Методические рекомендации для школы диабета
Департамент здравоохранения Курганской области
Государственное бюджетное учреждение
«Курганская областная клиническая больница»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ В ШКОЛЕ ДИАБЕТА
(Информационное письмо)
Курган 2012
Составил:
Врач-эндокринолог Государственного бюджетного учреждения «Курганская областная клиническая больница»
Письмо подготовлено для врачей-терапевтов, врачей общей практики
Рецензент:
Главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Курганской области – главный специалист эндокринолог
Методические рекомендации по обучению пациентов с сахарным диабетом
Сахарный диабет относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний. Число людей с диабетом катастрофически возрастает с каждым годом.
В связи с этим отмечается необходимость в объединении усилий для лечения и терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом.
В России уже более 10 лет работает Федеральная целевая программа «Сахарный диабет», в рамках которой врачи-эндокринологи, терапевты, врачи общей практики занимаются «терапевтическим обучением пациентов».
Можно сказать, что диабетология явилась пионером в новом направлении медицины, делающем больного активным партнером врача в лечебном процессе; она и сейчас остается в нем лидером.
Применение программы интенсивного лечения и обучения повышает мотивацию пациентов на выполнение полученных рекомендаций, что выражается в улучшении показателей поведения, связанного с диабетом (наличие и ведение дневников диабета, проведение самоконтроля, самостоятельная коррекция дозы инсулина, наличие легкоусвояемых углеводов на случай гипогликемии, правильный и постоянный уход за ногами, контроль уровня АД), что играет определенную роль в терапевтической эффективности данного подхода.
Основные положения терапевтического обучения пациентов формулируются следующим образом.
Терапевтическое обучение пациентов:
1 Предоставляет пациенту возможность овладеть умениями, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием.
2 Является непрерывным процессом, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи.
3 Предполагает индивидуальный подход (методы обучения зависят от возраста, когнитивных нарушений, сопутствующих заболеваний)
4 Включает информацию, обучение «самопомощи» и психологическую поддержку, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению.
5 Оказывает помощь пациентам и их семьям в лучшей кооперации с медицинскими работниками и улучшение качества жизни.
Обучение проводиться по специально разработанным программам, которые называются структурированными.
Обучающие программы должны быть адресованы определенному контингенту больных. Программы обучения при сахарном диабете 1 и 2 типа существенно различаются. Обучение больных разными типами диабета совместно недопустимо. Особые варианты программ созданы для больных сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии и с сопутствующей артериальной гипертонией. По специальной программе обучают детей, больных сахарным диабетом, и их родителей, беременных.
Направленность программы обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу «разумной достаточности». Не рекомендуется углубляться в детали биохимии, патогенеза диабета, медицинскую терминологию; их затрагивают лишь в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.
Программа подразумевает универсальность и ориентацию на некий «средний уровень». Она должна содержать необходимый минимум информации, но при этом предусматривается возможность для каждого пациента получить дополнительные сведения, овладеть какими-либо навыками (например, использование глюкометра), даже если они не входят в структуру программы.
В отличие от лекций, занятия с больными имеют форму беседы, то есть больной не только может задать вопросы и получить на них ответы, но и участвовать в дискуссиях, свободно выражая свое, пусть нестандартное мнение. Несмотря на то, что процесс обучения больных диабетом часто называют «школой», нельзя понимать его в банальном смысле этого слова, так же как и в качестве варианта «санитарно-просветительской работы».
Предполагается индивидуальное и групповое обучение.
Больные нуждаются в печатной продукции (памятках, брошюрах, справочниках).
Возможно использование аудиовизуальных и компьютерных средств в обучении.
Программа обучения для терапевтов (сахарный диабет 2 типа).
Обучение проводится в группах не более 8 человек, 4 занятия по 1,5 – 2 часа.
Занятие №1.
1.Общие сведения о диабете.
Что такое диабет? Основные проявления сахарного диабета(симптомы гипергликемии).
Излечим ли диабет? Перечислить типы сахарного диабета, их отличия, методы контроля, лечения, объяснить необходимость терапии, при которой заболевание не приводит к снижению продолжительности жизни или к ухудшению ее качества.
Нормы глюкозы крови (колебания гликемии в течении суток ).
На каком уровне глукозы крови диагностируют сахарный диабет? Показания для назначения теста толерантности к глюкозе.
Гипогликемия (перечислить состояния при которых может произойти снижение уровня глюкозы: сахароснижающие медикаменты (таблетки или инсулин), физическая нагрузка, прием алкоголя).
Механизм регулирования уровня глюкозы крови.
Типы сахарного диабета:
Сахарный диабет 1 и 2 типа (причины развития, отличия), рассказать о влиянии избыточного веса на возникновение СД 2 типа. Объяснить, что главным дефектом при этом типе диабета является то, что клетки организма плохо «чувствуют» инсулин, и процесс проникновения глюкозы внутрь этих клеток сильно затруднен. Такое состояние сниженной чувствительности к инсулину называют инсулинорезистентностью.
После того, как мы выяснили основные различия между 1 и 2 типами сахарного диабета, становится очевидным, почему лечение при этих заболеваниях различается.
Лечение сахарного диабета направлено на достижение максимально близких к норме показателей гликемии, поддержание хорошего самочувствия и профилактику развития осложнений. С этой целью применяются рациональное питание и регулярные физические нагрузки, различные лекарственные препараты, в том числе инсулин. Наибольшего успеха в жизни с диабетом достигают обученные люди, принимающие активное участие в контроле заболевания.
Многочисленные научные исследования и многолетние наблюдения за людьми с диабетом показывают, что снижение веса в большинстве случаев позволяет достичь значительного улучшения показателей глюкозы крови и предотвратить осложнения диабета.
Занятие №2, №3.
Проблема избыточного веса очень важна при сахарном диабете 2 типа. Доказано, что именно он является основой формирования инсулинорезистентности, и, следовательно, главной причиной развития диабета 2 типа.
Перечислить последствия избыточного веса.
Лишний вес является следствием накопления неизрасходованной энергии. Люди с избыточной массой тела и ожирением подвержены повышенному риску развития не только сахарного диабета 2 типа, но и целого ряда других серьезных хронических заболеваний. Для снижения веса и его поддержания необходимы существенные изменения в характере питания и образе жизни. Однако даже умеренные положительные сдвиги в этом направлении могут привести к значительному улучшению состояния.
Питание – важнейшая часть лечения диабета.
Важно понимать, что применение любых лекарственных средств при сахарном диабете 2 типа все же не может полностью компенсировать влияние неправильного питания на уровень глюкозы крови.
Среди людей с диабетом 2 типа могут быть выделены несколько категорий, например, по наличию или отсутствию избыточного веса. Рекомендации по питанию для них будут несколько различаться.
Питание при сахарном диабете 2 типа и избыточном весе.
Единственно надежный путь-ограничение поступления в организм энергии, то есть соблюдение правил низкокалорийного питания. Возникающий в результате дефицит энергии приводит к тому, что энергетические запасы в жировой ткани будут тратиться на различные нужды организма, и вес обязательно снизится.
Наиболее действенным способом снижения калорийности питания будет снижение содержания в нем жиров.
Чтобы ограничить содержание жира в питании, нужно, прежде всего, научиться их узнавать.
Пояснить принципы здорового питания.
Показателем правильности соблюдения принципов низкокалорийного питания будет достижение результата: снижение веса! Если вес не снижается, это говорит о том, что пока не удалось значительно снизить калорийность рациона.
Человеку с сахарным диабетом 2 типа, если имеется такая возможность, желательно придерживаться дробного режима питания.
Следует, впрочем, оговориться, что индивидуальные привычки и традиции в питании менять не обязательно. Если при трехразовом питании человек имеет хорошие показатели глюкозы крови и ему не хочется вводить дополнительные приемы пищи он, конечно, может этого не делать.
Добавить несколько слов о вреде алкоголя и обсудить выводы по занятию.
Занятие №4.
Самоконтроль.
В процессе самоконтроля приходит правильное понимание своего заболевания, и вырабатываются навыки по управлению диабетом.
Перечислить известные средства самоконтроля, преимущества современных приборов для определения уровня глюкозы.
Смысл самоконтроля заключается в периодической проверке уровня глюкозы крови и в правильной оценке результатов. На основании полученных измерений должны планироваться определенные действия, направленные на улучшение состояния диабета.
Задачи самоконтроля.
Как часто и в какое время следует определять уровень глюкозы крови (мочи)? Надо ли записывать результаты? Программа самоконтроля всегда индивидуальна и должна учитывать возможности и образ жизни каждого человека с диабетом. Однако ряд общих рекомендаций можно дать всем людям.
Режим самоконтроля должен приближаться к следующей схеме:
1 определение содержания глюкозы в крови 1-7 раз в неделю; проводить определение следует перед едой, так и через 2 часа после еды;
2 если компенсация диабета неудовлетворительная, определения гипогликемии учащают до 1-4 раз в день (одновременно проводится анализ ситуации, при необходимости консультация с врачом);
3 определение содержания глюкозы в крови 4-8 раз в день в период сопутствующих заболеваний, существенных перемен образа жизни, а также во время беременности;
4 если человек получает инсулин в режиме многократных инъекций, то даже при удовлетворительных показателях гликемии требуется не менее 3-х определений в день.
Отметить необходимость измерения гликированного гемоглобина.
Адекватная частота измерений глюкозы крови в домашних условиях и регулярное определение уровня гликированного гемоглобина необходимы для достижения компенсации заболевания.
Регулярные физические нагрузки оказывают положительное влияние на уровень гликемии и другие важные показатели, и могут быть рекомендованы любому человеку с сахарным диабетом 2 типа. Интенсивность двигательной активности определяется индивидуальными возможностями человека, например выраженностью сопутствующих заболеваний. Физические нагрузки должны сопровождаться дополнительным контролем показателей гликемии, а в ряде случаев уменьшением дозы лекарственных препаратов.
Коснуться вопросов значения физических нагрузок, обсудить риски гипогликемии, меры профилактики снижения уровня глюкозы.
Осложнения сахарного диабета
План занятия:
1.Обсуждение данных самоконтроля.
2.Причины развития поздних осложнений сахарного диабета.
3.Диаб. ретинопатия, нефропатия (профилактика, лечение).
4.Поражение нижних конечностей при сахарном диабете, уход за ногами.
5.Сердечно-сосудистые заболевания и диабет. Уровень холестерина в крови.
6.Подведение итогов занятия. Индивидуальные рекомендации.
Доказано, что после проведения обучения больные сахарным диабетом поддерживают достоверно лучшие показатели гликемического контроля по сравнению с исходными (снижение НbА1с), снижается частота диабетических кетоацидозов и показатели временной нетрудоспособности, наблюдается положительное влияние на распространенность и прогрессирование хронических осложнений диабета.
Используемая программа обучения обладает достаточной информационной эффективностью для больных сахарным диабетом 2 типа при применении как в стационаре, так и амбулаторно. Через год после занятий в школе диабета наблюдается снижение уровня знаний. Проведение повторного обучения через 12-18 месяцев позволяет поддержать интерес пациента к участию в лечении и закрепить полученные навыки и знания. Повторные циклы возможно проводить по укороченной программе или в форме интерактивной беседы.
Аудитория
Педагоги Родители
Уровень образования
Общее (школа)
©
2010 – 2020
«Образование-Эксперт» | 16+ | Путилин С.В.
Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies)
Подробнее
Да