Диабет 1 типа памятка учителю

Диабет 1 типа памятка учителю thumbnail

Учитель – очень важная фигура для учеников. Он видит их целый день, замечает любые их изменения и проблемы. Для родителей это очень важно, поскольку именно учитель может обнаружить важные моменты в жизни ребенка. Диабет 1 типа – состояние, признаки которого учитель часто может наблюдать в классе, поэтому важно знать, на что обратить внимание: от опасных симптомов до размещения ребенка в классной комнате.

13 вещей, которые должны знать УЧИТЕЛЯ о диабете 1 типа!

  • Людмила Панчук, редактор

  • Автор:

    Людмила Панчук, редактор

  • access_time

1. Диабет 1 типа является аутоиммунным заболеванием.

Он не связан с образом жизни или действиями ребенка или родителей. В норме поджелудочная железа вырабатывает инсулин – гормон, способствующий превращению глюкозы (сахара) в энергию. У людей с диабетом 1 типа иммунная система атакует инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы, в результате чего она не вырабатывает или вырабатывает очень мало инсулина. Уровень сахара в крови поднимается. Человеку с диабетом 1 типа нужны инъекции инсулина, чтобы жить.

2. Частое мочеиспускание, жажда и голод – спутники диабета 1 типа.

Учителя могут быть одними из первых, кто замечает симптомы диабета у ребенка. Ученик, который часто отпрашивается в туалет или попить, возможно, не просто хочет выйти из класса – у него может быть диабет. Если вы заметили что-нибудь необычное, сообщите об этом родителям или школьной медсестре.

Диабет 1 типа памятка учителю

3. Детям с диабетом целый день нужно кушать.

Диабетики поддерживают нормальный уровень сахара с помощью баланса между количеством еды и инъекциями инсулина. Прием пищи и введение инсулина расписаны по часам, и если что-нибудь из этого пропустить, может развиться гипергликемия (высокий уровень сахара в крови) или гипогликемия (низкий уровень сахара). Ребенку с диабетом может потребоваться до- или послеобеденный перекус для поддержания стабильного уровня сахара. Также им необходим быстрый доступ к быстрым сахарам (конфете) при падении уровня сахара. Поэтому деткам-диабетикам разрешается перекусывать в классе.

4. Сладкие перекусы не запрещены.

Сбалансированное и сытное питание крайне важно для контроля уровня сахара, но это не значит, что детям с диабетом нельзя кушать тортики и печенья. Если все правильно спланировать с родительской помощью, можно съесть сладкое угощение. Пока ребенок получает нужное количество инсулина, ему можно все то, что едят сверстники. Не нужно выводить маленького диабетика из классной сладкой вечеринки, это ранит его чувства, а не улучшит состояние.

Диабет 1 типа памятка учителю

5. Деткам можно носить с собой все нужные приспособления для диагностики и лечения.

Некоторые инсулиновые помпы выглядят и звучат как мобильные телефоны, а некоторые люди используют смартфон для контроля уровня сахара и работы инсулиновой помпы. Ознакомьтесь с оборудованием диабетиков и позволяйте детям проводить все необходимые им манипуляции. Если пропустить какую-нибудь процедуру, это может быть опасно, а также испортит отношения как между учеником и учителем, так и между учителем и родителями.

6. Высокий или низкий уровень сахара может сказываться на поведении и познавательной функции.

Дети, у которых изменяется уровень сахара, могут выглядеть агрессивными и упрямыми. Если вы заметили изменения в поведении ученика, нехарактерные для его личности, подумайте о необходимости проверки уровня сахара в крови.

7. Гипо- и гипергликемия требуют безотлагательных действий.

Слишком высокий или низкий уровень сахара являются неотложным медицинским состоянием. Без соответствующего лечения оно может быстро привести к катастрофическим последствиям. Любой ученик с диабетом должен иметь при себе набор средств для лечения таких состояний, а медсестра должна контролировать его наличие. В начале учебного года или в момент, когда учитель узнает, что у его ученика диабет, нужно изучить план действий на случай возникновения подобной ситуации.

Диабет 1 типа памятка учителю

8. Кто-то должен отвести ученика к медсестре в случае снижения уровня сахара в крови.

Когда уровень сахара падает, человек не способен ясно мыслить. Были случаи, когда ученика отправили в медпункт, а он повернул не в ту сторону и заблудился.

9. Детям с диабетом нужны особенные условия обучения.

Диабет считается инвалидизирующим заболеванием, поэтому ученику с диабетом создаются специальные условия в процессе обучения. Среди них разрешение на прием пищи во время уроков, а также возможность покинуть классную комнату при необходимости. Также сюда входит возможность переносить контрольные при снижении или повышении уровня сахара (это влияет на мышление).

10. Диабет 1 типа – непредсказуемое заболевание.

Каждый организм индивидуален. Даже если диабетик следует плану лечения, существует возможность того, что он проснется с низким уровнем сахара. Такие неожиданности ложатся эмоциональным, физическим и финансовым бременем на всю семью. Нужно знать, что возможны непредсказуемые ситуации, и с пониманием относиться к пропускам и не выполненным домашним заданиям.

Диабет 1 типа памятка учителю

11. Сочувствие и понимание имеют большое значение.

К ученикам с диабетом нужно относиться не только требовательно, но и с толикой милосердия. Диабет не дает возможности полностью контролировать жизнь, поэтому никогда нельзя давать ребенку с диабетом понять, что болезнь влияет еще и на его успехи в школе.

12. Стресс, болезни, физические нагрузки и переживания влияют на уровень сахара.

Стресс и болезни вызывают стремительное повышение уровня сахара. Физическая активности приводит к его понижению. Волнения могут как повышать, так и снижать его в зависимости от обстоятельств и самого ребенка. Если день в школе прошел необычно, нужно следить за учеником внимательнее – сонливость, раздражительность, потливость и растерянность – все это повод ободрить и успокоить ребенка, чтобы он смог проверить и скорректировать уровень сахара.

13. Ученик имеет право на конфиденциальность личной информации.

Некоторым детям не хочется, чтобы об их диабете знал кто-нибудь другой, и это их право. Учитель не имеет права рассказывать об этом посторонним лицам, если ученик и его родители не дали на это разрешения. Исключением является медицинский персонал, которому необходимо знать о состоянии ученика.

Читайте также:  Базисная терапия лечения сахарного диабета

Источник

Как организовать школьную жизнь ребенка с сахарным диабетом?

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает. И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе. Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте. Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок. Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать “жадиной”, если не поделишься, поинтересоваться: “Почему ты не ешь в школьной столовой”?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты. Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете. Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой. Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.). Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Читайте также:  Овощное рагу для диабета 2 типа

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

Данная памятка может пригодиться классным руководителям в классе у которых учатся дети с диагнозом “сахарный диабет”. Диагноз не приговор и с ним можно и нужно жить, а мы должны помочь ребенку в этом.

Просмотр содержимого документа
«Памятка “Сахарный диабет”»

Итак, о чём необходимо помнить, если в классе учится ребенок, с диагнозом «Сахарный диабет»:

Ребёнок с диабетом всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсий.

Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

Если ребёнку с диабетом нездоровится, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой, только с сопровождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.

Никогда не задерживайте ребёнка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен «перекусить».

Можно надеяться, что дети с диабетом, даже в малом возрасте, знают многое о своей болезни и особенностях её проявления. Поэтому, если такой ребёнок обращается к вам и говорит, что в отношении него нужно что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.

Иногда ребёнок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думайте, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.

Дети с диабетом не должны стать объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе о них. Вместе с тем, они требуют ненавязчивого, осторожного присмотра.

Жёсткий контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех из них, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара в крови. Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью коллектива сверстников класса. Постарайтесь сделать так, чтобы дети с диабетом принимали участие в большинстве школьных и классных мероприятий. Конечно, это требует большого внимания и организационных хлопот, часто учителю легче запретить ребёнку с диабетом участвовать в походах, экскурсиях, соревнованиях и пр. Но тогда ребёнок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома и семьи, а ему нужны такие жизненные ситуации, в которых он получал бы опыт, обеспечивающий ему способность самому справляться со своим недугом. Если запланирован поход или экскурсия, можно пригласить родителей или бабушку (дедушку) ребёнка принять участие в этом мероприятии: они смогут и помочь учителю, и ненавязчиво проконтролировать свое чадо.

Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управлять ею.

Согласитесь, сентябрь приносит родителям куда больше волнений, чем их чадам-школьникам, с трудом привыкающим после свободы каникул к дисциплине и учебе. Ну, а забот и тревог у “наших” мам и пап, чьи больные дети тоже недавно сели за парты, еще больше. Ведь теперь горизонт их влияния ограничен, и за школьными стенами бурлит жизнь, в которой труднее, нежели дома, обеспечить больному оптимальный режим и исключить осложнения.

Но детские диабетологи во всем мире едины в том, что их юные пациенты должны оставаться в своем прежнем окружении сверстников — специализированные “школы-теплицы” стали бы для них не самым подходящим местом как в плане формирования здоровой психологической установки на взрослую жизнь, так и по причине их неизбежной отдаленности от дома, а значит и большей оторванности детей от семьи.

А раз так, то не миновать нам разговора вокруг проблемы “больной ребенок — обычная школа”. И здесь к цепочке “врач — родители — пациент. ” неизбежно добавятся новые звенья: “классный руководитель (учитель начальных классов) — школьная медсестра — воспитатель продленной группы — преподаватель физкультуры“. То есть те взрослые, на которых в стенах школы ложится основной груз ответственности за здоровье ученика, страдающего сахарным диабетом.

Полагаем, дополнительную эту ношу они примут на свои плечи без особого энтузиазма и вряд ли станут постоянными читателями нашего журнала (если, конечно, проблемы диабета не касаются самих лично или близких родственников). Но сегодняшний урок, надеемся, им пригодится. Постараемся убедить педагогов, что повышенная забота о больном воспитаннике отнюдь не потребует от них каких-то чрезвычайных действий, сверхусилий в ущерб остальной работе и личному свободному времени.

Мы советуем Вам, уважаемые родители, на ближайшем собрании в классе вместе с учителем Вашего ребенка обсудить эту проблему. Кратко рассказать о том, что Вы уже сами узнали от врача и из литературы.

  • Сахарный диабет — хроническое пожизненное заболевание, сопряженное с риском для жизни, с серьезными осложнениями и многочисленными сопутствующими патологиями.
  • В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.
  • Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.
  • Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников.
Читайте также:  Рецепты блюд которые можно есть при сахарном диабете

В учебное время года педагог, как правило, проводит со своими воспитанниками гораздо больше времени, чем их работающие родители. И потому первым может обратить внимание на начальные признаки заболевания:

  • ребенок много пьет и на уроках часто просится “выйти из класса”, в туалет;
  • в школьной столовой отличается отменным аппетитом, но тем не менее начал заметно худеть. (Особое внимание толстячкам: ожирение — сильнейший фактор риска заболеть диабетом).

Этим основным признакам сопутствуют косвенные:

  • ученик стал хуже учиться, быстрее, чем раньше, утомляться, раздражителен и непослушен.

Не стоит привычно списывать все это на “фокусы взросления”, на переходный возраст — лучше своевременно исключить худшее и подсказать родителям не мешкая показать ребенка врачу.

Помните: детский диабет начинается, как правило, внезапно и нередко первичный диагноз выставляется, когда у ребенка уже глубокая гипогликемия или даже его доставила “скорая” в больницу в состоянии комы. Но ведь этой внезапности какое-то время предшествовало латентное (скрытое) течение болезни, не замеченное взрослыми по невнимательности, неграмотности, ненастороженности.

Уместно обратить внимание на возрастные “пики” заболевания диабетом в школьные годы — они приходятся на 6-8 и 10-14 лет.

Больному ребенку бывает весьма небезразлична реакция сверстников на его поведение: пунктуален в режиме, ест строго по часам, не поделится с товарищами конфеткой, которая у него постоянно в кармане, и в то же время не составит компании, когда весь класс срывается на переменке за мороженым или булками. Замечательно, если учитель сумеет убедить ребят, что их больной товарищ заслуживает вовсе не того, чтобы быть объектом их снисходительных насмешек. Наоборот, он мог бы стать примером для подражания! Ведь он уже научился или упорно стремится обуздывать прихоти, тренируя силу воли, а диета, которую предписала болезнь, у него физиологическая, то есть та, которая полезней всего и для здоровых: поменьше легкоусвояемых углеводов, мучного, жирного, побольше белковой пищи и овощей.

Что же касается конфетки или кусочка сахара, которые он всегда держит при себе,— то Боже упаси шутников отобрать или стащить из портфеля и тайком полакомиться спасительным леденцом! Больной товарищ бережет его на случай критического обострения, которое может настичь в любой момент.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на “скорой” в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

И еще такой момент. Как родители и как бывшие школьники, знаем наверняка: не укладываясь в программу урока, учителя сплошь и рядом задерживают класс после звонка на перемену. Лишать законных 5-10 минут отдыха детей — вредить их физическому и психическому здоровью. Но если в классе больной диабетом (и не только диабетом) ребенок, то такая “привычка” педагога просто недопустима. Даже если выпустит “заботливый” учитель одного ребенка из класса — как отреагируют остальные? Что почувствует он сам? Не свою ли ущербность.

Если ребенок находится в состоянии ремиссии (период болезни вне обострения), ежедневные дозированные физические нагрузки ему необходимы. Они способствуют снижению сахара в крови, ускоряя его сгорание, повышают эффективность собственного инсулина. То есть, фактически урок физкультуры может заменить дополнительную инъекцию инсулина. Так что, уважаемые родители, не спешите снабдить ребенка справкой об освобождении от этих уроков. Но обязательно предупредите его и школьных педагогов:

  • За два часа до урока физкультуры обязателен прием пищи.
  • Полезны гимнастические упражнения, легкая атлетика, спортивные игры — но без перегрузок! Вредны силовые виды спорта (борьба, тяжелая атлетика), нежелательна по причине повышенного травматизма спортивная гимнастика на снарядах.
  • Туристические походы не противопоказаны, однако обувь для долгой ходьбы должна быть абсолютно удобной, чтобы ни в коем случае не натереть мозоли; носки чистыми и сухими — не забыть сменить их на привале, чтобы не сопрели ноги; нужно беречься от комаров и мошкары и уж тем более не расчесывать укусы — раны, расчесы, лопнувшие мозоли, потертости при диабете часто нагнаиваются и долго, трудно заживают.
  • Во время спортивных соревнований, если очень не хочется сидеть среди болельщиков, можно вооружиться судейским свистком или стартовым флажком, секундомером — это ведь надо еще посмотреть, кто важнее в горячие деньки на школьном стадионе: член судейской бригады или чемпион.

Взрослые, окружающие больного диабетом ребенка, должны уметь оказать ему экстренную помощь при осложнениях.

Не исключена вероятность, что помощь эта потребуется ему в стенах школы. Учитель будет чувствовать себя уверенней, если наша короткая памятка найдет свое постоянное место в классном журнале, на стенде в учительской или другом, удобном для взрослого и легкодоступном месте.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного ди

Источник