при содержании глюкозы около 8 ммоль/л).
Секреция инсулина в ответ на стимуляцию глюкозой пред-
ставляет собой двухфазную реакцию, состоящую из стадии быст-
рого, раннего высвобождения инсулина, называемой первой фа-
зой секреции (продолжительность 1—3 мин), и второй фазы (про-
должается 20—30 мин).
Секрецию инсулина, кроме глюкозы, стимулируют гормо-
ны желудочно-кишечного тракта (желудочный ингибиторный пеп-
тид, гастрин, холецистокинин, гастрин, секретин, вазоактивный
интестинальный полипептид), аминокислоты и производные жи-
ров. Кроме этого, стимулирующим влиянием на освобождение и
секрецию инсулина обладает глюкагон, так как глюкагон увели-
чивает продукцию глюкозы печенью в результате распада глико-
гена и активизации глюконеогенеза. Парасимпатические влияния
также усиливают секрецию инсулина.
Подавляют секрецию и освобождение инсулина гипоглике-
мия, соматостатин, никотиновая кислота, диазоксид, адреналин
и норадреналин.
1.3. МетаБОЛИЗМ ИНСУЛИНА
Практически во всех тканях организма инсулин влияет на
обмен углеводов, жиров, белков и электролитов, увеличивая
транспорт глюкозы, белка и других веществ через мембрану клет-
ки. Свое биологическое действие на уровне клетки инсулин осу-
ществляет через соответствующий рецептор в тканях.
8
Большая часть инсулина метаболизируется в печени, за один
пассаж в ней задерживается 40—60 % гормона, поступающего из
систем портальной вены. Инсулин после связывания с рецепто-
рами гепатоцитов подвергается протеолизу, сопровождающемуся
инактивацией гормона. Около 40 % инсулина (по данным неко-
торых авторов, 15—20 %) инактивируется почками. Следует от-
метить, что при почечной недостаточности инактивация инсули-
на почками уменьшается до 9—10 %, поэтому у больных сахар-
ным диабетом при почечной недостаточности потребность в ин-
сулине снижается (синдром Зуброды — Дана).
Роль почек в инактивации экзогенного инсулина велика,
так как, всасываясь из места инъекции, инсулин попадает в
большой круг кровообращения и почки, а эндогенный инсулин
сначала поступает в печень и лишь затем, меньшая его часть, в
большой круг кровообращения и почки.
1.4. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИНСУЛИНА
Основное действие инсулина заключается в усилении транс-
порта глюкозы через мембрану клетки (скорость поступления
глюкозы внутрь клетки увеличивается в 20—40 раз). Механизм
транспорта глюкозы через мембрану клетки осуществляется с
помощью белков-транспортеров: Na+-глюкозный котранспортер
и 6-изоформ собственных транспортеров глюкозы (ГЛЮТ).
Инсулин осуществляет утилизацию, метаболизм и «склади-
рование» поступающих в организм пищевых веществ. Он также
участвует в процессах роста и дифференцировки тканей, прояв-
ляет анаболические и антикатаболические свойства в отношении
углеводов, жиров и аминокислот. Более подробно влияние инсу-
лина на различные виды обмена даны в приложении, таблице 1.
Инсулин контролирует утилизацию глюкозы инсулинзави-
симыми тканями и поступление глюкозы в кровоток. К инсулин-
независимым тканям относятся ЦНС, форменные элементы кро-
ви, артериолы, глаз и хрусталик.
Через 1—2 часа после еды вследствие адсорбции глюкозы и
других веществ в кишечнике концентрация их в крови повыша-
ется, что стимулирует синтез и высвобождение инсулина, повы-
шение его уровня в сыворотке крови до 30—80 мЕд/мл. Созда-
9
ются условия для синтеза гликогена в печени и мышцах, а жира
— в жировых депо.
В состоянии покоя натощак (через 10—14 часов после при-
ема пищи) содержание инсулина в крови снижается, вследствие
чего инициируются гликогенолиз и глюконеогенез. Печень на-
чинает продуцировать и высвобождать глюкозу, 75 % которой
является результатом гликогенолиза, и 25 % — глюконеогенеза.
2. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
2.1. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ (СД)
Сахарный диабет (СД) — хронический метаболический син-
дром, характеризующийся гипергликемией, глюкозурией и свя-
занными с ними нарушениями обмена веществ. Развитие синд-
рома обусловлено абсолютной или относительной недостаточно-
стью инсулина в организме, приводящей к нарушению угле-
водного, жирового и белкового обмена и глубокой дезорганиза-
ции внутриклеточного метаболизма (Балаболкин М.И., 2001).
2.2. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГЛИКЕМИИ
(ВОЗ,1999)
1. Сахарный диабет 1-го типа:
À. Àутоиммунный;
В. Идиопатический.
2. Сахарный диабет 2-го типа.
3. Другие специфические типы диабета:
À. Генетические дефекты β-клеточной функции;
Б. Генетические дефекты в действии инсулина;
В. Болезни экзокринной части поджелудочной железы;
Г. Эндокринопатии;
Д. Диабет, индуцированный лекарствами или хими-
калиями;
Е. Инфекции;
Ж. Необычные формы иммунно-опосредованного ди-
абета.
4. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с
диабетом.
10
Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы
Методическая разработка для преподавателя
к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»
Специальность: «Сестринское дело»
Составили:
преподаватель педиатрии:
Ушакова Ф.И.
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК педиатрии
Протокол № _____
от «___» _____________ г.
Председатель ЦМК
____________
2010
Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию
по теме: «Сахарный диабет у детей»
Специальность: «Сестринское дело».
Место проведения занятия: кабинет доклиники.
Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).
Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
Целевые задачи:
Студенты должны
Уметь:
- Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
- Выявить проблемы пациента и его окружающих.
- Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
- Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
- Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
- Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
- Провести промывание желудка ребенку.
- Набрать и ввести нужную дозу инсулина.
Оснащение занятия
- Тестовые задачи.
- Ситуационные задачи.
- Методическое пособие для учащихся.
- Инсулиновые препараты.
- Инсулиновые шприцы.
- Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.
Хронокарта
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Методическая разработка к практическому занятию по теме:
«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»
Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен
Уметь:
- собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
- подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
- собрать суточную мочу на сахар
- определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
- составить меню больному сахарным диабетом
- ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
- обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
- провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы
- оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
- расшифровать углеводную кривую.
Знать:
Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.
Оснащение занятия:
На каждого студента:
- Методическое пособие.
- Бланк направления.
- Шприцы.
- Иглы.
- Лотки.
- Ватные шарики.
- Пинцеты.
- Препараты инсулина.
На двух студентов:
- Стеклянная мерная посуда.
- Фантом для п/к инъекций.
- Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.
На бригаду:
- Видеодвойка.
- Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
- Глюкометр.
- Шприц-ручка для введения инсулина.
Хронокарта
Организационный момент | 5 мин. |
Актуализация темы | 5 мин. |
Контроль исходного уровня | 20 мин. |
Изучение нового материала | 60 мин. |
Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры) | 60 мин. |
Отработка практических навыков | 90 мин. |
Решение профессиональных задач | 25 мин. |
Подведение итогов, задание на дом | 5 мин. |
ВСЕГО | 270 мин. |
Литература для студентов
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
- Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
- Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие – Мн.: Высш. шк., 2000 г.
- Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
Литература для преподавателя
- Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
- Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
- Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.
План занятия
- Организационный момент:
- отметить отсутствующих
- ознакомить студентов с планом занятия
- Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
- каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
- после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
- Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
- преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
- Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
- преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
- преподаватель контролирует и корректирует их действия
- рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
- Решение ситуационных задач:
- каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
- Подведение итогов занятия:
- преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия
Литература для студентов:
Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал
Литература для преподавателя:
«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского
Мотивация
Уважаемый студент!
Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:
Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.
Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.
Информационный блок
- Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
- Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
- Виды инсулинов.
- Памятки для больных, примерное меню.
- Уход при сахарном диабете.
- Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.
Алгоритмы манипуляций
- Выполнение инъекции инсулина.
- Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
- Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
- ООД сбора мочи на сахар.
- Образец заполнения бланка направления.
- Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.
Методический блок
- Мотивация.
- Цели занятия.
- Оснащение занятия.
- План занятия.
- Хронокарта.
- Литература.
Хронокарта занятия
Кол-во студентов – 10 человек.
Время – 270 минут.
№ | Название этапа | Время в мин. | Дидактическая система | Примечание | |
Р | Ц | ||||
1. | Организационный момент | 10 | 10 | ||
2. | Контроль исходного уровня:
| 30 15 5 10 | – 10 – 9 | – – 10 1 | Приложение №1 Проводится перекрестно |
3. | Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями | 45 | 9 | 1 | Приложение №2 |
4. | Работа студентов:
| 120 50 30 30 10 10 10 | – 10 8 – 7 7 6 | – – 2 – 1 1 1 | Приложение №3 Проводится индивидуально Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4) |
5. | Решение ситуационных задач:
| 60 20 20 20 | – 7 7 6 | – 3 3 4 | По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи |
6. | Подведение итогов занятия | 15 | 10 | – |
Литература для студентов:
- «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
- Рецептурный справочник под редакцией Машковского.
- «Детские болезни» Святкиной.
Литература для преподавателя:
- «Детские болезни» Н.Шабалова.
- «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.
Схема ООД сбора мочи на сахар
Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением
№ | Цель действия | План действия | Теоретическое обоснование | Критерий | Примечание |
1. | Подготовка посуды для сбора мочи | Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию | |||
2. | Подготовка больного | Подмывание не требуется | |||
3. | Сбор мочи | Предупредите больного:
| Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче | Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты |
Примеры выписки рецептов
- Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.
Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml
D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет
- Моносуинсулин для подкожного введения.
Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды
- Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.
Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет
- Суспензия инсулина – ультралонг.
Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)
D.t.d. № 12
S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном
Приложение № 3
Вопросы по теме: «Сахарный диабет»
(для выявления уровня знаний)
- К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
- Какие типы сахарного диабета выделяют?
- Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
- Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
- Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
- Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
- Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
- Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
- Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
- Какие симптомы характерны для диабетической комы?
- Какие причины вызывают ее?
- Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
- Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
- Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
- Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?
Уход при сахарном диабете
Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.
План сестринских вмешательств | Обоснование |
1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни» |
|
2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.) |
|
3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса») |
|
4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина |
|
5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина |
|
6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка |
|
7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек |
|
8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний |
|
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».
На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.
Критерии оценки данного тестового задания:
До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»
От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»
От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»
Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»
Ситуации к разыгрыванию ролей
Бригада делится попарно.
В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).
Ситуация № 1
У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.
Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.
Ситуация № 2
Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.
Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.
Ситуация № 3
Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.
Обучите маму сбору мочи на сахар.
Ситуация № 4
Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.
Объясните маме, как хранить инсулин.
Ситуационная № 5
Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсул?