Сахарный диабет у детей и подростков михаила богомолова

В рамках Дня диабета, организованного 25 ноября в Москве компанией Medtronic в сотрудничестве с ведущими врачами-эндокринологами ФГБУ «НМИЦ эндокринологии», особое внимание уделялось вопросам диабета у детей и подростков. Эндокринолог, заведующий детским отделением сахарного диабета НМИЦ эндокринологии, к.м.н. Дмитрий Лаптев провел мастер-класс «Подростки с сахарным диабетом». Он любезно согласился ответить на вопросы нашей редакции о том, на что нужно обращать внимание в лечении сахарного диабета у детей и подростков.

– Какова статистика количества детей и подростков с СД в России и мире?

По данным Всемирной федерации сахарного диабета, в мире насчитывается более 1 млн детей и подростков с СД 1-го типа, из них 560 тысяч – это дети в возрасте до 14 лет. В РФ, по данным Федерального регистра сахарного диабета, насчитывается более 33 тысяч детей и подростков в возрасте до 18 лет с СД 1-го типа.

– Значит ли это что сахарный диабет молодеет?

– За последние годы наметилась определенная тенденция роста заболеваемости СД1 в детском возрасте во всем мире, и по некоторым данным, действительно, это происходит за счет увеличения новых случаев в более раннем возрасте. Какие-то определенные причины роста заболеваемости в более раннем возрасте нам не вполне понятны. Но, возможно, это связано с ростом осведомленности по СД в последнее время, благодаря чему и врачи, и родители начинают отмечать проявления диабета на более ранней, иногда даже доклинической стадии.

– Каковы факторы развития СД?

Если мы будем говорить про СД 1-го типа, то причина его развития многофакторная, включая как генетическую предрасположенность, так и факторы внешней среды. Вместе с тем, в настоящее время мы не можем назвать определенные причины, которые бы приводили к появлению этого заболевания. Вероятно, что в развитие СД у детей вносят свой вклад в определенном сочетании генетические факторы, факторы образа жизни (питание, двигательная активность), возможно, какие-то вирусные заболевания, стресс и др. С развитием СД2 у подростков связывают недостаточный уровень двигательной активности, малоподвижный образ жизни и особенности питания, характеризующиеся преобладанием нездоровой, калорийной пищи.

– В чем отличие течения СД у детей и подростков от взрослых?

Сахарный диабет в детском и подростковом возрасте характеризуется менее стабильным течением в отличие от взрослых. Проявляется это тем, что у детей и подростков отмечаются более выраженные колебания гликемии, у них чаще встречаются эпизоды гипогликемии, в том числе ночной. Это связано с разными причинами – нерегулярным питанием, лабильным уровнем двигательной активности, необходимостью введения маленьких дозировок инсулина (особенно это касается маленьких детей), а у подростков к этому еще присоединяются и психологические факторы. Поэтому в детском и подростковом возрасте контролировать СД заметно труднее, и необходимо прикладывать больше усилий для достижения поставленных целей лечения.

– Как «подружить» ребенка с СД?

Возможно и необходимо это делать сразу, после того как СД был диагностирован. Надо сказать, что дети в отличие от родителей с самого начала диабета быстрее адаптируются к своему состоянию, особенно если они попадают в среду своих сверстников с диабетом. Они видят, как другие дети живут и успешно справляются с диабетом. Если не акцентировать внимание на диабете как на заболевании, а больше сосредоточиться на образе жизни ребенка, сделать его максимально комфортным и приближенным к его прежнему образу жизни, это будет способствовать лучшей адаптации к диабету.

В целом с диабетом, конечно, следует дружить, а не бороться, т.к. то, с чем мы боремся, забирает у нас силы, которые мы могли бы потратить на что-то продуктивное, достижение целей. В первую очередь полезно «подружиться» с диабетом самим родителям, это самое первое и важное, т.к. чем меньше возраст ребенка, тем больше реакций и отношений он выстраивает, отталкиваясь от родителей. Второе, важно, чтобы запреты и ограничения в жизни ребенка, которые должны быть у детей, не выстраивались только на основании диабета. Например, тебе нельзя сладкое, т.к. у тебя диабет. А разве детям, у которых нет диабета, полезно сладкое? Конечно, нет. Это только один из примеров. Обосновывайте ограничения в жизни ребенка без постоянной ссылки на диабет, т.к. если будете делать так, то любой возненавидит свою болезнь. И третье, воспринимайте своего ребенка и его диабет отдельно. Ваш ребенок – это личность со своими интересами и особенностями характера, да у него есть диабет, но диабет это не весь ваш ребенок, поэтому не сводите все разговоры к тому, какой сегодня сахар, сколько ввел инсулина. Спрашивайте об этом между делом, в первую очередь интересуясь самим ребенком, а не только его диабетом.

– Какие основные сложности возникают при лечении ребенка с СД?

Сложностей может быть много. Если говорить про маленьких детей, то сложности в основном связаны с трудностью подбора инсулинотерапии исходя из питания, двигательной активности, в связи с очень выраженной ее лабильностью и необходимостью очень точного соответствия инсулинотерапии потребностям ребенка. И нам здесь во многом, конечно, помогают современные технологии – это помповая инсулинотерапия и системы непрерывного мониторинга. Если говорить про сложности в старшем, подростковом возрасте, то они в основном связаны с психологическими факторами, которые влияют на приверженность к самоконтролю и лечению сахарного диабета. К сожалению, в силу возрастных особенностей подростки недостаточно тщательно контролируют свой СД, а родители, как правило, уже перекладывают контроль за диабетом на подростка. Все это приводит к заметному ухудшению гликемического контроля и повышает риск развития острых и хронических осложнений. Поэтому в этом возрасте детский эндокринолог должен обращать внимание на психологические и психосоциальные аспекты развития подростка. Кроме того, большая роль в подростковом возрасте отводится работе психолога.

– В чем особенности течения СД у подростка?

СД у подростков характеризуется в первую очередь худшим гликемическим контролем, более высокими, как правило, нестабильными показателями глюкозы, и здесь очень много причин, которые к этому приводят. Это и плохой самоконтроль, недостаточность соблюдения рекомендаций по диете, по инсулинотерапии. Подростки в принципе недостаточно уделяют времени своему СД, в связи с тем, что у них появляется много других интересов, они проявляют тенденцию к самостоятельности. В подростковом возрасте все дети начинают протестовать против взрослых и их ограничений. У подростков с диабетом чаще всего протест выливается в протест против диабета, т.к. родители всегда контролируют этот процесс. Очень важно до наступления полового созревания начать передавать ответственность за диабет ребенку, шаг за шагом. Иначе, когда начнется подростковый возраст, он уже не захочет этого делать с большой вероятностью.

Читайте также:  Ветки вишни при сахарном диабете

Важно не давить на подростка, мол ты должен, обязан, это будет только усиливать сопротивление. Стройте доверительные отношения с подростком, объясняя, что диабет и самоконтроль – это его выбор и что он сам выбирает свое будущее – счастливое и без осложнений или наоборот.

– Что следует помнить врачу, лечащему подростка?

Врачам очень важно общаться с подростком, как со взрослым человеком. Если на прием приходит подросток с мамой, то внимание и коммуникация должны происходить с подростком, а не с родителем. Также врачу, который занимается лечением подростка, нужно будет уделить достаточно внимания не только рекомендациям по инсулинотерапии, диете, т.е. рекомендациям по контролю диабета, но, пожалуй, выступить и в определенной роли психолога, хотя и профессиональный психолог в этом возрасте должен принимать активное участие в лечении ребенка с диабетом. Врачу надо обращать внимание на те факторы, которые могут усугублять самоконтроль подростка, – стрессовые состояния, может быть, связанные с семейными взаимоотношениями, с общением со сверстниками, потому что, как правило, общих рекомендаций по инсулинотерапии, по лечению диабета недостаточно, их нужно дополнять психологическими и психосоциальными аспектами.

– Есть ли отличия в течении заболевания и его лечении у девочек и мальчиков в подростковый период?

Как правило, значительных отличий в течении заболевания у лиц мужского и женского пола не встречается. Тем не менее гендерные различия в течении диабета у подростков могут проявляться в том, что мальчики более склонны держать свои переживания в себе, закрываться и, как следствие, оставаться со своими переживаниями один на один. Девочки же, наоборот, в сложной ситуации более склонны искать социальную поддержку и обращаться за помощью к окружающим людям. Поэтому чаще девочкам легче принять диабет и адаптироваться к жизни с ним в социуме, чем мальчикам, если заболевание происходит в подростковый период. Что касается вопросов лечения, то у девочек подросткового возраста очень часто на первый план выходят вопросы косметического характера, и для них важно, как они выглядят, как их видят сверстники, поэтому врачам и родителям на эти моменты следует обратить внимание. В этом возрасте, например, очень часто девочки отказываются от помповой инсулинотерапии и непрерывного мониторирования глюкозы, потому что ношение этих устройств выдает их заболевание и, кроме того, внешне выглядит не очень привлекательно.

– Что нужно делать, чтобы избежать осложнений?

Как и раньше, основным методом, который позволяет предотвратить развитие и остановить прогрессирование осложнений, является поддержание удовлетворительного, целевого гликемического контроля. Очень важно это делать постоянно, с самого начала заболевания, потому что даже непродолжительное ухудшение гликемии может определенным образом отразиться на формировании малообратимых изменений в организме и в дальнейшем привести к развитию осложнений. Сейчас нам очень помогают в этом плане современные технологии (их достаточно много, они разные и достаточно эффективные) – конечно, помповая инсулинотерапия, которая обеспечивает лучший гликемический контроль, больше гибкости для родителей, детей с СД, и системы непрерывного мониторинга глюкозы, которые позволяют значительно стабилизировать показатели глюкозы, избежать как высоких, так и низких показателей.

Источник

Âñåì ïðèâåò. Ñåãîäíÿ Äåíü ðàáîòíèêîâ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè è  ñåãîäíÿøíÿÿ ïîäáîðêà ïîñâÿùåíà òåì, êòî áîðåòñÿ ñ âèðóñîì, ñïàñàÿ æèçíè ëþäåé è ïîäâåðãàÿ ñåáÿ åæåäíåâíîé îïàñíîñòè. Ïîäáîðêà êíèã î âðà÷àõ è ìåäèöèíå îò àâòîáèîãðàôèé äî õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû.

«×åëîâåê, êîòîðûé ïðèíÿë æåíó çà øëÿïó», è äðóãèå èñòîðèè èç âðà÷åáíîé ïðàêòèêè

Îëèâåð Ñàêñ

Îëèâåð Ñàêñ – èçâåñòíûé áðèòàíñêèé íåâðîëîã è íåéðîïñèõîëîã, àâòîð ðÿäà ïîïóëÿðíûõ êíèã, ïåðåâåäåííûõ íà äâàäöàòü ÿçûêîâ, äâå èç êîòîðûõ – «×åëîâåê, êîòîðûé ïðèíÿë æåíó çà øëÿïó» è «Àíòðîïîëîã íà Ìàðñå» – ñòàëè ìåæäóíàðîäíûìè áåñòñåëëåðàìè.

«×åëîâåê, êîòîðûé ïðèíÿë æåíó çà øëÿïó» – êíèãà, íàïèñàííàÿ Îëèâåðîì Ñàêñîì åùå â 1971 ãîäó è âûäåðæàâøàÿ ñ òåõ ïîð îêîëî äåñÿòè ïåðåèçäàíèé òîëüêî íà àíãëèéñêîì ÿçûêå, íå ãîâîðÿ óæå î ìíîãî÷èñëåííûõ ïåðåâîäàõ, – ýòî èñòîðèè ñîâðåìåííûõ ëþäåé, ïûòàþùèõñÿ ïîáîðîòü ñåðüåçíûå è íåîáû÷íûå íàðóøåíèÿ ïñèõèêè è áîðþùèõñÿ çà âûæèâàíèå â óñëîâèÿõ, ñîâåðøåííî íåâîîáðàçèìûõ äëÿ çäîðîâûõ ëþäåé, – è î ìèñòèêàõ ïðîøëîãî, îäåðæèìûõ âèäåíèÿìè, êîòîðûå ñîâðåìåííàÿ íàóêà óâåðåííî äèàãíîñòèðóåò êàê ïðîÿâëåíèå òÿæåëûõ íåâðîçîâ. Ñòðàííûå, òðóäíîïîñòèæèìûå îòíîøåíèÿ ìåæäó ìîçãîì è ñîçíàíèåì îáúÿñíÿþòñÿ äîñòóïíî, æèâî è èíòåðåñíî.

Ñêà÷àòü

Öèòàäåëü

Àð÷èáàëüä Äæîçåô Êðîíèí

«Öèòàäåëü» — îäíî èç ëó÷øèõ ïðîèçâåäåíèé èçâåñòíîãî àíãëèéñêîãî ïèñàòåëÿ À. Äæ. Êðîíèíà. Ãëàâíûé ãåðîé — Ýíäðüþ Ìýéñîí — ìîëîäîé òàëàíòëèâûé âðà÷, íàòóðà èùóùàÿ è òâîð÷åñêàÿ, âñòóïàåò â êîíôëèêò ñ êîñíûì ìèðîì êîðûñòîëþáöåâ.

Ñêà÷àòü

Äðàìàòè÷åñêàÿ ìåäèöèíà

Ãóãî Ãëÿçåð

7 îêòÿáðÿ 1892 ãîäà Ìàêñ Ïåòòåíêîôåð äëÿ äîêàçàòåëüñòâà ñâîèõ òåîðåòè÷åñêèõ ïîëîæåíèé âûïèë êóëüòóðó õîëåðíûõ âèáðèîíîâ; äëÿ ðàçðàáîòêè íîâûõ äèàãíîñòè÷åñêèõ ïðèåìîâ Ôîðñìàí ÷åðåç âåíó ââåë êàòåòåð â ïîëîñòü ñâîåãî ñåðäöà; ïðåäëàãàÿ íîâîå ëåêàðñòâî, ó÷åíûé íà ñåáå äåìîíñòðèðóåò åãî öåëåáíîñòü è áåçâðåäíîñòü äëÿ îðãàíèçìà — îá ýòèõ è î ìíîãèõ äðóãèõ ïîäâèãàõ âðà÷åé ðàññêàçûâàåò àâòîð. Ïîñëåäíÿÿ ãëàâà ïîñâÿùåíà êîñìè÷åñêîé ìåäèöèíå; òîìó, êàêèå ýêñïåðèìåíòû ñòàâÿò íà ñåáå ó÷åíûå, çàïîëíÿÿ ñòðàíèöû çîëîòîé êíèãè ïîäâèãîâ âðà÷åé âî èìÿ ÷åëîâå÷åñòâà.

Ñêà÷àòü

×òî ñêðûâàåò êîæà. 2 êâàäðàòíûõ ìåòðà, êîòîðûå äèêòóþò, êàê íàì æèòü

Читайте также:  Анализ крови норма при сахарном диабете

Éàýëü Àäëåð

×åëîâå÷åñêàÿ êîæà – óäèâèòåëüíûé îðãàí, ñàìûé êðóïíûé èç âñåõ, ÷òî ó íàñ åñòü. Åå ïëîùàäü ïî÷òè äâà êâàäðàòíûõ ìåòðà! Êîæà – ýòî íàøà àíòåííà. Îíà ìîæåò ïåðåäàâàòü è ïðèíèìàòü ñèãíàëû è äàåò ïèùó íàøèì ÷óâñòâàì. Ýòî îáúåêò ÷óâñòâåííûõ æåëàíèé, ïëåíèòåëüíûé ñîñóä, â êîòîðûé çàêëþ÷åíà íàøà æèçíü, è â òî æå âðåìÿ – ãèãàíòñêàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ áàêòåðèé, ãðèáêîâ, âèðóñîâ è ïàðàçèòîâ.

Íåìíîãèå çíàþò, ÷òî æå òàêîå êîæà íà ñàìîì äåëå, êàê îíà ôóíêöèîíèðóåò è êàê ìíîãî áåðåò íà ñåáÿ æèçíåííî âàæíûõ äëÿ íàñ çàäà÷. Ýòà êíèãà ïðèçâàíà ïîìî÷ü ëó÷øå ïîíÿòü íàøó êîæó, à òàêèì îáðàçîì è ñàìèõ ñåáÿ. Âû ïðîíèêíåòåñü è âñåé êîæåé ïî÷óâñòâóåòå, êàê ýòî óâëåêàòåëüíî!

Âíèìàíèå! Èíôîðìàöèÿ, ñîäåðæàùàÿñÿ â êíèãå, íå ìîæåò ñëóæèòü çàìåíîé êîíñóëüòàöèè âðà÷à. Ïåðåä ñîâåðøåíèåì ëþáûõ ðåêîìåíäóåìûõ äåéñòâèé íåîáõîäèìî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñî ñïåöèàëèñòîì.

Ñêà÷àòü

Ëæåö íà êóøåòêå

Èðâèí ßëîì

Ðîìàí Èðâèíà ßëîìà “Ëæåö íà êóøåòêå” — óäèâèòåëüíîå ñî÷åòàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðîíèöàòåëüíîñòè è âîñõèòèòåëüíî æèâîãî âîîáðàæåíèÿ, îáëå÷åííîå â ÿðêèé è èçÿùíûé ÿçûê ïðîçû. Èçìåíèâ äàâíåé ïðèâû÷êå ðàññêàçûâàòü ÷èòàòåëþ î âíóòðåííåì ìèðå è ñîêðîâåííûõ ïåðåæèâàíèÿõ ñâîèõ ïàöèåíòîâ, äîêòîð ßëîì îáðàùàåòñÿ ê äðóãèì ó÷àñòíèêàì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ îòíîøåíèé — ê ñàìèì òåðàïåâòàì. Èõ èñòîðèè ðàññêàçàíû ñ óäèâè — òåëüíîé òåïëîòîé è áåñïîùàäíîé îòêðîâåííîñòüþ. Îáðàòèâøèñü ê ðàáîòå äîêòîðà ßëîìà, ÷èòàòåëü, êàê âñåãäà, íàéäåò çäåñü èíòðèãóþùèé ñþæåò, ïîòðÿñàþùèå îòêðûòèÿ, ïðîíèöàòåëüíûé è áåñïðèñòðàñòíûé âçãëÿä íà òåðàïåâòè÷åñêóþ ðàáîòó. ßëîì ïîêàçûâàåò èçíàíêó òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîöåññà, ïîçâîëÿåò ÷èòàòåëþ âêóñèòü çàïðåòíûé ïëîä è óçíàòü, î ÷åì æå íà ñàìîì äåëå äóìàþò ïñèõîòåðàïåâòû âî âðåìÿ ñåàíñîâ. Êíèãà ßëîìà — ïðåêðàñíàÿ ñìîòðîâàÿ ïëîùàäêà, ñ êîòîðîé ÿñíî âèäíî, êàêèå ñòðàñòè âëàäåþò ó÷àñòíèêàìè ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Ñêà÷àòü

Õðóïêèå æèçíè. Èñòîðèè êàðäèîõèðóðãà î ïðîôåññèè, ãäå íåò ìåñòà ñîìíåíèÿì è ñòðàõó

Ñòèâåí Óýñòàáè

«Îïåðàöèÿ ïðîøëà óñïåøíî», – ïðîèçíîñèò ñ ýêðàíà óòîìëåííûé, íî äîâîëüíûé ñîáîé õèðóðã, è çðèòåëü óäîâëåòâîðåííî âûêëþ÷àåò òåëåâèçîð. Íî ìàëî êòî çíàåò, ÷òî â ðåàëüíîé æèçíè ñàìîå ñëîæíîå çà÷àñòóþ òîëüêî íà÷èíàåòñÿ. Îò÷åãî óìèðàþò ïàöèåíòû êàðäèîõèðóðãà? Îòòîãî, ÷òî åãî ðóêà äðîãíóëà âî âðåìÿ îïåðàöèè? Èç-çà áàíàëüíîé îøèáêè? Äà, áûâàåò è òàêîå. Íî ÷àùå âñåãî ïðè÷èíà â òîì, ÷òî ÷åëîâåê èçíà÷àëüíî áûë ñëèøêîì áîëåí è ïîìî÷ü åìó ìîãëî ëèøü ÷óäî. È ïîðîé ÷óäåñà âñå æå ñëó÷àþòñÿ – áëàãîäàðÿ óïîðñòâó è ðåøèòåëüíîñòè òàëàíòëèâîãî äîêòîðà.

Ñ èñêðåííåé ïðèçíàòåëüíîñòüþ è óâàæåíèåì Ñòèâåí Óýñòàáè ïèøåò î ëþäÿõ, êîòîðûå äâèãàþò êàðäèîõèðóðãèþ âïåðåä: î êîëëåãàõ-õèðóðãàõ è î äðóãèõ ÷ëåíàõ îïåðàöèîííûõ áðèãàä, îá èíæåíåðàõ-èçîáðåòàòåëÿõ è î ïðîèçâîäèòåëÿõ ìåäèöèíñêîé àïïàðàòóðû.

Ñ îãðîìíûì ñî÷óâñòâèåì è ëþáîâüþ àâòîð ðàññêàçûâàåò î ëþäÿõ, êîòîðûå ââåðÿþò âðà÷ó ñâîå ñåðäöå. «Õðóïêèå æèçíè» íå ïðîñòî èñòîðèÿ òàëàíòëèâîãî õèðóðãà – ïðåæäå âñåãî ýòî èñòîðèè åãî ïàöèåíòîâ, çà êîòîðûìè ñëåäèøü ñ íåîñëàáåâàþùèì âíèìàíèåì, ïåðåæèâàÿ, åñëè ÷óäà íå ñëó÷èëîñü, è ðàäóÿñü, êîãäà ÷åëîâåê âîïðåêè âñåì ïðîãíîçàì âîçâðàùàåòñÿ ê æèçíè.

Ñêà÷àòü

Òóê-òóê, ñåðäöå! Êàê ïîäðóæèòüñÿ ñ ñàìûì íåóòîìèìûì îðãàíîì è ÷òî áóäåò, åñëè ýòîãî íå ñäåëàòü

Éîõàííåñ Õèíðèõ ôîí Áîðñòåëü

Íàøå ñåðäöå – íåóòîìèìûé òðóæåíèê. Íå îñòàíàâëèâàÿñü íè íà ñåêóíäó, îíî ñòó÷èò è ñòó÷èò: â ñðåäíåì çà 70 ëåò íàáåãàåò áåç ìàëîãî 3 ìèëëèàðäà ðàç. È âñå äëÿ òîãî, ÷òîáû ìû ìîãëè æèòü â ñâîå óäîâîëüñòâèå. Âçàìåí æå ñåðäöå íå ïðîñèò ïî÷òè íè÷åãî, åäèíñòâåííîå, ÷òî îò íàñ òðåáóåòñÿ, – áåðå÷ü åãî. Íî êàê èìåííî? Ñàìûé ïîïóëÿðíûé îòâåò áóäåò âûãëÿäåòü ïðèìåðíî òàê: íàäî ïðàâèëüíî ïèòàòüñÿ, çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé, îòêàçàòüñÿ îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê, èçáåãàòü ñòðåññà… Óâû, ýòè îáùèå ôðàçû íàñòîëüêî íàâÿçëè â çóáàõ, ÷òî ìû ëèøü îòìàõèâàåìñÿ îò íèõ. È ïîòîì, íó êàê ëþáîâü ê ôàñòôóäó èëè êðóæêà ïèâà ìîæåò íàâðåäèòü ñåðäöó? Âû ïðàâäà õîòèòå ïîíÿòü? Òîãäà ïðî÷òèòå ýòó êíèãó. Åñëè ïîäóìàòü, ìû êðàéíå ìàëî çíàåì î ñåðäöå, åãî ðàáîòå è ïðîáëåìàõ. ×òîáû èñïðàâèòü ýòî óïóùåíèå, êàðäèîëîã Éîõàííåñ Õèíðèõ ôîí Áîðñòåëü è íàïèñàë ñâîþ êíèãó.

Ñêà÷àòü

Xèðóðã

Ìàðèíà Ëüâîâíà Ñòåïíîâà

Ïðåäåëüíî æåñòêàÿ, áåñïîùàäíî êðàñèâàÿ ïðîçà, ãäå èñòîðèÿ ïëàñòè÷åñêîãî õèðóðãà Õðèïóíîâà ïåðåïëåòàåòñÿ ñ ñóäüáîé Õàñàíà èáí Ñàááàõà, ïåðñèäñêîãî Ñòàðöà Ãîðû è îñíîâàòåëÿ ñåêòû àññàñèíîâ, ãäå íèêòî íèêîãî íå ëþáèò, ãäå êàæäûé îäåðæèì ñâîèìè äåìîíàìè íàêðåïêî è áåç âñÿêîé íàäåæäû íà ñïàñåíèå. Ýòî ðîìàí î áåçóìèè, ñìåðòè, çëå è… êðàñîòå. È î òîì, ÷òî íå êàæäûå æåëàíèÿ ñòîÿò îñóùåñòâëåíèÿ.

Ñêà÷àòü

Íå íàâðåäè

(Èñòîðèè î æèçíè, ñìåðòè è íåéðîõèðóðãèè)

Ãåíðè Ìàðø

Ñîâåðøàÿ îøèáêè èëè ñòàëêèâàÿñü ñ ÷óæèìè, ìû óñïîêàèâàåì ñåáÿ ôðàçîé «×åëîâåêó ñâîéñòâåííî îøèáàòüñÿ». Íî óòåøàåò ëè îíà òîãî, êòî ñòàë æåðòâîé ÷óæîé íåêîìïåòåíòíîñòè? È óòåøàåò ëè îíà âðà÷à, êîòîðûé íå ñìîã ïîìî÷ü?

Íàì õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî âðà÷ íåïîãðåøèì íà ñâîåì ðàáî÷åì ìåñòå.  îïåðàöèîííîé âñåìîãóù, íèêîãäà íå óñòàåò è íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ ïëîõî, íå ðàçäðàæàåòñÿ è íå îòâëåêàåòñÿ íà ïîñòîðîííèå ìûñëè. Íî êàêîâî ýòî íà ñàìîì äåëå – áûòü íåéðîõèðóðãîì? Êàêîâî çíàòü, ÷òî îò òâîèõ äåéñòâèé çàâèñèò íå òîëüêî æèçíü ïàöèåíòà, íî è åãî ëè÷íîñòü – ñïîñîáíîñòü ìûñëèòü è òâîðèòü, ãðóñòèòü è ðàäîâàòüñÿ?

Ðàíî èëè ïîçäíî êàæäûé íåéðîõèðóðã íåèçáåæíî çàäàåòñÿ ýòèìè âîïðîñàìè, âåäü ëþáàÿ îïåðàöèÿ ñâÿçàíà ñ îãðîìíûì ðèñêîì. Ãåíðè Ìàðø, âñåìèðíî èçâåñòíûé áðèòàíñêèé íåéðîõèðóðã, ðàçäóìûâàë íàä íèìè íà ïðîòÿæåíèè âñåé êàðüåðû, è èòîãîì åãî ðàçìûøëåíèé ñòàëà çàõâàòûâàþùàÿ, ïðåäåëüíî îòêðîâåííàÿ è ïðîíçèòåëüíàÿ êíèãà, ãëàâíóþ èäåþ êîòîðîé ìîæíî óëîæèòü â äâà êîðîòêèõ ñëîâà: «Íå íàâðåäè».

Ñêà÷àòü

Áàéêè ñêîðîé ïîìîùè

Ìèõàèë Èîñèôîâè÷ Âåëëåð

«Áàéêè ñêîðîé ïîìîùè» – ñáîðíèê ðàññêàçîâ, íàïèñàííûé Ìèõàèëîì Âåëëåðîì. Îí î÷åíü îðèãèíàëåí è ïðèä¸òñÿ ïî âêóñó íå êàæäîìó. È äåëî òóò âîâñå íå â òàëàíòå àâòîðà, à ñêîðåå, â ìàíåðå ïîâåñòâîâàíèÿ. Ìíîãèì èíòåðåñíî, ÷òî ïðîèñõîäèò â ñôåðå ìåäèöèíû ñ äðóãîé ñòîðîíû, ò.å. íå ñî ñòîðîíû ïàöèåíòà, à ñî ñòîðîíû ïåðñîíàëà.  äàííîì ñëó÷àå ïðåäëàãàåòñÿ ïîñìîòðåòü íà ðàáîòó ñêîðîé ïîìîùè.

Читайте также:  Крупа перловка и сахарный диабет

Êîíå÷íî, êàæäûé ñëûøàë, ÷òî ìåäèêè äîëæíû îáëàäàòü êðåïêèìè íåðâàìè è áûòü äîñòàòî÷íî öèíè÷íûìè, ÷òîáû íå ñòðàäàòü îò ïðèñòóïîâ ïàíèêè èëè áåçìåðíîé æàëîñòè ê ïàöèåíòàì. Ýòà êíèãà êàê ðàç íàïèñàíà â òàêîì ñòèëå. Àâòîð äîñòàòî÷íî æ¸ñòêî îïèñûâàåò íåñêîëüêî ñëó÷àåâ, èñïîëüçóÿ ÷¸ðíûé þìîð.

 êíèãå îïèñàíû ðàçíûå ñèòóàöèè, ïîðîé íàñòîëüêî ïîðàçèòåëüíûå, ÷òî êàæóòñÿ âûäóìàííûìè. Óäèâëÿåøüñÿ, íà ÷òî òîëüêî íå ñïîñîáíû ëþäè, èíîãäà îíè äåëàþò íåâîîáðàçèìûå âåùè. È âñ¸-òàêè, íàâåðíî, ñëîæíî ðàáîòàòü â ñêîðîé ïîìîùè, âåäü êàê áû òàì íè áûëî, ïðèõîäèòñÿ âèäåòü î÷åíü ïå÷àëüíûå âåùè. Îäíàêî ïî÷åìó áû èíîãäà è íå ïîøóòèòü íàä ñàìîé ñìåðòüþ? Ïîðîé òîëüêî ýòî è ñïàñàåò â ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ.

Ñêà÷àòü

Êîãäà äûõàíèå ðàñòâîðÿåòñÿ â âîçäóõå

(Èíîãäà ñóäüáå âñå ðàâíî, ÷òî òû âðà÷)

Ïîë Êàëàíèòè

Ïîë Êàëàíèòè – òàëàíòëèâûé âðà÷-íåéðîõèðóðã, è îí ñ òàêèì æå óñïåõîì ìîã áû ñòàòü òàëàíòëèâûì ïèñàòåëåì. Âû äåðæèòå â ðóêàõ åãî åäèíñòâåííóþ êíèãó.

Áîëåå äåñÿòè ëåò îí ó÷èëñÿ íà íåéðîõèðóðãà è âñåãî ïîëòîðà ãîäà îòäåëÿëè åãî îò òîãî, ÷òîáû ñòàòü ïðîôåññîðîì. Îí óæå ïîëó÷àë õîðîøèå ïðåäëîæåíèÿ ðàáîòû, ó íåãî áûëà ìîëîäàÿ æåíà è ñîâñåì ÷óòü-÷óòü îñòàâàëîñü äî òîãî, êàê îíè íàêîíåö-òî íà÷íóò íàñòîÿùóþ æèçíü, êîòîðóþ ñòîëüêî ëåò îòêëàäûâàëè íà ïîòîì.

Ïîëó áûëî âñåãî 36 ëåò, êîãäà ñìåðòü, ñ êîòîðîé îí áîðîëñÿ â îïåðàöèîííîé, ïîñòó÷àëàñü ê íåìó ñàìîìó. Äèàãíîç – ðàê ëåãêèõ, ÷åòâåðòàÿ ñòàäèÿ – âìèã ïåðå÷åðêíóë âñåãî åãî ïëàíû.

Êòî, êàê íå ñàì âðà÷, ëó÷øå âñåãî ïîíèìàåò, ÷òî æäåò áîëüíîãî ñ òàêèì äèàãíîçîì? Ïîë íå îïóñòèë ðóêè, îí íà÷àë æèòü! Îí ìíîãî âðåìåíè ïðîâîäèë ñ ñåìüåé, îíè ñ æåíîé ðîäèëè ïðåêðàñíóþ äî÷êó Êýäè, ðåàëèçîâàëàñü ìå÷òà âñåé åãî æèçíè – îí íà÷àë ïèñàòü êíèãó, è îí ñòàë ïðîôåññîðîì íåéðîõèðóðãèè.

Ñêà÷àòü

Ìîðôèé

Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ

Òåìà ðàññêàçà-ïîâåñòè — áîðüáà çåìñêîãî âðà÷à ñ âîçíèêøåé ó íåãî ïðèâû÷êîé ê ìîðôèþ — ñâÿçàíà ñ áèîãðàôè÷åñêèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè Ì. Áóëãàêîâà 1916—1917 ãîäîâ.

Ñêà÷àòü

Çàïèñêè þíîãî âðà÷à

Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ

Ïî îêîí÷àíèè ìåäèöèíñêîãî ôàêóëüòåòà Êèåâñêîãî óíèâåðñèòåòà â 1916 ãîäó, ïîëó÷èâ ñòåïåíü ëåêàðÿ ñ îòëè÷èåì, Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ 4 ãîäà ïðîðàáîòàë âðà÷îì. Ìåäèöèíñêàÿ ïðàêòèêà ïèñàòåëÿ áûëà ïîëîæåíà â îñíîâó öèêëà «Çàïèñêè þíîãî âðà÷à».

Ñêà÷àòü

Âîîáùå ×ÓÌÀ!

(Èñòîðèÿ áîëåçíåé îò ëèõîðàäêè äî Ïàðêèíñîíà)

Àëåêñåé Ñ. Ïàåâñêèé, Àííà Íèêîëàåâíà Õîðóæàÿ

Îòêóäà ìîæíî óçíàòü î ÷óìå è õîðåå Ãåíòèíãòîíà, ñêëåðîçå è áîëåçíè Ïàðêèíñîíà, ñèíäðîìå Ñòåíäàëÿ è çàãàäî÷íîé «áåðè-áåðè»? Èç ìåäèöèíñêîãî ñïðàâî÷íèêà çàáîëåâàíèé — ñêàæåòå âû, è áóäåòå íåïðàâû, âåäü íåò ëó÷øåãî ñïîñîáà íàéòè ó ñåáÿ ñîòíþ ñèìïòîìîâ ñòðàøíîé çàðàçû, ÷åì íåóìåñòíîå ÷òåíèå ñêó÷íûõ ýíöèêëîïåäèé.

Íî åñëè ïî÷èòàòü î áîëåçíÿõ õî÷åòñÿ, à ñòàíîâèòüñÿ èïîõîíäðèêîì — íåò? Íà ïîìîùü ïðèäóò Àëåêñåé Ïàåâñêèé è Àííà Õîðóæàÿ — ó÷àñòíèêè ïðîåêòà «Íåéðîíîâîñòè» è ñîàâòîðû. Îíè òî÷íî çíàþò, êàê èíòåðåñíî è áåç ñòðàøèëîê ðàññêàçàòü îá èñòîðèè ðàçâèòèÿ ìåäèöèíû!

«Âîîáùå ×ÓÌÀ!» — êíèãà, ïîñâÿùåííàÿ ñàìûì èíòåðåñíûì, íà âçãëÿä àâòîðîâ, èñòîðèÿì îòêðûòèÿ è ëå÷åíèÿ çàãàäî÷íûõ çàáîëåâàíèé ñî âðåìåí Àâèöåííû è äî íàøèõ äíåé.

Ñêà÷àòü

Çàïèñêè íà êàðäèîãðàììàõ

Ìèõàèë Ñèäîðîâ

Åñëè ëè ñðåäè íàñ õîòü îäèí ÷åëîâåê, êîòîðûé íå êëÿë áû ïîñëåäíèìè ñëîâàìè âðà÷åé ñêîðîé ïîìîùè? È åñòü ëè õîòü îäèí ÷åëîâåê, êîòîðûé íè ðàçó íå âûçûâàë ñêîðóþ ïîìîùü?

 ýòîé êíèãå òî, ÷òî äóìàþò îíè ñàìè — âðà÷è, äëÿ êîãî ñóïîñòàòû, äëÿ êîãî ñïàñèòåëè.

«Çàïèñêè íà êàðäèîãðàììàõ» ñìåøíûå, ñòðàøíî ñìåøíûå, à äëÿ êîãî-òî ïðîñòî ñòðàøíûå.

Ñêà÷àòü

Äåðæèòå íîæêè êðåñòèêîì, èëè Ðóññêèå áàéêè àíãëèéñêîãî àêóøåðà

Äåíèñ Öåïîâ

Îí ñ äåòñòâà õîòåë áûòü âðà÷îì — òî åñòü ñíà÷àëà, êàê âñå — êîñìîíàâòîì, à ïîòîì ñðàçó — ãèíåêîëîãîì. Öåíèòü è óâàæàòü æåíùèí íàó÷èëñÿ ëåò ïðèìåðíî ñ ÷åòûðåõ, ïîýòîìó âûñøèì ïðîÿâëåíèåì ëþáâè ê æåíùèíå ñòàëî åãî æåëàíèå ïîìîãàòü èì â ìèíóòû, êîãäà îíè áîëüøå âñåãî â ýòîì íóæäàþòñÿ. Îí ðàáîòàåò â Ëîíäîíå ãèíåêîëîãîì-îíêîëîãîì è ñïåöèàëèçèðóåòñÿ íà ïàòîëîãè÷åñêèõ áåðåìåííîñòÿõ è îñëîæíåííûõ ðîäàõ.  áëîãîñôåðå åãî áîëüøå çíàþò êàê Ìàòðîñà Êîøêó. Ñåòåâîé äíåâíèê, â êîòîðîì îí îïèñûâàë áóäíè ñâîåé ïðîôåññèè, ÷èòàëè òûñÿ÷è — îíè ñìåÿëèñü, ïëàêàëè, ñîïåðåæèâàëè.

«Ýòà êíèãà — ñâîåãî ðîäà áîðòîâîé æóðíàë, â êîòîðûé çàïèñàíû ñîáûòèÿ, ñëó÷èâøèåñÿ çà äâàäöàòü ëåò ìîåãî ïóòåøåñòâèÿ ïî æèçíè.

Ïóòåøåñòâèÿ, êîòîðîå ïðèâåëî ìåíÿ èç ìàëåíüêîãî ãðóçèíñêîãî ïðîâèíöèàëüíîãî ãîðîäêà Ïîòè â ñàìîå ñåðäöå Ëîíäîíà.

Ïóòåøåñòâèÿ, êîòîðîå íàó÷èëî ìåíÿ ëþáèòü æèçíü è íåíàâèäåòü ñìåðòü âî âñåõ åå ïðîÿâëåíèÿõ.

Ïóòåøåñòâèÿ, êîòîðîå íàó÷èëî ìîè ãëàçà — áîÿòüñÿ, à ðóêè — äåëàòü.

Ïóòåøåñòâèÿ, êîòîðîå íàó÷èëî ìåíÿ ñìåÿòüñÿ, äàæå êîãäà âñåì íå äî ñìåõà, è ïëàêàòü, êîãäà íèêòî íå âèäèò».

Ñêà÷àòü

Îáîè-óáèéöû, ÿäîâèòàÿ âîäà è ñòóë-îáîëüñòèòåëü. Êàê âûæèòü â ñîáñòâåííîé êâàðòèðå

Äàðüÿ Âëàäèìèðîâíà Ñàðêèñÿí

Êàæäûé äåíü ìû äåëàåì ñîòíè ãëóïîñòåé – íà êóõíå, â âàííîé, â ñïàëüíå è çà ðàáî÷èì ñòîëîì. Çà÷åì-òî ñ óñèëèåì òðåì ñåáÿ ìî÷àëêîé, ïîêóïàåì îðòîïåäè÷åñêèå ìàòðàñû è áîèìñÿ îñëåïíóòü îò ïîñòîÿííîé ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì.Èç ýòîé êíèãè âû óçíàåòå, êàê æèòü ïî íàóêå è íå óìåðåòü ðàíüøå âðåìåíè. Ðàçâåí÷àíèå ìèôîâ íà êàæäîé ñòðàíèöå!

• Àíòèáàêòåðèàëüíîå ìûëî íàì íå íóæíî

• À âîò ïàñòó íàäî âûáèðàòü ñ óìîì, èíà÷å ïîòîì ïðèäåòñÿ ëå÷èòü çóáû

• Èç-çà íåïðàâèëüíîãî ìûòüÿ ðóê ìû ÷àùå áîëååì ÎÐÂÈ

• Ôèëüòðû äëÿ âîäû ìîãóò íàì íàâðåäèòü

• Ñèäåíüå óíèòàçà ÷èùå, ÷åì êàæåòñÿ, à êîâåð – íå î÷åíü

• Óæàñíî æàëü, íî öåëîâàòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ âñå-òàêè íå ñòîèò

Ìåäèöèíñêèé æóðíàëèñò Äàðüÿ Ñàðêèñÿí ïîïûòàëàñü ðàçîáðàòüñÿ â íàøåì ïîâñåäíåâíîì ïîâåäåíèè ñ òî÷êè çðåíèÿ äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíû: ÷òî èäåò íàì íà ïîëüçó, ÷òî – êàòåãîðè÷åñêè íåò, à â ÷åì âîîáùå íåò ñìûñëà. “Ïî÷åìó òàê, à íå èíà÷å?” – åå ëþáèìûé âîïðîñ.

Ñêà÷àòü

Ñêà÷àòü âñå êíèãè ñðàçó ìîæíî ÇÄÅÑÜ

Íà ýòîì ïîêà âñ¸! Ñïàñèáî, ÷òî ÷èòàåòå êíèãè! Íå áîëåéòå!

Ïîäáîðêó ñîñòàâèëà àäìèí Ýêñëèáðèñà

Источник