Уход при сахарном диабете 1 типа у детей

Уход при сахарном диабете 1 типа у детей thumbnail

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Меню подростка при сахарном диабете

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

Автор Оксана Фирова На чтение 6 мин. Просмотров 3.8k. Опубликовано 11.01.2018

Диагноз сахарный диабет у ребенка – это всегда шок для родителей. Как правило, первая их реакция – это отрицание заболевания, хочется сдавать анализы снова и снова, лишь бы услышать слово «ошибка». Потом наступает период отчаяния и поиска волшебного лекарства в Интернете, причем подавленным состоянием родителей часто пользуются мошенники, продающие всевозможные БАДы под видом чудодейственного лекарства от диабета. И только потом приходит осознание ситуации. Конечно, сейчас в Интернете очень много информации о диабете, но далеко не всегда это качественный и достоверный контент. По этой причине мы попросили врача-эндокринолога Светлану Анатольевну ФЕКЛИСТОВУ рассказать об особенностях развития и течения сахарного диабета 1-го типа у детей и ответить на самые волнующие родителей вопросы.

Чем отличается сахарный диабет 1-го типа от сахарного диабета 2-го типа?

Многие думают, что сахарный диабет 1-го и 2-го типов – одна и та же болезнь. Это ошибочное мнение.

Сахарный диабет 1-го типа (СД1) – аутоиммунное заболевание, возникающее только у генетически предрасположенных к нему людей, в крови которых присутствуют специфические антигены. При СД1 происходит деструкция (разрушение) бета-клеток поджелудочной железы, которые отвечают за выработку инсулина. Заболевание может развиться в любом возрасте, но наиболее часто им болеют лица молодого возраста – дети, подростки и люди моложе 30 лет. Редко, но все же встречается врожденный сахарный диабет 1-го типа.

При сахарном диабете 2-го типа (СД2) деструкции бета-клеток нет. Инсулин вырабатывается поджелудочной железой, но клетки организма на него не реагируют. Это называется инсулинорезистентность.

У СД 1-го и 2-го типов похожи только симптоматика и некоторые лабораторные данные. Во всем остальном это два абсолютно разных заболевания.

Как развивается сахарный диабет 1-го типа у детей?

Существуют две формы СД 1-го типа – аутоиммунный и идиопатический.

При аутоиммунном СД1 в организме ребенка с рождения присутствуют патологические гены, так называемые генетические мутации. Долгое время они могут присутствовать в организме в «спящем» состоянии. Но однажды, под воздействием какого-то пускового фактора, они «просыпаются» и запускают иммунную систему таким образом, что она перестает различать «свое» и «чужое». Иммунная система начинает активно выделять антитела, которые блокируют работу бета-клеток поджелудочной железы, разрушают их, приводя к абсолютному дефициту инсулина и, как следствие, высокому уровню сахара в крови.

Развитие заболевания проходит в несколько стадий:

1 стадия: наличие генетической предрасположенности;

2 стадия: предполагаемый пусковой фактор. Это могут быть агенты инфекционной природы – энтеровирусы (вирусы Коксаки, Эпштейна-Барра), ретровирусы, тогавирусы и даже простой грипп; или неинфекционные причины – особенности диеты, психоэмоциональный стресс, воздействие химических веществ, токсинов, ядов, инсоляция (солнечное облучение), радиация и т. д.;

3 стадия: отмечаются нарушения со стороны иммунной системы – появление антител к антитегам бета-клеток, инсулину, тирозинфосфатазе – при еще нормальном уровне инсулина в крови;

4 стадия: характеризуется серьезными иммунными сбоями, снижается секреция инсулина из-за развития инсулита (воспаления в островках Лангерганса поджелудочной железы, содержащих клетки, которые вырабатывают инсулин). Нарушается резистентность к глюкозе, но уровень сахара в крови пока остается в норме;

5 стадия: для нее типичны выраженные клинические проявления, т. к. 80–90% бета-клеток уже разрушены;

6 стадия: тотальная гибель бета-клеток. Эту стадию еще называют тотальным диабетом. Течение СД становится неконтролируемым, что грозит развитием тяжелых осложнений – ДВС-синдромом (нарушение свертываемости крови), отеком коры головного мозга и диабетической комой.

Идиопатический СД 1-го типа встречается крайне редко. При этом варианте нет ни аутоиммунных маркеров, ни явных генетических мутаций, семейный анамнез не отягощен. Другими словами, нет никакой объективной причины его возникновения. В медицине вообще все заболевания, причины развития которых установить не удалось, принято называть идиопатическими.

Читайте также:  Мышечная масса и диабет 2 типа

Можно ли предусмотреть и предотвратить развитие СД 1-го типа?

Предусмотреть СД 1-го типа можно, если это аутоиммунный вариант, но предотвратить его нельзя. Существуют диагностические аутоиммунные тесты, которые выявляют наличие антител к бета-клеткам. Но! Во-первых, невозможно спрогнозировать, когда точно разовьется СД1. От начала аутоиммунного процесса до развития заболевания у кого-то может пройти несколько месяцев, а у кого-то – 10–15 лет. А во-вторых, это довольно дорогостоящее обследование и проводить его здоровым детям нет смысла. Даже если оно покажет наличие антител, то мер профилактики СД1 не существует.

Обычно эти тесты проводят уже по факту заболевания для установления причины его развития (аутоиммунный или идиопатический) и определения количества выживших бета-клеток.

Симптомы сахарного диабета 1-го типа у детей. Что должно насторожить родителей?

В отличие от СД 2-го типа, 1-й тип диабета имеет острое начало и ряд симптомов, которые родители могут заметить:

  • неутолимая жажда, ребенок часто и много пьет (в медицине это явление называется полидипсия);
  • частое и обильное мочеиспускание (полиурия);
  • повышенный аппетит (полифагия);
  • потеря веса (резкая, ребенок просто тает на глазах, несмотря на повышенный аппетит);
  • мышечная слабость, вялость;
  • сонливость, снижена активность ребенка.

Все вышеперечисленные симптомы – это повод для незамедлительного обращения к врачу. Чем раньше, тем лучше. Развитие СД 1-го типа у детей имеет молниеносное течение, и они очень быстро могут впасть в кому.

В каком возрасте чаще всего развивается сахарный диабет 1-го типа?

Редко СД 1-го типа развивается у детей младше 5 лет, и это большое облегчение, потому что в противном случае мы теряли бы много детей. Дело в том, что у маленьких детей даже ОРВИ может протекать с симптомами сахарного диабета. При высокой температуре ребенок такой же вялый, так же много пьет и ходит в туалет. И никому не придет в голову измерить ребенку сахар. К тому же, учитывая любовь многих мам заниматься самолечением ребенка, картина сложилась бы очень печальная.

Чаще всего манифестация (появление первых симптомов) диабета приходится на дошкольный и младший школьный возраст – 6–7 лет, препубертатныйвозраст – 10–11 лет и пубертатный период – 13–16 лет. Это наиболее опасные возрастные периоды, если говорить о СД 1-го типа.

Диагностика сахарного диабета 1-го типа

Как правило, диагностика СД 1-го типа основывается на анамнезе, жалобах и на данных лабораторных исследований, которые включают в себя: уровень глюкозы в крови и уровень глюкозы в моче. Но еще раз напомню, что СД 1-го типа у детей развивается молниеносно, поэтому при наличии симптомов нужно срочно вызывать бригаду «скорой». У этой болезни нет времени на то, чтобы ждать следующего утра и идти в лабораторию сдавать кровь натощак.

Страницы: 1 2 3 4

Источник

Отправлено 27 дек. 2011 г., 04:34 пользователем Вадим Разумов

 

[

обновлено 21 авг. 2016 г., 02:44
]

Уход при сахарном диабете 1 типа у детей

Уход за ребенком, болеющим диабетом первого типа 

Диабет первого типа – это пожизненное заболевание для которого на данный момент не существует способа лечения. Ребенку необходимо делать инъекции инсулина. Это может напугать даже ребенка, не говоря уже о детях. Если ребенок очень маленький, то Вы должны будете делать эти инъекции. Когда ребенок повзрослеет, то сможет нести ответственность за инъекции инсулина.

Диета

Ребенок должен строго соблюдать диету. И снова, именно с этим у многих взрослых возникают проблемы, не говоря уже о ребенке. Может помочь, когда в процессе задействована вся семья. Если семья придерживается диеты без содержания жиров, с большим содержанием овощей, то ребенку будет намного легче. И хотя ребенка все еще может соблазнить богатая калориями нездоровая пища, тем не менее Вы предложите ребенку более здоровую пищу, когда он будет находится дома. Прежде всего ребенок должен понимать взаимосвязь между употребляемой пищей и уровнем сахара в крови.

Многие дети «хитрят» во время таких диет и едят что-то еще при этом не говоря своим родителям и другим взрослым. Это может привести к повышению уровня сахара в крови и к госпитализации. Объясните ребенку, что употребление пищи вызывает необходимость в инсулине, поэтому ребенок всегда должен говорить взрослым, если съел что-то, что не входило в сегодняшнее меню.

Очень полезно, чтоб ребенок понял концепцию сбалансированности. Если ребенок хочет съесть что-то, что сегодня не входит в меню, то он должен отрегулировать дозу инсулина в соответствии с этим изменением.

Школа

Школа может представлять определенные трудности для детей с диабетом первого типа, из-за необходимости регулярно делать инъекции инсулина в течении дня, а также из-за необходимости питаться по регулярному расписанию, дети, страдающие диабетом первого типа, отделяются от одногодок. Может быть полезно, если ребенок объяснит своим одногодкам что такое диабет и покажет как работает оборудование. Большинство детей едва ли интересуются такими вопросами и с большой охотой учатся. Также очень важно, чтоб Вы встретились с учителем ребенка, со школьной медсестрой, а также с администрацией школы и обсудили каким образом будет происходить уход за ребенком, страдающим диабетом, в школе. В Америке закон «Об инвалидах» 1990 года включает в себя и детей, болеющих диабетом, поэтому школа должна помогать Вам в лечении ребенка. Убедитесь, что школа обеспечена инсулином для ребенка, обратите внимание на то, чтоб инсулин был от требуемого производителя.

Читайте также:  Что полагается ребенку больному диабетом 1 типа

Вы также должны встретиться с учителем физкультуры и обсудить, каким образом физические нагрузки влияют на диабет. Большинство преподавателей физкультуры не знают, каким образом распознать симптомы неожиданного повышения или понижения уровня сахара в крови, поэтому Вы должны объяснить, какие симптомы могут проявиться у Вашего ребенка и как с ними бороться. Поощряйте ребенка заниматься спортом, потому что это позитивно сказывается на лечении диабета. Тем не менее, на планирование физических нагрузок теперь надо потратить больше времени, чем Вы делали до этого. Ваш лечащий врач поможет Вам отрегулировать график физических нагрузок для ребенка в зависимости от типа лечения.

Независимость

По мере того как дети, страдающие от диабета первого типа взрослеют, необходимо поощрять их принимать больше участия в лечении. Как родитель Вы можете хотеть всегда быть рядом с ребенком, когда ему делают инъекцию, но очень важно, чтоб Ваш ребенок развивал независимость. Для детей страдающих диабетом есть много летних лагерей. В таких местах дети могут узнать побольше о своей болезни и о том, как с ней справиться, а также побыть среди других детей, страдающих диабетом первого типа. Если Вы вооружите своего ребенка требуемыми знаниями, то он сможет не только самостоятельно заботиться о себе, но и будет лучше понимать причины возникновения болезни и то, как она лечится.

Поддержка для Вас

Наконец, Вы никогда не должны считать, что Ваша семья в одиночку смотрит за ребенком, страдающим диабетом. Ваш координатор может направить Вас в местную группу поддержки, Вы также можете воспользоваться многочисленными ресурсами в Интернете, а также публикациями различных организаций, например, Американской Ассоциации Диабетологов. Более того, для обеспечения эмоциональной поддержки в таких группах Вас могут снабдить информацией, необходимой для преодоления различных трудностей, которые возникают в

Школа и питание для детей, страдающих диабетом, в возрасте 11 лет и младше Возникают новые трудности, когда ребенок, страдающий диабетом, идет в школу. Если Вы наладите качественную коммуникацию с ключевыми людьми в школе, то значительно облегчите переход ребенка при переходе в школу. Полезно запланировать совещание со школьным персоналом, учителями, тренерами, водителем автобуса, школьной медсестрой, а также с работниками столовой, если у ребенка стоит диагноз диабет. Повторяйте это вначале каждого года. Ребенок должен быть оснащен оборудованием для проведения теста на содержание сахара в крови. При необходимости у школьной медсестры должны быть все медикаменты.

Вопросы питания

Перекус, школьные обеды и еда на вечеринках – обо всем этом надо поговорить, перед тем, как ребенок пойдет в школу. Если ребенок принимает инсулин, то его учитель должен понимать всю важность питания. Объясните Объясните, каким образом перекусы предотвращают понижение уровня сахара в крови. Учителя должны понимать, что время приема пищи нельзя переносить. Предоставьте информацию о том, когда ребенку надо кушать, например, в течение дня, а также до, во время или же после упражнений. У ребенка в школе могут быть обеды. Если ребенку необходимо делать выбор между несколькими блюдами, то ребенок должен хорошо понимать план питания, чтоб делать правильный выбор. Спрашивайте ребенка, чтоб заранее знать, будет ли отложен обед из-за специальных мероприятий в школе, например, вечеринки или походы, таким образом, Вы сможете откорректировать рацион ребенка и дозы инсулина, чтоб предотвратить понижение уровня сахара в крови.

План лечения

План лечения должен включать: 

  • Время, когда необходимо проверять уровень сахара в крови и время, когда необходимо вводить инсулин.

  • Время приема пищи и время перекусов.

  • Список предпочитаемых перекусов и еды на вечеринках.

  • Симптомы, проявляющиеся у ребенка, при понижении или повышении уровня сахара в крови (гипогликемия и гипергликемия).

  • Предпочитаемое лечение при гипогликемии и при гипергликемии, а также, когда необходимо предупреждать родителей. 

  • Телефоны скорой помощи, включая номера телефонов родителей и лечащего врача.

В плане должно быть перечислено, как необходимо ухаживать за ребенком, и какой работник школы отвечает за соблюдение плана лечения. Ребенку может понадобится экстренное введение глюкагона, если у него понизилось содержание сахара в крови. Ребенку может быть предоставлена срочная помощь.

Лечащий врач поможет Вам составить план лечения для Вашего ребенка.

Предотвращение гипогликемии

Для детей принимающих инсулин, понижение сахара в крови может наступить из-за дополнительных упражнений или из-за недостаточного потребления пищи, а также из-за низкой дозы инсулина. Ребенок должен носить с собой быстрый источник углеводов, например, таблетки глюкозы, сок или маленький тюбик с сахарной глазурью – их необходимо использовать в случае понижения уровня сахара в крови.

Убедитесь, что ребенок может выявлять симптомы и справиться с низким содержанием уровня сахара в крови или же попросить учителя о помощи. Ребенок также должен носить с собой легкую закуску, например, сдобный крендель, крекер или сендвич, чтоб съесть в случае незапланированных упражнений, или в случае пропуска приема пищи. Хорошо, чтоб у учителя ребенка тоже были с собой легкие закуски, которые бы хранились в ящике стола.

Источник