Адаптация детей с сахарным диабетом

Адаптация детей с сахарным диабетом thumbnail

Несомненно, что наличие у ребёнка такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на адаптацию в коллективе.

По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему заболеванию.

Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов, отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и психическим заболеваниям в будущем.

Как проявляются эти проблемы?

У одних данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же , наоборот, контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

Направления профилактики отклонений у детей с сахарным диабетом (СД)

Из направлений профилактики сахарного диабета выделяют в основном:

  • работа с семьёй;
  • работа с медицинским персоналом;
  • работа с учителями.

Рассмотрим все направления более подробно.

Психопрофилактика в семье

С семьёй малыша должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того, чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его болезни, от стиля воспитания в семье. Многие реакции родителей на болезнь их чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать свою болезнь. Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения.

Несомненно, что у каждого ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями. Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит целью:

  • предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или дочери;
  • профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;
  • работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;
  • эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и снижения чувства вины;
  • формирование правильных детско-родительских отношений;
  • формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и возможностях.

Если в семье будет всё хорошо, тогда и в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко.

Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации, оказывающие данный вид помощи.

В этих организациях занятия проходят достаточно интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители обмениваются опытом.

О чём говорят на индивидуальных занятиях?

В основном обращаются родители с детьми с тремя типами вопросов:

  1. Реакция родителей на наличие заболевания у ребёнка. Вопросы на данную тематику встречаются чаще всего. Многие неадекватно реагируют на постановку диагноза сахарный диабет 1-го типа, многие винят себя в болезни малыша. Родители испытывают стыд, подавленность, растерянность, боятся за будущее здоровья ребёнка. Некоторые не могут правильно объяснить необходимость именно такой диеты, а не другой. Часто ничего не могут поделать с воровством сладостей.
  2. Вопросы о нахождении ребёнка с сахарным диабетом в общеобразовательной школе. Часто дети сталкиваются с непониманием учителей, с неуверенностью, проблемами отношений между сверстниками. Кроме того, к этой группе вопросов относятся и те, которые связаны с извлечением выгоды из своего плохого состояния.
  3. Развитие ребёнка. К этой группе вопросов относятся непонимание родителей детей с сахарным диабетом в подростковом возрасте, возрастные кризисы, отношения с родителями, со сверстниками обоих полов.

Воздействие на личность больного ребёнка

Целью такого воздействия является формирование правильного отношения ребёнка к своему заболеванию, гармонизация их интеллектуального и личностного развития, исправление различных проблем с психикой.

Для детей младшего школьного возраста осуществляются профилактические мероприятия для того, чтобы:

  • предупредить невротические и психологические нарушения (к примеру, нервные тики);
  • преодоление чувства собственной неполноценности;
  • формирование способности к саморегуляции;
  • профилактика формирования неправильной заниженной самооценки;
  • развивается самостоятельность ребёнка;
  • формируются достойные межличностные взаимоотношения.

Страхи и фобии ребёнка с сахарным диабетом

Такие страхи возникают, когда существует отрицательный опыт укола из-за неправильных действий медсестры или врача, а также невротических действий родителей во время этой процедуры.

Кроме того, существует страх гипогликемии или гипергликемии. Ребёнок из–за этого страха сосредоточен на своём состоянии каждую секунду, что очень мешает активному и продуктивному образу жизни.

Присутствует и усталость от своего состояния и потеря веры в излечение. Эти моменты возникают не только в подростковом возрасте, но и у детей более младших.

Все эти моменты непостоянные. Однако они могут являться серьёзными предрасполагающими факторами развития психологических проблем.

Другие формы работы с больными детьми

Эффективной формой работы с больными детьми являются спортивно-оздоровительные лагеря. Программы таких учреждений формируют у ребёнка формирование хорошего самоконтроля в различных условиях.

Лагеря также формируют у ребёнка уверенность в себе, а у их родителей формируют веру в возможности своего сына или дочери. Эти условия приводят отношения родителей и детей к норме. Главное, чтобы эти изменения произошли до вступления ребёнка в подростковый возраст. При другом, менее благоприятном развитии событий, обретение подростком независимости может отрицательно сказаться на приверженности к лечению в виде отказа от лечения, пропуске инъекций. Этого допустить нельзя.

Читайте также:  Картинки сахарный диабет физические нагрузки

Видео о спортивно-оздоровительном съезде детей, больных сахарным диабетом

Типы отношения детей к заболеванию

  1. Недооценка тяжести своего состояния;
  2. Переоценка тяжести состояния;
  3. Фиксация (зацикливание) на заболевании.

Пациентам младшего школьного возраста с недооценкой тяжести заболевания:

  1. Проводят корректировку самооценки;
  2. Формируют эмоциональную устойчивость;
  3. Формируют уровень самосознания.

Эти моменты необходимы для перевода сахарного диабета в компенсированное состояние. Кроме того, вводится в привычку самоконтроль, который включает в себя:

  • Контроль сахара в крови;
  • Соблюдение диеты и режима питания;
  • Ограничение физических нагрузок;
  • Адекватное введение инсулина.

Реализация этих моментов возможна только при высоком уровне самосознания и самодисциплины. Дети с недооценкой своего состояния должны, в конце концов, понять, что сахарный диабет является неотъемлемой частью их жизни, поэтому они должны активно и осознано участвовать в лечении. Для этого также нужно много знать, а чтобы много знать стоит регулярно посещать занятия в «Школе диабета».

Теперь поговорим о детях младшего школьного возраста, которые зафиксировались на своей болезни. Таким маленьким пациентам разъясняются основы правильного и адекватного отношения к своему заболеванию. Детям разъясняется, что сахарный диабет, конечно, будет в их жизни, но он далеко не определяет дальнейший их путь.

Проводится индивидуальная и групповая работа, как с детьми отдельно, так и вместе с родителями. На этих занятиях корректируются неправильные отношения к болезни, развенчиваются ложные представления и страхи. Здесь пытаются расширить сферу интересов ребёнка и переключить его внимание на что-то более интересное и занимательное. Обязательно уделяют внимание формированию навыков общения и пытаются повысить заниженную самооценку ребёнка.

Для маленьких больных инсулинзависимым сахарным диабетом заболевание является хронической психологической травмой, которая не проходит бесследно. При этом, если родители действуют неправильно со своей стороны, у ребёнка формируется внутренний конфликт и затяжной стресс, который отрицательно сказывается не только на течении сахарного диабета, но и на психологическом состоянии.

Психопрофилактическяа помощь детям младшего школьного возраста с адекватным отношением к недугу проводится в таком ключе. Эти дети болезнь воспринимают наиболее адекватно , чем выше описанные два типа маленьких пациентов, однако у них имеются тревожные переживания, страхи, боязнь за будущее здоровье и возможность инвалидизации. Практически у всех детей с таким отношением к болезни сахарный диабет находится в стадии компенсации или субкомпенсации.

Психологи говорят таким детям, что они успешно справляются и контролируют своё заболевания, придавая уверенности пациентам на борьбу с патологией дальнейшем. Также приводится мысль, что необязательно должны развиться осложнения сахарного диабета. Этих детей стоит привлекать к ведению занятий в «Школе диабета». Направлять в оздоровительные спортивные лагеря для повышения их уверенности в собственных силах.

Работа с учителями

Для того, чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру педагога.

Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо. 

Работа с медицинским персоналом

Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии, без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом больным сахарным диабетом.

Источник

ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Николаева
А.А., Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии педиатрического профиля,
Россия, г. Воронеж

Хабарова Т.Ю., к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ГБОУ ВПО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф., Россия, г.
Воронеж

         Аннотация: При сахарном
диабете специфика адаптационного процесса имеет свои характерные особенности.
Влияние хронического заболевания на психику человека, реакции на болезнь
изучались многими отечественными исследователями (Г.А. Ариной, Ю.Г. Зубаревым,
Б.В. Иовлевым, Н.Я. Ивановым, Б.Д. Карвасарским, Н.Д.
Лакосиной, А.Е. Личко, Р.А.
Лурия, Т.Ю. Мариловой, В.В. Николаевой, Л.Л. Рохлиным,
Е.Т. Соколовой, В.А. Ташлыковым, А.Ш. Тхостовым и др.)[1,4,9].

Клинические наблюдения и
психосоциальные исследования детей и подростков, больных сахарным диабетом,
показывают, что заболевание порождает ряд специфических адаптационных проблем,
затрудняющих психосоциальное развитие человека в целом, что объясняется
искажающим воздействием болезни на процессы, происходящие в растущем организме.

Ключевые слова: сахарный диабет,
социальная адаптация.

         Актуальность.
В структуре эндокринологических заболеваний сахарный диабет (СД) является самой
распространенной эндокринной патологией. Данное заболевание чрезвычайно
распространено во всем мире, уступая болезням кровообращения, онкологическим
заболеваниям, болезням костно-мышечной системы и психическим расстройствам,
оставаясь при этом в числе ведущих инвалидизирующих
нозологических категорий.

         Диабетик, болеющий с детства, при
условии, что у него нетяжелое течение заболевания и хорошо скомпенсированное
состояние здоровья с медико-социальной точки зрения различными препаратами,
диетой, профилактическими мерами и средствами социальной поддержки в процессе
своего взросления, как правило, успевает хорошо приспособиться к своему
заболеванию, с которым в дальнейшем ему придется жить и жить. Однако нередко
врачи-эндокринологи при лечении детей с диабетом сталкиваются с тяжелым
течением данного заболевания, формирующим достаточно серьезные осложнения на
уровне психосоциального функционирования человека.

Читайте также:  Излечение от диабета стволовыми клетками

Часто дети, заболевающие диабетом,
под влиянием тревожных реакций семейного окружения становятся интровертированными, замкнутыми, испытывают незащищенность
и эмоциональную заброшенность. В дальнейшем подобные переживания могут
спровоцировать формирование детских страхов, негативный настрой к лечению и
отрицающее отношение к заболеванию, устойчиво закрепившись в структуре личности
ребенка.

         Все социальное окружение такого ребенка
(родители, члены семьи, врачи, педагоги, психологи и социальные работники)
обязаны учитывать специфические психофизиологические особенности диабетиков,
так как дети с тяжелым течением сахарного диабета на протяжении взросления в
буквальном смысле составляют дезадаптированную
«группу риска» с последующими трудностями социализации. Отличительной
особенностью адаптации детей диабетиков, заболевших в раннем возрасте от
человека, узнавшего о данном заболевании в более старшем возрасте, является
отсутствие психологического феномена «комплекса утраты своего здоровья», так
как они никогда еще не были взрослыми и при этом здоровыми людьми. А дети,
заболевшие в возрасте двух, трех-четырех лет вообще никогда не жили без
болезни, они не помнят себя без уколов и диеты. С рождения инъекции инсулина
для этих детей – это обыденность, доведенная до автоматизма. Их жизнь была и
всегда протекала на фоне данного заболевания, что видимо, способствует более
лучшей адаптации, по сравнению с пациентами, заболевшими в более позднем
возрасте. Кризис возрастного развития, у болеющих с детства, накладывается на
ненормативный кризис, связанный с возникновением заболевания. Проживая два
кризиса вместе, личность ребенка, формируясь в процессе взросления, выходит на
новый уровень, приобретая в своем эго-состоянии такое психологическое
новообразование, в структуру которого заболевание уже как-бы
встроено.

При
этом «безоблачной» адаптацию детей с диабетом любого возраста назвать тяжело, а
ее качественный уровень всегда зависит от способности родителей правильно
сопровождать ребенка на пути преодоления всех возникающих трудностей и от
возможностей реабилитационной среды, доступность которой также определяет
прогноз и качество реабилитации[2,6,7,10].
         Достаточное информирование
родителей, детей, в раннем возрасте заболевших диабетом, как правило, позволяет
им сформировать определенные совладающие стратегии и
приспособить семью и ребенка к жизни с диабетом. Помимо психологических
факторов, оказывающих влияние на адаптацию, огромное значение имеют и
социально-экономические, социально-средовые и социально-бытовые факторы,
игнорировать которые невозможно.

Все
это делает неоспоримым тот факт, что наряду с медицинскими реабилитационными
мероприятиями, компенсирующими соматическое состояние, всем больным необходимо
регулярное психосоциальное сопровождение и активная поддержка как самих
пациентов, страдающих данным заболеванием, так и членов их семей.

         Несомненно, что наличие у ребёнка
такого заболевания как сахарный диабет 1 типа может существенно влиять на
адаптацию в коллективе. По мере того, как ребёнок растёт, у него формируется
определённое особое отношение к своей болезни, которое в свою очередь формирует
личность и приводит к изменению эмоциональной сферы. Выраженность этих
изменений полностью зависит от того, как ребёнок относится к своему
заболеванию. Практически невозможно сформировать в ребёнке правильное отношение
к социальным моментам жизни без специализированной помощи. В конце концов,
отсутствие такой помощи может привести к психологическим проблемам и
психическим заболеваниям в будущем[3,4,11].

         Как проявляются эти проблемы? У одних
данные неприятности выражаются в чувстве противоречия ко всему, что предлагают
взрослые для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Другие же, наоборот,
контролируют своё состояние очень тщательно и дотошно, что доходит до неких фобических состояний.

         Направления профилактики отклонений
у детей с сахарным диабетом (СД).
Из направлений профилактики сахарного
диабета выделяют в основном:


работа с семьёй;


работа с медицинским персоналом;


работа с учителями.

         Работа с семьёй. С семьёй
ребенка должна проводиться целенаправленная и полноценная работа для того,
чтобы обеспечить достижение психологического комфорта, поскольку во многом
адаптация ребёнка в социальной среде зависит от отношения родителей к его
болезни, от стиля воспитания в семье. Многие реакции родителей на болезнь их
чада переносятся на ребёнка, то есть ребёнок точно также начинает воспринимать
свою болезнь. Таким образом, если к болезни относятся пессимистично и с
постоянными слезами, вздохами и нагнетанием атмосферы стрессовости
и страха, ребёнок будет испытывать те же ощущения. Несомненно, что у каждого
ребёнка с сахарным диабетом имеются проблемы взаимодействия с родителями.
Именно поэтому психопрофилактика в семье ставит
целью:


предотвратить неправильную и неадекватную реакцию родителей на болезнь сына или
дочери;


профилактика принятия неконструктивных решений и совершения подобных действий;


работа с родителями для формирования у них адекватного отношения к заболеванию;


эмоциональная грамотность родителей по отношению к болезни в виде тревоги и
снижения чувства вины;


формирование правильных детско-родительских отношений;


формирование в родителях уверенности в ребёнке, в его способностях и
возможностях.

         Если в семье будет всё хорошо, тогда и
в социально-психологической адаптации всё будет складываться более гладко.
Реализовать такую профилактику можно во время индивидуальных и групповых
занятий с психологом или при вступлении семей в тематические организации,
оказывающие данный вид помощи. В этих организациях занятия проходят достаточно
интересно, дети получают новую информацию по сахарному диабету, а родители
обмениваются опытом.

Читайте также:  Понизить высокий сахар при диабете 2 типа

         Работа с учителями. Для того,
чтобы учителя правильно реагировали на детей с сахарным диабетом, необходимо
повышать уровень знаний работников образования в данном вопросе. Нужная
информация, поданная в правильном ключе, повышает психологическую культуру
педагога. Учитель просто обязан понимать, какие последствия сахарного диабета
время от времени могут встречаться и способствовать созданию комфортной
обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из
коллектива. Такого баланса достичь очень сложно, но необходимо.

         Работа с медицинским персоналом.
Основным моментом здесь является соблюдение медицинской этики и деонтологии,
без которых невозможна полноценная и продуктивная работа с пациентом, больным
сахарным диабетом.

         Для того чтобы справиться с трудностями
и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать
со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и
нормализацию соматического здоровья/

         Жизнь детей с сахарным диабетом не
должна ничем отличаться от жизни здоровых детей. Подобные меры улучшат качество
жизни и будут являться залогом социальной безопасности диабетических больных.

Литература

1.               
Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и
подростков. М., 2002.

2.               
Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. Сахарный диабет в России: проблемы и решения. –
М. – 2008 г. с. 3-6.

3.               
Детско-родительские отношения в семьях
детей, больных сахарным диабетом 1 типа / О.Г. Мотовилин,
Л.Н. Щербачева, Е.А. Андрианова [и др.] // Сахарный диабет. – 2008 г. – № 4(41)
с. 50-54.

4.               
Зелинский С.М. Психические расстройства
и внутренняя картина болезни у детей, страдающих сахарным диабетом. Автореф. Диссертация канд. мед. наук. СПб., 1993.

5.               
Исаев Д.Н. Психосоматические
расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2007 г. – 512 с.

6.               
Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж,
2013.-170 с.

7.               
Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография
/ Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

8.               
Куташов В.А., Глухов А.А., Степанян Н.А., Рог
А.И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

9.               
Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия
детского возраста Монография /
Воронеж: 2015. –  703 с.

10.          
Морозова Е.В. Основные направления
психологической реабилитации больных сахарным диабетом. Журнал «Вестник
Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе,
реабилитации и реабилитационной индустрии», 2004 г. № 4, с. 75-76.

11.          
Чуваков
Г.И. Особенности познавательных процессов у детей, больных сахарным диабетом //
Проблемы эндокринологии. 1992 г. №2. с. 3-6.

         Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in
children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992
No. 2. S. 3-6.

Literature:

1.      Dedov I. I., Kuraeva T. L., V. A. Peterkova, Sherbakova L. N. Diabetes mellitus      in children and adolescents. M., 2002.

2.      Dedov I. I., Shestakova M. V., Suntsov Yu. I.
diabetes in Russia: problems and          solutions.
– M. – 2008. p. 3-6.

3.      Parent-child relationships in families of
children with diabetes type 1.    Motovilin, L. N. Sherbakova, E.
A. Andrianova [et al.] / / diabetes. – 2008. –         № 4(41) pp. 50-54.

4.      Zelinsky S. M.
Mental disorders and the internal picture of the disease in        children with diabetes. Avtoref. Thesis Cand. med.
Sciences. SPb., 1993.

5.      Isaev D. N.
Psychosomatic disorders in children: a guide for physicians. – SPb.:       Piter, 2007. – 512 p.

6.      Kutasov V. A., Barabanova L. V., L. A. Kutasov
Modern medical psychology.          Voronezh,
2013.-170 C.

7.      Kutasov V. A., Korotkikh D. V. Psychotherapy. Guide. Volume 1. Monograph /
         Voronezh: vgma,
2014. – 729 p.

8.      Kutasov V. A., Glukhov A. A., Stepanian N. And., Horn A. I. and others,       Statistics in medical research. Monograph.
Voronezh, 200 p.

9.      Kutasov V. A., Sakharov I. E. Neurology and psychiatry in
childhood Mono  graph / Voronezh: 2015. –
703 p.

10.    Morozova E. V. the Main directions of psychological
rehabilitation of patients with diabetes. The journal “Vestnik
of the all-Russian society of specialists in medico-social expertise,
rehabilitation and rehabilitation industry”, 2004, № 4, p. 75-76.

11.     Chuvakov G. I. Peculiarities of cognitive processes in
children with diabetes mellitus // Problems of endocrinology. 1992 No. 2.
S. 3-6.

Сведения об авторе:

Николаева Анна Алексеевна, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Воронежской области», психолог комиссии
педиатрического профиля

Адрес электронной почты: bonik79@mail.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО
ВГМУ им. Н.Н.Бурденко

Источник