Исследовательская работа на тему сахарный диабет

Исследовательская работа на тему сахарный диабет thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15»

Исследовательская работа

«Тихий убийца»

Выполнила ученица 8 «А» класса

Андрийчук Екатерина

Научный руководитель:

Коновалова Л. А., учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 15»

г. Арзамас 2017

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть.
  1. Сахарный диабет и его типы:
  2. Открытие инсулина
  3. Симптомы сахарного диабета
  4. Осложнения сахарного диабета
  5. Причины диабета
  6. Профилактика СД 2 типа

3. Практическая часть:

3.1. Анкетирование

3.2. Результаты анкетирования

4. Выводы

5. Список литературы

1. Введение

Что угрожает современному человечеству сегодня? Большинству из нас известно о сердечно- сосудистых и онкологических заболеваниях, о распространении СПИД, но есть еще одна болезнь, известная человечеству уже до нашей эры – это сахарный диабет. Проблема сахарного диабета – это проблема более 250 млн. людей, что составляет 4 % населения Земли. К 2030 году во всех регионах мира ожидается удвоение численности людей больных сахарным диабетом. Очень часто симптомы болезни очень слабы. А между тем, сосудистые изменения развиваются на стадии преддиабета, когда человек ничего не подозревает. В нашем организме нет ни одного органа, который бы не страдал от сахарного диабета, поэтому его по праву называют «тихий» или «молчаливый» убийца.

Актуальность проблемы: ООН заявила, что сахарный диабет 2 типа представляет угрозу человечеству. ВОЗ называет распространенность диабета «неинфекционной эпидемией».

Каждые 24 часа:

– диагностируется 2200 новых больных СД 2 типа;

– 512 больных умирает;

– 153 пациентам проводятся ампутации;

– 66 больных умирает.

Каждые 10 секунд в мире ставится диагноз – сахарный диабет 2 типа.

Длительное скрытое течение СД 2 типа приводит к тому, что диагностика

СД во всех странах опаздывает не 7-8 лет от начала заболевания, при этом половина пациентов не знает о своем диагнозе, не обращается к врачу, не получает соответствующего лечения и имеет высокий риск развития сосудистых осложнений.

Именно поэтому так важно привлечь внимание к проблеме правильного питания, увеличения двигательной активности подростков в целях профилактики СД 2 типа.

Исследовательская новизна: статистический анализ по проблемам СД 2 типа в МБОУ СШ № 15 г. Арзамаса.

Гипотеза: знают ли подростки о сахарном диабете и мерах профилактики этого заболевания.

Цель: исследование проблем, связанных с заболеванием сахарный диабет в МБОУ СШ № 15.

Задачи:

– изучить информацию по данной проблеме;

– провести опрос среди школьников 13-15 лет о сахарном диабете;

– анализировать результаты опроса по проблемам сахарного диабета;

– разработать буклет о мерах профилактики СД 2 типа;

– провести профилактические мероприятия среди школьников о предупреждении сахарного диабета 2 типа с помощью буклета.

Методы работы:

– теоретический анализ источников информации о сахарном диабете;

– статистический анализ;

– создание буклета;

– профилактическая работа среди учащихся МБОУ СШ № 15.

2. Основная часть.

2.1. Сахарный диабет, его типы

Суть болезни в недостаточной выработке поджелудочной железой гормона инсулина, который регулирует содержание глюкозы (сахара) в крови. Если количество инсулина мало, то избыточная глюкоза не перерабатывается, увеличивается её содержание в крови, начинается выделение сахара с мочой. При этом клетки испытывают острый дефицит энергии, потому что глюкоза является основным энергетическим источником для клеток всего организма, но в клетку она может попасть только при помощи инсулина.

Различают два типа диабета: инсулинзависимый и инсулиннезависимый. При развитии диабета первого типа (детский или юношеский, инсулинзависимый) симптомы обычно проявляются быстро, диагноз не представляет собой особой трудности, но болезнь уже находится в активной стадии. Диабет второго типа (инсулинонезависимый) течёт незаметно, и врач может обнаружить его случайно по анализу крови на сахар.

При этом типе диабета инсулин вырабатывается, но организм не может его использовать, причина этого – жир, так как жировая ткань работает как мощный эндокринный орган.

2.2. Открытие инсулина

Ещё столетие назад больные диабетом первого типа были обречены на смерть. Но 11 января 1922 года канадский учёный Фредерик Бантинг, после опытов на животных, сделал первую в истории успешную инъекцию инсулина человеку.

Первая инъекция инсулина была сделана 14-летнему мальчику по имени Леонардо Томпсон 11 января 1922 года, но опыт оказался неудачным – экстракт был недостаточно очищенным, что привело к развитию аллергии. Временно инъекции инсулина были приостановлены.

Читайте также:  Диабет 2 типа онемение пальцев

За две недели биохимик Джеймс Коллип сумел разработать эффективный метод очистки инсулина, и 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. В этот раз не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. За это открытие Бантинг и его компаньон Джон Маклеод были удостоены Нобелевской премии. Патент они продали Торонтскому университету за один доллар, и вскоре началось производство в промышленных масштабах.

Из истории открытия

Первые работы по поиску лекарства от сахарного диабета велись задолго до фактического изобретения инсулина. В 1869 году в Берлине студент-медик Пауль Лангерганс изучал строение поджелудочной железы и обратил внимание на ранее неизвестные клетки. Назначение этих клеток было не известным, пока Эдуард Лагус не выяснил, что в них образуется секрет, играющий роль в регуляции пищеварения.

В 1889 году немецкий физиолог Оскар Минковски ради эксперимента произвёл удаление железы у здоровой собаки. Через несколько дней оказалось, что на мочу подопытной собаки слетались мухи. Как оказалось позже – из-за высокой концентрации сахара. Это наблюдение позволило связать работу поджелудочной железы и сахарный диабет.

Работу в области изучения работы поджелудочной железы вели Леонид Соболев, Иван Павлов и другие ученые.

За поддержкой и помощью в проведении опытов Бантинг обратился к физиологу и врачу Джону Маклеоду, который в результате предоставил ему университетскую лабораторию, 22-летнего Чарльза Беста в роли ассистента и 10 собак для проведения опытов.

После успешных экспериментов и признания открытия инсулина Бантинг был крайне возмущен там фактом, что Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена ему и Маклеоду. Сначала Бантинг отказывался от денег, но позже согласился принять премию. Свою часть премии Бантинг разделил с Бестом, тогда как Маклеод поделил свою премию с биохимиком Джеймсом Коллипом, ведь именно он разработал эффективный метод очистки инсулина.

С изучением инсулина связаны еще две Нобелевские премии. Британский молекулярный биолог Фредерик Сенгер в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии по химии за то, что определил точную последовательность аминокислот, образующих молекулу инсулина. Таким образом инсулин стал первым белком, для которого была полностью определена первичная структура.

Английский химик и биохимик Дороти Кроуфут-Ходжкинс с помощью метода рентгеновской дифракции определила пространственное строение молекулы инсулина, за что также была награждена Нобелевской премией в 1964 году.

Применение инсулина

Поначалу инсулин получали из поджелудочной железы животных, но в 1976 году препарат научились синтезировать. Сегодня он входит в список жизненно необходимых лекарств, для его введения разработаны специальные шприцы, которые удобно носить с собой.

Всемирный день борьбы с диабетом был введён в 1991 году Международной диабетической федерацией и Всемирной организацией здравоохранения как ответное действие на рост числа заболевших, который принимает характер неинфекционной эпидемии. Проводить Всемирный день борьбы с диабетом именно 14 ноября было решено, чтобы увековечить открытие Бантинга, родившегося 14 ноября 1891 года.

2.3. Симптомы сахарного диабета

1. Жажда и сухость во рту

2. Повышенный уровень глюкозы в крови

3.Быстрая утомляемость и повышенная слабость

4. Учащенное мочеиспускание

5. Кожный зуд

6.Быстрая потеря веса при диабете 1 типа и лишний вес при диабете 2 типа

7. Покалывание и онемение пальцев.

8. Долго не заживаюшие ранки

2.4. Осложнения при сахарном диабете.

1. Артериальная гипертония – 39 %

2. Ишемическая болезнь сердца, инсульт – 25-30%, инфаркт миокарда – 8%;

3. Поражение сосудов ног, диабетическая стопа, гангрена – 25%

4. Снижение зрения – 55%

5. Нефропатия – 30%

6. Нейропатия – 15%

2.5. Причины, которые приводят к диабету.

1. Наследственность: диабет 1 типа наследуется с вероятностью 3-7% по линии матери и 10% по линии отца. Диабет 2 типа наследуется с вероятностью 40%.

2. Ожирение: при избыточной массе тела вероятность диабета 2 типа до 50%

3. Заболевания поджелудочной железы: панкреатит, рак поджелудочной железы могут вызвать нарушения выработки инсулина.

4. Вирусные инфекции: краснуха, ветрянка, грипп могут спровоцировать диабет у тучных людей.

5. «Городские факторы»: стресс, сидячий образ жизни, неправильное питание

2.6. Профилактика сахарного диабета 2 типа

Читайте также:  Ягоды черной смородины при диабете

Избыточная масса тела и ожирение «идут рука об руку с сахарным диабетом 2 типа». Нельзя победить эпидемию диабета, не победив ожирения. Таким образом, основными мерами профилактики являются воспитание культуры здорового питания, активного отдыха, физической культуры.

3. Практическая часть.

3.1. Анкетирование

С целью выявления осведомленности учащихся в возрасте 13-15 лет о проблемах сахарного диабета, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 63 учащихся 8-9 классов МБОУ СШ № 15.

3.2. Результаты анкетирования

1. Возраст участников опроса

2. Знаете ли вы о сахарном диабете

3. Болеют ли ваши близкие

4. Причины сахарного диабета

5. Признаки сахарного диабета

6. Как обнаружить сахарный диабет

7. Можно ли вылечить сахарный диабет

8. Влияет ли образ жизни на сахарный диабет

Результаты анкетирования показали, что подростки имеют представление о проблемах сахарного диабета, однако большая часть не знает причины сахарного диабета и признаки сахарного диабета, 66% учащихся ответили, что образ жизни влияет на сахарный диабет.

Наше исследование подтверждает информацию о высокой распространенности сахарного диабета, так как 38 % опрошенных имеют родственников, страдающих этим заболеванием.

4. Выводы

В ходе работы я изучила симптомы заболевания сахарный диабет и выявила причины его возникновения. Для достижения своей цели я выполнила следующие задачи:

– провела теоретический анализ литературных источников;

– провела анкетирование среди учащихся 8-9 классов;

– провела статистический анализ анкетирования.

Анализ опроса показал, что наша гипотеза верна частично, так как школьники владеют информацией о диабете не в полной мере. Конечно, в молодости не хочется думать о будущих болячках, но осведомлённость, профилактика и здоровый образ жизни имеют решающее значение в борьбе с диабетом. В связи с этим, проведение профилактической работы по профилактике сахарного диабета 2 типа является своевременным и актуальным.

5. Список литературы

1. Доскина Е. Ю. «Сахарный диабет и основы правильного питания». Методическое пособие для кафедры эндокринологии диабетологии ГОУ ДПО РМАПО, Москва, 2012

2. Шестакова М. В., Суркова Е.В. «Сахарный диабет: осложнения». Руководство для пациентов, ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва, 2010

3. https://www.aif.ru/graphic/kak_raspoznat_pervye_priznaki_diabeta

Источник

Управление образования

Администрации Яшкинского муниципального района

МБОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района

Секция «Биология»

Мой проект

«Сахарный диабет у детей»

Исследовательская работа на тему сахарный диабет

Автор проекта:

Мисько Полина

учащаяся 6 б класса

МБОУ СОШ №1

Яшкинского муниципального района

Руководитель проекта:

Эйсмонт Вера

Ивановна,

учитель биологии

МБОУ СОШ №1

Яшкино 2014

Содержание

Паспорт проекта ………………………………………………………………

Введение ………………………………………………………………………

О сахарном диабете …………………………………………………………..

Результаты анкетирования ……………………………………………………

Паспорт проекта

Название проекта

«Сахарный диабет у детей»

Автор проекта

Мисько Полина, учащаяся 6 «б» класса МБОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района

Руководитель проекта

Эйсмонт Вера Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №1

Цель

Изучить состав сахара и заболевание детей сахарный диабет, а также результаты анкетирования.

Задачи

  1. Изучить проблему.

  2. Опросить и изучить результаты анкетирования.

  3. Оформить проект.

  4. Проконсультироваться с врачом.

  5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование

Энциклопедии, фотоаппарат, лупа, блокнот, ручка.

Этапы работы

– изучение литературы по данной проблеме.

– наблюдение, исследование.

– получение рекомендаций от врача.

Сроки выполнения проекта

Ноябрь 2014 – Февраль 2015.

Введение

Сахарный диабет представляет собой одну из глобальных проблем современности. Он стоит на тринадцатом месте в рейтинге самых распространенных причин смерти после сердечнососудистых, онкологических заболеваний и стойко держит первое место среди причин развития слепоты и почечной недостаточности.

Актуальность проекта

Я решила изучить свою проблему и доказать что сахарный диабет очень опасное заболевание.

У меня возникли вопросы?

Какие типы сахара известны?

Сколько сахара в день человек должен употреблять?

В каких продуктах питания содержится сахар?

К чему приводит избыток сахара ?

Чем его можно заменить и как сокращать количество сахара?

Сахарный диабет – это заболевание, обусловленное, абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризуется нарушением обмена углеводов с повышенным количеством глюкозы в крови и моче, а также других нарушений обмена веществ.

Инсулин – вещество, главной биологической ролью которого является регуляция обмена глюкозы.

Гормональная недостаточность поджелудочной железы (т.е. несоответствие количества вырабатываемого инсулина текущим потребностям обмена веществ) приводит к тому, что большая или меньшая часть глюкозы не может быть усвоена организмом, как следствие, уровень глюкозы в крови поднимается, и это приводит к развитию определённых симптомов и, соответственно, определенных заболеваний. Заболевания, возникающие в связи с нехваткой инсулина или в связи с неадекватной реакцией тканей на его действие, получили название сахарный диабет. Т. е. важно понимать, что сахарный диабет – это несколько различных болезней, имеющих сходные симптомы, но отличающихся причиной возникновения, выраженностью гормональной недостаточности, особенностями нарушения обмена веществ.

Читайте также:  Лечение пиявками при сахарного диабета

Классификация: разделяется сахарный диабет на 1 и 2 тип:

Сахарный диабет 1 типа – возникает в связи с разрушением особых клеток поджелудочной железы, которые, собственно, и занимаются производством инсулина. Самые распространённые причины разрушения клеток – инфекции и аутоиммунные заболевания, но вышеупомянутые причины играют, по сути, роль пусковых факторов, а возникновение болезни определяется, прежде всего, наследственностью, генетической склонностью к развитию и гормональной недостаточности поджелудочной железы. Сахарным диабетом 1 типа заболевают почти исключительно дети, реже молодые люди ( практически всегда до 30 лет ).

Сахарный диабет 2 типа – отмечается относительный дефицит инсулина. Клетки поджелудочной железы при этом вырабатывают достаточно инсулина (иногда даже повышенное количество). Однако на поверхности клеток блокировано или уменьшено количество структур, которые обеспечивают его контакт с клеткой и помогают глюкозе из крови поступать внутрь клетки. Дефицит глюкозы в клетках является сигналом для еще большей выработки инсулина, но это не дает эффекта, и со временем продукция инсулина значительно снижается.

Симптомы сахарного диабета:

  • жажда (больные могут выпивать 3-5 л и более жидкости в сутки);

  • учащенное мочеиспускание (как днем, так и ночью);

  • сухость во рту;

  • общая и мышечная слабость;

  • повышенный аппетит;

  • сонливость;

  • повышенная утомляемость;

  • плохо заживающие раны;

  • резкое похудание у больных с сахарным диабетом 1 типа;

  • ожирение у больных с сахарным диабетом 2 типа.

Осложнения сахарного диабета:

  • сердечнососудистые заболевания (атеросклероз сосудов, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);

  • микроангиопатия (поражение мелких сосудов) нижних конечностей;

  • диабетическая ретинопатия (снижение зрения);

  • нейропатия (снижение чувствительности, сухость и шелушение кожных покровов, боли и судороги в конечностях);

  • нефропатия (выделение с мочой белка, нарушение функций почек);

  • диабетическая стопа – заболевание стоп (язвы, гнойно-некротические процессы) на фоне поражения периферических нервов, сосудов, кожи, мягких тканей;

  • различные инфекционные осложнения (частые гнойничковые поражения кожи, грибки ногтей, и т.д.);

  • комы (диабетическая, гиперосмолярная, гипогликемическая).

Для диагностики сахарного диабета выполняют следующие исследования.

  • Анализ крови на глюкозу: натощак определяют содержание глюкозы в крови из пальца.

  • Анализ мочи на глюкозу

  • Определение гликозилированного гемоглобина: его количество значительно повышается у больных сахарным диабетом.

Суточная норма сахара, и в каких продуктах его больше всего

Суточная норма 6 ложек сахара. Так называемый скрытый сахар. Например: кетчуп 350 г. – 14 ложек сахара, сосиски 100 г. – 2 чайные ложки сахара, но в 1 кг. – 20 ложек сахара, кабачковая икра 500 г. – 6 ложек сахара, газированная вода 1 л – 20 ложек сахара и др.

К чему приводит избыток сахара

К атеросклерозу, заболеваниям печени, гипертонии.

Чем его можно заменить и как сокращать количество сахара?

  1. Нужно заменить сахар на сукралозу или на другие сахаразаменители. Например: мёд.

  2. Изучать состав продуктов.

  3. Заниматься физкультурой.

Результаты анкетирования

1) Любите ли вы сладкое?

А) да- 60 человек.

Б) нет – 50 человек.

В) люблю, но всегда в пору. – 90 человек.

2) Сколько сладкого должно быть в рационе человека?

А) много- 30 человек.

Б) мало – 40 человек.

В) в пору – 130 человек.

3) Сахар это хорошо или плохо.

А) хорошо – 60 человек.

Б) плохо – 60 человек.

В) не знаю – 80 человек.

Вывод

Я изучила заболевание сахарный диабет. И сделала для себя выводы. Что сахар приносит вред. Много детей и взрослых, не могут отказаться от сахара и сладких продуктов, а значит необходимо искать альтернативу. Лучше употреблять больше фруктов вместо сладостей, в них меньше сахара и больше витаминов. Полезнее всего коричневый и нерафинированный сахар.

Литература

1) Касаткина Э.П. Сахарный диабет у детей. – М.: Медицина, 1996г.

2) Буянова Н. Ю. Я познаю мир «Медицина».

Источник