Учебно методическое пособие для студентов сахарный диабет

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ВОЛГОГРАДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
У ЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВЫПУСК 1

ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА,
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ,
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ

Волгоград 2002

ББК 54.151.602.3
С22

Составители:
д-р мед. наук, проф. М.Е. Стаценко;
канд. мед. наук, доц. À.Ф. Косицына;
канд. мед. наук, ассист. С.В. Туркина;
врач С.Л. Болотова

Рецензенты:
д-р мед. наук, проф. С.В. Недогода;
д-р мед. наук, проф. П.À. Бакумов

Сахарный диабет: Учебно-методическое пособие. Вып. 1: Эти-
С22 ология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, прин-
ципы лечения / Сост. М.Е. Стаценко, À.Ф. Косицына, С.В. Турки-
на, С.Л. Болотова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 64 с.
В данном пособии представлены современные данные об этио-
логии, патогенезе сахарного диабета 1-го и 2-го типов. Отражены
вопросы клиники сахарного диабета. Особое внимание обращено на
ранние признаки заболевания, особенности поражения сердечно-со-
судистой системы, почек, глаз, нервной системы и состояния поло-
сти рта. Большое внимание авторы уделили принципам лечения са-
харного диабета, применению препаратов инсулина и таблетирован-
ных сахароснижающих средств. Пособие иллюстрировано таблицами,
схемами, обобщающими алгоритмами.
Пособие предназначено для студентов всех факультетов меди-
цинского вуза, интернов, клинических ординаторов, а также будут
полезны и терапевтам.

© Составление. М.Е. Стаценко,
À.Ф. Косицына, С.В. Туркина,
С.Л. Болотова, 2002
© Волгоградская медицинская
академия, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сахарный диабет является одной из серьезнейших медико-
социальных проблем нашего времени, относящихся к приори-
тетным направлениям национальных систем здравоохранения
практически всех стран мира.
Сахарный диабет широко распространен, затрагивает ин-
тересы людей всех возрастов, характеризуется ранней инвали-
дизацией и высокой смертностью. В последние годы сахарный
диабет устойчиво занял третью позицию среди непосредствен-
ных причин смерти, уступая только сердечно-сосудистым и он-
кологическим заболеваниям. Социальные последствия сахарно-
го диабета также неблагоприятны, так как контроль и терапия
данного заболевания требуют от системы здравоохранения очень
больших затрат.
В настоящее время в мире насчитывается более 150 милли-
онов больных сахарным диабетом, что составляет от 2 % до 5 %
населения западных стран и до 10—15 % в развивающихся стра-
нах. В промышленно развитых странах мира каждые 10—15 лет
количество больных сахарным диабетом в среднем возрастает в
два раза. Примерно у 11 % населения индустриальных стран вы-
является нарушение толерантности к глюкозе; ежегодно у 1—5 %
из них развивается сахарный диабет 2-го типа. Предполагается,
что к 2010 году больных сахарным диабетом будет на планете
около 240 миллионов. В Российской Федерации сахарным диабе-
том страдает около 8 миллионов человек. Сахарным диабетом 1-
го типа страдают 0,25 % людей в возрасте до 20 лет. Дети состав-
ляют 54 % всех пациентов сахарным диабетом 1-го типа. Гестаци-
онный сахарный диабет обнаруживается у 3 % всех беременных,
около 1 % составляет вторичный сахарный диабет. Сахарный ди-
абет 2-го типа — это наиболее частая форма сахарного диабета,
которая определяется в 85—90 % случаев. К сожалению, действи-
тельность такова, что на сегодняшний день на одного обратив-
шегося за медицинской помощью больного сахарным диабетом
2-го типа приходится 2—3 человека, не знающего о своей болез-
ни. При этом не менее 40 % из них уже страдают различными
поздними осложнениями сахарного диабета: ИБС, нефропати-
ей, ретинопатией, нейропатией.

3

Сахарный диабет относится к таким заболеваниям, с кото-
рыми неизбежно сталкивается врач любой специальности. Поэто-
му современные сведения об этиологии, патогенезе, клиничес-
ких проявлениях, осложнениях заболевания, диагностике и ле-
чении сахарного диабета 1-го и 2-го типов, представленные в
настоящем методическом пособии, будут полезны студентам всех
факультетов медицинского вуза, а также интернам, клиничес-
ким ординаторам и терапевтам.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научить поставить и обосновать развернутый клинический
диагноз сахарного диабета (СД) у курируемого больного с ука-
занием:
• формы сахарного диабета;
• степени тяжести заболевания;
• стадии компенсации углеводного обмена;
• наличия и характера осложнений.
Научить принципам лечения сахарного диабета:
• диетотерапии;
• лечения СД 1-го типа препаратами инсулина;
• лечения СД 2-го типа пероральными сахароснижающими
средствами (ПСС), с использованием комбинированной терапии;
• осложнения и побочные явления при терапии СД.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ
И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1. Уметь выявлять ведущие симптомы и синдромы в клини-
ке сахарного диабета.
2. Уметь назначить необходимое лабораторное обследование
у больных сахарным диабетом.
3. Уметь правильно оценивать результаты глюкозурическо-
го, гликемического профиля, глюкозотолерантного теста.
4. Уметь провести дифференциальный диагноз сахарного
диабета с почечной глюкозурией, несахарным диабетом, али-
ментарной и симптоматической гипергликемией.
5. Уметь выявить осложнения сахарного диабета.
6. Уметь сформулировать клинический диагноз сахарного
диабета.
7. Знать принципы лечения СД:
• диетотерапии;
• назначения препаратов инсулина;
• назначения пероральных сахароснижающих средств (ПСС).

5

III. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ
Ответьте на следующие вопросы:
1. Продуктом какого органа является инсулин?
2. Какие виды обмена регулирует инсулин?
3. Какова основная физиологическая роль инсулина?
4. Перечислите основные жалобы больных сахарным диабетом.
5. Каков патогенез жажды и полиурии при сахарном диабете?
6. Каковы нормальные цифры гликемии натощак?
7. Определите показания к проведению глюкозотолерантно-
го теста. Методика проведения. Интерпретация полученных дан-
ных.
8. При какой гликемии появляется глюкозурия? Всегда ли
степень глюкозурии отражает степень тяжести сахарного диабе-
та?
9. Какие симптомы можно выявить при осмотре больных
сахарным диабетом?
10. Перечислите основные клинико-лабораторные диагнос-
тические критерии сахарного диабета.
11. Каков патогенез диабетической микроангиопатии?
12. Каков патогенез диабетической макроангиопатии?
13. Каков патогенез диабетической полинейропатии?
14. Назовите причины иммунодефицита при сахарном диабете.
15. Перечислите возможные проявления в полости рта у боль-
ных сахарным диабетом.
16. Назовите номер диетического стола для больных СД.
17. Каковы общие принципы диетотерапии при СД?
18. Что вкладывается в понятие «хлебная единица»?
19. Как оценить сахаристую ценность пищи?
20. Сколько грамм сахара усваивает 1 ед инсулина в норме и
в зависимости от уровня гликемии?
21. Какие виды препаратов инсулина Вы знаете?
22. Одинаков ли метаболизм экзогенного и эндогенного
инсулина в организме?
23. Каков механизм сахароснижающего действия производ-
ных сульфанилмочевины?
24. Каков механизм сахароснижающего действия производ-
ных бигуанидов?
25. Что такое акарбоза? Каков механизм действия?

6

IV. БЛОК ИНФОРМАЦИИ

1. ИНСУЛИН

1.1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Поджелудочная железа — непарный орган пищеваритель-
ной системы. Экзокринная, или внешнесекреторная, функция
обеспечивает секрецию панкреатического сока, имеющего ще-
лочную реакцию, содержащую бикарбонаты и ферменты, необ-
ходимые для переваривания пищи.
Эндокринная часть поджелудочной железы представлена пан-
креатическими островками, описанными П. Лангергансом в 1869
году. Островок поджелудочной железы представлен несколькими
видами клеток и состоит в основном из клеток четырех типов:
• Тип À (содержание в островке 20 %) — секреторный
гормон глюкагон.
• Тип В (содержание в островке 75 %) — секреторный гор-
мон инсулин.
• Тип D (содержание в островке 3—5 %) — секреторный
гормон соматостатин.
• Тип РР (содержание в островке менее 2 %) — секретор-
ный гормон панкреатический полипептид.
Инсулин был выделен из поджелудочной железы собак
Чарльзом Бестом, Дж. Маклеод и Фредериком Бантингом в 1921
году, за что последние были удостоены Нобелевской премии в
1923 году, но лишь в 1955 году Фредерик Сангер расшифровал
первичную структуру молекулы.

Читайте также:  Средняя степень тяжести сахарного диабета 1 типа

1.2. БИОСИНТЕЗ ИНСУЛИНА

Инсулин синтезируется β-клетками поджелудочной желе-
зы, последовательно, в несколько этапов. В начале происходит
синтез препроинсулина, проинсулина, который затем, в секре-
торных гранулах аппарата Гольджи, конвертируется в инсулин с
выделением С-пептида. Это энергозависимая реакция, для осу-
ществления которой требуется 30—60 минут.
Инсулин и С-пептид содержатся в эквивалентных количе-
ствах в гранулах пластинчатого комплекса. Общее количество на-

7

копленного в островках поджелудочной железы инсулина со-
ставляет примерно 200 ед. Количество синтезируемого инсулина
у здорового взрослого человека — 40 ед/сутки.
Содержание инсулина в плазме крови здорового человека
натощак — 0,4—0,8 нг/мл, С-пептида — 0,9—3,5 нг/мл. Содер-
жание С-пептида имеет значение в оценке резервов функции
инсулярного аппарата.
Секреция инсулина из β-клеток регулируется внеклеточны-
ми и внутриклеточными механизмами и колеблется от 0,25 до
1,5 ед/час. Физиологическим и наиболее важным стимулятором
секреции инсулина является глюкоза; увеличение секреции ин-
сулина наблюдается при концентрациях внутриклеточной глю-
козы между 5,5 и 17 ммоль/л (максимальная стимуляция секре-
ции инсулина при содержании глюкозы около 8 ммоль/л).
Секреция инсулина в ответ на стимуляцию глюкозой пред-
ставляет собой двухфазную реакцию, состоящую из стадии быст-
рого, раннего высвобождения инсулина, называемой первой фа-
зой секреции (продолжительность 1—3 мин), и второй фазы (про-
должается 20—30 мин).
Секрецию инсулина, кроме глюкозы, стимулируют гормо-
ны желудочно-кишечного тракта (желудочный ингибиторный пеп-
тид, гастрин, холецистокинин, гастрин, секретин, вазоактивный
интестинальный полипептид), аминокислоты и производные жи-
ров. Кроме этого, стимулирующим влиянием на освобождение и
секрецию инсулина обладает глюкагон, так как глюкагон увели-
чивает продукцию глюкозы печенью в результате распада глико-
гена и активизации глюконеогенеза. Парасимпатические влияния
также усиливают секрецию инсулина.
Подавляют секрецию и освобождение инсулина гипоглике-
мия, соматостатин, никотиновая кислота, диазоксид, адреналин
и норадреналин.

1.3. МетаБОЛИЗМ ИНСУЛИНА

Практически во всех тканях организма инсулин влияет на
обмен углеводов, жиров, белков и электролитов, увеличивая
транспорт глюкозы, белка и других веществ через мембрану клет-
ки. Свое биологическое действие на уровне клетки инсулин осу-
ществляет через соответствующий рецептор в тканях.

8

Большая часть инсулина метаболизируется в печени, за один
пассаж в ней задерживается 40—60 % гормона, поступающего из
систем портальной вены. Инсулин после связывания с рецепто-
рами гепатоцитов подвергается протеолизу, сопровождающемуся
инактивацией гормона. Около 40 % инсулина (по данным неко-
торых авторов, 15—20 %) инактивируется почками. Следует от-
метить, что при почечной недостаточности инактивация инсули-
на почками уменьшается до 9—10 %, поэтому у больных сахар-
ным диабетом при почечной недостаточности потребность в ин-
сулине снижается (синдром Зуброды — Дана).
Роль почек в инактивации экзогенного инсулина велика,
так как, всасываясь из места инъекции, инсулин попадает в
большой круг кровообращения и почки, а эндогенный инсулин
сначала поступает в печень и лишь затем, меньшая его часть, в
большой круг кровообращения и почки.

1.4. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИНСУЛИНА

Основное действие инсулина заключается в усилении транс-
порта глюкозы через мембрану клетки (скорость поступления
глюкозы внутрь клетки увеличивается в 20—40 раз). Механизм
транспорта глюкозы через мембрану клетки осуществляется с
помощью белков-транспортеров: Na+-глюкозный котранспортер
и 6-изоформ собственных транспортеров глюкозы (ГЛЮТ).
Инсулин осуществляет утилизацию, метаболизм и «склади-
рование» поступающих в организм пищевых веществ. Он также
участвует в процессах роста и дифференцировки тканей, прояв-
ляет анаболические и антикатаболические свойства в отношении
углеводов, жиров и аминокислот. Более подробно влияние инсу-
лина на различные виды обмена даны в приложении, таблице 1.
Инсулин контролирует утилизацию глюкозы инсулинзави-
симыми тканями и поступление глюкозы в кровоток. К инсулин-
независимым тканям относятся ЦНС, форменные элементы кро-
ви, артериолы, глаз и хрусталик.
Через 1—2 часа после еды вследствие адсорбции глюкозы и
других веществ в кишечнике концентрация их в крови повыша-
ется, что стимулирует синтез и высвобождение инсулина, повы-
шение его уровня в сыворотке крови до 30—80 мЕд/мл. Созда-

9

ются условия для синтеза гликогена в печени и мышцах, а жира
— в жировых депо.
В состоянии покоя натощак (через 10—14 часов после при-
ема пищи) содержание инсулина в крови снижается, вследствие
чего инициируются гликогенолиз и глюконеогенез. Печень на-
чинает продуцировать и высвобождать глюкозу, 75 % которой
является результатом гликогенолиза, и 25 % — глюконеогенеза.

2. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

2.1. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ (СД)

Сахарный диабет (СД) — хронический метаболический син-
дром, характеризующийся гипергликемией, глюкозурией и свя-
занными с ними нарушениями обмена веществ. Развитие синд-
рома обусловлено абсолютной или относительной недостаточно-
стью инсулина в организме, приводящей к нарушению угле-
водного, жирового и белкового обмена и глубокой дезорганиза-
ции внутриклеточного метаболизма (Балаболкин М.И., 2001).

2.2. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГЛИКЕМИИ
(ВОЗ,1999)

1. Сахарный диабет 1-го типа:
À. Àутоиммунный;
В. Идиопатический.
2. Сахарный диабет 2-го типа.
3. Другие специфические типы диабета:
À. Генетические дефекты β-клеточной функции;
Б. Генетические дефекты в действии инсулина;
В. Болезни экзокринной части поджелудочной железы;
Г. Эндокринопатии;
Д. Диабет, индуцированный лекарствами или хими-
калиями;
Е. Инфекции;
Ж. Необычные формы иммунно-опосредованного ди-
абета.
4. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с
диабетом.

10

Источник

Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателя

к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: «Сестринское дело»

Составили:

преподаватель педиатрии:

Ушакова Ф.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК педиатрии

Протокол № _____

от «___» _____________ г.

Председатель ЦМК

____________

2010

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Специальность: «Сестринское дело».

Место проведения занятия: кабинет доклиники.

Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).

Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.

Читайте также:  Боли в колене у больного сахарным диабетом

        Целевые задачи:

        Студенты должны

Уметь:

  1. Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
  2. Выявить проблемы пациента и его окружающих.
  3. Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
  4. Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
  5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
  6. Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
  7. Провести промывание желудка ребенку.
  8. Набрать и ввести нужную дозу инсулина.

Оснащение занятия

  1. Тестовые задачи.
  2. Ситуационные задачи.
  3. Методическое пособие для учащихся.
  4. Инсулиновые препараты.
  5. Инсулиновые шприцы.
  6. Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.

Хронокарта

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Методическая разработка к практическому занятию по теме:

«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»

Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен

Уметь:

  • собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
  • подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
  • собрать суточную мочу на сахар
  • определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
  • составить меню больному сахарным диабетом
  • ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
  • обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
  • провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы  
  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
  • расшифровать углеводную кривую.

Знать:

Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.

Оснащение занятия:

        На каждого студента:

  1. Методическое пособие.
  2. Бланк направления.
  3. Шприцы.
  4. Иглы.
  5. Лотки.
  6. Ватные шарики.
  7. Пинцеты.
  8. Препараты инсулина.

        На двух студентов:

  1. Стеклянная мерная посуда.
  2. Фантом для п/к инъекций.
  3. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.

        На бригаду:

  1. Видеодвойка.
  2. Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
  3. Глюкометр.
  4. Шприц-ручка для введения инсулина.

Хронокарта

Организационный момент

5 мин.

Актуализация темы

5 мин.

Контроль исходного уровня

20 мин.

Изучение нового материала

60 мин.

Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры)

60 мин.

Отработка практических навыков

90 мин.

Решение профессиональных задач

25 мин.

Подведение итогов, задание на дом

5 мин.

ВСЕГО

270 мин.

Литература для студентов

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
  2. Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие –  Мн.: Высш. шк., 2000 г.
  4. Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

Литература для преподавателя

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
  2. Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
  3. Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.

План занятия

  1. Организационный момент:
  • отметить отсутствующих
  • ознакомить студентов с планом занятия
  1. Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
  • каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
  • после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
  1. Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
  • преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
  1. Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
  • преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
  • преподаватель контролирует и корректирует их действия
  • рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
  1. Решение ситуационных задач:
  • каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
  1. Подведение итогов занятия:  
  • преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия

Литература для студентов:

Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал

Литература для преподавателя:

«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского

Мотивация 

Уважаемый студент!

        Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:

        Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.  

        Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.

Информационный блок

  1. Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
  2. Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
  1. Виды инсулинов.
  2. Памятки для больных, примерное меню.
  3. Уход при сахарном диабете.
  4. Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.
Читайте также:  Диабет у ребенка и спорт

Алгоритмы манипуляций

  1. Выполнение инъекции инсулина.
  2. Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
  3. Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
  4. ООД сбора мочи на сахар.
  5. Образец заполнения бланка направления.
  6. Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.

Методический блок

  1. Мотивация.
  2. Цели занятия.
  3. Оснащение занятия.
  4. План занятия.
  5. Хронокарта.
  6. Литература.

Хронокарта занятия

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Литература для студентов:

  1. «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
  2. Рецептурный справочник под редакцией Машковского.  
  3. «Детские болезни» Святкиной.

Литература для преподавателя:

  1. «Детские болезни» Н.Шабалова.
  2. «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.

Схема ООД сбора мочи на сахар

Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением

Цель действия

План действия

Теоретическое обоснование

Критерий

Примечание

1.

Подготовка посуды для сбора мочи

Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию

2.

Подготовка больного

Подмывание не требуется

3.

Сбор мочи

Предупредите больного:

  1. Первую утреннюю порцию мочи выливайте в унитаз.
  2. Со следующей порции собирайте за сутки до последнего дня всю мочу (например с 700-700).
  3. Через сутки измерьте всю мочу в мл, запишите в направлении.
  4. Перемешайте всю мочу стеклянной палочкой.
  5. Отлейте в баночку на 200 мл, закройте крышкой.
  6. Отнесите в лабораторию.

Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче

Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты

Примеры выписки рецептов

  1. Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.

Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml

 D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет

  1. Моносуинсулин для подкожного введения.

Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды

  1. Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.

Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет

  1. Суспензия инсулина – ультралонг.

Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном

Приложение № 3

Вопросы по теме: «Сахарный диабет»

(для выявления уровня знаний)

  1. К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
  2. Какие типы сахарного диабета выделяют?
  3. Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
  4. Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
  5. Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
  6. Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
  7. Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
  8. Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
  9. Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
  10. Какие симптомы характерны для диабетической комы?
  11. Какие причины вызывают ее?
  12. Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
  13. Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
  14. Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
  15. Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?

Уход при сахарном диабете

Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни»

  1. Обеспечивается право пациента на информацию
  2. Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.)

  1. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса»)

  1. Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  1. профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы

5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  1. профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка

  1. профилактика развития коматозных состояний

7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  1. гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний

  1. при сахарном диабете снижен иммунитет – это часто болеющие дети (ЧБД)

Уважаемые студенты!

        Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».

        На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.

        Критерии оценки данного тестового задания:

До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»

От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»

От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»

Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»

Ситуации к разыгрыванию ролей

        Бригада делится попарно.

        В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).

Ситуация № 1

        У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.

Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.

Ситуация № 2

        Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.

        Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.

Ситуация № 3

         Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследование суточной мочи на сахар.

        Обучите маму сбору мочи на сахар.

Ситуация № 4

        Ребенку 11 лет поставлен диагноз сахарного диабета и назначено п/к введение инсулина короткого действия.

        Объясните маме, как хранить инсулин.

Ситуационная № 5

        Ребенку 5 лет с сахарным диабетом назначено п/к введение инсул?